23 января отмечается всемирный День ручного письма. Пообщавшись с графологами и сделав небольшое собственное исследование, корреспондент m24.ru Маргарита Маслова выяснила, что можно сказать о человеке по его почерку, чем графология отличается от почерковедения и почему ручное письмо полезно для эмоционального здоровья.
Фото: ТАСС/YAY/Petro Feketa
Как формируется почерк
По словам экспертов, почерк формируется с раннего детства: в начальных классах ребенок обучается навыкам письма, к 13-14 годам почерк приобретает индивидуальные особенности и уже к 18-20-летнему возрасту складывается окончательно.
Мнение эксперта
Начальная школа влияет на почерк только в плане отработки навыка письма – этот навык в нас развивают и закрепляют, однако со временем ребенок доводит его до автоматизма и уже не сильно следит за тем, чтобы буквы были очерчены так, как этому учили в прописях.
Обычно с этого момента учителя начинают говорить, что почерк «испортился». На самом деле он просто перестал быть шаблонным и начал отражать индивидуальные черты характера. На почерк влияет сама натура человека. При этом личностные особенности отражаются в почерке только после того, как этот навык достиг автоматизма.
Лариса Дрыгваль
руководитель Центра изучения почерка Института графоанализа Инессы Гольдберг, графолог, кандидат психологических наук
Как рассказал m24.ru эксперт-криминалист, графолог Сергей Сергеев, с 18-20 лет у человека формируется так называемый динамический стереотип почерка. Если анализировать рукописи, сделанные до этого периода, в данных будет характерна незрелость, поскольку до этого времени почерк еще окончательно не сформировался. По словам эксперта, научиться писать – можно, а вот разучиться – нельзя, даже вопреки диктатуре компьютерной эры.
В 90-е годы ученые провели эксперимент: опыты были связаны с изменением личностных характеристик и почерка под влиянием гипноза. Путем внушения испытуемых возвращали в тот возраст, когда человек только учился писать – почерк моментально становился детским и неуверенным. Аналогичный процесс происходил, когда человека вводили в состояние более зрелого возраста – тогда почерк приобретал индивидуальные особенности, становился более уверенным и беглым.
Сверху – почерк в 27 лет в нормальном состоянии, снизу – почерк того же человека под гипнозом (осознание себя в 10-летнем возрасте).
Фото: иллюстрация из книги Дмитрия Зуева-Инсарова «Почерк и личность»
А НУЖНО ЛИ ВОЛНОВАТЬСЯ?
Первым делом стоит пояснить, что плохой почерк – понятие субъективное. Если вам самим он не нравится, это не значит, что у ребенка есть проблемы. Другое дело, когда замечание делает учитель.
Педагоги обращают внимание на действительно важные моменты:
- текст «уезжает» вверх или вниз, находится не на линии;
- нет интервала между словами;
- ребенок пишет в произвольной части листа;
- слишком мелкие или крупные буквы;
- разный наклон и размер букв и слов;
- слишком слабый или сильный нажим;
- неправильное соединение букв (А и О в тексте не отличаются);
- одинаковое написание разных букв (Н, И, П, К и других).
Что можно сказать по почерку
Каждый пишет, чем он дышит – именно так утверждают графологи. Почерк – это проекция внутреннего мира, темперамента и характера человека, его отношения к внешней среде и окружающим людям. Это зеркало нашей личности, отражающее этапы ее развития. Как отметил графолог Сергей Сергеев, почерк может дать полноценную психологическую характеристику и сказать многое об интеллекте, мотивации, типе мышления, самоощущении и самооценке. Также можно выявить наличие страхов, комплексов или психических расстройств.
Мнение эксперта: почерк в динамике
Почерк – это динамический процесс, непосредственно связанный с нервной системой и мозгом. Рука – это инструмент, с помощью которого мы отражаем свои мысли. Каждый из нас состоит из противоречий: наши психическая, нервная и творческая составляющие постоянно меняются.
Здесь многое зависит от настроения, возраста и состояния здоровья человека, внешней обстановки и условий, в которых был написан тот или иной текст. При грамотном анализе необходимо учитывать все эти факторы, именно поэтому специалисту желательно предоставлять несколько образцов почерка, сделанных в различные промежутки времени.
Обычно люди пишут текст в произвольном режиме и отдают его на анализ вместе с другими образцами – например, с черновиками, написанными несколько лет назад.
Сергей Сергеев
эксперт-криминалист, графолог, почерковед
Руководитель Центра изучения почерка Института графоанализа Инессы Гольдберг Лариса Дрыгваль отметила, ключевое преимущество графологического перед другими видами анализа заключается в следующем: графология позволяет дать комплексную оценку личности в максимально короткие сроки. Человеку не нужно тратить время на многократное посещение психоаналитика, отвечать на вопросы и заполнять анкеты – достаточно просто принести на экспертизу два-три листа формата А4, исписанных от руки. Это достаточно простой метод познания себя.
Кривые буквы
Анализ почерка позволяет точно диагностировать психические нарушения.
Дрожащий неразборчивый почерк, волнистые или зигзагообразные буквы характерны для пациентов, страдающих алкоголизмом.
Дрожащий витиеватый почерк, наползание букв друг на друга, большие интервалы между словами, отсутствие конечных штрихов — приметы почерка людей с истерией.
Фонари (непомерно большие буквы на фоне обычных) говорят о частичном поражении (или воспалении) определённого участка мозга.
Растянутый почерк, ненужные завитки и украшения, незаконченность, противоположные наклоны — показатели психоастении (бессилие и слабость психики).
Искривлённый почерк с ненужными точками — показатель эпилепсии. Различный наклон в одном предложении или слове позволяет заподозрить шизофрению.
Нарцисс Обама и резкий Трамп. Графолог о почерке известных политиков Подробнее
Чего по почерку определить нельзя
Фото: ТАСС/YAY
Почерк может сказать о многом, но далеко не обо всем. Три основные вещи, которые почерк вряд ли отразит:
- Пол. Определить, написан ли текст мужчиной или женщиной – нельзя. Однако в графологии существуют такие понятия, как гендерные мужской и женский типы почерка. Как отметил графолог Сергей Сергеев, женскому типу характерны округлость и дугообразность, мужскому – угловатость и аркаидность (форма перевернутой чаши). При этом как женщинам, так и мужчинам может быть свойственен противоположный их полу почерк. Это может говорить о преобладании в характере женщины мужского начала (прямолинейность, напористость, рационалистичность), а у мужчины – женского (эмоциональность, коммуникабельность, интуитивность).
- Профессия. По почерку нельзя определить, кем конкретно работает человек, но можно выявить личностные качества, свойственные той или иной сфере деятельности. Например, открытость и общительность свойственны людям гуманитарных профессий, сдержанность и аналитический склад ума – людям технических специальностей. При этом и те, и другие качества могут быть успешно задействованными в обоих вариантах. Как правило, творческим людям свойственна беглость письма, а предприимчивым – преобладание острых форм. Однако здесь очень важно учитывать и другие характеристики почерка, иначе анализ будет поверхностным.
- Поступки. Графологический анализ может лишь определить свойства и склонности человека к каким либо поступкам, но не сами действия. Почерк может говорить о склонности к агрессии, но никак не о способности убить или ограбить; о чувственности – но не о способности поцеловать первого встречного.
Мнение эксперта: почему ручное письмо полезно
Ручное письмо полностью активизирует разные отделы головного мозга: во время написания текста от руки происходит хорошее согласование левого и правого полушарий. В отличие от других способов передачи информации, именно ручное письмо способно развивать личность. Почему этому навыку очень важно обучить ребенка именно в детстве? Потому что почерк – это развитие, важное на раннем этапе формирования личности.
Человек также может продолжить саморазвитие через почерк уже будучи взрослым. Когда мы пишем на бумаге, мы проживаем написанное не только аналитически, но и эмоционально. Когда мы печатаем, такого синергетического эффекта не наступает. Печатный текст способен быстро выветриваться из памяти, рукописи же становятся частью нас самих и остаются с нами надолго.
Поэтому творческие личности очень часто записывают какие-то вещи от руки, так им проще поймать вдохновение. Набивание текста на компьютере огрубляет наше эмоциональное состояние.
Лариса Дрыгваль
руководитель Центра изучения почерка Института графоанализа Инессы Гольдберг, графолог, кандидат психологических наук
Диагностика
Диагностика подразумевает анализ письменной и устной речи. В зависимости от полученной информации составляют курс лечения. Пациенту назначают консультации окулиста, невролога и других специалистов. Сформированность речи определяет логопед. Врач исследует моторику пациента, определяет ведущую руку. Доктор проверяет словарный запас, грамотность речи, способность распознавать звуки, отображать слова на бумаге. Для определения причины возникновения синдрома проверяют слух, состояние центральной нервной системы. При необходимости назначают компьютерную томографию и МРТ. В сети клиник ЦМРТ обследование подразумевает следующие методы:
Зачем нужна графология
Фото: ТАСС/YAY
Сегодня графология активно применяется в судебной и психотерапевтической практиках. Криминалисты помогают установить личность человека, другие эксперты – лучше познать себя или определиться с выбором профессии. В этом контексте важно понимать разницу между графологией, направленной на анализ личностных характеристик сквозь призму почерка, и почерковедением, нацеленном на экспертизу непосредственно навыков письма без каких-либо выводов о психологическом портрете.
Мнение эксперта: Графология и почерковедение
В КРИМИНАЛИСТИКЕ:
В криминалистике больше задействуют почерковедение, нежели графологию. Почерковедение отождествляет почерки: на основе сравнительного анализа оно помогает сделать вывод, было ли написанное выполнено одним и тем же лицом, или нет.
Почерковедение применяют, чтобы установить личность. Графология же позволяет определить психологический портрет – в криминалистике она может давать второстепенные значения для обнаружения лица, которое разыскивается.
ПОЧЕРК И ПОДПИСЬ:
В почерковедении почерк и подпись считаются двумя самостоятельными объектами, информативными в равной степени. В графологии они информативны только, если рассматривать их совместно. Подпись – это визитная карточка, говорящая о том, каким человек хочет казаться.
Подпись – это образ, который может не соответствовать реальному психическому содержанию. Более того, у человека может быть несколько подписей. С графологической точки зрения, почерк дает более подробную информацию, чем подпись.
Сергей Сергеев
эксперт-криминалист, графолог, почерковед
Как отметила кандидат психологических наук, графолог Лариса Дрыгваль, графология является лишь методом психодиагностики через почерк, поэтому в идеале хороший графолог должен быть профессиональным психологом, прошедшим в специализированных институтах курсы профессиональной переподготовки, на которые должно уходить не менее полутора лет.
По ее словам, главная черта графолога – стремление к познанию. Специалист должен быть максимально беспристрастным. К клиенту у него не должно быть никаких симпатий или привязанности. У каждого человека есть свои плюсы и минусы и задача графолога – понять, в каком балансе находятся эти характеристики, чтобы не преувеличить одни и не нивелировать другие.
Мнение эксперта: кто и зачем приходит к графологу
Чаще всего люди приходят к графологу, чтобы разобраться в себе – в своем внутреннем мире, в своих состояниях. Люди пытаются познать себя и улучшить свою жизнь в качественную сторону. Графологический анализ может помочь понять причины проблем с работой или личными отношениями.
Люди также часто обращаются к графологу за помощью в профессиональной ориентации. Часто по такому поводу приходят родители детей, поступающих в вузы, чтобы выбор института был связан с задатками ребенка и не был принудительным.
С похожим запросом в графологические центры обращаются клиенты старше 30 лет, которые уже успели отучиться, поработать по специальности и понять, что это не их профессия – консультации графолога помогают им лучше понять себя и найти то, что действительно отвечало бы их способностям и желаниям.
Лариса Дрыгваль
руководитель Центра изучения почерка Института графоанализа Инессы Гольдберг, графолог, кандидат психологических наук
Трактуем почерк правильно: лайфхаки от графологов
Фото: ТАСС/YAY
Чтобы графологический анализ был полноценным, эксперты рекомендуют придерживаться следующих условий при написании текста:
- Рукопись должна быть выполнена на чистом не разлинованном листе формата А4;
- Писать обязательно синей шариковой ручкой на ровной поверхности, под бумагу нужно подложить еще как минимум три листа – это даст возможность учитывать такую характеристику, как нажим;
- Текст должен быть произвольным: при переписывании готовых фраз или цитировании человек будет больше контролировать себя. Для графологического анализа важна свобода написания, более четко отражающая внутренние и бессознательные процессы;
- Для полноценного анализа пары фраз недостаточно. В идеале должно быть исписано как минимум два-три листа А4;
- Желательно, чтобы у специалиста были образцы почерка за разные периоды времени. Это позволит учитывать динамику развития личности и отделять перманентные факторы (настроение, плохое самочувствие) от неизменных личностных характеристик.
Автограф человека с психическим расстройством.
Фото: иллюстрация из книги Дмитрия Зуева-Инсарова «Почерк и личность»
После того, как был получен правильно выполненный образец, можно приступать непосредственно к интерпретации написанного. Условно можно выделить несколько базовых характеристик почерка, которые нужно учитывать при его анализе:
- Форма/высота/ширина: могут сказать об отношениях личности с внутренним и внешним мирами;
- Нажим: показывает степень энергичности человека;
- Движение, беглость письма: говорит о скорости психических процессов;
- Непрерывность: свидетельствует о последовательности действий;
- Наклон: говорит о движении эмоций;
- Однородность: постоянство/непостоянство личностных качеств;
- Штрихообразования: помогут при составлении психологического портрета;
- Использование пространства на бумаге: тяготение к прошлому/будущему, сознательному/бессознательному;
- Формы строк: могут многое сказать о темпераменте человека.
В качестве примеров графолог Сергей Сергеев привел округлый почерк (дуговые элементы форм – открытость, жизнерадостность, эмоции, чувства), крупный (экстравертность, основательность, уверенность в себе), мелкий (интровертность, усталость), быструю скорость письма, говорящую о гибкости человека, и медленную скорость, которая может свидетельствовать об упрямом характере.
Почерк Александра Пушкина.
Фото: иллюстрация из книги Дмитрия Зуева-Инсарова «Почерк и личность»
Интересным примером будет естественный каллиграфический почерк взрослого человека, который пишет так постоянно (важно: моменты, когда люди специально стараются писать красиво, например, делая открытки или заполняя документы, не считаются). По словам графологов, регулярное стремление к стилизованности может говорить об излишней концентрации на форме, а не на содержании. Как отметил Сергеев, если человек пишет стилизованно все время – он может быть скрытным и постоянно держать себя в рамках, стараясь демонстрировать окружению, что у него все в жизни идеально.
Форма
По форме почерк может быть круглым, угловатым, печатным. Закругленные красивые буквы указывают на то, что написавший их обладает веселым и добрым характером. Вероятно, это гармоничная, спокойная личность. Она с терпением и понимание относится к другим людям.
Угловатые буквы – свидетельство независимости, лидерства, стремления относиться ко всему критично, не поддаваться на бездумные уговоры окружающих. Часто обнаруживается склонность к соревнованиям.
Что о нас говорит наш почерк?
Угловатый почерк можно спутать с острым. В отношении обладателей последнего говорят, что они могут быть агрессивными, в то же время проницательными, умными. Обвиняют их в эгоизме и игнорировании интересов других людей.
За печатными буквами, написанными вручную, прячется человек с развитым самоконтролем. Он постоянно следит за своим и чужим поведением, эмоциями. Склонен носить маску, которая хорошо скрывает его истинное «я». Отсюда можно говорить о недостатке доверия, возможно, попытках обезопасить себя от оценок и критики окружающих.