Консультация для воспитателей. Значение общения в жизни человека


Само понятие общения имеет несколько определений, что связано с разными взглядами ученых и специалистов на данную проблему. Каждый из специалистов в этой области предлагает свое виденье и трактовку. Мы же просто попытаемся свести все к общему знаменателю.

Согласно краткому психологическому словарю, понятие общения – это сложный многоплановый процесс, направленный на установление и развитие контактов и связей, включающих обмен информацией, взаимодействие, восприятие и понимание собеседника.

Значение слова «общение» может меняться. Как было сказано выше, связано это с различными точками зрения, характерными для разных ученых и разного времени. Однако, в целом сущность общения остается неизменной – это обмен информацией с применением различных средств коммуникации.

Характерные свойства и черты общения

Понятие межличностного общения имеет три характеристики – это содержание, функции и средства. К содержанию относится передача информации, понимание и восприятие, взаимодействие собеседников, влияние друг на друга, взаимная оценка и обоюдное управление деятельностью. Из содержания вытекают основные функции общения, которые разделяются на коммуникативную, информационную, когнитивную, эмотивную, контативную и креативную. В случае отсутствия или нарушения хотя бы одной функции общения, оно страдает.

Структура общения

В структуру общения входит:

  • само содержание, то есть та информация, которую люди передают (знания, умения, опыт, навыки);
  • цель, то есть потребности, обусловившие начало контакта (познавательные, социальные, культурные, творческие, эстетические, нравственные и другие);
  • средства передачи информации (кодирование, переработка, расшифровка, передача на носителе, речь).

Мы посылаем информацию не только устной и письменной речью (в том числе рисунками, чертежами), но и с помощью тактильных контактов (рукопожатие, поцелуй, объятие), ощущений (наблюдение за движениями или речью человека на расстоянии, в том числе звуками, например, вдохами), технических средств коммуникации.

Природа возникновения общения и потребности в нем


Общительный человек смело шагает навстречу новому – новым знаниям, новой информации, новым людям. Открытые и любознательные личности, сами того не замечая, обеспечивают себе массу интересных встреч, событий, знакомств, новых целей, но ведь сущность общения, как и само общение, заключается не только в этом. Для каждого человека возможность пообщаться с себе подобными является залогом постоянного пополнения жизненного багажа, интеллектуального и психологического развития. В этом же проявляются и основные цели общения. Дарованная природой особенность помогла человеку выжить и утвердиться среди других, более сильных видов.

Как вы думаете, открыли бы вы в себе тягу к точным наукам или музыке, если бы не ходили в школу и не посещали эти предметы, какими бы скучными они ни казались вам изначально? Нет, ведь общение играет крайне важную роль, а учитель, преподавая нам в школьные годы какой-либо предмет, беседуя с нами, учениками, не только выявляет те или иные способности, но и помогает развивать их, параллельно прививая и основные правила общения.

«Дурная кровь» Роулинг стала самой популярной новогодней книгой

Опубликовано: 20 января 2021
При этом в праздники россияне активнее читали и слушали книги по саморазвитию, психологии, личностному росту и эффективности.

Новый захватывающий детектив «Дурная кровь» британской писательницы Джоан Роулинг, пишущей под псевдонимом Роберт Гэлбрейт, стал самой популярной электронной книгой прошедших новогодних праздников у россиян. Рейтинг самых читаемых книг составил сервис «ЛитРес».

В лидерах также бестселлер Майка Омера «Внутри убийцы» , мотивирующая книга Даниеля Канемана «Думай медленно… решай быстро» , универсальное пособие по преодолению экзистенциальных кризисов «Расширить сознание легально» Владислава Гайдукевича и новый хит Фредрика Бакмана «Тревожные люди».

Становление личности


На этапе становления человека, как личности, то есть, еще со школьных лет, особенно важную роль играет общение с родителями. В идеале, необходимо стараться беседовать с ними, как можно больше и чаще, делиться новостями, происходящими событиями. Предельно важно в разговорах с родителями не обманывать их, быть откровенным, искренним и честным. Таковы цели общения и их основные правила на данном этапе.

То, что школьникам кажется непонятным, к примеру, родительский запрет, в большинстве случаев оказывается правильным решением. Только представьте, если бы в юношеские годы нам было позволено абсолютно все. Наверное, неприятности преследовали бы нас на каждом шагу, и мы, будучи еще детьми, понятия бы не имели, как из них выбраться.

Период подросткового созревания особенно важен в развитии человека и его коммуникационных навыков, параллельно с которыми развивается и психика. Человек познает сущность общения пока он взрослеет, учится в школе, ВУЗе. За это время жизненный багаж пополняется не только научными знаниями, но и обычными жизненными навыками, опытом как чужим, так и собственным. На этом этапе по большей части приходится контактировать со сверстниками, но ведь это несказанно помогает формированию личности. Правда, если только при этом придерживаться основных правил человеческого общения.

Почему общение важно для человека

Специальная психология — что это такое

Общение – залог успеха и выживания человечества как вида. На заре цивилизации люди выжили, лишь благодаря объединению усилий. Совместная трудовая деятельность, элементом которой является общение, способствовала углублению и расширению высшей нервной деятельности.


Без общения человечество остановилось бы в развитии

Если особенности физиологии передаются по наследству на основе генетической информации, то передача интеллектуальных и культурных достижений происходит, лишь благодаря общению взрослого поколения с детьми.

Важно! В процессе общения происходят развитие и формирование личности, закладываются социальные нормы и духовные ценности.

Некоторые люди ощущают низкую потребность в общении, считают себя индивидуалистами, одиночками, не нуждающимся ни в каких социальных контактах. Однако это не более, чем иллюзия. Без общения с другими не проявилась бы их индивидуальность, не сформировались бы личность и даже интеллект.

Как все зарождалось?


Задумывались ли вы когда-то над тем, зачем человеку общение? Попробуйте представить, что в ходе эволюции речевой аппарат так и не начал бы развиваться, а сами люди не проявляли бы стремления хоть как-то контактировать друг с другом. Как вы считаете, если бы стремление к коммуникации и получению новой информации у человека отсутствовало, а значит, отсутствовали бы и все функции общения, была бы эволюция в том виде, в котором мы ее видим сейчас и видели с тех пор, как человечество заинтересовалось развитием всего живого? Имели бы мы хоть малейшее понятие о том, что это такое – эволюция? Ответ однозначный – ничего этого бы не было. Общение сыграло свою роль, собственно, в нем и состоит основа выживания всех сложных видов, которая развита у многих живых организмов. И пусть у них это представлено не в том виде, к которому мы привыкли, тем не менее…

Общение – залог развития цивилизации, нерушимый фундамент социума. Однако, стоит понимать, что под этим подразумеваются не только звуки, которые мы способны воспроизводить своим речевым аппаратом. Глухонемые люди ведь тоже «разговаривают» друг с другом, правда, используют для этого не слова, а жесты.

Общение в любой его форме – это обмен информацией, единственный возможный вариант передачи новых знаний, навыков, опыта другим людям, ведь только так можно помочь друг другу, помочь выжить человеческому виду и развиваться дальше, но ведь и это не единственная функция общения.

Роль и значение общения в жизни человека

Одним из основных факторов формирования и существования культуры является общение. Вся человеческая жизнь так или иначе связана с общением, которое в основном лежит в основе всего, что делают люди.

Общение у животных

На самом деле общение характерно для всех живых существ. Таким образом, у животных есть разные способы передачи друг другу информации о биологически значимых событиях и условиях. Это особый язык жестов, поз и мимики, включая хвост как выражение эмоций, «язык» запахов, связанный с тем, что некоторые виды животных отмечают территорию, на которой они живут, своими фекалиями. Звуковые сигналы есть у всех видов животных. Например, лягушки издают 6, цыплята 13-15, лошади до 100 и ладьи до 120 различных звуков. Рыба издает много разных звуков. А между дельфинами ведется активная «беседа», даже если их разделяет расстояние в 8 тысяч. км.

Последовательность в поведении животных, возникающая в результате взаимодействия и реакции на врожденные сигналы, создает впечатление, что, как и люди, они разговаривают и понимают друг друга.

Неслучайно даже среди ученых есть те, кто считает, что у разных видов животных есть свой «язык», то есть средство общения, с помощью которого они передают подробную информацию обо всем, что с ними происходит. Итак, уже в 17 веке во Франции была издана «Книга гусиной речи», позже в Европе словари «языков» собак, кошек, кур (1800 г.) и ворон (1809 г.), а в Америке — книги. о языке обезьян, который гласит, что они, кажется, говорят на своем родном языке, отличающемся от человеческого только степенью сложности и развития. Известный русский поэт Велимир Хлебников сделал попытку создать словарь языка птиц. В Японии уже серьезно началась работа над автоматическими переводчиками «языка» собак, и устройство, содержащее около 200 «слов» и «фраз», уже поступило в продажу в магазинах Токио.

Однако утверждение, что у животных есть язык в полном смысле этого слова, не соответствует действительности. Врожденная, постоянная сигнализация животных коренным образом отличается от человеческого языка, который неотделим от человеческого сознания и мышления.

История возникновения речи

Человеческий язык в его современной форме возник не сразу, но прошел долгий путь в истории. Он возник из потребности древних народов разговаривать друг с другом на заре человеческого общества. Более или менее разнообразные звуки, относящиеся к конкретным ситуациям, предметам и действиям, впервые произносили неандертальцы, жившие 200–35 тысяч лет назад. Постепенно это начало сказываться на их физиологическом строении: неразвитая гортань, находившаяся в горизонтальном положении, медленно и планомерно начала переходить в вертикальное положение. Благодаря этому предки человека могли произносить артикулированные звуки. Предположительно, первой гласной кроманьонца современного типа, жившего 50-40 тысяч лет назад, был звук «а». Полиолингвисты считают, что таких звуков было не более 9, что позволило выделить не более 9 ситуаций.

Постепенно, шаг за шагом, люди установили прочную связь между произнесенными звуками и изображениями предметов и действий. Звуки от выражения чувств и эмоций превратились в названия предметов и действий с этими предметами. Слова и предложения были извлечены из изначально слабо демодулированных звуковых комплексов. Так появилась артикулированная речь, которая стала одним из первых отличий человека от животных.

Появление языка коренным образом изменило характер и роль межличностного общения. Под влиянием речи происходил процесс формирования человеческого мозга как органа сознания и мышления. Язык и мышление постепенно превратились в единый комплекс речи и мышления человека. Слово стало инструментом мысли, позволяющим мысленно «оторваться» от конкретной реальности, создавать слова, отражающие не только объекты и процессы, но и абстракции, обозначающие их свойства и особенности. Благодаря языку и мышлению содержание межличностного общения оказалось несравнимо шире, чем у животных.

Большое значение речи заключалось в том, что она позволяла передавать накопленный опыт. То, чему научилось одно поколение, можно было передать следующему.

Человек выучил язык, общаясь с другими людьми. Люди исчезли, но созданный ими язык передавался из поколения в поколение. В настоящее время в мире насчитывается более 3500 различных языков. И каждый язык — чей-то родной язык.

Язык каждого народа — это его историческая память, заключенная в слове. Язык — главное средство передачи национальной культуры. Следовательно, язык в самом широком смысле слова относится ко всей культурной системе. Язык в более узком смысле называется речью. Речь — это логически связанные слова, используемые в определенном порядке для обозначения понятий, объектов или действий.

Речь не передается генетически, наследуется только биопсихическая предрасположенность к ней. Первые три года жизни имеют решающее значение для развития речи. С первых же дней они поглощают звуки речи, собирают и накапливают слова. Постепенно ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и производить свои первые активные слова. До семи лет ребенок овладевает речью и использует ее все более полно и разнообразными способами для общения с другими людьми. Развитие общения с помощью речи происходит на протяжении всей жизни человека.

Язык относится к вербальным или вербальным (лат. Verbalis — вербальным) средствам общения. Но помимо этого, общение также может происходить с использованием невербальных средств, то есть невербальных средств, которые включают мимику, жесты и движения тела.

Человек должен общаться с рождения. Установлено, что с 1,5–2-месячного возраста развитие ребенка начинается в общении со взрослыми. Отсутствие такого общения может привести к серьезным порокам формирования человека в будущем. Поэтому дети, лишенные общения с рождения, росли идиотами и рано умирали. Известный исторический пример: король Пруссии Фридрих II в начале

Он решил провести эксперимент, убедившись, что если ребенок будет расти, не разговаривая с ним, он сам заговорит на этом древнем языке. Результат эксперимента был катастрофическим — все дети, подвергшиеся эксперименту, погибли. Неслучайно моряки, найденные на безлюдных островах, как правило, сходили с ума, забывали свою речь и сходили с ума.

Почему общается человек? У животных коммуникационные цепочки обычно не выходят за рамки биологических потребностей. У людей эти цели очень разнообразны и имеют много потребностей. Таким образом, посредством общения человек приобретает знания об окружающем мире, с помощью общения усваиваются социальные, культурные и моральные ценности. Без общения в обществе немыслимы процессы воспитания, образования, управления и обслуживания.

Какую роль играет коммуникация в человеческой жизни?

На вопрос, зачем человеку общение, отвечает история первобытного общества. Человеческая речь – это «первое дитя» коммуникации, которая у первобытных людей происходила посредством жестов. Именно тогда формировались первые правила общения, зарождались общие понятия, обозначение предметов, а затем уже формировалась и письменность. Так родился социум и общество в целом, установились правила межличностного общения, действующие и по сей день.

Нормальное, полноценное формирование психики, как и ее дальнейшее развитие, невозможно представить без коммуникации. Следовательно, роль общения в жизни человека предельно высока. Это ведь единственный способ обмена информацией, восприятия и понимания окружающего мира. Общение – это то, что отличает человеческий вид от других биологических видов, обитающих на Земле.

Невозможно недооценить и роль общения в профессиональной деятельности человека. Это специфический вид межличностного взаимодействия, так как в профессиональной деятельности есть свои правила общения, ограниченные общепринятыми правилами поведения и межличностных отношений в пределах одной организации (компании). Это еще называют корпоративной этикой.

Какие есть виды общения

Социальная среда — что это в психологии

В психологии существует множество классификаций общения. Далее представлены кратко основные его типы.

Вербальное и невербальное

Некоторые полагают, что человеческое общение – это лишь передача информации посредством речи (языка). Это гораздо более обширное понятие.

Существует сторона коммуникации, в которой обмен информацией между участниками происходит без помощи речевого аппарата и языковых средств – это невербальное общение. Инструментом здесь становится тело человека: мимика, позы, жесты.

Заблуждением будет думать, что с невербальной стороной общения имеют дело только глухонемые. Обычный человек получает большую часть информации об участниках беседы, считывая сигналы их тел. К примеру, каждый легко «чувствует», когда собеседник теряет интерес к предмету разговора: бедность мимики и жестов, потухший взгляд выдают его с головой. Умение понимать такой бессловесный язык помогает поддерживать обратную связь: узнавать, в чем нужно изменить свое поведение, чтобы достичь желаемого результата.

Прямое, опосредствованное, косвенное

Проблемы возникают, когда участники разговора отдалены друг от друга расстоянием или временем. Например, когда люди разговаривают по телефону или ведут переписку. При такой коммуникации не происходит полноценного психологического контакта. Этот тип общения называют опосредствованным.


Порой опосредствованное общение приводит к недопониманию

Выделяют также такой интересный вид общения, как косвенный. Он характеризуется включением в процесс дополнительного участника как посредника, через которого происходит передача информации. Для чего нужно общение в косвенной форме? Например, для проведения переговоров между конфликтующими сторонами.

Межличностное и массовое

Под массовым общением понимают множественные контакты незнакомцев. Прямое массовое общение можно наблюдать на митингах, собраниях, демонстрациях. Опосредствованное массовое общение имеет односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой информации. Благодаря массовой коммуникации, личности поддерживают отношения с широкой социальной средой.

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах. Оно подразумевает порожденную опытом совместной деятельности психологическую близость партнеров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие взаимопонимания и сопереживания.

Ролевое и личностное

Ролевое общение – это взаимодействие людей как носителей определенных социальных ролей (отца и сына, преподавателя и студента, начальника и подчиненного, возлюбленных). Зачем человеку общение «масок»?

Ролевое общение регламентировано принятыми в обществе правилами и спецификой обращения. Эти нормы помогают упростить процесс взаимодействия людей в стандартных ситуациях, облегчить выполнение задач каждого участника совместной деятельности.

Чем лучше понята роль, тем выше эффект его ролевого взаимодействия. Владение социальной ролью позволяет максимально использовать в общении качества своей индивидуальности, приближая тем самым общение к неформальному. Так, нередко официальные деловые разговоры между конкурентами протекают в форме дружеской беседы.

Личностное общение – это взаимодействие индивидуальностей, не детерминированных социальными ролями. Порой человек пытается обосновать свое нежелание общаться негативными эмоциями, которые якобы вызывает у него собеседник. Такие люди просто не понимают, для чего необходимо общение на личностном уровне.


Другой – это зеркало

Этот вид близости дает возможность выявлять и разрешать, прежде всего, свои нравственно-психологические проблемы. Когда человек перестает винить в своих эмоциональных реакциях партнеров по общению и начинает видеть в них отражение собственных страхов и желаний, ему становится понятна природа собственной души.

Зачем коммуникация нужна человеку?

Не столь важно, общительный ли вы человек или замкнутый в себе интроверт, привыкший к одиночеству, общение необходимо всем. Социальная потребность в разговоре с себе подобными – это естественная надобность, и без ее удовлетворения невозможно чувствовать себя полноценным.

Общение играет важнейшую роль в жизни человека. Разница может заключаться разве что в его количестве и частоте. Так, кому-то будет достаточно один-два раза в неделю выбраться куда-то с друзьями и побеседовать с ними, чтобы поднять настроение и улучшить самочувствие, а все оставшиеся дни такой человек вполне может находиться в одиночестве. А для кого-то общение играет более важную роль – такой человек и 20-ти минут не может провести наедине с собой, начинает страдать от скуки и испытывать непреодолимое желание с кем-то контактировать. К слову, такое желание в большей степени нацелено на сам процесс, а не на его конечный результат.

Зачем нужно общение

Малоизвестный факт: если человека надолго изолировать от общества, он начнёт деградировать. Появятся изменения в психике. Человек — существо стадное, и мы не можем нормально жить и развиваться без общения и взаимодействия.

Читайте также: Что такое прямая связь в WhatsApp?

Психологи под общением понимают взаимодействие при помощи слов, жестов, положения тела, мимики, выражения лица. Человеку очень важно, чтобы вокруг были такие же люди, как он

Почему так важно общение?

  1. Человек получает подтверждение своего «я» от окружающих. Происходит идентификация личности. Это не кажется значимым для сознания, но очень важно для подсознания. Мы смотримся в других, как в зеркала, и они показывают нам, кто мы есть.
  2. Общение позволяет сравнить себя с другими. Мы получаем оценку своих качеств, действий и поступков. Так человек устанавливает для себя рамки — моральные барьеры.
  3. Мы получаем одобрение, сочувствие и поддержку, как подтверждение, что наши чувства правильные и оправданные. Когда такие же, как мы говорят нам, что чувствовали в такой ситуации то же самое, становится легче пережить стрессовую ситуацию.
  4. Человек испытывает удовольствие, когда разделяет свои чувства с другими. Радость не будет полной, если рядом нет кого-то, кто мог бы порадоваться за тебя. А горе в одиночку пережить ещё сложнее. Это тоже свойство психики: советоваться, делиться.

Вот почему общение важно для человека. Благодаря ему он не теряет себя. Он ориентируется на других людей, сравнивает себя с ними. Так создаются общества людей, в которых не принято убивать, унижать. Люди строят мирную жизнь, удобную для большинства. Асоциальные личности есть и были всегда, но они являются, скорее, исключением, которое только подтверждает правило. Для них в нашем обществе есть специальные исправительные учреждения: кабинеты психологов, психиатров, тюрьмы.

Что порождает желание коммуницировать?

Люди жаждут общаться, можно назвать это банальным желанием, но более правильный термин – это потребность.

Так, с большой вероятностью можно сказать, что у детей общение – это неврожденная потребность. Формируется она под влиянием активности, которую проявляют присутствующие рядом взрослые, и возникает, зачастую, приблизительно к двум месяцам.

А вот подростки убеждены, что испытывают непреодолимое желание пообщаться. Убеждены они и в том, что делать это они могут ровно столько, сколько сами посчитают нужным. Именно поэтому большинство подростков протестуют против попыток взрослых контролировать их потребность в проведении времени с друзьями, а значит, и в дружественных беседах. На данном этапе не стоит забывать об основных функциях общения, которые играют свою роль в формулировке коммуникативных навыков.

У взрослых людей нужда в коммуникации тоже проявляется довольно сильно. Многие мужчины и женщины, контактируя с кем-либо меньше, чем им самим этого хочется, начинают погружаться в негатив.

Ранее не издававшиеся книги Толкина впервые выходят на русском языке

Опубликовано: 20 января 2021
Ранее не публиковавшиеся на русском языке произведения Дж. Р. Р. Толкина «Утраченный путь» и «Гибель Гондолина» впервые выходят в России, сообщили РИА Новости в пресс-службе издательства «АСТ».

«Утраченный путь» входит в состав 12-томной серии «История Средиземья». Автор начал работать над книгой во второй половине 20-х годов. Роман повествует о двух путешественниках во времени, которые пытаются попасть в древнюю эльфийскую землю Нуменор. Выход книги запланирован на февраль.

«Гибель Гондолина» — первое произведение Толкина о Средиземье, написанное в 1917 году в госпитале, где он восстанавливался после болезни. Книга появилась под впечатлением от кровопролитной битвы при Сомме. Автор повествует о падении эльфийской крепости Гондолин, взятой силами Моргота в Первую эпоху, за многие тысячи лет до событий «Хоббита» и «Властелина колец». Книга выходит в мае.

Отсутствие межличностных контактов и его последствия


То, какова степень потребности человека контактировать и взаимодействовать с себе подобными, определяет его жизнь в целом и нахождение (место) в обществе. Это может быть семья, рабочий коллектив, друзья, школа, группа в университете. Человек, лишенный возможности разговаривать и контактировать с другими людьми, а значит, неспособный выполнять все функции общения, никогда не сможет стать социальной личностью, приобщиться к социуму и культурно развиться. Человека он будет напоминать разве что внешне.

«Дети-маугли», лишенные возможности контактировать и взаимодействовать с представителями своего вида непосредственно после рождения или в раннем детстве, доказывают этот факт, а значит и то, насколько важной является роль общения в жизни человека. Находясь в изоляции от человеческой речи, они, естественно, даже не догадываются о том, каково это – побеседовать с кем-то. Организм у таких личностей развивается естественным образом, а вот развитие психики задерживается, а то и вовсе не происходит. Основная причина этого кроется в отсутствии коммуникативного опыта с другими людьми, а значит, и в отсутствии всех функций общения. Собственно, такие случаи, как ничто иное, доказывают то, насколько человеку важно контактировать и разговаривать с другими людьми.

Функции общения

Взаимодействие индивидуумов имеет ряд функций.

  • Передача информации.
  • Самопознание при внутриличностном общении.
  • Получение пользы, выгоды.
  • Светское общение, которое не несёт информационной пользы: люди говорят на общепринятые темы.
  • Возможность самоподтверждения.
  • Влияние на оппонента, манипуляция.

Многогранность общения в целях

То, ради чего и почему человек, как и любое другое живое существо, проявляет такого рода активность как коммуникация и потребность в ней – это и есть главные цели общения. Так, животные общаются для побуждения себе подобного к определенным действиям либо предупреждение о воздержании от какого-либо действия. Этот процесс подчиняется исключительно животным инстинктам, которым, собственно, и руководствуются представители фауны.

А вот целей человеческого общения значительно больше – помимо удовлетворения естественных биологических потребностей, характерных для животных, к человеческому взаимодействию добавляется еще и удовлетворение культурных, социальных, творческих, познавательных, эстетических, интеллектуальных, нравственных и прочих потребностей. Зачем человеку общение? Чтобы все эти потребности удовлетворять. Речевое взаимодействие между людьми можно смело назвать многоцелевым, а цели, на которые оно направлено, дают более, чем обширный ответ на вопрос, зачем человеку нужно общение и что это такое?

Польза общения

Не у каждого человека есть друзья. Так случается: есть люди, которые тяжело привыкают к другим, сильно отличаются от окружающих. Есть и те, кто просто не жаждет общения или не находит времени, чтобы сблизиться с другими. Для таких людей в ситуации стресса рекомендованы кабинеты психотерапевтов. Вот для чего нужно общение человеку: оно исцеляет.

Даже если у вас нет друга, которому вы могли бы довериться, поговорить о своих проблемах и получить поддержку, общение необходимо для психики. Когда человек не доверяет окружающим, всё держит в себе, проблемы накапливаются. Так возникают мышечные зажимы в теле, которые могут спровоцировать любое заболевание, кроме, пожалуй, сифилиса. Как писал один сатирик: «Все болезни от нервов, только сифилис от удовольствия».

Если о проблеме поговорить, она может разрешиться полностью или частично. В любом случае происходит разрядка. Польза общения для людей неоценима. В качестве такой разрядки психологи советуют вести личный дневник. Но гораздо эффективнее найти поддержку в лице собеседника.

Знание и опыт

Зачем человеку общение? Краткий ответ — для обмена информацией. Это даёт знания и опыт. Помимо собственного опыта мы перенимаем опыт других людей. Причём, вопреки расхожему мнению, учиться можно и у детей, не только у старшего поколения. Посредством контактов с другими людьми мы получаем новые знания обо всём. Это способствует личностному развитию. Наше окружение сильно влияет на нас, формирует нас, как личность. Поэтому родители часто беспокоятся за своих детей, которые выбирают себе друзей из разряда хулиганов. Чему они могут научить чадо?

Но это мнение спорное. Любой человек обладает определённым набором качеств. И даже у психов есть чему поучиться. Всё зависит от человека: мы сами решаем, что «брать» от окружающих. Ведь и образованные люди с хорошей репутацией могут научиться плохому. Например, высокомерию. А хулиганы могут научить, как постоять за себя. Они могут объяснить, что нельзя бросать друга в беде, покажут, что такое смелость. Все люди без исключения равны в этом плане. И в каждом есть добродетель и негативная сторона. Вот почему человеку необходимо общение: контактируя с разными людьми, мы сами выбираем, какие черты перенимать. Но мы в любом случае получаем знания и жизненный опыт.

Взгляд на вещи

Зачем нужно общение? Люди не всегда точно знают, как следует поступить в той или иной ситуации. Часто мы принимаем желаемое за действительное и действуем, исходя из неверных побуждений. Общение помогает рассмотреть проблему под другим углом. Человек начинает лучше понимать ситуацию, когда поговорит о ней с кем-то. Опыт других людей позволяет нам корректировать свои действия и не совершать ошибок. Это то, что даёт общение человеку. Если, конечно, человек достаточно умён, чтобы прислушиваться к другим.

Помощь и поддержка

Общение позволяет нам оказывать не только моральную помощь близким. Расскажите о своей беде по-настоящему близким людям, они помогут решить вопрос. Так, посредством общения, человек обретает помощников. Старая русская поговорка гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Люди помогают своим друзьям и в ответ они рассчитывают на такую же помощь. Это называется взаимностью. Она свойственна дружеским отношениям, ибо родственников мы не выбираем и они не всегда оказываются похожими на нас во взглядах на жизнь. Конечно, негласный закон предписывает и родственникам всегда помогать друг другу, но так поступают далеко не все. А друзья — это люди, которые ничем друг другу не обязаны. Как правило, именно на них и можно рассчитывать.

Стили и классификация


Исходя из некоторых особенностей, общение в жизни человека можно разделить на прямое (непосредственное) и косвенное (опосредствованное). В первом случае общение собеседников происходит напрямую, они общаются друг с другом, применяя соответствующую мимику, жесты, интонацию и тон.

Во втором случае информация между собеседниками передается не напрямую, а опосредовано (письма, документация, СМИ и т. д.). Стоит отметить, что прямое общение обладает лучшей результативностью и воздействием на собеседника, чем косвенное. Однако, первый вид в большей степени может быть подвергнут эмоциям, так как такое общение в жизни каждого человека происходит в реальном времени, а второй – здравому рассудку, так как есть время для того, чтобы осмыслить ситуацию, проанализировать ее.

Существуют также формальный и неформальный типы общения, из которых следует, что отношения между людьми бывают деловыми и личными. Следовательно, и правила общения для каждого из двух типов будут отличаться. В первом случае выражается симпатия или антипатия в отношении друг друга, уважение или его отсутствие, доверие или недоверие. А вот деловое общение – это отношения, которые складываются между людьми, состоящими в тех или иных социальных группах, организациях. В его основе лежат права и обязанности, действующие в той или иной группе (организации). Следовательно, роль общения в профессиональной деятельности человека и роль такового в повседневной, бытовой жизни существенно отличается. Если в первом случае человек ограничен определенными рамками и правилами, продиктованными организацией (компанией), то во втором он ограничен лишь своим собственным мнением, желаниями и особенностями характера. Общей здесь может быть разве что роль воспитания, но не роль общения в целом.

Коммуникация для психики человека

Коммуникация имеет большое значение в формировании психики человека, ее развитии и формировании разумного культурного поведения. Через общение с умственно развитыми людьми, благодаря широкому спектру возможностей обучения, человек приобретает все свои высшие способности и познавательные качества. Активно общаясь с развитыми людьми, он сам становится личностью.

Если бы человека от рождения лишили возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, а всю оставшуюся жизнь был бы обречен оставаться полуживотным, смотрящим только внешне, анатомофизиологически напоминает человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе, которые показывают, что человек, лишенный общения со сверстниками, даже если полностью сохранился как организм, остается биологическим существом в умственном развитии.

Примером может служить состояние людей, время от времени обнаруживаемых среди животных, которые долгое время, особенно в детстве, жили изолированно от цивилизованных людей или которые, будучи взрослыми, в результате какой-либо аварии оказались на долгое время в одиночестве, изолированном от собственного вида (например, после кораблекрушения).

Особенно важно для умственного развития ребенка его взаимодействие со взрослыми на ранних этапах их развития. В течение этого времени все его человеческие, умственные и поведенческие качества приобретаются почти исключительно через общение, так как ему не хватает способности к самообразованию и самообразованию, пока он не пойдет в школу, и тем более до начала подросткового возраста.

Умственное развитие ребенка начинается с общения. Это первый тип социальной активности, который происходит в онтогенезе и благодаря которому младенец получает информацию, необходимую для своего индивидуального развития.

Ни один мужчина не может обойтись без общения с другими людьми, которое обеспечивают семья, друзья, коллеги по работе. Чтобы общение было более эффективным, была создана речь, без которой нет социальной активности, которая помогает во многих существующих профессиях, например, юристы, учителя, политики, журналисты и так далее.

Каждый разговор — это взаимодействие двух людей: слушающего и говорящего. Однако особенность правильного общения в том, что роли в разговоре постоянно меняются, а успешный разговор основан на том, что двум людям нужны общие темы и знание языка.

Личность человека развивается в процессе общения, обучения и воспитания. По мнению специалистов, общение для человека так же необходимо, как и воздух.

Человеческая личность формируется в процессе общения. Не все люди образованы одинаково, поэтому более образованные и эрудированные люди влияют на своих собеседников, помогают им стать более продвинутыми и цивилизованными. Другое дело, что слушатель не восприимчив к этим рассуждениям.

Личность формируется не только в процессе общения с людьми. Есть примеры, когда детей воспитывали волки или обезьяны. Такие люди живут в соответствии с правами животных: выживают сильнейшие. Их восприятие информации извне очень искажено, все, что не связано с проблемой выживания, проходит через их сознание. Им очень трудно, если не невозможно, адаптироваться к человеческому обществу.

Поскольку общение является неотъемлемой частью жизни человека, оно, несомненно, оказывает огромное влияние на восприятие жизни. Кроме того, есть много способов повлиять на человека, например, гипноз, шантаж, внушение. Общение с вашим собственным видом просто необходимо. Через общение люди получают знания. Даже просто читая любую книгу, люди общаются с ее автором через печатное слово, они узнают, что писатель хотел сказать. Более того, чтобы получить какие-то знания, человек должен ими поделиться. Опять же, это может происходить только через общение, будь то печатное или устное слово.

Если человек не получает необходимой дозы общения, это приводит к ухудшению его психического состояния, лишается необходимой дозы информации, он становится замкнутым. Бывают случаи, когда одинокие люди страдали раздвоением личности, как будто в одном теле жили 2, а иногда и больше сознания человека. Это потому, что каждому социально адаптированному человеку нужен кто-то, чтобы выразить свои мысли и чувства, и существуют разные способы общения. Самый распространенный — вербальный — словесное общение. Именно ежедневное общение — самое главное в жизни человека.

Но есть еще и рождественское общение, когда люди общаются друг с другом всего несколько раз в году на разных праздниках. Кроме того, монолог — это суть еще одного способа общения. Каждое печатное слово может быть связано с общением посредством монолога.

Чтобы адаптироваться в обществе, нужно уметь не только говорить о себе, но и слушать других. Ваш круг друзей со временем будет меняться в зависимости от того, насколько вы эмоционально зрелы.

Что такое общение? Это совместные усилия людей, результат человеческих действий. На протяжении всей жизни мы знакомимся с новыми людьми и заводим новых друзей. Общение также можно рассматривать как цель, результат, то есть получение удовольствия и информации от общения. Хотя можно общаться только для того, чтобы «убить» время и не получить никакой пользы.

Мы делимся своими радостями и горестями с близкими нам людьми, они нас поддерживают, утешают, могут дать нам хороший совет. Итак, без общения, без общества человек просто превратился бы в животное, потому что в нем не было бы семени духовности и нравственности.

Есть много толкований термина «общение»:

  • тип активности
  • форма получения информации
  • особая форма человеческой деятельности
  • процесс формирования межличностных отношений
  • обмен радостями, чувствами, переживаниями
  • все обычные формы человеческой деятельности
  • удовлетворение потребности другого человека

Практически все формы человеческой деятельности связаны с общением (школа, работа, игры, развлечения). Даже общение с самим собой предполагает участие воображаемого партнера, есть диалог, сценарии и аргументы внутреннего разговора. У духовно развитых людей всегда глубокая внутренняя жизнь.

Знакомясь с новыми людьми, мы всегда оцениваем их характер и предпочтения, формируя к ним свое отношение. Вы можете дружить или ненавидеть друг друга всю оставшуюся жизнь.

Общение играет огромную роль в жизни человека, развитие нашей психики и наших способностей во многом зависит от общества. Однако существует теория, согласно которой человек есть сам, а общество — лишь эпизод в его жизни и не так сильно зависит от общества.

Но на самом деле общество помогает выявить наши черты характера. Он дает нам нормы морали и этики, традиции, ценности, помогает людям реализовать себя, найти друзей, любовь, позволяет людям быть такими, какими они хотят быть.

Искусство межличностной коммуникации


Общение – это естественный процесс. При идеальных обстоятельствах все люди должны беспрепятственно контактировать друг с другом. Вот только на деле, в реальной жизни некоторые особи испытывают боязнь коммуникации, которую называют социофобией. Потребность в контакте с другими людьми в таком случае отсутствует практически или полностью. Зачастую подобный страх возникает еще в подростковом возрасте, который является самым сложным этапом в жизни любого человека.

В случае, когда первый опыт осознанного вхождения в общество, первое общение с кем-либо имеет негативный характер, то и в дальнейшем такой человек будет испытывать проблемы с межличностными связями. Это сводит к минимуму потребность в разговорах и беседах с себе подобными, нередко приводит к замкнутости или же порождает желание избегать подобных «раздражителей», то есть социума в целом. Значение общения в человеческой жизни невозможно переоценить. Это искусство и навыки, которые приобретаются с годами. Вполне естественно, что коммуникативные навыки человека зависят не только от его личностных характеристик, но и от окружения, в котором он находился (находится) на разных этапах своей жизни.

Однако соблюдая правила межличностного общения, можно избежать многих неприятностей:

  • говорите с другим человеком так, как сами считаете наилучшим и единственно верным;
  • проявляйте уважение к тому, с кем разговариваете;
  • выражайте доверие и понимание в отношении того, с кем разговариваете.

Что будет без общения

Боязнь боли — что это за фобия

Объяснить, почему так важно общение, можно на примере так называемых «детей-маугли», воспитанных животными. Малыши, которые были полностью изолированы от человеческого сообщества в раннем возрасте, развивались нормально только на физическом уровне. Психика значительно задерживалась в развитии и так и не формировалась должным образом, даже когда реабилитацией детей усиленно занимались специалисты. «Дети-маугли» так и не смогли в полной мере овладеть человеческой речью, достичь нормального умственного и личностного развития, освоить законы в жизни в социуме.


Синдром Маугли – страшное последствие отсутствия человеческого общения

Вот почему каждому человеку необходимо общение с себе подобными хотя бы в детском возрасте. Кто-то в связи особенностями темперамента общается больше, кто-то – меньше. Находясь в социальном окружении на протяжении всего периода взросления, индивид осваивает все ведущие типы деятельности и виды общения, что превращает его в Человека в полном смысле этого слова.

Соблюдая простые правила

Как правило, беседы с родными, близкими и друзьями не вызывает у нас затруднений. Мы испытываем наиболее сильную тягу к разговорам с такими людьми, тем более, что мы прекрасно знаем об их реакции на те или иные высказывания, реплики, новости. С незнакомыми людьми желание пообщаться не столь высоко, но нередко оно является вынужденным, необходимым. Говорить с незнакомцами нужно только в положительном ключе, проявляя лишь положительные свойства и черты характера, будучи доброжелательными. Делать это лучше с улыбкой на лице, соблюдая существующие правила общения. Еще более важно, чтобы фразы, сказанные вами, были к месту.

Напоследок предлагаем вашему вниманию несколько эффективных рекомендаций для грамотного построения межличностных отношений и взаимодействия с окружающими:

  • будьте чувственны и внимательны к внутреннему миру собеседника;
  • помните, уважения достоин каждый;
  • проявляйте интерес к собеседнику, находите в нем положительные качества;
  • не обращайте внимания на мелкие недостатки, они есть в каждом; идеальных людей не существует;
  • развивайте собственное чувства юмора и самоиронии.

Виды и уровни общения

· Светское общение — его характеризует беспредметность (люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях). Это общение закрытое, так как точка зрения людей по тому или иному вопросу не имеет никакого значения и не определяет характера коммуникаций

Вступая в общение, человек вступает в бесконечное множество отношений, т.е. общение осуществляется на разных уровнях.

Существует несколько точек зрения на существование уровней общения.

Для чего нам общаться?

Общение выступает, в первую очередь, как способность контактировать с другими людьми. Людей, имеющих большое количество друзей и знакомых, ценят везде. Коммуникация, как способ взаимодействия между людьми, позволяет делиться опытом, получать новые знания, искать себе партнера и совершать многие другие действия. Без слов мы буквально безоружны.Для чего человеку общение? Чтобы поделиться своими мыслями с другими, скажите вы, и будете правы. Но люди на всех континентах создавали собственный, неповторимый язык и оригинальное произношение, руководствуясь более обширными целями.Важен постоянный диалог между людьми

  1. Полноценно взаимодействовать с другими индивидами.
  2. Развиваться как личность.
  3. Накапливать знания и опыт.
  4. Расширять кругозор.
  5. Ощущать тепло и поддержку.
  6. Наиболее полно истолковать свои мысли.
  7. Жить в социуме.
  8. Найти себе партнера.

Жить затворником и ни с кем не выходить на контакт — всё это негативно скажется на психоэмоциональном состоянии человека. Мысли и чувства должны находить выход. Даже разговор с человеком противоположной точки зрения даст вам эмоциональную разрядку.В идеале, для полноценной и счастливой жизни людям нужны единомышленники. Поддержать, понять и помочь разобраться в ситуации могут друзья и близкие люди. Общение помогает выстраивать молодым влюбленным гармоничные взаимоотношения. Обоюдное обсуждение трудностей уменьшает риск быть непонятым или не услышанным. Эта словесная терапия сводит к минимуму возможные конфликты. Мы такие разные: 4 коммуникативных типа людей↑

К чему приводит воспитание вне социума

Если бы человек рос без общения, он никогда не мог бы превратиться в полноценную личность, стать цивилизованным. Человеком он был бы только внешне. Это доказывает большое количество случаев воспитания так называемых детей-маугли. Самое большое их количество было зарегистрировано в Индии. В период с 1843 по 1933 год таких случаев было зафиксировано 15. Один из них – Дина Саничар, живший среди волков. Его вернули в человеческое общество, научили ходить (до этого он очень быстро передвигался на четвереньках), использовать посуду, одеваться. Однако говорить его так и не смогли заставить. Подобных случаев немало. Одичавших детей находят среди обезьян, волков, леопардов, панд. Их общие признаки – нарушения речи или же полная неспособность говорить, боязнь людей, неумение пользоваться столовыми принадлежностями. Это показывает, зачем человеку общение, каковы его основные функции в отношении формирования психики.

Нередко психологи отмечают, что тот человек, который достаточно много времени провел с животными, идентифицирует себя с «собратьями». Например, девушка в возрасте 18-ти лет, которую раньше воспитывали собаки, сумела научиться говорить. Однако она по-прежнему утверждала, что она – собака. Подобные истории также дают ясно понять, зачем человеку общение.

А стоит ли говорить?

Сдержанность и умение решать проблемы самостоятельно, «не ныть» и «не грузить» окружающих многими людьми воспринимается как исключительное достоинство. Мне плохо, но я улыбаюсь, говорю о солнышке и цветочках: ну разве я не молодец? Разве не оберегаю своих близких от негатива?

Ответ не совсем однозначный. Если речь идет о действительно близких людях, а не об уставших коллегах в период дедлайна. Дело в том, что родные и любящие зачастую действительно чувствуют нас, наше состояние, настроение, обиду или печаль. Но не находя им подтверждения, начинают волноваться. Ты о А собеседник ощущает тревогу: что-то не так. Может, он не заслуживает твоего доверия? Или обидел, сам того не заметив?

Некоторым людям просто не нужно делиться своими переживаниями — в силу внутренних особенностей. Никакой детской травмы или грустного опыта за этим может и не стоять. Просто одному человеку нужна большая группа поддержки, другому — беседа с другом, а третьему — чтобы его просто оставили в покое, не трогали, дали разобраться самому.

Что помогает людям общаться?


Ежедневное общение людей

Естественно основным инструментом общения выступает наш язык, и способность излагать свои мысли. Родная речь, жаргонизмы, сокращения, новые модные слова позволяет нам полноценно передать информацию.

Помимо традиционной речи, существуют другие способы передать информацию:

  • Эмоции;
  • Мимика;
  • Жесты;
  • Телодвижения.

С помощью только одного движения мы способны понять, что хочет нам сказать собеседник. Главное включить внимание и не упустить этот мимолетный жест.
Они используются, когда слова могут быть услышаны посторонними или при невозможности общаться при помощи речи. Эти невербальные сигналы являются частью нашей коммуникации.

Если говорить о чертах характера, здесь уместно назвать:

  • Дружелюбие.
  • Активность.
  • Социальная увлеченность.
  • Склонность к новым знакомствам.
  • Коммуникабельность.

Все перечисленные пункты подталкивают нас к заведению разговора. Застенчивым людям бывает сложно сказать «привет», поэтому так важно развивать в себе навыки коммуникации, они всегда пригодятся. Уверенный в себе парень с легкостью подойдет к понравившейся девушке, когда неуверенный в своих силах юноша будет надеяться на удачный случай.
Мы такие разные: 4 коммуникативных типа людей

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]