Стадии конфликта — краткое описание основных этапов в психологии

Всем привет! Какие стадии развития конфликта существуют, какая у них последовательность и как из них выйти? Об этом и еще многом интересном вы узнаете из данной статьи.

Каждый человек встречается с конфликтными ситуациями с близкими людьми, родственниками или коллегами по работе. Происходит это часто из-за отсутствия понимания логики разногласий. Существуют даже ученые, изучающие данные ситуации – конфликтологи. Они выделили 3 основные стадии конфликта.

Конфликт подразумевает под собой многогранность и подвижность под собой. Ссоры бывают разными, от того нет одного точного понятия. Благодаря знаниям из данной статьи, вы сможете выйти из любой конфликтной ситуации, будете понимать все этапы разрешения конфликтов.

Стадии конфликтных ситуаций

Психология в развитии конфликтов выделяет несколько стадий, обладающих отличительными чертами. Знакомство с этапами развития конфликтов, сопровождающими эскалацию разногласий, их характеристиками помогут находить пути для решения проблемы. Стадии развития конфликта поддерживаются участниками бессознательно, не отступая от стандартного сценария. Эмоциональные проявления, итог зависят от подготовленности сторон.

Латентная стадия

Когда появляются предпосылки для возникновения разногласий, говорят о возникновении конфликта. Существуют факторы, наличие которых провоцирует споры. К ним относятся:

  • Проблемы с передачей информации, когда возникает недопонимание, или факты искажаются;
  • Окружающая обстановка. Постоянное давление на человека при авторитарном стиле руководства, отсутствие возможности высказать собственное мнение, участие в работе без энтузиазма, отсутствие мотивации приводят к разного рода противоречиям;
  • Особенности характера, мировоззрения. Конфликт возникает, если встречаются люди, имеющие разные ценности, взгляд на проблемы. Также провоцируют развитие недовольств некорректное общение, хамство, неуважение к окружающим.

Данные причины не являются поводом для развития конфликта, но представляют собой почву, на которой легко разгорается спор, если факторы не устраняются. Тогда противоборствующие стороны переходят к следующим стадиям протекания конфликта, выйти из которых сложнее. Предконфликт в своем развитии включает этапы возникновения и осознания проблемы, попытки решения мирным путем и возникновение предконфликтной ситуации.

Конфликт

Когда во взаимодействие вступают две стороны, желающие доказать свою правоту или высказать мнение, наступает следующая основная стадия конфликта, напряженная. Именно общение, ущемляющее интересы участников, характеризует этап.

Разногласия становятся очевидными для всех, в том числе окружающих. Активное проявление эмоций – главный признак стадии. Как будет развиваться конфликт, зависит от подготовленности сторон. Обычно на первое место становятся эмоции, поэтому логика, здравомыслие отступают на второй план. Одна из сторон пытается ограничить действия другой, лишить ее объекта, являющего элементом структуры конфликта. В ход идут оскорбления, призванные унизить, обидеть, вызвать на эмоции. Не исключается насилие, цель которого – причинить физическую боль.

Проявление зависит от степени напряженности оппонентов, их способности сохранять хладнокровие и трезво смотреть на вещи.

Обратите внимание! Если мотив конфликта скрыт за другими причинами, люди не понимают сути происходящего. В результате обсуждения будут иметь затяжной характер. Важно осознавать проблему, чтобы расставить позиции оппонентов и приступить к урегулированию разногласий.


Напряженная стадия конфликта

Разрешение проблемы

Стороны понимают, что нужно искать правильные пути решения, чтобы выйти из возникшей ситуации. Действия направлены на то, чтобы конфликт прекратился. В литературе описаны следующие стадии разрешения конфликта:

  • Сотрудничество;
  • Компромисс;
  • Насилие;
  • Конфронтация;
  • Избегание конфликта.

Применение данных шаблонов позволяет добиться разных результатов, когда выгоду получат обе стороны или одна из них. При этом другая может остаться ни с чем или понести большие потери. Умение вести диалог и понимание сути проблемы помогут выйти из ситуации без прохождения всех стадий динамики конфликта и понести наименьшие потери.

Постконфликтная стадия

Противоборство заканчивается, стороны подводят итоги, определяют, оправдались ли их ожидания. Если участники смогли договориться и достойно выйти из конфликта, то, кроме выгоды, получают сохранение отношений. Доброжелательное завершение настраивает на позитивный лад, и постконфликт воспринимается как способ достижения компромисса. Когда одна сторона проиграла, после разногласий остается неприятный осадок, отношения разрушаются. Это может являться зарождением нового конфликта, так как взаимодействие, соответственно, информационный обмен будут нарушены.

Важно! Если отличать стадии конфликта, управлять ими, опираясь на здравый смысл, а не на эмоции, завершение его будет устраивать всех участников. Нужно уметь слышать противника и грамотно аргументировать свою позицию.


Мирное решение конфликта

Этапы развития конфликта.

Хотите принимать лучшие решения, найти идеальную карьеру, реализовать потенциал по максимуму и получить инструкцию индивидуального развития

? Все это можно сделать при помощи системы
Дизайн Человека
. Постройте свою карту и получите базовые разшифровки бесплатно.

Этап 1. Зарождение конфликта или «ничто не предвещало беды».

Чтобы распознать конфликт на начальном этапе нужна сверхинтуиция или многолетний опыт работы конфликтологом. На самом старте можно урегулировать ситуацию простыми способами. Когда на саму конфликтную ситуацию еще не потрачено время, не сформировались силы оппозиции, не привлечены участники со стороны. Лучшим способом урегулирования может стать простой разговор между сотрудниками, супругами, родителями, детьми. Он уменьшит разрушительные силы и приведет к конструктивному решению назревающей конфронтации.

Например: приход творческого и свободолюбивого сотрудника на фирму с жесткими дисциплинарными рамками порождает активное сопротивление с его стороны. Если проигнорировать сопротивление на ранних этапах, потратить силы на обучение новичка, убеждение, преодоление сопротивления, можно развалить сложившийся коллектив, потерять дисциплину и выпустить ситуацию из-под контроля.

Пройти тест на характер человека

Этап 2. Созревание или «поиски союзников».

На этом этапе оппоненты уже четко определяют сферу спорной ситуации: работа, дружба, семья, отношения, власть, деньги, секс и так далее. Одновременно проводится предварительная работа по сбору информации, обозначению союзников. Идут активные переговоры по поиску людей, который симпатизируют или не симпатизируют оппоненту. Постепенно сформировавшиеся группы концентрируются, набираются энергии. Одновременно могут происходить мелкие стычки, но до глобального столкновение еще не доходит. Лучший способ урегулирования – это вмешательство авторитетной стороны, которая поможет сторонам встретиться и договориться.

Например: вялотекущие ссоры между разными отделами на предприятии иногда длятся годами. За это время сотрудники больше озабочены взаимными обвинениями, обсуждением недостатков друг друга, нежели работой. В интересах руководителя – собрать оппонентов в одном кабинете, дать высказаться, подискутировать и разойтись по своим делам до того как разногласия приведут к массовому увольнению или открытому саботажу.

Этап 3. Инцидент или «спущенный курок».

К сожалению, иногда участники начинают распознавать конфликт только на этом этапе. Когда уже четко распределены роли «жертвы», «палача», «судьи», «базарной бабы», «миротворца», «козла отпущения» и другие. Как бы аккуратно не вела себя оппозиция, щелчком станет невымытая чашка, неправильная цифра после запятой в отчете, любое замечание. В итоге мелкий камушек приведет к обвалу породы. Лучшее, что можно сделать на этом этапе – сконцентрироваться на причине размолвки, а не на «мелком камушке».

Например: жена недовольна заработками мужа, муж постоянно критикует ее манеру вести хозяйство. Но причиной скандала становится плохая оценка в дневнике ребенка. Ребенок становится не только «камушком», но и «козлом отпущения». Супругам стоит вовремя понять причину недовольства, не срываться на детях, а поговорить обо всем наедине.

Этап 4. Конфликт или столкновение.

Именно на этом этапе проявляется агрессия, хамство, гнев – все те признаки конфликта, благодаря которым многие получают негативный опыт и конфликтобоязнь. Но во время столкновения происходит обмен информацией. В коллективе можно узнать о недочетах работы или организации труда, в семье – вскрыть причины недовольства, которые замалчиваются месяцами. Лучшее, что можно сделать в данной ситуации – помнить, что лучшим исходом ссоры считается мир.

Например: в отношениях родителей и подростка редко наблюдается полное согласие. Если просто давить авторитетом или делать вид, что ничего не происходит, можно разрушить отношения навсегда. Поэтому стоит попытаться услышать друг друга, выбирать слова, поделиться своими опасениями или переживаниями.

Этап 5. Развитие конфликта или выбор тактики.

На этом этапе предмет спора остается неизменным, но меняется поведение оппонентов. Могут даже перераспределиться роли. И вот уже нападавший сам становится объектом критики. Когда пик напряжения и агрессии спадает, оппоненты пытаются завершить ссору просто потому, что ситуация для них неприятна. Лучшее, что можно сделать, это подключить логику, рассудительность, вежливость, такт и выяснить отношения до конца.

Например: неприкрытое хамство, фразы «вы грубый человек» или «ты обманщик» переведут конфликт в плоскость выяснения отношений, а изначальная причина так и останется за кадром. Поэтому стоит не поддаваться на провокацию оппонента и пытаться докопаться до истины.

Предотвращение конфликта

Этапы отношений между мужчиной и женщиной — описание основных периодов

Чтобы не допустить развития конфликта, нужно сохранять спокойствие. Эмоции возникают при несоответствии действительности ожиданиям. Нужно понимать, что люди не идеальны, события не всегда складываются по спланированной схеме. Важно держать себя в руках, опираясь на разумные доводы, трезво оценивая происходящее.

Нужно стараться принимать сторону противоположной стороны, искать точки соприкосновения, чтобы выявить общую цель. Работа в одном направлении сближает и делает противоборство бессмысленным. Важно уважительно относиться к собеседнику, не переходить на личности. Оскорбления недопустимы, особенно, если человек специально этого добивается, пытается довести ситуацию до конфликта. Всегда нужно выслушать противоположное мнение, оценить его значимость для себя и собеседника, озвучить свои аргументы. Проведение обсуждения, основанного на уважении, поможет прийти к решению до возникновения эмоционального накала, тогда напряженные этапы конфликта минуют обсуждение стороной.

Способность предотвращать конфликты до периода разгорания споров – важное умение. Уже в школе начинают преподносить детям информацию в виде кратких курсов лекций. Учащиеся 6-7 классов знакомятся с понятием межличностных, групповых конфликтов.

Урегулирование конфликта

На какой стадии проще всего урегулировать конфликт, зависит от участников и целей, которые они преследуют. Когда собеседники готовы пойти на сотрудничество до начала бурных разногласий, решить проблему можно быстро и с максимальной выгодой. Если существуют недопонимание, нехватка информации, нужно вывести возможного противника на диалог. Конструктивное общение поможет назвать проблему и мирно устранить ее. Для этого нужно понимать суть, выяснить скрытый мотив конфликта, если он имеется.

Виды памяти у человека в психологии, классификация основных типов

Расположение к себе собеседника является обязательным атрибутом для определения причины разногласий.

Дополнительная информация. Общение на дружеской волне без перехода на личные темы, использование уместных шуток помогут создать комфортную атмосферу для беседы. Когда цель участника – добиться определенного результата, и он не намерен отступать, мирно решить проблему не получится. Поведение будет характеризоваться агрессивностью. Нужно оценить возможные потери и принять решение о тактике поведения, отступить до начала борьбы или попытаться свести к компромиссу.


Агрессия в конфликте

Нельзя избегать конфликта, надеясь на его самостоятельное разрешение. Такая тактика поведения отложит острую стадию процесса, но не устранит причину. Понимание проблемы и желание слушать собеседника помогут быстро справиться с ситуацией.

Самый эффективный метод урегулирования разногласий – сотрудничество. Когда стороны объединяются для достижения общей цели, это достигается при взаимопонимании участников, достигнутом в результате переговоров. Компромисс позволит решить проблему с минимальными потерями или выгодой для обеих сторон. Участники на основании полученной информации и собственного мнения принимают решение, устраивающее всех.

Конфронтация и насилие применяются при превосходстве одного из участников. Он может иметь неограниченную власть или ресурсы. Сопротивляться ему не представляется возможным, так как аргументы и другая точка зрения его не интересуют. Цель – получить желаемое любым путем. Такие тактики должны применяться в крайних случаях, если результат слишком важен, и нет другого выхода, кроме как принудить соперника выполнять неудобные для него требования.

Объект конфликта

Каждый конфликт имеет свои причины, возникает из–за необходимости удовлетворения каких-либо потребностей. Ценность, которая такую потребность способна удовлетворить и из-за владения которой возникают конфликты и является его объектом. Объектом конфликта могут быть материальные, духовные и социальные ценности. К примеру, простейший вариант межличностного конфликта – ссора детей из-за игрушки в детском саду. В этом случае объектом конфликта является игрушка как материальная ценность.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Причины возникновения конфликтов

Кризис подросткового возраста в психологии — что это такое, причины

Конфликтные ситуации провоцируют разные факторы, которые делят на группы:

  1. Личностные. Зависят от реакции человека на изменения, происходящие вокруг, способности общаться, вести диалог. Обычно конфликт склонны провоцировать эмоционально неустойчивые люди, не подготовленные к работе в коллективе. Когда не знают способов разрешения разногласий мирным путем, не могут расположить к себе, для них невозможно отражение эмоций собеседника;
  2. Социальные. Связаны с особенностями поведения, устоявшимися стандартами, принятыми нормами. Разногласия возникают при конфликте людей, принадлежащих к разным поколениям, несовместимости собеседников по характеру, темпераменту, следовании разным ценностям. Наличие лидера, который создает собственные задачи, противоречащие общим целям организации, может привести к негативным последствиям. Разлад в коллективе происходит даже при появлении нового сотрудника, если адаптация его затягивается;
  3. Объективные. Возникают, когда сталкиваются ценности людей, интересы. Проблемы могут быть реальными или выдуманными, существующими только в воображении. То есть человек предполагает наличие затруднения, накручивает себя на пустом месте, что бывает при отсутствии общения и нехватки информации;
  4. Организационные. Случаются в процессе профессиональной деятельности. Связаны с несоответствием сотрудника занимаемой должности, когда он не в состоянии справиться с обязанностями. Примером являются ситуации, провоцируемые руководителями, если они некорректно распределяют работу между подчиненными, не могут наладить между ними взаимосвязь, неправильно формируют задачи.

Перечисленными причинами провоцирующие конфликты факторы не ограничиваются. Знание мотива служит первым шагом на пути выхода из него. Важно определять вид конфликтов, носят они объективный или субъективный характер, чтобы понять тактику поведения и не привести к эмоциональному развитию напряженной фазы конфликта.


лагоприятное завершение конфликтной ситуации

Конфликтные ситуации неизбежны как в жизни, так и в профессиональной среде. Не нужно избегать и уклоняться от них, важно наладить общение и знать последовательность этапов конфликта и пути выхода из них с минимальными потерями.

Тесты по конфликтологии с ответами для преподавателей и студентов

Правильные ответы отмечены +

1. Предконфликтная ситуация – это:

+ нарастание социальной напряженности между оппонентами – потенциальными участниками конфликта из-за возникших противоречий;

— использование угрозы как способа воздействия на оппонента при проведении переговоров;

— действие, которое направлено против кого-либо другого.

2.Тест. Стимулирование конфликта предполагает:

+ целенаправленные действия субъекта управления, направленные на возникновение конструктивного конфликта;

— умышленный срыв рабочего процесса в виде отказа или ненадлежащего исполнения своих обязанностей;

— настойчивую борьбу за свои интересы, противоречащие другим.

3. Предупреждение конфликта представляет собой:

+ действия управленца по недопущению и нейтрализации факторов возникновения конфликта;

— наказание противодействующих оппонентов за участие в конфликте;

— мирное урегулирование возникших противоречий до начала открытого конфликта.

4. К этапам конфликта относятся:

+ предконфликтная ситуация; открытый конфликт с инцидентом, эскалацией и завершением; послеконфликтный период;

— возникновение противоречий, этап попыток снижения напряженности, нарастание противоречий, разрешение конфликта;

— инцидент, эскалация, примирение.

Тест — 5. Компромисс невозможен в конфликте:

+ ценностей;

— интересов;

— ресурсов.

6. Предметом конфликтологии являются:

+ закономерности появления и развития конфликтных противоречий, динамика и направления развития конфликтных ситуаций, способы и методы профилактики, решения и управления конфликтами;

— причины возникновения конфликтов в разных социальных сферах и способы их разрешения;

— предпосылки зарождения противоречий в различных социальных слоях общества, их профилактика и разрешение мирным путем.

7. Конфликтология как наука возникла, выделившись из наук:

+ социологии и психологии;

— философии и политологии;

— педагогики и культурологии.

8. Инцидент в конфликтологии – это:

+ формальный повод, позволяющий сторонам конфликта начать открытое противодействие;

— истинная причина возникновения непримиримых противоречий;

— отрицательное восприятие чьего-либо превосходства или успехов.

9. Объектом конфликтологии является:

+ социальный конфликт как специфический вид социального взаимодействия субъектов;

— межличностные конфликты сослуживцев в процессе трудовой деятельности;

— политические противоречия на разных уровнях власти, включая международные конфликты.

10. Основоположником американской конфликтологии считается:

+ Л. Козер;

— К. Боулдинг;

— Э. Берн.

11.Тест. Первый этап становления конфликтологии характеризуется:

+ формированием и развитием знаний о природе, принципах и видах конфликтов;

— появлением конфликтологических теорий и частных концепций;

— изучением конфликта как самостоятельного явления.

12. Поднятие уровня взаимной осведомленности сторон – это функция конфликта:

+ информационная;

— профилактическая;

— сигнальная.

13. Что такое толерантность?

+ Отсутствие или довольно незначительная реакция сторон на конфликтогенный фактор;

— Рост недовольства, отрицательной психологической напряженности и деструктивных социальных связей;

— Недобросовестное использование открытой информации.

14. Что представляет собой авторитет?

+ Признание со стороны других людей влияния и значимости кого-либо;

— Субъект, который отличается особенно активными действиями;

— Человек, для которого интересы других выше собственных.

15. Разрыв отношений как знак протеста против поведения оппонента называется:

+ бойкотом;

— блефом;

— бунтом.

16. Публичное высказывание мнений и обсуждение ключевых тезисов – это:

+ дебаты;

— беседа;

— декларация.

17. Замораживание конфликта предполагает:

+ его отсрочку с сохранением имеющихся противоречий;

— изучение возникших противоречий для определения их причин и прогнозирования;

— запрет управляющего субъекта на участие в конфликте во имя общих интересов.

18. Какая стратегия конфликтного поведения состоит в отказе от участия в конфликте с сохранением имеющихся противоречий?

— Избегание;

— Денонсация;

— Медиация.

19. Противоречия между равными по положению субъектами – это конфликт:

+ Горизонтальный;

— Межгрупповой;

— Политический.

20. Кризис в конфликтологии представляет собой:

+ точку степени нарастания остроты конфликта, при достижении которой ситуация кардинально меняется в сторону отступления либо применения силы;

— состояние эмоциональной разрядки;

— неадекватную эмоциональную реакцию на конфликтогенный фактор.

21. Человека, который не адаптировался к социальным ценностям и условиям вплоть до полного их отрицания, называют:

+ маргиналом;

— еретиком;

— медиатором.

22. Возмездное поведение, адекватное причиненному вреду, — это:

+ месть;

— насилие;

— моббинг.

23. Переговоры как способ разрешения конфликта представляют собой:

+ выдвижение своих требований каждой из сторон с одновременной готовностью к компромиссу;

— обращение за помощью третьей стороны;

— обязательства, данные участниками конфликта, по восстановлению мирных отношений.

24. Использование в процессе проведения переговоров разных приемов давления, включая угрозы, – это:

+ прессинг;

— месть;

— манипуляция.

25. Ренегат представляет собой человека, который:

+ после возникновения конфликта со своей группой, вышел из нее и стал вести борьбу извне;

— имеет завышенный уровень притязаний;

— выполняет функции посредника в урегулировании конфликтной ситуации.

26. Сравнительно устойчивый и упрощенный образ какого-либо социального объекта называется:

+ стереотипом;

— паритетом;

— макетом.

27. Ультиматум – это:

+ безапелляционное требование одной стороны конфликта к другой с угрозой применения радикальных мер разрешения спора при неисполнении этого требования;

— форма насилия, которой присущи особая жестокость и устрашение во имя достижения своих целей;

— готовность воспринимать будущие события максимально объективно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]