Объяснение того, чем индивид отличается от личности, заключается в двойственности человеческой природы. Человек рождается на свет с набором уникальных характеристик и свойств. О младенце можно говорить только как об индивиде, представителе вида Homo sapiens. Жизнь в обществе даёт возможность каждому индивиду социализироваться, развивать свои природные задатки и формировать уже личностные качества. О таких характеристиках человека, как личность и индивидуальность, можно говорить только тогда, когда он является полноправным членом общества.
Многочисленные примеры из жизни, когда в силу разных причин маленькие дети оказываются в обществе животных, подтверждают, что развитие человека как индивида продолжается по общим закономерностям. Ребёнок растёт, но не приобретает личностных качеств, так как лишён человеческого общения. Это подтверждает значимую роль социализации в формировании личности.
Дадим терминологическое определение с краткими характеристиками
Я перечислю самые ходовые слова, которые часто смешиваются обывателями. Возьмем широкий спектр объяснения – от бытового и разговорного до научного.
Человек
В первую очередь такое название используется в биологии, истории, археологии для разграничения биологического вида, имеющего определенные особенности строения тела и головного мозга. Это прямоходящее существо, наделенное когнитивными способностями. Слово уместно использовать и в сочетании с более социальным «человечество», и при противопоставлении с животным миром. Так можно назвать абсолютно каждого нашего «сородича» – от ребенка до взрослого.
Характерные черты, чем отличается человек от личности:
- Результат эволюционного процесса.
- Наличие сознания и самосознания.
- Потребность нахождения в социуме, необходимость общения с себе подобными.
- Единый способ коммуникации посредством языка, то есть работа речераспознования и речевоспроизвеения, за исключением тех, кто потерял возможность или с рождения не имел ее в связи с анатомическим строением.
- Особенности анатомии – прямохождение, наличие пальцев на руках и ногах.
- Возможность пользоваться приспособлениями для достижения цели – любые предметы, используемые по назначению.
Субъективное значение (то есть человек как субъект взаимоотношений, исторического процесса и культурного) превращает биологический вид в социальное существо.
Индивид
С латинского языка слово individuum переводится как «неделимый». Мы его фактически полностью калькировали (но значение «индивидуум» все же отличается).
Таким понятием можно назвать каждого человека, проживающего в группе, социуме и обладающего качествами, делающими его таким же, как и ближайшие сородичи. Однако это самостоятельная единица, имеющая самоценность. Это происходит из-за уникальности каждого отдельного организма на двух уровнях – физиологическом и психологическом. Это не качества, полученные с годами, а черты, которые являются врожденными – узко или широко посаженные глаза, наличие ямочки на подбородке, тембр голоса или звонкость смеха.
Характеристики, в чем отличие индивида от личности и индивидуальности:
- Объект человеческой популяции, не может быть один, неотделим от себе подобных.
- Социальная активность – наличие ролей, статусов, например, муж или жена, дочь, сын, мать, отец или сосед, учитель, друг.
- Возможность адаптироваться на психоэмоциональном уровне под окружающих – способность находить компромисс и подстраиваться под требования социума.
Это любые качества, которые определяются в сравнении с другими людьми, на контрасте или в соответствии.
Чем личность отличается от индивидуальности и индивида, примеры
Термин происходит от слова «Лицо», а в английском языке устоялась калька с латыни – persona.
Определениенеразрывно связано с персональными качествами, то есть продолжает понятие individuum, делая его еще более персонифицированным. Если ранее мы говорили об индивидуальных характеристиках, которые были у человека врожденно, то теперь правильнее сказать о приобретенном характере, который открывается в общении, отношениях с другими людьми. Нельзя говорить о личностных чертах без сравнения или противопоставления с обществом.
Психолог Дарья Милай
Записаться на прием
Термин используется во множествах наук и отображает индивидуальные характеристики. Пройдемся по научным областям:
- Лингвистика. «Языковая, речевая и коммуникативная личность». Все можно связать в единый узел, часто эти три персоны развиваются синхронно. Все они находятся в одном человеке. Качество можно назвать приобретенным, потому что ребенок при рождении не обладает речью. Первое понятие отражает глубину конструированных мыслей, предложений, структурированность текстов. Второе объясняет степень навыка словесного выражения. Третий – возможность входить в различные вербальные взаимодействия.
- Философия. В этой науке больше всего появлялись разночтения термина, он становился камнем преткновения. Впервые понятие «лицо» стало отображать человека и его внутренний мир. Со временем философских препирательств специалисты пришли к единому мнению, что личность в отличие от индивида обладает тремя чертами: свобода воли, разум и чувства.
- Социология. Идей множество, но основополагающая заключается в том, как воздействует общество, в котором проживает человек, на его личные качества, способности, черты характера. Это еще раз подчеркивает социальную ориентированность термина.
- Психология. Пожалуй, психологический подход является самым верным. Именно на уровне сознания и бессознательного появляется совокупность выработанных привычек, предпочтений, опыта, знаний, устоявшихся мнений и стереотипов мышления. Все эти особенности определяют отношение персоны к природе, культуре, истории, другим людям.
Приведем пример. Иметь собственное мнение о политической обстановке – это значит обладать чертами личностного развития. Юный молодой человек, а особенно ребенок, может только повторять сказанное, услышанное по телевизору, но не генерировать собственную оценку.
Личность и человек, в чем разница, характерные черты:
- наличие темперамента;
- выраженный характер – о его задатках говорят еще в младенчестве;
- индивидуальные способности – их требуется развивать;
- все поступки имеют мотивацию.
В целом можно сказать, что личностные качества воспитываются в себе и контролируются, корректируются самостоятельно.
Очная консультация
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Узнать подробнее
Консультация по скайпу
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Узнать подробнее
Индивидуальность
Последний термин, который часто путают в рамках перечисленных определений. Обычно под ним понимают персональные яркие особенности. Слово имеет корень все в том же латинском individuum, то есть «неделимый». Различия между индивидом личностью и индивидуальностью в том, что последние отличительные черты могут отображаться не только в поведении и психологии, но и в чисто внешних проявлениях. Пример – индивидуальный, авторский, уникальный стиль в одежде.
Если вы чувствуете себя обычной, одной из миллиона, не находите в себе особенных характеристик, это может значить:
- либо вам нечего выражать;
- либо вы не знаете как.
На моих личных консультациях женщины раскрываются и учатся лучше понимать самих себя.
Выражение индивидуальности
Понятия «личность и индивидуальность» нельзя отождествлять, так как первое понятие является характеристикой второго. Именно индивидуальность наделяет человека совокупностью уникальных свойств и черт, выделяющих её из общественной массы.
Личность – это выражение объективной оценки человека и его соответствия социуму, а индивидуальность – это самооценка, субъективное восприятие себя с точки зрения приобретённых качеств.
Человек может проявлять свою индивидуальность в разных сферах деятельности: в профессии, в творчестве, в общении. Индивидуальность даёт возможность проявления разносторонних способностей, сохраняя при этом целостность психики.
Индивидуальность человека находится в постоянной динамике, проявляясь в различных неожиданных ситуациях и условиях. Индивидуальные качества человека находят своё яркое выражение в критические моменты, когда требуется быстро принять нестандартное решение или взять ответственность на себя. При этом оценка общества не всегда будет положительной. Реакция извне является дополнительным стимулом для развития субъекта, определяющим его направление.
Если наблюдается остановка в развитии, то можно вести речь о деградации. Её причинами могут быть внутренние мотивы, а также воздействие внешних факторов, когда происходит подавление или подчинение чужой воле, исключающей выбор действий или поступков.
Что характеризует человека как личность
Изначально слово было чуть ли не ругательным. Этот термин является производным от «Лицо», а это слово, в свою очередь, обладало негативной коннотацией в повседневной жизни. Оно обозначало то, что сейчас мы назвали бы маску, сыгранную роль – обман. Долгое время к людям понятие не применяли напрямую, о части тела, которую мы сейчас так называем, говорили – «лик», «обличье».
Отсюда можно вывести следующее. Как актер надевает маску во время спектакля, так и индивид становится личностью только в процессе взаимодействия с другими людьми – своего рода роль, которую сам себе выстроил персонаж.
Свойства
Перечислю те стороны жизни, которые, так или иначе, повлияли на становление:
- наследственная предрасположенность;
- родительское воспитание (эти два фактора легко спутать, часто говорят, что характер ребенка похож на материнский, но в основном это бывает перенимание повадок);
- люди, с которыми происходит частое взаимодействие – друзья, близкие, одноклассники, сотрудники.
Особенные личностные свойства могут в один момент выражаться, а в другой – умышленно или непреднамеренно сдерживаться. Это значительная разница между личностью и индивидом, ведь второй обладает постоянным набором черт, которые он не в состоянии скорректировать по одному желанию и благодаря силе воли, например, цвет глаз.
Кто такой индивид
Понятие «индивид» происходит от латинского слова «individuum», которое переводится как «целостный, неделимый». Это понятие используется для описания социально-психологических особенностей конкретного человека.
Социальный индивид – это человек как представитель общества, определенной социальной группы.
Термин «индивид» используется в разных науках.
- В социальной психологии индивид – это базовой определение, вокруг которого строятся концепции и теории межличностного взаимодействия, общения, преодоления конфликтов, социального управления.
- В социологии с помощью данного термина изучается общественное мнение, поведение больших групп. При проведении социологических опросов, исследователи с помощью понятия «индивид» составляют типичные характеристики той или иной возрастной группы испытуемых, изучают индивидуальные особенности представителей конкретной профессии или категории населения.
- Физиологи пользуются этим термином для изучения процессов, происходящих в конкретном организме. Это понятие позволяет физиологам изучать человеческий организм.
- В медицине этот термин используется для выбора тактики лечения того или иного заболевания у конкретного пациента. Возбудители инфекции могут быть одни и те же, а характер течения болезни у двух разных людей будет различным. Поэтому врачи учитывают индивидуальные особенности пациента при назначении тех или иных лекарственных препаратов.
- В педагогике этот термин помогает воспитателю или учителю осуществить личностно-ориентированный подход к ребенку. В детском саду педагоги создают развивающую предметную среду, в которой каждый малыш может удовлетворить свои потребности в познании окружающего мира, в занятиях той деятельностью, которая ему по душе. Учитель в школе должен не только предоставить ученикам материал по той или иной дисциплине учебного плана, но и создать условия для творческой самореализации каждого из них.
- В географии понятие индивид используется в качестве единицы измерения плотности населения, изучения этнокультурных особенностей того или иного народа.
- В истории с помощью термина «индивид» складывается представление о той или иной эпохе, историческом событии. Благодаря этому понятию, историки смогли составить психологические портреты выдающихся деятелей.
- В искусстве понятие индивид легло в основу разных направлений. Особенности того или жанра в литературе, музыке, живописи появились не сами собой. Они – результат деятельности смелых индивидов, которые смогли успешно реализовать свой творческий потенциал.
Майерсом-Бриггсом была разработана концепция, в соответствии с которой всех людей можно разделить на следующие типы:
- сенсорный экстраверт (ярко самовыражается, самоуверенный, социально активный);
- сенсорный интроверт (дружелюбный, общительный, обаятельный);
- интуитивный экстраверт (много говорят, но мало делают, живут мечтаниями и рассуждениями о возможностях, любят строить грандиозные планы, но не реализуют их);
- интуитивный интроверт (принимает решения, основываясь на собственных ощущениях);
- мыслительный экстраверт (во всем любит четкость, алгоритмы, логику, рациональность);
- мыслительный интроверт (пассивен в социальном плане, малообщителен, но генерирует гениальные идеи);
- чувствующий экстраверт (склонен давать советы, критиковать);
- чувствующий интроверт (склонен к ярким переживаниям и эмоциональным всплескам);
- решающий экстраверт (импульсивный, сначала говорит, а потом думает);
- решающий интроверт (спокойный, сдержанный, рассудительный);
- воспринимающий экстраверт (переполнен жизненной энергией, легкий на подъем);
- воспринимающий интроверт (творческая личность, которая черпает вдохновение в окружающем мире).
А что же такое individuum
Основное отличие – отсутствие конкретных, уникальных черт. Это человек, который имеет принадлежность к толпе, обладает сходными характеристиками, соответствует основным стереотипам и поддается общественному мнению.
Такая персона личностно не возросла. На бытовом уровне можно привести следующие черты индивида, который так и не стал личностью:
- неумение принимать решения;
- отсутствие ответственности за события;
- низкая социальная адаптированность;
- следование за мнением большинства;
- отсутствие точки зрения;
- способность манипулятивного воздействия по отношению к рассматриваемому человеку.
В чем проявляется индивидуальность
Можно разделить все проявления на три большие группы. Это особенности:
- Внешние. К ним можно отнести и уникальность анатомического строения, и выбранный стиль, способ одеваться. Иметь индивидуальный стиль – это тонко прочувствовать сочетания одежды, обуви, бижутерии. Делать так, чтобы образ соответствовал внутреннему содержанию и отражал его.
- Поведенческие. К ним относятся: повадки, привычки (в том числе и негативные), походка, невербальные вербальные способы коммуникации. Это любые поступки, которые выражаются через поведение. Они полностью контролируются личностью. Хотя иногда подсознательно.
- Психические. К ним можно отнести выражение эмоций, а также обиды, злость, зависть. Их позитивные индивидуальные черты – смешливость, находчивость, усидчивость, хорошая память.
Отдельно нужно выделить талант. Это то, что сильно и качественно отличает от большинства. Если способности к творчеству имеют многие, часто приобретенные в течение нескольких лет, то по-настоящему талантливых исполнителей, актеров, художников очень мало. Они точно могут назвать себя индивидуальностью.
Задайте вопрос
Развитие индивида
Развитие индивида происходит постоянно. Предпосылками этого процесса являются:
- количественные и качественные изменения, происходящие в тканях и органах тела в процессе роста и созревания индивида;
- формирование сознания личности;
- свойственный человеку познавательный интерес;
- природное любопытство;
- общение с другими представителями малой социальной группы в частности и общества в целом;
- генетическая предрасположенность человека к освоению новых видов деятельности;
- генетически обусловленная способность человека к подражанию.
Факторы, оказывающие влияние на индивида и группу
«Индивид» и «индивидуум» – в чем особенность
Отличие прокладывается не в зависимости от свойств человека, а в связи с ситуацией. Так представим 2 обстоятельства. В первом гражданин А, как и один из 100 предыдущих, приходит в кредитную организацию, предоставляет пакет документов, и заключает сделку. Здесь сложно оценить его индивидуальные качества, потому что они фактически не могли проявиться в максимально формализованной обстановке. Если смотреть на него, как на одного из 100, то он – индивид.
Второй пример. Гражданка В общается в компании с двумя людьми. Она отличается от них полом, возрастом, характером, социальным статусом (жена, мать, сестра) – и эти различия в данном конкретном случае, в этом обществе, являются значимыми. Здесь имеет место быть индивидуум.
Чем личность отличается от индивидуальности или индивида
Основное отличие – максимальное самосознание и способность контролировать собственные поступки, нести за них ответственность, принимать решения. Особенность в силе воли, которая выражается не в жажде отличаться от окружающих, а в желании стать лучше самого себя. Обычно личностные качества, хоть и проявляются в сравнении с другими, оцениваются самим человеком по отношению к себе самому. То есть, например, абстрактное «я» украл и имеет муки совести не по тому, что сосед/друг или полицейский сказал, что так делать нельзя. Причина – в осознании ценностей и в их нарушении. Личность будет стыдиться в первую очередь перед самим собой.
Развитие личности
По мнению педагогов и психологов, процесс формирования личности начинается, когда ребенку исполняется 3 года. У малыша появляется потребность все делать самостоятельно. Однако в стремлении к самостоятельности он сталкивается с некоторыми трудностями: оказывается, большинство видов деятельности, которые ему так интересны, он еще не может выполнять самостоятельно. Это противоречие между желаниями малыша и его беспомощностью вызывает бурные негативные поведенческие реакции. Ребенок часто капризничает, плачет, отказывается выполнять требования родителей.
Взрослым нужно с пониманием и терпением относиться к ребенку в этот период, так как противоречия являются движущей силой развития. Пройдет несколько месяцев, и малыш найдет правильные способы освоения новых видов деятельности. Это и будет первым его шагом на пути развития личности.
Чтобы индивид стал личностью, нужны специальные условия. Развитие личности происходит, если:
- Родители заинтересованы в развитии малыша, поэтому с раннего детства создают дома развивающую среду. Детям необходимо читать сказки, петь колыбельные на ночь, принимать участие в детских играх. Все это формирует у малыша морально-нравственный базис личностного развития.
- Ребенок должен посещать дошкольное образовательное учреждение.
Степень успешности личностного развития проявляется в критических ситуациях, когда человек стоит перед морально-нравственным выбором. Человек, который смог стать сильной личностью, способен с достоинством выходить из разных жизненных ситуаций. Духовные ценности он ставит выше материальных. Он способен:
- ответить отказом на сомнительные предложения товарищей;
- проявлять силу воли;
- быть целеустремленным в работе;
- внимательно относиться к близким.
Нельзя оправдывать противоправные и криминальные действия человека тем, что он не смог социализироваться и проявить себя в социально поощряемых видах деятельности. Совершать преступление или нет – это выбор, на который способен не индивид, а личность. Преступники сделали свой выбор осознанно. Значит, они являются личностями.
Чем отличается индивид от индивидуальности
Хоть эти два слова имеют один корень, значения им присущи совершенно различные. Первый термин можно применить фактически к любому человеку, который живет среди людей, адаптировался в социуме и представляет из себя не только биологический вид, но и представителя общества. А вот второе определение предполагает развитие индивида. Можно развивать природные, врожденные свойства (никогда не стричь волосы, они сами вырастут до невероятных размеров), а можно – получить приобретенные.
Часто люди считают себя индивидуальностями только потому, что пытаются идти против общего мнения. Такие неформалы действительно отличаются от толпы, но проблема в том, что их становится очень много, они уже создают свою неформальную массу. Среди нее татуировки, рваные джинсы, зеленые волосы и тоннели в ушах становятся обыденностью. Так индивидуальным решением можно считать только то, которое придумано самостоятельно, а не скопировано с другого.
Выводы
Ответив на вопрос о том, чем отличается личность от индивида и индивидуальности, можно сделать вывод, что эти определения, а точнее характеристики, тесно переплетены друг с другом. Индивидуальные свойства и качества человек получает при рождении, однако понимание всех особенностей жизни в социуме приходит к нему в процессе взросления, причем не только физического, но и психологического. Социальные институты способствуют всестороннему развитию субъекта, и на протяжении всей жизни перед ним стоит важная задача – сохранить свою индивидуальность и остаться личностью.
Что значит «выдающаяся личность» по обществознанию
Со всей перечисленной терминологией встречаемся еще в школе. Но основой всему являются человеческие предрасположенности. Структуру развития человека можно представить последовательно так:
- Врожденные предпосылки – физические и генетические особенности.
- Воспитание, общение, политическая обстановка, воздействие культуры или его отсутствие.
- Восприятие социальных табу, запретов, требований, норм, традиций, обрядов.
- Самостоятельная корректировка поведения.
- Активное миропознание через книги, учебники, фильмы и общение с людьми.
- Формирование собственных мнений, убеждений, постулатов.
5 и 6 пункты могут чередоваться бесконечно. Это нормальная тенденция для сформированной личности. С ходом познания происходят изменения. Если их нет на протяжении 30-40 и более лет, можно говорить об ортодоксальности и закостенелости мышления.
«Выдающаяся личность», согласно учебнику обществознания, обладает качествами:
- сила воли;
- целеустремленность;
- незаурядные способности, в том числе умственные и физические.
Признаки индивида
В психологии главным отличительным признаком понятия «индивид» является противопоставление характерных социальных черт субъекта общественной жизни инстинктивной модели поведения животных. Если говорить простыми словами, то разница между животным и единичным представителем человеческого рода заключается в способности последнего подстраиваться под специфические условия социального взаимодействия.
Индивидом человек становится в процессе взаимодействия с другими людьми. Признаками индивида являются:
- сознание;
- разум;
- речь;
- прямохождение.