Кто такой человек – определение
Человек – это биосоциальное существо, проявляющее во взаимодействии с другими свои психологические черты.
Философия, раскрывая сущность понятия «человек», во главу угла ставит сравнение людей и животных. Главным отличие человека от животного философы считают наличие у него сознания и способности подчинить силе воли свои инстинкты.
Биологическую сущность человек получает наследственным путем. Новорожденный малыш обладает этими биологическими свойствами человеческого вида.
Охарактеризовать человека можно в соответствии со следующими научными подходами:
- Объективистский подход, характеризующий человека как существо, зависимое от природы.
- Субъективистский подход. Представители данной концепции дают краткие определения, в которых акцент делает на том, что индивидом является обладающий свободой представитель человеческого рода.
- Синтезный подход. Определение человека представители данного подхода строили на сочетании природных (биологических) и общественных (социальных) характеристик.
Несмотря на очевидные различия зверя и человека, некоторые философы не проводили четкой границы между этими определениями. А вот грань между личностью и человеком проводится всеми исследователями четко: биологическое существо (индивид) способно совершать действия, свойственные человеку, но не способно соотносить свои потребности с потребностями других индивидов. Поэтому определение личности у многих авторов строится именно на тех качествах, которые характеризуют особенности межличностного общения и коллективной деятельности людей.
Сравнение терминов
Итак, несмотря на внешнее сходство в написании и прочтении термины индивид и индивидуальность совершенно разные.
Индивид – это класс и принадлежность к виду. Индивидуальность – это характеристика или признак, которая как раз таки выделяет человека из своего вида. Индивидами являются все люди, а индивидуальность еще нужно приобрести и не у всех это получается. Кроме того индивидуальность говорит о человеке, что он в какой-то степени «выше» других, ведь он не такой как все.
Несмотря на свои отличия понятия индивидуальность, индивид, человек, личность связаны между собой и в какой-то степени проистекают друг от друга
. Итак, человек – это автоматически индивид, то при этом чтобы получить индивидуальность он должен выделиться из всех индивидов, например, своими суждениями, взглядом на вещи, наличием точки зрения, мировоззрением. Если индивид имеет таковые, то он получает индивидуальность, а значит, становится личность. По сути человек без индивидуальности не является личностью, но в то же время они не являются синонимами.
Индивидуальность – это признаки, которые отличают человека от других людей, но в некоторой степени они врожденные. Не зря к этому слову можно применить эпитеты яркая, творческая и прочие. Это не приобретенные, а врожденные качества, но при этом их можно и нужно развивать. Личность – это тоже отличие человека от других, но в ней заложена работа, которую человек сам ведет над собой и в этом кроется основное отличие.
Интересным моментом является тот факт, что в психологии есть два применения термину индивидуальность:
- Индивидуально-психологические различия – здесь индивидуальность рассматривается, как отличие человека от других на уровне психики.
- Иерархия психологических свойств – здесь индивидуальность является категорией, и она находится на высшей ступени, нежели личность или индивид.
Существует интересное выражение, которое дает отличное понимают этих терминов: «Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают».
В психологии бытует мнение, что индивидуальность формируется у человека в зависимости от среды его обитания, воспитания, обращения с ребенком, опыта полученного им в детстве. Хотя мнения на это счет могут расходиться и некоторые психологи склоняются к тому, что индивидуальность может сформироваться под влиянием других факторов и не обязательно в детском возрасте, хотя с точки зрения того, что взрослого человека переделать нельзя сложно представить ситуацию в которой человек до определенного возраста жил не имея ярко выраженных индивидуальных особенностей, а затем внезапно их приобрел.
Такие случаи происходят только после серьезных перемен в жизни человека, например, травматического опыта или под влиянием сильного воздействия. Зато обратный процесс вполне реален. Человек мог обладать определенной индивидуальностью, но под влиянием окружающих людей или враждебной среды он может отказаться от этих особенностей и стать как все.
Кто такой индивид
Понятие «индивид» происходит от латинского слова «individuum», которое переводится как «целостный, неделимый». Это понятие используется для описания социально-психологических особенностей конкретного человека.
Социальный индивид – это человек как представитель общества, определенной социальной группы.
Термин «индивид» используется в разных науках.
- В социальной психологии индивид – это базовой определение, вокруг которого строятся концепции и теории межличностного взаимодействия, общения, преодоления конфликтов, социального управления.
- В социологии с помощью данного термина изучается общественное мнение, поведение больших групп. При проведении социологических опросов, исследователи с помощью понятия «индивид» составляют типичные характеристики той или иной возрастной группы испытуемых, изучают индивидуальные особенности представителей конкретной профессии или категории населения.
- Физиологи пользуются этим термином для изучения процессов, происходящих в конкретном организме. Это понятие позволяет физиологам изучать человеческий организм.
- В медицине этот термин используется для выбора тактики лечения того или иного заболевания у конкретного пациента. Возбудители инфекции могут быть одни и те же, а характер течения болезни у двух разных людей будет различным. Поэтому врачи учитывают индивидуальные особенности пациента при назначении тех или иных лекарственных препаратов.
- В педагогике этот термин помогает воспитателю или учителю осуществить личностно-ориентированный подход к ребенку. В детском саду педагоги создают развивающую предметную среду, в которой каждый малыш может удовлетворить свои потребности в познании окружающего мира, в занятиях той деятельностью, которая ему по душе. Учитель в школе должен не только предоставить ученикам материал по той или иной дисциплине учебного плана, но и создать условия для творческой самореализации каждого из них.
- В географии понятие индивид используется в качестве единицы измерения плотности населения, изучения этнокультурных особенностей того или иного народа.
- В истории с помощью термина «индивид» складывается представление о той или иной эпохе, историческом событии. Благодаря этому понятию, историки смогли составить психологические портреты выдающихся деятелей.
- В искусстве понятие индивид легло в основу разных направлений. Особенности того или жанра в литературе, музыке, живописи появились не сами собой. Они – результат деятельности смелых индивидов, которые смогли успешно реализовать свой творческий потенциал.
Майерсом-Бриггсом была разработана концепция, в соответствии с которой всех людей можно разделить на следующие типы:
- сенсорный экстраверт (ярко самовыражается, самоуверенный, социально активный);
- сенсорный интроверт (дружелюбный, общительный, обаятельный);
- интуитивный экстраверт (много говорят, но мало делают, живут мечтаниями и рассуждениями о возможностях, любят строить грандиозные планы, но не реализуют их);
- интуитивный интроверт (принимает решения, основываясь на собственных ощущениях);
- мыслительный экстраверт (во всем любит четкость, алгоритмы, логику, рациональность);
- мыслительный интроверт (пассивен в социальном плане, малообщителен, но генерирует гениальные идеи);
- чувствующий экстраверт (склонен давать советы, критиковать);
- чувствующий интроверт (склонен к ярким переживаниям и эмоциональным всплескам);
- решающий экстраверт (импульсивный, сначала говорит, а потом думает);
- решающий интроверт (спокойный, сдержанный, рассудительный);
- воспринимающий экстраверт (переполнен жизненной энергией, легкий на подъем);
- воспринимающий интроверт (творческая личность, которая черпает вдохновение в окружающем мире).
Понятие биологического существа
Термин «человек» используется в социуме как общее понятие, характеризующее биологическое существо. Это наивысшая ступень эволюционного развития, представляющая собой результат общественно-исторических процессов, деятельности и общения. Определение применяется для отображения и характеристики всеобщих качеств и особенностей, присущих всем людям без исключения.
Используемое в психологии понятие «человек» сочетает в себе признаки как биологического, так и социального существа, которое способно в ходе своей жизнедеятельности влиять на окружающую среду. Принадлежность к классу млекопитающих и виду Homo sapiens обуславливает наличие некоторых характеристик:
- особое физиологическое строение;
- способность заниматься различными видами деятельности;
- присутствие сознания и понимания происходящих процессов в окружающем мире;
- способность создавать плоды собственного труда или орудия для их получения.
Сторонники философии называют человека единым организмом, целостной системой, основными элементами которой являются физическое и психическое начало, генетически заложенное и впоследствии сформированное единство природных, духовных, социальных качеств.
Для человека свойственно осознавать структуру собственной деятельности. Это называется целями и мотивами труда. У каждого субъекта в обществе есть свои личные побуждения, причины и намерения. Любая человеческая деятельность оценивается по степени мотивации и конкретной направленности. Кроме того, существу, представляющему высшую ступень эволюции, свойственны все мускульно-мышечные движения и осознанное применение речевого аппарата.
В отличие от других представителей класса млекопитающих, человеку свойственно приобретать способность к тем или иным движениям, а не использовать только врожденные. Кроме того, человеческие движения и действия выполняются с применением средств коммуникации: мимики, жестов, речи.
В силу развития способностей, отличных от данных при рождении, человек становится индивидом и личностью, поэтому перестает быть существом примитивным, отождествляемым с приматами. При этом следует отличать понятие «индивидуум», характеризующее выдающихся людей, проявляющих высокую степень социализации (желание выделяться и быть вне толпы).
Признаки индивида
В психологии главным отличительным признаком понятия «индивид» является противопоставление характерных социальных черт субъекта общественной жизни инстинктивной модели поведения животных. Если говорить простыми словами, то разница между животным и единичным представителем человеческого рода заключается в способности последнего подстраиваться под специфические условия социального взаимодействия.
Индивидом человек становится в процессе взаимодействия с другими людьми. Признаками индивида являются:
- сознание;
- разум;
- речь;
- прямохождение.
Архетипы коллективного бессознательного по Юнгу
Под архетипами Юнг подразумевает универсальные психические структуры, которые находятся в человеке с рождения, они являются частью коллективного бессознательного.
Архетипов может быть бесчисленное множество, однако Юнг выделяет лишь несколько наиболее значительных: маска, тень, аниме и анимус, самость:
- Маска – это личина, публичное лицо, которое человек надевает на себя, выходя в общество, взаимодействуя с другими людьми. Функция маски заключается в сокрытии истинного лица, в некоторых случаях для достижения определенных целей. Опасность частого ношения маски кроется в отчуждении от истинного эмоционального опыта и характеризует человека как глупого и недалекого.
- Тень является полной противоположностью предыдущему архетипу. В нее входит все тайное, темное скрытое, животная составляющая, которую нельзя вытаскивать наружу в силу последующей негативной реакции со стороны общественности. Однако у тени есть и положительная составляющая – она содержит в себе творческое начало человека, элемент спонтанности и страсти.
- Под аниме и анимусом понимается андрогинная предрасположенность у всех людей. Другими словами, говорится о присутствии в мужчине женского начала (анима), а в женщине – мужского (анимус). К этому заключению Юнг пришел на основе наблюдений вырабатывания в мужчинах и женщинах гормонов противоположного пола.
- Самость – это наиболее важный архетип, вокруг которого кружатся остальные. Когда происходит интеграция всех частей человеческой души, индивид ощущает полноту и гармонию с самим собой.
Развитие индивида
Развитие индивида происходит постоянно. Предпосылками этого процесса являются:
- количественные и качественные изменения, происходящие в тканях и органах тела в процессе роста и созревания индивида;
- формирование сознания личности;
- свойственный человеку познавательный интерес;
- природное любопытство;
- общение с другими представителями малой социальной группы в частности и общества в целом;
- генетическая предрасположенность человека к освоению новых видов деятельности;
- генетически обусловленная способность человека к подражанию.
Факторы, оказывающие влияние на индивида и группу
Что значит «выдающаяся личность» по обществознанию
Со всей перечисленной терминологией встречаемся еще в школе. Но основой всему являются человеческие предрасположенности. Структуру развития человека можно представить последовательно так:
- Врожденные предпосылки – физические и генетические особенности.
- Воспитание, общение, политическая обстановка, воздействие культуры или его отсутствие.
- Восприятие социальных табу, запретов, требований, норм, традиций, обрядов.
- Самостоятельная корректировка поведения.
- Активное миропознание через книги, учебники, фильмы и общение с людьми.
- Формирование собственных мнений, убеждений, постулатов.
5 и 6 пункты могут чередоваться бесконечно. Это нормальная тенденция для сформированной личности. С ходом познания происходят изменения. Если их нет на протяжении 30-40 и более лет, можно говорить об ортодоксальности и закостенелости мышления.
«Выдающаяся личность», согласно учебнику обществознания, обладает качествами:
- сила воли;
- целеустремленность;
- незаурядные способности, в том числе умственные и физические.
Группа и индивид
Так как человек является социальным существом, невозможно представить его полноценную жизнь вне общества. Жизнь в социуме так организована, что каждый индивид является представителем самых разных социальных групп. Наиболее значимыми для индивида являются такие социальные группы, как:
- семья;
- группа детского сада;
- компания сверстников во дворе;
- школьный класс;
- студенческая группа;
- производственный коллектив;
- клубы и объединения по интересам.
Для того, чтобы комфортно себя чувствовать, индивиду нужно быть принятым в группу. Для этого он должен выполнять правила, установленные в этой группе:
- признавать авторитет лидера группы;
- иметь соответствующие внешние атрибуты (конкретный стиль одежды, аксессуары, гаджеты);
- разделять мнение группы, ее убеждения и ценностные ориентации;
- отождествлять себя с этой группой.
Являясь членом группы, индивид постоянно находится в ситуации выбора: соглашаться с группой или показывать свое истинное лицо. Если индивид обладает харизмой и лидерскими способностями, он чувствует себя уверенно даже в те моменты, когда его личная позиция не совпадает с мнением большинства членов группы. Он не боится озвучить свое мнение. Так как свои мысли и убеждения он подкрепляет аргументами, члены группы прислушиваются к нему, а иногда даже встают на его сторону, меняя свои взгляды.
Если же индивид обладает низкой самооценкой, он опасается выражать свое несогласие с мнением большинства в группе. Он вынужден кривить душой, носить маску, льстить, желая произвести впечатление на лидера группы. Его поведение будет оставаться неискренним до тех пор, пока человеку выгодно быть членом данной социальной группы.
Влияние группы на индивида можно проследить на примере некоторых профессий:
- Продавец. Существуют определенные стандарты обслуживания покупателей, в соответствии с которым продавец должен быть доброжелательным, вежливым, улыбчивым. Этот профессиональный стандарт не позволяет продавцу на работе демонстрировать свое плохое настроение или негативное отношение к неопрятному покупателю.
- Учитель. В школьном классе могут оказаться совершенно разные дети. Некоторые из них обладают высокой учебной мотивацией, а другие – низкой. Учитель, как правило, видит детей, которые заинтересованы в получении знаний, но он не может учить только их. В соответствии с должностной инструкцией, педагог должен одинаково относиться ко всем ученикам. Профессиональный стандарт запрещает учителю выделять в классе любимчиков. Личностное отношение учителя к конкретному ребенку не должно накладывать отпечаток на его обучение.
- Работник конвейера. Данная процессия не предполагает проявления индивидуальности. Сотрудник фабрики или завода должен выполнять определенные операции в нужной последовательности. Группой для данного сотрудника будет являться производственный цех. Если индивид прекрасно справляется со своими обязанностями, то другие работники конвейера относятся к нему лояльно. Если же он допускает ошибку, его ждут санкции со стороны других работников, ведь его ошибка непременно отразится на их работе.
Группа оказывает влияние на индивида, формируя его систему жизненных ценностей и принципов. Но и индивид оказывает влияние на группу, если обладает достаточным личностным потенциалом. Получается, что не только группа формирует те или иные личностные характеристики своих членов, но и каждый индивид, который является членом группы, оказывает влияние на ее социально-психологические характеристики.
Индивидуальность в психологии
Индивидуальность такое уникальное свойство личности, которое вызывает интерес в изучении психологами. Этот феномен давно исследуется как в нашей стране, так и зарубежными психологами. В психологии индивидуальность рассматривается как комплекс взаимодействий между темпераментом, характером, межличностными отношениями, интеллектом, интересами и увлечениями личности.
Анализ взаимосвязей между отличительными чертами человека играет важную роль. Он помогает понять масштабы влияния общества и среды на развитие личности и ее индивидуальности. Помогает узнать о возможностях человека самореализоваться, быть оригинальным и непохожим на других благодаря своим стараниям. Человек — это член общества, а не изолированный субъект, что вызывает интерес к изучению. Особенно интересно с точки зрения психологии изучение межличностных отношений между людьми в обществе. Это дает возможность исправить ошибки на этапах развития и становления личности.
Что такое индивидуальность человека
Индивидуальность – это уникальный набор личностных характеристик человека, который обеспечивает его естественную гармоничность, многогранность. Индивидуальность определяет отношение человека к самому себе, к окружающим людям и вещам, к своей и чужой деятельности.
Социально-психологический парадокс заключается в том каждому человеку хочется быть непохожим на других, самовыражаться в творчестве. Но при этом каждый опасается того, что его самовыражение окружающие не смогут понять и принять. Поэтому люди, как правило, стараются быть как все.
Структуру индивидуальности составляют:
- тип темперамента;
- внешний вид человека;
- стиль общения личности;
- характер человека;
- интеллектуальные способности личности;
- интересы и склонности человека
Индивидуальность человека вырисовывается в процессе его жизни. Эта характеристика личности есть у каждого. Сложно найти двух людей, которые обладали бы одинаковыми личностными характеристиками. Даже у близнецов характеры бывают противоположными, что свидетельствует об уникальности индивидуальности каждого человека.
Индивидуальность человека заметна уже с самого младенчества. Малыши имеют различия во внешности, свойствах темперамента. Даже плач у детей отличается.
Чем отличается индивид от индивидуальности
Хоть эти два слова имеют один корень, значения им присущи совершенно различные. Первый термин можно применить фактически к любому человеку, который живет среди людей, адаптировался в социуме и представляет из себя не только биологический вид, но и представителя общества. А вот второе определение предполагает развитие индивида. Можно развивать природные, врожденные свойства (никогда не стричь волосы, они сами вырастут до невероятных размеров), а можно – получить приобретенные.
Часто люди считают себя индивидуальностями только потому, что пытаются идти против общего мнения. Такие неформалы действительно отличаются от толпы, но проблема в том, что их становится очень много, они уже создают свою неформальную массу. Среди нее татуировки, рваные джинсы, зеленые волосы и тоннели в ушах становятся обыденностью. Так индивидуальным решением можно считать только то, которое придумано самостоятельно, а не скопировано с другого.
Структура личности
Структуру личности образуют характеристики индивида, приобретенные им в процессе социального взаимодействия. К ним относятся:
- развитая сила воли;
- готовность нести ответственность за свои слова и поступки;
- самостоятельность;
- самодисциплина;
- самоорганизованность;
- высокий уровень самоконтроля:
- высокий уровень нравственности.
Психологи объединили характеристики личности, составив ее социально-психологическую структуру:
Социально-психологическая структура личности
Когда она происходит
Большинство психологов считают, что процесс социализации не ограничивается детским возрастом и длится всю жизнь. закладывает основы личностных ценностей. А применительно ко взрослым этот процесс подразумевает изменение внешнего поведения и приобретение нужных навыков.
По одной из теорий, в процессе социализации взрослых изживают себя детские мифы, например, о незыблемости авторитета или собственной суперценности. Постепенно на базе полученного опыта формируется тот индивид, определение которого приведено выше.
Общение в группе и соответствующий опыт дает возможность скорректировать уникальные внутренние установки личности с общими качествами, характерными для ее социальной среды.
Качества личности
Индивид, который является личностью, прошел долгий путь от человека как представителя биологического вида до индивида, наделенного общественными свойствами. Индивида как личность характеризуют такие качества, как:
- энергичность;
- неповторимость;
- креативность;
- инициативность, предприимчивость;
- социальная активность;
- ответственность;
- высокая мотивация достижения цели;
- способность контролировать эмоции;
- независимость от мнения большинства;
- умение защитить свою индивидуальность.
Ася Рахович
Психолог со стажем более 8 лет. Консультант по вопросам межличностных и супружеских отношений, поиску себя.
Задать вопрос
Чем личность отличается от индивидуальности или индивида
Основное отличие – максимальное самосознание и способность контролировать собственные поступки, нести за них ответственность, принимать решения. Особенность в силе воли, которая выражается не в жажде отличаться от окружающих, а в желании стать лучше самого себя. Обычно личностные качества, хоть и проявляются в сравнении с другими, оцениваются самим человеком по отношению к себе самому. То есть, например, абстрактное «я» украл и имеет муки совести не по тому, что сосед/друг или полицейский сказал, что так делать нельзя. Причина – в осознании ценностей и в их нарушении. Личность будет стыдиться в первую очередь перед самим собой.
Развитие личности
По мнению педагогов и психологов, процесс формирования личности начинается, когда ребенку исполняется 3 года. У малыша появляется потребность все делать самостоятельно. Однако в стремлении к самостоятельности он сталкивается с некоторыми трудностями: оказывается, большинство видов деятельности, которые ему так интересны, он еще не может выполнять самостоятельно. Это противоречие между желаниями малыша и его беспомощностью вызывает бурные негативные поведенческие реакции. Ребенок часто капризничает, плачет, отказывается выполнять требования родителей.
Взрослым нужно с пониманием и терпением относиться к ребенку в этот период, так как противоречия являются движущей силой развития. Пройдет несколько месяцев, и малыш найдет правильные способы освоения новых видов деятельности. Это и будет первым его шагом на пути развития личности.
Чтобы индивид стал личностью, нужны специальные условия. Развитие личности происходит, если:
- Родители заинтересованы в развитии малыша, поэтому с раннего детства создают дома развивающую среду. Детям необходимо читать сказки, петь колыбельные на ночь, принимать участие в детских играх. Все это формирует у малыша морально-нравственный базис личностного развития.
- Ребенок должен посещать дошкольное образовательное учреждение.
Степень успешности личностного развития проявляется в критических ситуациях, когда человек стоит перед морально-нравственным выбором. Человек, который смог стать сильной личностью, способен с достоинством выходить из разных жизненных ситуаций. Духовные ценности он ставит выше материальных. Он способен:
- ответить отказом на сомнительные предложения товарищей;
- проявлять силу воли;
- быть целеустремленным в работе;
- внимательно относиться к близким.
Нельзя оправдывать противоправные и криминальные действия человека тем, что он не смог социализироваться и проявить себя в социально поощряемых видах деятельности. Совершать преступление или нет – это выбор, на который способен не индивид, а личность. Преступники сделали свой выбор осознанно. Значит, они являются личностями.
На чем основан личный опыт
«Социальное зеркало» постоянно перед каждым из нас. В детстве при оценке собственных способностей человек основывается на мнении ближайшего окружения, с возрастом — на оценках компетентных специалистов. Зрелый человек понимает, что он — индивид, и индивидуальность его уникальна.
Нельзя недооценивать влияние личного опыта. Именно поэтому дети, воспитанные в одной семье, очень разные. У них имеется похожий групповой опыт (но не идентичный). Помимо семьи дети общаются во внешней среде и с разными людьми. Даже близнецы с одним набором генов не могут постоянно находиться в абсолютно одинаковых условиях, встречаться с одинаковыми людьми и испытывать идентичные эмоции.
Именно поэтому каждый личностный опыт уникален. По утверждениям психоаналитиков, определенные инциденты, происшедшие с людьми, вполне могут оказаться критическими, задавая тональность последующим эмоциональным реакциям.
Влияние социума на личность
Находясь в обществе, человек испытывает на себе давление окружающих. Социум влияет на формирование системы ценностных ориентаций личности, оказывает влияние на ее поступки.
Поведение индивида регулируется не только его собственными волевыми усилиями, но и общественным мнением.
Человек чувствует себя счастливым только в те моменты, когда он может заниматься тем, что ему действительно нравится, чувствуя при этом понимание и поддержку со стороны близких.
Итак, понятие человек и личность: в чем разница
На заре нашей цивилизации, не смотря на то, что все люди имели разные тела, в ощущениях у них не было разделения на личности. Они ощущали себя единым целым.
По мере развития общества, росло и ощущение себя, как отдельного от других тела. Сначала это было только на уровне ощущений. Потом это перешло на уровень ума. Люди начали не только чувствовать, что они разные, но также начали понимать, что они разные.
Вместе с этим рос и эгоизм. То есть ощущение и понимание моё, не моё. Поскольку эгоизм только зарождался, для того, чтобы люди не поубивали друг друга, был создан закон и придуманы правила поведения в обществе.
Каждый человек в обществе был назван отдельной личностью. Хотя на самом деле это иллюзия. На самом глубоком уровне мы все — единое сознание.
Сами подумайте, животное ведь не считает себя отдельной личностью. Это было одно из правил общества называть каждого человека индивидуальностью, личностью.
До того, как у человека начал расти эгоизм и появилось сначала ощущение, а потом понимание себя, как отдельного от других, человек был просто «живое существо», просто еще одно проявление природы.
На сегодняшний день нет единого взгляда на природу человека. Но я приверженец новых взглядов ученых квантовой физики и системного подхода к природе. Суть системного подхода в том, что весь мир – это фрактал. Мы живем в голографической Вселенной. Это значит, что всё едино и создано по одному принципу, «по образу и подобию», как сказано в Библии.
Из Википедии:
Личность — это понятие, выработанное для рассмотрения человека как субъекта социальной и культурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений и общения.
Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.
Если личность – это условно придуманное социальное лицо, тогда человек выражен психикой. А что входит в понятие «человек», какова природа человека, поговорим в следующий раз.
Если подытожить.
Человек — это сознание, проявленное в виде психики/души в конкретном теле. То есть происходит идентификация себя НЕ с телом и, соответствующими ему, социальными масками, ролями, а с сознанием/душой. Ответ на вопрос «Я — это кто?», будет: «Я — это душа, проявленная в этом теле».
Личность — это идентификация себя с телом и, соответствующими ему, социальными масками, ролями. Ответ на вопрос: «Я — это кто?», будет: «Я — это женщина, мать, жена, учитель».
В видео я расскажу о своем опыте, который доказал мне, что я – это не тело.
Человеческая личность — объект изучения многих гуманитарных наук, таких как психология, философия, социология. Понятие «человек», «индивид», «личность» часто встречается как в научном, так и в повседневном языке. В обиходе данные слова считают синонимами, но на самом деле каждому присущ собственный смысловой оттенок. Попробуем подробнее в этом разобраться.
И все же индивидуальностью быть хорошо
С психологической точки зрения, это, бесспорно, так. Человек, имеющий выраженную индивидуальность, самостоятелен. Он не зависит от мнения большинства, имеет свой взгляд на мир, собственное отношение к действительности. Кроме того, у него развита мотивационная сфера. То есть такой человек всегда знает, чего он хочет добиться в жизни, и, более того, он все делает для достижения своей цели.
Таким образом, мы можем заключить, что человек, обладающий индивидуальностью, являет собой зрелую личность.
Однако житейское понимание научного термина иногда играет свою особую роль, и тогда этому понятию приписывается иное значение. К примеру, говорят об индивидуальности, имея в виду какую-либо медийную личность. Однако на телеэкранах, как правило, мы видим образ, тщательно продуманный профессиональными имиджмейкерами. Можно ли сказать, к примеру, о ребенке, ставшем «звездой», что он – индивидуальность? Ведь он фактически не может считаться зрелой личностью.
Об индивидуальности говорят и в тех случаях, когда человек пытается выделиться из толпы и делает все для того, чтобы иметь яркую внешность. Но не всегда и такой человек будет зрелой личностью, ведь причины, заставившие его становиться заметным, не всегда явны или оглашаются честно. Иногда такая «яркая личность» имеет тяжелый груз психологических проблем.