Научные исследования – это неисчерпаемый источник информации практически на любую тему, и в особенности это касается человеческого мышления. Благодаря стараниям ученых сегодня даже совершенно обычный человек может узнать о мозге и интеллекте то, что поможет ему становиться умнее, достигать успехов и расширять свои границы.
В нашей статье «Развитие мышления. Что делать, чтобы стать умнее» мы подробно говорили о том, для чего вообще нужно становиться умным, и даже приводили интересную статистику и научные данные. Однако имеющееся сегодня у человечества сведения до сих пор оставляют без ответа массу вопросов на тему того, как думает человек, что такое мысли, из чего складывается интеллект и т.д.
В нашем сегодняшнем материале мы хотим вкратце рассказать вам о десяти любопытных теориях о человеческом интеллекте, изучением которых занимаются ученые. Часть из них уже опровергнута, другая часть подвергается критике, но все же нельзя исключать, что в один прекрасный день специалисты найдут доказательства той или иной теории, после чего понимание интеллекта и его механизмов в корне поменяется.
Так или иначе, мы считаем, что эта информация может показаться интересной каждому, кто занимается саморазвитием и стремится стать умнее. Вполне возможно, после прочтения этой статьи у вас появятся какие-то новые идеи, которые вы сможете успешно использовать в своей жизни.
Последовательность рождения
Ученые уже не одно десятилетие пытаются понять, как последовательность рождения сказывается на том, что влияет на интеллект человека. Но в одном из последних исследований, проведенном Американской психологической ассоциацией, говорится, что между порядком рождения детей в семье и уровнем их интеллекта никакой прямой взаимосвязи нет.
Еще не так давно специалисты считали, что лучшие результаты в текстах на интеллект показывают именно первенцы. Объясняли они это отсутствием конкуренции за внимание и заботу родителей, что позволяет детям уделять больше времени на получение и усвоение новой информации. А дети, которые были рождены позже, по мнению ученых, испытывали дефицит родительской опеки и, как следствие, показывали на тестах уже не такие хорошие результаты.
Что же касается конкретно последнего исследования, то в нем сравнивали братьев и сестер, не касаясь при этом последовательности рождения. И удалось установить, что между порядком рождения и умственными характеристиками отсутствует какая-либо существенная взаимосвязь.
Тесты на интеллект
Тесты на IQ применяются, как правило, для оценки когнитивных способностей, коэффициента интеллекта и уровня достижений. Более всего распространены стандартные тесты на интеллект, например, тест SAT (Академический оценочный тест) и тест Стенфорд-Бине для одаренных детей. С помощью этих тестов оцениваются когнитивные навыки человека и сравниваются с показателями основной массы людей.
Подобные тесты популярны уже не один десяток лет и среди обычных людей, но, несмотря на это, сегодня они все больше подвергаются критике. Некоторые специалисты, например, убеждены, что в этих тестах присутствует определенное смещение по разным признакам: расовому, половому, культурному и социально-экономическому.
Подобные IQ-тесты основываются на уже неактуальных представлениях, что сила человеческого интеллекта является чем-то, что определяется при рождении и что не претерпевает серьезных изменений в течение жизни. Поэтому ученые, разделяющие мнение о предвзятости «старых» тестов, рекомендуют всем, кто их проходит, не относиться к получаемым результатам слишком серьезно.
Коэффициент и способы его определения
Коэффициентом интеллекта называется IQ. С его помощью ученые определяют степень развитости умственных способностей человека. В редких ситуациях тесты на IQ применяются для сравнения интеллекта между людьми и животными. Исследователи смогли определить коэффициент IQ даже у дождевого червя.
Показатель IQ определяется путем проведения узкоспециализированных тестов. С их помощью можно узнать разные факторы:
- Отсутствие или наличие умственных нарушений, патологий.
- Высчитать «интеллектуальный возраст» личности, который сравнивается с биологическим возрастом.
- Уровень развития умственных способностей.
Составить тест на определение IQ сложно. Обычно этим занимается команда опытных психологов вместе с учеными из других областей.
Краниометрия
В 19 столетии ученые считали, что оценить интеллект человека можно, если измерить его череп и лицевую структуру. В самом начале развития этой теории французский хирург Поль Брока сделал и противоположное предположение: он считал, что на уровень интеллекта влияет величина отношения длины предплечья к длине плеча.
Ученый попытался доказать, что самая интеллектуально развитая раса – это раса белых людей, при этом основываясь лишь на длине руки, но у него это не получилось. Тогда он решил измерить череп и лицевые структуры для определения того, мозг какого объема способен поместиться внутри черепа того или иного человека. Данный способ показался ему более подходящим для оценки. Это и называлось краниометрией.
Согласно краниометрии, чем крупнее кости черепа, тем больше и мозг, который в нем находится, а это значит, что человек обладает высоким интеллектом. Однако методика подвергалась постоянной критике: многие нашли в ней расовые предрассудки, а также указывали на отсутствие доказательной базы. В итоге в начале 20 века краниометрия прекратила свое существование как методика оценки интеллекта.
Но все же стоит заметить, что исследования в краниометрии поспособствовали нахождению мозговых речевых центров и выявлению концепций интеллектуального фактора, которые все мы сегодня знаем как коэффициент интеллекта.
Приложение
Приложение 1. Ответы испытуемой на задания теста Р.Амтхауэра
I | Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | г | в | д | д | в | а | г | б | д | в | |
Вопрос | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
Ответ | а | д | б | а | г | а | в | г | б | а | |
II | Вопрос | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Ответ | д | б | а | г | б | г | в | г | в | г | |
Вопрос | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | |
Ответ | г | г | а | в | г | а | а | г | б | г | |
III | Вопрос | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
Ответ | в | д | б | д | в | г | б | в | б | г | |
Вопрос | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | |
Ответ | в | б | б | в | г | д | в | в | б | г | |
IV | Вопрос | 61 | 62 | ||||||||
Ответ | фрукты — ягоды | вредно для организма | |||||||||
Вопрос | 63 | 64 | |||||||||
Ответ | измерительные приборы | части лица | |||||||||
Вопрос | 65 | 66 | |||||||||
Ответ | отражение | произведения искусства | |||||||||
Вопрос | 67 | 68 | |||||||||
Ответ | степень громкости | зародыши | |||||||||
Вопрос | 69 | 70 | |||||||||
Ответ | символы | рыбы | |||||||||
Вопрос | 71 | 72 | |||||||||
Ответ | потребности | живые организмы | |||||||||
Вопрос | 73 | 74 | |||||||||
Ответ | орудия труда | степени сравнения | |||||||||
Вопрос | 75 | 76 | |||||||||
Ответ | религиозные санкции | одобрение-неодобрение | |||||||||
V | Вопрос | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 |
Ответ | 85 | 630 | 235 | 24 | 36 | 60 | 35 | 50 | 720 | 90 | |
Вопрос | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | |
Ответ | 52,5 | 9 | 45 | 60 | 16 | 26 | 36 | 5 | 42 | 4 | |
VI | Вопрос | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 |
Ответ | 27 | 26 | 25 | 16 | 62 | 31 | 51 | 7 | 8 | 12 | |
Вопрос | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | |
Ответ | 2 | 13 | 42 | 9 | 12 | 71 | 15 | 17 | 63 | 14 | |
VII | Вопрос | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 |
Ответ | б | г | в | в | д | в | а | а | а | б | |
Вопрос | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | |
Ответ | а | г | д | г | в | д | г | г | б | д | |
VIII | Вопрос | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 |
Ответ | д | г | д | а | г | а | б | д | а | г | |
Вопрос | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | |
Ответ | г | б | д | д | д | г | д | а | д | д | |
IX | Вопрос | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 |
Ответ | 4 | 5 | 3 | 2 | 5 | 1 | 2 | ||||
Вопрос | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | |
Ответ | 3 | 3 | 4 | 1 | 5 |
Приложение 2. Ответы испытуемой на задания теста Равена
A | Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Ответ | 4 | 5 | 1 | 2 | 6 | 3 | 6 | 2 | 1 | 3 | 4 | 1 | |
B | Вопрос | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
Ответ | 2 | 6 | 1 | 2 | 1 | 3 | 5 | 6 | 4 | 3 | 4 | 6 | |
C | Вопрос | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
Ответ | 8 | 2 | 3 | 8 | 7 | 4 | 5 | 1 | 7 | 6 | 1 | 2 | |
D | Вопрос | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |
Ответ | 3 | 4 | 3 | 7 | 8 | 6 | 4 | 4 | 1 | 2 | 5 | 6 | |
E | Вопрос | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
Ответ | 7 | 6 | 5 | 2 | 1 | 5 | 1 | 5 | 3 | 2 | 1 | 5 |
Наследственность
Многие считают, что если ребенок рождается в семье умных родителей, значит, и он тоже будет умным, но так ли это? Часть исследований подтверждает это, а часть отрицает, но точно известно, что наследственность все же оказывает влияние на IQ человека.
Однако нельзя забывать и об окружающих условиях и о том, что в формировании интеллекта человека играет роль культура. А вот насчет генов интеллекта уверенно сказать ничего нельзя. Исследования в этой области говорят о том, что количество генов, ответственных за интеллект, может составлять и 40, и 80 процентов.
Ученые сегодня активно изучают как влияние на интеллект генов, так и влияние воспитания. Данная область еще только набирает обороты, а исследователи надеются, что соответствующие эксперименты помогут не только понять, как функционирует разум, но и лучше разобраться в тонкостях характера человека и его поведения, а также в особенностях психики.
При этом особое значение имеет тот факт, что на разум человека не влияет раса, а наследственность нельзя рассматривать в качестве единственного фактора, определяющего интеллектуальный потенциал.
Какие факторы влияют на умственные способности человека
У разных людей уровень интеллекта может существенно различаться. Среди нас есть интеллектуалы, тугодумы, люди со средними способностями и те, которых принято называть умственно отсталыми. Но отчего люди бывают столь разными в умственном отношении?
Различные исследования показали, что на формирование умственных способностей человека оказывает влияние в первую очередь генетический фактор. Воспитание, воздействие окружающей среды и случайные внешние воздействия играют гораздо меньшую роль.
Однако и внешняя среда имеет определённое значение для формирования интеллекта. Это такие факторы, как уровень жизни семьи, уровень образования родителей, характер воспитания, доступность школьного образования для детей (в американских исследованиях ученики хороших городских школ оказались более интеллектуальными, чем ученики скромных сельских школ). Исследованиями установлено даже влияние таких отдельных факторов, как годовой доход семьи, размер дома и его стоимость, взаимоотношения между родителями и др.
Нельзя исключать и роль питания. Мозг – достаточно прожорливая структура, и недостаток питательных элементов может привести к снижению его способности обрабатывать информацию.
Первичный потенциал интеллекта
В начале 20 века американский психолог Луис Терстоун предположил, что интеллект состоит из семи компонентов. Эта теория существенно разнилась с бытовавшими в то время представлениями об интеллекте, согласно которым интеллект основывался на одном факторе (о том, что именно это за фактор, понятия не было).
По мнению Терстоуна, в число семи компонентов, на которых основывается интеллект, входили:
- владение словом;
- вербальное понимание;
- скорость восприятия;
- способность считать;
- способность логически мыслить;
- ассоциативная память;
- пространственная визуализация.
Теория Терстоуна не смога пройти испытание временем, но его изыскания даже сегодня находят сторонников, особенно в области психометрии – науки, которая проводит количественные исследования психологических измерений.
Интеллект и пол
Все мы сегодня обращаем внимание на то, что мышление мужчин и женщин отличается, однако никаких фактов, которые бы подтверждали, что один пол умнее другого, все-таки нет. Хотя исследования в этой области сегодня очень популярны.
Ученным удалось определить два типа человеческого мозга. Мозг первого типа содержит в себе наибольшее количество серого вещества, отвечающего за обработку информации, а мозг второго типа содержит большее количество белого вещества – ткани, соединяющей серое вещество. Так вот исследования показывают, что в мозге мужчин в 6,5 раз больше серого вещества, а в мозге женщин в 10 раз больше белого.
Какие выводы можно сделать? Если говорить коротко, то преобладание того или иного типа мозговой ткани не влияет на производительность мозга. Разница лишь в том, что мужчины и женщины немного по-разному решают разные задачи и добиваются в этом разных результатов.
Список литературы
- Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2001. – 688 с. – (Серия «Мастера психологии»).
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 368 с.: (Серия «Мастера психологии»).
- Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – СПБ: Издательство «Питер», 2000. – 560 с. – (Серия «Практикум по психологии»).
- Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с. – (Серия «Учебник нового века»).
- Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. – 688 с.
Общий интеллект
В нашей статье мы не можем не упомянуть об идее общего интеллекта, ведь на ней строятся многие теории, в том числе и теория, называемая фактором G. Научные исследования говорят о том, что есть общий интеллект, и он не зависит от результатов, показываемых каким-то одним человеком по сравнению с общей массой людей.
Обычно информация об особенностях работы человеческого интеллекта получается посредством психометрии. Но теперь есть инновационные методики, использование которых позволило ученым предположить, что в мозге есть особые отделы и нейронные связи, способствующие созданию общего интеллекта.
Эта теория продолжает активно изучаться, и вполне вероятно, что уже совсем скоро ученые смогут доказать, что биологическая основа есть как у индивидуального, так и у общечеловеческого интеллекта.
Проблема способностей
А что же такое способности? Способности – это качества, умения или навыки, которые отличают одного человека от другого. Они бывают математические, музыкальные, физические и многие другие. Их основой являются врожденные задатки (память, мышление, внимание). А также к особенностям можно отнести одаренность, талант и даже гениальность.
Способности – это индивидуальные психологические особенности человека. Они, в свою очередь, обеспечивают успешное выполнение определенной деятельности. Так как они являются сугубо индивидуальными, то скорость и результат выполнения одинакового вида деятельности у людей отличаются.
Если посмотреть на группу людей, то невозможно определить уровень их развития, какими способностями они обладают. А вот если уже взять определенного человека, изучить его интеллект, узнать его способности и задатки, а затем сравнить его с другим человеком, то можно понять, что данные понятия сугубо индивидуальны и абсолютно одинаковых людей не существует.
Множественный интеллект
Согласно теории множественного интеллекта, разум человека включает в себя целый набор разных типов интеллекта. Автор этой теории – американский психолог Говард Гарднер говорит, что интеллект – это способность к созданию и поддержанию ценностей, решению проблем и расширению своих знаний посредством решения этих проблем.
Ученый считает, что один уникальный интеллект каждого человека состоит из девяти типов интеллекта, среди которых:
- пространственный интеллект;
- музыкальный интеллект;
- экзистенциальный интеллект;
- внутриличностный интеллект;
- межличностный интеллект;
- кинестетический (телесный) интеллект;
- лингвистический интеллект;
- натуралистский интеллект;
- математический (логический) интеллект.
Интересно то, что с момента разработки этой теории в 1983 году она, в отличие от многих других, так и не устарела и не была никем опровергнута. Но, конечно же, чтобы полностью ее подтвердить, требуется провести еще немало исследований и экспериментов.
Tabula rasa
«Табула раса» (в переводе с латинского языка означает «чистая доска») – это теория, гласящая, что с рождения люди являются «чистыми умами». В течение многих столетий эта теория поддерживается психологами и философами. Предполагает же она, что в момент рождения ум человека пуст и свеж, обладает огромным потенциалом и ожидает наполнения жизненным опытом и эмоциями.
Как мы уже говорили, сегодня продолжаются активные споры о том, что же обладает наибольшим значением для интеллекта – воспитание или генетика, стоит ли считать человека исключительно творением природы или же окружающая среда играет большую роль?
В последние десятилетия было проведено немало исследований, в которых ученые изучали разлученных при рождении близнецов, ведь в них «содержится» один и тот же генетический материал, а среда, в которой они растут и развиваются, – различна. И, по мнению ученых, разум человека, как и другие его индивидуальные черты (например, все та же гендерная идентичность), является комбинацией наследуемых генов, получаемого опыта и влияния окружающей среды.
Триархическая теория интеллекта
Автором данной теории является американский психолог Роберт Стернберг. Разрабатывая ее, он пошел наперекор всем представлениям и предположениям об общем интеллекте и стандартных умственных способностях. Интеллект для ученого не был просто академическим фактором. Стернберг выдвинул гипотезу, что каждый человек обладает практическим интеллектом, существенно отличающимся от академического, но по значимости ему равноценным.
Триархическая теория интеллекта включает в себя три подтеории:
- контекстуальная теория о взаимодействии интеллекта с опытом внешнего мира;
- компонентная теория о связи интеллекта с внутренним миром;
- эмпирическая теория о способности человека к адаптации к ситуациям и выполнению определенных задач.
Последняя подтеория подразделяется на два направления:
- как человек справляется с новыми впечатлениями и задачами;
- как человек справляется с хорошо известными впечатлениями и задачами.
Триархическая теория оказалась очень интересной, но у нее, конечно же, появились и критики. Они говорят, что она более похожа на описание набора практических навыков, необходимых человеку, нежели объясняет, как функционирует интеллект, а также, что Стернберг не в состоянии предоставить информацию, основанную на непосредственных наблюдениях.