Статусно-ролевая концепция личности как инструмент социального познания

Социальный статус личности Это положение человека в обществе, характеризующееся функциями, правами и обязанностями.

Все мы выполняем определенные функции в разных сферах своей жизни. Статус врача значим с позиции пациента, заведующего больницей и т.д. Обязанности существуют для того, чтобы человек надлежащим образом выполнял свои социальные функции. Социальная роль не может полностью определять модель поведения, поскольку ее реализация также тесно связана с характером индивида.

Статусный набор личности

Статусный набор личности
Это совокупность статусных позиций.

Один и тот же человек может одновременно являться сыном, мужем, россиянином и военнослужащим. В рамках статусного набора личности выделяются следующие составляющие:

  • предписанный статус – статус, получаемый нами с момента появления на свет. К нему относится все, что связано с врожденными характеристиками (пол, национальность);
  • достигаемый статус – статус, приобретаемый человеком вследствие усилий или удачного стечения обстоятельств (супруг, хирург);
  • смешанный статус – статус, имеющий признаки предписанного и достигаемого, то есть, тот, который человек получил не в момент рождения и не по собственному желанию (безработный, инвалид вследствие автомобильной аварии);
  • главный статус. В современном обществе он чаще всего определен профессиональной сферой, в которой задействован человек, или его основными занятиями (обладатель Нобелевской премии).

Права и обязанности как неотъемлемая составляющая статуса

Любой статус содержит комплекс прав и обязанностей, являясь элементом общественного разделения труда:

  • права показывают то, что индивид может допустить или позволить в отношении других людей;
  • обязанности указывают носителю статуса на необходимые действия в отношении чего-то и кого-то.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Для обязанностей характерны следующие проявления:

  • строго зафиксированы, определены в положениях, инструкциях, правилах или закреплены обычаем;
  • делают поведение предсказуемым, ограничивают его необходимыми рамками;
  • предполагают ответственность индивида за их добросовестное выполнение;
  • определяются уровнем социального развития и культурой общества.

В демократическом обществе права и обязанности распределены более-менее равномерно и симметрично. В тоталитарном обществе это положение асимметрично: у органов власти много прав и минимальные обязанности, и, наоборот, у обычных граждан мало прав и много обязанностей.

Уровень социального развития общества напрямую зависит от соотношения и соблюдения прав и обязанностей членами общества.

Обусловленные приписанным статусом различия между людьми в той или иной степени заметны. Как правило, человек (группа людей) стремиться занять наиболее выгодное положение в обществе.

Некоторые социальные слои повышают свой статус, объединяясь в различные движения (союз предпринимателей, женские движения) и повсюду лоббируя свои интересы.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Особенности социального статуса 410 ₽ Реферат Особенности социального статуса 280 ₽ Контрольная работа Особенности социального статуса 210 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Факторы, препятствующие изменению статуса группы:

  • попытки других групп сохранить статус-кво;
  • этнические противоречия;
  • отсутствие сильных лидеров и др.

Ролевые конфликты

Ситуация, при которой один и тот же человек выполняет несколько ролей, неизбежно приводит к возникновению ролевого напряжения, т.е. сложностей, возникающих вследствие неудачного выполнения роли.

Выделяются 2 вида ролевых конфликтов:

  1. Ролевой конфликт между ролями. Он возникает в том случае, когда успешное выполнение одной социальной роли приводит к снижению качества выполнения другой социальной роли. Например, мужчина, обеспечивающий семью и, вследствие загруженности на работе, мало времени проводящий с детьми, успешно справляется с ролью профессионального работника и с трудом выполняет роль мужа и отца.
  2. Ролевой конфликт в рамках одной роли. Он возникает в случае конфликта интересов. Например, честность и порядочность могут конфликтовать с желанием заработать легкие деньги. В таких ситуациях может возникнуть внутренний стресс.

Детали статусного имиджа

​​​​​​​Задумывались ли вы о том, как один помещик мог держать в повиновении и страхе тысячи крестьян? Как царский генерал мог посылать на верную смерть рекрутов, призванных на двадцать пять лет, в войнах, не нужных никому, кроме кучки аристократов? Приоткроем секреты начальственных персон!

Некогда довелось мне читать доклад о лидерстве и умении ставить на место хамов. Слушателями являлись преподаватели, посещавшие лекции в Институте усовершенствования учителей. Не знаю, как сейчас, а тогда в этой организации проводились самые разнообразные занятия, в том числе и развлекательного характера. На моё несчастье оказалось, что та же компания слушателей перед этим последовательно побывала на лекциях астролога, рериховца и экстрасенса, и поэтому каждое моё слово встречали с недоверием. Возможно, что виной этому был мой совсем юный возраст.

Апофеозом мероприятия стал вопрос одной из слушательниц: «Можете ли вы определить, кто в нашей школе является директором и завучем, по ауре над групповой фотографией?». Мне стало ясно: если я скажу, что такими вещами не занимаюсь, слушатели немедленно разойдутся, и ответила с важностью – «Определять по ауре – это слишком просто. А я вот могу описать вашего директора и обоих завучей, даже не глядя на фотографию!». Далее я подошла к доске и разделила её на две части. Первую часть я озаглавила «Ваши начальники», вторую – «Подчинённые», и пояснила, что слева напишу приметы членов администрации и тех, кто в ней вскоре окажется, а справа перечислю приметы тех, кому не суждено оказаться у власти, а если они там окажутся благодаря случайному стечению обстоятельств, их правление окажется недолгим и завершится скандалом и изгнанием.

Курс Н.И. КОЗЛОВА «ВАШ ПРЕКРАСНЫЙ ИМИДЖ» В курсе 6 видеоуроков. Посмотреть >>

По мере того, как я записывала, лица слушателей принимали всё более заинтересованное выражение. Тут и там начали раздаваться возгласы: «Да ведь это наш директор!.. А завуч-то наш именно так и выглядит!» и т.п. Одна старенькая учительница запричитала: «Мы все так любим нашу Марью Андреевну, она такой хороший, интеллигентный человек, а ей, оказывается, не суждено стать ни директором, ни даже завучем! Неужели ничего нельзя поделать?». Тогда я перешла к объяснениям.

– Просмотрите видеозаписи различных мероприятий: свадеб, соревнований, школьных вечеров, собраний и банкетов. Обратите внимание, что типажи и поведение лидеров повторяются. Например, когда на школьных вечерах и собраниях по-очереди предоставляется слово всем учителям, почти никто из них не выходит на середину и не подходит вплотную к слушателям. А вот директор или завуч так делают всегда. Большинство выходящих начинает говорить ещё на ходу, а завуч или директор сначала принимают устойчивую позу, затем окидывают взглядом аудиторию, и лишь затем начинают речь, пусть даже состоящую из пары слов. Очень многие учителя, помимо этого, ещё и озираются на завуча или директора, даже если произносят какое-нибудь банальное поздравление выпускникам.

Самый главный признак, отличающий завуча (или человека, которому суждено им вскоре стать) от простого смертного – это умение звонко выговаривать согласные, а особенно звуки «з», «ц», «с», «дь» и «ть». Индикатором «речи завуча» является слово «делать». Если человек произносит согласные в этом слове глухо, и получается нечто вроде «гелакь», не видать ему должности, как своих ушей. Более того, к мнению такого человека никто не прислушивается и сильной личностью его не считают. Классический завуч произносит это слово как «дзелатьсь». Иначе говоря, в речи всех, кто умеет командовать, присутствуют «прицыкиывания» и «присвистывания». Заметные «С», «Ч» и «ТЬ» как бы символизируют повышенную энергию их обладателей, свистящие пронзают вас, словно шпагой, а упругими «Ч», «Ц», «ТЬ» такие люди будто отталкивают вас от себя, держа на расстоянии. Это касается не только завучей, но и любых успешных начальников, которые без труда внушают к себе почтение.

Люди же, которые произносят согласные смягчённо и тускло, кажутся лишёнными внутренней силы и способности за себя постоять. Именно эти люди являются «козлами отпущения» в любом коллективе, и совершенно не имеет значения, громко они говорят или тихо. Если вы говорите громко, но в вашей речи выделяются только гласные, горе вам: окружающие воспринимают вас как человека, претендующего на роль, с которой вы не справитесь. В общем, без яркого произнесения свистящих, карьеры начальника не сделаешь.

Чтобы добиться «начальственного» «с», поднесите кончик языка к основанию зубов, а не отодвигайте его назад, к твёрдому нёбу. Между прочим, почти у всех людей дефекты речи связаны именно с привычкой отодвигать язык назад, что в свою очередь, действительно связано с трусостью. Произносите попеременно «З» и «С» так, чтобы они стали звучными совершенно в одинаковой степени, затем, так же отрабатывайте и другие звуки, пока они не станут вызывающе звонкими.

Между прочим, директор и его заместитель должны воплощать разные качества. В заместителе директора хотят видеть активную личность, способную следить за соблюдением порядка, поэтому в заместители директора легче попасть человеку, имеющему устрашающую внешность. Волосы у завуча или директора должны быть не приглаженными, а уложены так, чтобы причёска хотя бы немного приподнималась над головой. Лоб следует непременно открыть, зачесав волосы назад, хотя иногда встречаются начальницы, предпочитающие короткую чёлку «а ля Кашпировский» (при выпуклой форме лба выглядит весьма пугающе). Учителя, занимающие в служебной иерархии подчинённую роль, всегда имеют длинные чёлки, закрывающие лоб. Следует заметить также, что учителя, не претендующие на начальственную должность, склонны носить обувь, похожую на тапочки, а начальство предпочитает стучащие каблуки, порой с металлическими набойками.

Внешность человека также влияет на то, доверяют ли ему финансовые дела организации.

Как выглядеть, чтобы вам доверили деньги?

Директор является лицом, которое отвечает за финансовые дела в организации, поэтому директором обычно выбирают человека, чьё тело вызывает ассоциации с денежным мешком. Худые и подвижные люди в директорах оказываются крайне редко, и непременно подвергаются критике за «растраты», как бы разумно они ни вели дела. Тем не менее, если директор хорошо упитан, он остаётся вне подозрений, потому что его сотрудникам кажется, будто он не тратит, а лишь аккумулирует в себе финансовые средства. Иллюзию «аккумуляции и нерастрачивания» средств вызывают и специфические черты лица, в особенности, внешние уголки глаз, опущенные вниз. Таким образом, создаётся впечатление, что лицо имеет замыкающий контур. Кроме того, эта деталь внушает окружающим иллюзию того, что человек отрешился от собственных интересов и живёт только интересами организации (последнее наблюдение принадлежит уже не мне, а С.Попову, автору книги «Думай и богатей по-русски»).

Лицо, которому доверили финансы, будет пользоваться бо́льшим доверием, если наденет очки. Причина та же самая: очки – это ещё один «аккумулирующий» элемент. Иначе говоря, очки кажутся некоей заслонкой, которая не позволит деньгам «убежать в никуда». Директора без очков чаще становятся жертвами критики, а то и клеветы из-за своей финансовой деятельности, да и вообще человеку без очков трудно получить в свои руки значительные средства. Оправа очков тоже имеет большое значение для карьеры начальника. Ревизия практически не грозит человеку с огромными очками на пол-лица, особенно если оправа белая (кажется, такой фасон называется «глаза стрекозы»). У других просто храбрости не хватит предпринять какие-либо действия по проверке его деятельности. Правда, когда в учреждении появляется другой человек с такой же впечатляющей внешностью, эпоха безнаказанности проходит.

Очки среднего размера с тонкой металлической оправой или даже без оправы для стекол (такие были у Михаила Сергеевича Горбачёва в период его наибольшей популярности) удивительным образом внушают окружающим, что перед ними человек необычайно интеллектуальный и проницательный. Отсутствие оправы на стёклах создаёт впечатление, будто человек видит всё вокруг «на много километров вперёд» и и держит всё под контролем. Прозорливость его будто бы не имеет границ. Противникам такого человека кажется, что у того есть целый штат невидимых соглядатаев. Подобные очки на носу у следователя, прокурора, судьи вгоняют в панику даже невиновного человека (кстати, у Берии точно такие и были).

Разумеется, на реальные деловые качества человека ни его очки, ни причёска, ни фигура, ни дикция не влияют, разве что придают уверенности в себе. К сожалению, люди судят о других на 90 % не по делам, а по внешности. Поэтому, при попытке запугать вас и поставить «рангом ниже», представьте вашего противника с чёлкой, без очков, в обуви без каблуков, и изрядно похудевшим, а, прежде чем критиковать своего начальника – худого, косноязычного и без очков, подумайте, надо ли это делать!

Способы разрешения ролевых конфликтов

Существуют защитные механизмы, с помощью которых решаются межролевые и внутриролевые конфликты.

  1. Рационализация – метод, который скрывает конфликт с помощью поиска негативных сторон недостижимой социальной роли. Например, абитуриент, который не смог поступить в вуз своей мечты, объясняет это неадекватными требованиями вступительных испытаний.
  2. Разделение ролей – метод, выражающийся во временном отсутствии функционирования одной социальной роли. Например, военный врач, который находится в горячей точке, и от которого скрывают проблемы, возникшие у него в семье.
  3. Регулирование ролей – способ полного отказа от ответственности за совершенное действие, перекладывание вины на большие социальные группы.

Данные бессознательные и осознанные механизмы позволяют личности избежать неприятные последствия внутриролевых и межролевых конфликтов. Итак, человек, являясь социальным существом, выполняет разные социальные роли, взаимодействуя с различными социальными группами. В результате становятся неизбежными ситуации конфликтов, грамотное решение которых позволит успешно реализовывать сразу несколько социальных ролей.

1.Спокойные цвета

Если присутствие белого цвета в вашем шкафу с одеждой ограничивается базовой футболкой, а бежевого — парой комплектов нижнего белья, стоит срочно вдохновиться примером самых стильных девушек, которые создают сложные образы исключительно светлых оттенков. Приручить их сложнее, чем годами одеваться по готовым формулам вроде “белый верх, темный низ”, но оно того стоит. Ведь именно светлые тона — притязательные и где-то откровенно нефункциональные — транслируют ту самую уверенность и достаток, наполняя гардероб воздухом.

2.Минимализм в выборе принтов

Присутствие знаковых принтов (яркие абстракции Emilio Pucci, золотые вензеля Versace) — безусловно, признак статусного гардероба. Однако узнаваемый дизайн требует умелого обращения и соответствующей стилизации. Если сегодня нет времени продумывать сложный образ и подбирать аксессуары, составьте монохромный комплект из однотонных вещей в сдержанной цветовой палитре — это универсальный способ выглядеть дорого и элегантно. Можно экспериментировать с сочетаниями форм, фактур и оттенков одной гаммы: например, дополнить нейтральный бежевый светло-коричневым, цветом миндаля или глубоким кофейным.

3.Светлая обувь

Белая и бежевая обувь — не самое практичное, но единственно возможное дополнение наряду в светлых оттенках. Обратите внимание, насколько более цельным и свежим становится образ в единой цветовой гамме. Основой коллекции могут стать белые кеды и нюдовые лодочки, а дополнением — белые мюли и светло-коричневые лоферы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]