Существуют отношения, которые свойством рефлексивности не обладают.

Рефлексивность – это устремлённость на максимальную осознанность собственных поступков, другими словами настроенность на нахождение смысла происходящих событий и взаимосвязей между ними. Она считается системообразующим и многофункциональным личностным качеством, способствующим эффективному усвоению, углублению и переработке социального опыта, переключению с внешнего уровня на внутренний план.

Рефлексивность также является способностью индивидов и социума мыслить критически, видеть негативные стороны, патологические явления, выявлять потенциальные опасности, принимать предохранительные меры способные предотвратить либо замедлить некоторые тенденции.

Определение

Слово «Рефлексия» обладает латинским происхождением. Говоря буквально, оно означает «оглянуться назад». В психологии рефлексия называется самоанализом или самонаблюдением. Их можно назвать синонимами.
Определение рефлексии — это совокупность размышлений человека о его жизни и действиях, а также последующей оценки себя. Человек способен оценить себя при помощи механизмов коммуникации. По этой причине существование такого понятия, как рефлексия, невозможно без общения.

Самонаблюдение может быть различным:

  • Обычная рефлексия
    — человек обдумывает свои поступки, подмечает совершенные ошибки, но не зацикливается на этом.
  • Глубокая рефлексия
    — человек занимается самокопанием, анализирует свои действия и ответную реакцию общества. Сюда входят и размышления о мироздании и нормах нравственности.

Любое действие человека способно стать рефлексивным. Например, чувства, поступки, слова, порывы, эмоции. Они становятся рефлексивными в случае, если человек обращается к своему сознанию и пытается осуществить самоанализ.
Благодаря рефлексии, человек думает и фантазирует, уходит в мир грез и начинает чувствовать себя частью реальности. Создавая в своей голове картинку идеального мира, он начинает чувствовать себя определенной личностью и действует в обществе, согласно своим установкам.

Эмпатия — что это такое, или, легко ли быть эмпатом?

Существуют отношения, которые свойством рефлексивности не обладают.

Примеры отношений, которые свойством рефлексивности не обладают:

— отношение перпендикулярности на множестве отрезков (нет ни одного отрезка, о котором можно сказать, что он перпендикулярен самому себе);

— отношение «длиннее» для отрезков.

Определение.

Отношение
R на множестве А называется антирефлексивным, если о каждом элементе множества А можно сказать, что он не находится в отношении R с самим собой, то есть для любого не выполняется aRa
.

Определение.

Отношение
R
на множестве
A называется симметричным, если выполняется условие: из того, что элемент a
находится в отношении
R
с элементом
b
, следует, что и элемент
b
находится в отношении
R
с элементом
a
, то есть для любых из
аRb
следует
bRa
.

Замечание. Граф симметричного отношения обладает особенностью: вместе с каждой стрелкой, идущей от a

к b, граф содержит и стрелку, идущую от
b
к a. Справедливо и обратное утверждение. Граф, содержащий вместе с каждой стрелкой, идущей от
a
к
b
, и стрелку, идущую от
b
к
a
, является графом симметричного отношения.

Примеры симметричных отношений:

— отношение параллельности на множестве прямых (если прямая х

параллельна прямой
у
, то прямая
у
параллельна прямой
х
);

— отношение подобия треугольников (если треугольник F

подобен треугольнику
Р
, то треугольник
Р
подобен треугольнику
F
).

— отношение перпендикулярности на множестве отрезков (если один отрезок перпендикулярен другому отрезку, то этот «другой» перпендикулярен первому);

— отношение «длиннее» для отрезков (если один отрезок равен другому отрезку, то этот «другой» равен первому).

ПРИМЕР. Рассмотрим отношение «длиннее» на множестве отрезков, которое свойством симметричности не обладает. Действительно, если отрезок х

длиннее отрезка
у
, то отрезок
у
не может быть длиннее отрезка
х
. Про отношения «длиннее» говорят, что оно обладает свойством антисимметричности или просто антисимметрично.

Определение.

Отношение
R
на множестве
A называется антисимметричным, если для различных элементов a
и
b
из множества
A выполнено условие: если аRb
и
bRa
влекут
a
=
b
.

Замечание. Граф антисимметричного отношения обладает особенностью: если вершины графа соединены стрелкой, то эта стрелка только одна. Справедливо и обратное утверждение: граф, вершины которого соединены только одной стрелкой, есть граф антисимметричного отношения.

Примеры антисимметричных отношений:

— отношение «длиннее» на множестве отрезков;

— отношение «больше» для чисел (если х

больше
у
, то
у
не может быть больше
х
);

— отношение «больше на 2» для чисел (если х

больше у на 2, то у не может быть больше на 2 числа
х
).

ПРИМЕР. Рассмотрим отношение «быть сестрой» на множестве детей одной семьи, которое не обладает ни свойством симметричности, ни свойством антисимметричности. Пусть в семье трое детей: Катя, Маша, и Толя. Тогда граф отношения» быть сестрой» будет таким:

К · · М

·

Т

Рисунок 3.3 – Граф отношения «Быть сестрой»

Он показывает, что данное отношение не обладает ни свойством симметричности, ни свойством антисимметричности.

Определение.

Отношение
R
на множестве
A называется транзитивным, если выполняется условие: из того, что элемент a
находится в отношении
R
с элементом
b, а
элемент
b
находится в отношении
R
с элементом
c
, то следует, что и элемент
a
находится в отношении
R
с элементом c, то есть для любых из
a
R
b
и
b
R
с
следует
а
R
с.
Замечание. Граф транзитивного отношения с каждой парой стрелок, идущих от a

к
b
и
b
к
c
, содержит стрелку, идущую от
a
к
c
. Справедливо и обратное утверждение.

ПРИМЕР. Отношение ≤ на множестве R действительных чисел, а также отношение включения подмножеств некоторого множества являются рефлексивными и транзитивными, но не являются симметричными. Отношение < на множестве действительных чисел транзитивно, но не рефлексивно, не симметрично. Отношение «х

является матерью у» не рефлексивно, не симметрично, не транзитивно.

Рассмотрим теперь свойства бинарных отношений на языке матриц.

Пусть R

– бинарное отношение на множестве . Отношение
R
:

· рефлексивно, если на главной диагонали матрицы отношения расположены только единицы;

· симметрично, если матрица симметрична относительно главной диагонали;

· антисимметрично, если в матрице все элементы вне главной диагонали являются нулевыми;

· транзитивно, если выполнено соотношение .

ПРИМЕР. Проверим, какими свойствами обладает отношение , А

={1,2,3}, заданное графом отношения.

Составим матрицу отношения R:

Так как в матрице на главной диагонали имеются нулевые элементы, отношение R не рефлексивно

.

Несимметричность матрицы означает, что отношение R не симметрично.

Для проверки антисимметричности вычислим матрицу


.

Поскольку в полученной матрице все элементы, стоящие вне главной диагонали, нулевые, отношение R антисимметрично

.

Так как (проверьте!), то , то есть R

является
транзитивным
отношением.

Виды рефлексии


Амбиции, рефлексия…

Рефлексия — это сложное и многогранное понятие. Оно обладает множеством определений, в зависимости от ситуации.

Существует несколько основных видов рефлексии:

  • Личностного характера
    — человек познает свой внутренний мир, задумывается о внутреннем «Я».
  • Коммуникативного характера
    — человек анализирует свои взаимоотношения с окружающим миром, другими людьми, близкими и знакомыми.
  • Кооперативного характера
    — человек думает и анализирует возможность достичь определенной цели, действуя с кем-то сообща.
  • Интеллектуального характера
    — размышления об определенных знаниях и возможности применить их в реальной жизни.
  • Экзистенционального характера
    — человек погружается в глубокие и очень личные размышления.
  • Саногенного характера
    — попытки контролировать стрессовую ситуацию, избавиться от негативных эмоций, переживаний и страданий.

Также существует несколько других видов рефлексии, в зависимости от ситуации, в которой оказывается человек.
Лицемер — кто это?

Что это такое

Дабы разобраться с понятием рефлексивность, необходимо прояснить значение слова рефлексия, которое подразумевает процесс обращения индивидами внимания внутрь себя и на собственно сознание, тогда рефлексивность означает способность субъектов постигать свою личность, понимать истоки собственных поступков.

Таким образом, рефлексия представляет собой качественную характеристику, свидетельствующую о том, что сознание способно направлять внимание внутрь. Рефлексивность представляет количественную характеристику, демонстрирующую выраженность такой способности, критичность анализа, глубину.

Рефлексия дословно подразумевает обращение назад. Понятие рефлексировать применяется для обозначения процесса размышления над собственным психическим состоянием, обращения внимания внутрь себя. В различных науках и философских воззрениях рассматриваемый термин имеет неодинаковое наполнение. Так Локк под рефлексией подразумевал источник специфического знания, когда созерцается действие сознания. Лейбниц считал рефлексию вниманием индивидов к происходящему внутри них. Согласно Юнгу идеи являются рефлексией над представлениями, получаемыми извне.

Обобщая все воззрения, общим в трактовке рефлексии является её устремлённость на внутренний мир индивидов.

Рефлексивность же выступает в качестве личностной черты, характеризующей познание, направленное на себя. Анализируемое явление причисляют к важнейшим характеристикам сознания.

Психологи акцентируют важность разделения двух вышеприведённых схожих явлений. Рефлексивность в психологии представляется в качестве личностного свойства, а рефлексия является процессом познания собственной личности.

При этом под первым подразумевается каче­ство личности, обусловливающее рефлексию в качестве про­цесса. Рефлексивность обладает критерием выраженности и определяется устремлённостью процессов познания внутрь собственной личности.

Эти два вышеприведённых явления реализуются при по­мощи рефлексивных способностей.

Таким образом, рефлексивность является способностью анализировать собственную личность, обнаруживать мотивы своих действий, включая:

– былые поступки и события;

– эмоциональное состояние;

– удачные либо неуспешные результаты деятельности;

– меняющиеся личностные черты, качества характера.

Каждый индивид обладает различным уровнем рефлексии. Обусловлен он интеллектуальным развитием, уровнем знания, воспитанием. Некоторые субъекты непрерывно анализируют собственные действия, размышляют над мотивацией своих поступков, другие – и вовсе не задумываются о собственном поведении. Огромную роль здесь отводится желанию индивида понять собственные заблуждения, осознать ошибки, уровень самокритичности и потребности в сопоставлении собственной персоны с окружением.

Отличием зрелой личности считается способность отвечать за совершенные поступки и брать ответственность за бытие, которое человек имеет. Если индивид неизменно обвиняет в текущих событиях и происходящих ситуациях окружение и стечение обстоятельств, то он является слабой личностью.

Рефлексивность сознания это способность постигать собственную внутреннюю «Вселенную» и выстроить картину личных состояний.

Общее сознание исполняет функцию самоощущения (умение вычленять собственную персону в качестве отдельного создания) с взаимодействием и направленностью во внешнюю среду. Оно присуще всем существам. Тогда как рефлексивное сознание ответственно за самопознание (умение анализировать состояние собственного духовного мира), вырабатывается в ходе развития в качестве специфической особенности, присущей исключительно человеческому сознанию.

Непосредственно возможность зарождения рефлексии у индивидов возникает вследствие познания окружающей среды и в частности социума. Овладение исторически выработавшимися операциями деятельности и приёмами взаимодействия с окружением порождает необходимость рефлексии, а, следовательно, приводит к появлению совершенной формы отображения действительности. Лишь на уровне совершенной формы отображения и возникает рефлексивность сознания.

Формы рефлексии

Различаются несколько форм самоанализа, в зависимости от того, в какой ситуации начинаются размышления человека:

  • Ситуативной формы
    — человек реагирует на ситуацию, с которой столкнулся на данный момент.
  • Ретроспективной формы
    — анализ событий, которое произошли в прошлом.
  • Перспективной формы
    — человек строит планы на будущее, мечтает и ставит определенные цели.

То, чего не хватает нашему времени, — это не рефлексия, но страсть. Потому что наше время чересчур живуче, чтобы умереть, ибо умирание — это один из самых удивительных прыжков. Сёрен Кьеркегор. Страх и трепет

Социальная рефлексия

В социальной жизни рефлексия является своеобразным осознанием человека того, кем он является для других индивидов. Другими словами, социальная рефлексия в психологии — это не только осознание человеком себя, но и понимание того, как к нему относятся другие люди.
Сюда входят особенности личности человека, реакции на различные события, эмоциональные порывы, настроение и характер. Когда между членами общества возникает совместная деятельность, то социальная рефлексия переходит в предметно-рефлексивные отношения.

Характеристика кинестетика. Как общаться с кинестетиками?

Рефлексия в психологии общения


Рефлексия в общении не менее важна

Рефлексия занимает особое место в психологии, поскольку является формой самопознания. Она играет основную роль в коммуникации с обществом, позволяет осознавать свои действия, понимать других людей. Самоанализ позволяет человеку выстраивать взаимоотношения с другими людьми.

Рефлексия в психологии общения помогает увидеть все происходящее со стороны. Примером является непозволительное поведение конкретного человека или собственные ошибки. Проводя самоанализ, человек поймет, что взаимодействовать с определенным человеком ему не следует или же осознает, что вел себя неправильно. Таким образом рефлексия поможет вычеркнуть из своей жизни ненужных людей и урегулировать конфликты.

Рефлексия — это поиск ответов на все существующие вопросы, связанные с личностью человека.

С ее помощью решаются все личные проблемы человека. Индивид даже не осознает, какую роль рефлексия играет в его жизни. Периодически обдумывая свое отношение к жизни и людям, он проводит самоанализ, видит собственные минусы и пытается исправить их, в зависимости от нравственных ценностей.

Альтруист — его характер, мотивы, преимущества и недостатки

Отношение эквивалентности

Отношение R, обладающее свойствами рефлексивности, симметричности и транзитивности называется отношением эквивалентности. Для эквивалентных отношений вместо записи обычно пишут (читается: « эквивалентно »). Эквивалентными отношениями являются: «быть конгруэнтными» на множестве плоских треугольников, «быть одного размера» на множестве образцов обуви, «быть родственниками» на множестве людей и т.п.

Введение отношения эквивалентности R на множестве М определяет разбиение всех элементов этого множества на классы эквивалентности Множество всех классов эквивалентности образует фактор множество множества М и обозначается M/R. При этом каждый элемент данного класса является полномочным представителем этого класса. Совокупность по одному и только по одному представителю каждого класса называется системой представителей соответствующего отношения эквивалентности. Примером введения отношения эквивалентности и образования системы представителей может служить формирование представительного органа власти на основе выборов.

В чем польза рефлексии?

Рефлексивная деятельность открывает перед человеком новые возможности.
Обдумывая свои действия и поступки, он учится жить правильно:

  • Появляется возможность контролировать свое мышление. Человек старается мыслить в правильном направлении.
  • Рефлексия способствует появлению самокритики, что позволяет видеть собственные минусы, анализировать их и проводить работу над ошибками.
  • Самоанализ позволяет избавиться от негативных и гнетущих мыслей, отравляющих человеческое существование.
  • Начинается анализ пережитых жизненных ситуаций, с последующими выводами.
  • Осознавая прошлые ошибки, индивид воспитывает в себе стойкую личность и обретает собственную позицию.

В процессе рефлексии, наблюдается личностный рост. Человек меняется и учится на своих ошибках, не повторяя их в дальнейшем. Но если у человека отсутствует рефлексия, то он повторяет схожие ошибки и не понимает причину бедственного положения.
Филантроп – помощь ради выгоды или черта характера?

В чем заключается рефлексия?

Определенная категория людей склона к постоянному самоанализу. Но большая половина населения не задумывается над своими поступками.
Существует несколько способов развить в себе рефлексию и взглянуть на мир иначе.

  • Попытаться проанализировать прожитый день. Анализ необходимо делать до мельчайших деталей, вплоть до случайных встреч, отдельных диалогов, неприятных ситуаций и радостных событий.
  • Прочитать соответствующую литературу.
  • Уделить небольшое время размышлениям.
  • Написать несколько важных вопросов, которые необходимо решить. Попытаться придумать возможный выход.

Важно:

Основным способом развить рефлексию, является общение. Контактируя с окружающим миром, переживая положительные и отрицательные моменты, человек учится самоанализу. После долгого и насыщенного дня, следует немного подумать о пережитом и попытаться извлечь из этого какую-то пользу.

Другие виды рефлексии

Как было упомянуто выше, существует множество видов рефлексии.
Различают три основных вида, в зависимости от направленности мышления человека:

  • Элементарного типа.
    Подобная рефлексия характерна практически для каждого человека. Появление в жизни тяжелых ситуаций, вынуждает обратиться к самоанализу и попытаться понять, что привело к печальному исходу. Размышляя над совершенными действиями, человек может найти для себя ответы на все вопросы.
  • Научного вида.
    Рефлексия также используется в различных исследованиях и экспериментах. С ее помощью удается подтвердить или опровергнуть определенные теории, с научной точки зрения.
  • Философского вида.
    Философская рефлексия посвящается высоким вопросам. Речь идет о вопросах бытия и мироздания, истинном смысле жизни и предназначении человека. Если человек способен мыслить так глубоко и периодически задумывается о серьезных вопросах — это показывает высокий уровень его интеллекта.

Отношение порядка

Отношение R, обладающее свойствами рефлексивности, антисимметричности и транзитивности, называется отношением порядка. Если на данном множестве введено отношение порядка, то это множество называется упорядоченным. В этом случае вместо пишут Множество совершенно упорядочено, если для любых двух элементов и из множества М

имеет место либо , либо В противном случае говорят, что множество частично упорядочено. Например, отношение «быть выше» на множестве деревьев — совершенно упорядочено, а отношение «быть делителем» на множестве целых чисел — частично упорядочено.

Пусть каждому элементу из множества М по некоторому правилу f поставлено в соответствие вещественное число вес элемента . Введение веса для каждого элемента позволяет упорядочить их по мере возрастания (убывания) весов, а затем сравнивать элементы в соответствии с присвоенным весом. Примерами упорядочения посредством введения весов являются: присвоению каждому товару его цены, каждому станку его надежности, каждому телу его веса, объема и т.п. Взвешивание вариантов решений посредством формирования комплексного показателя качества является одним из самых распространенных способов решения проблемы выбора на множестве разнокачественных признаков.

Если отношение обладает свойствами антирефлексивности, асимметричности и транзитивности, то оно называется отношением строгого порядка (обозначается ). Примером отношения строгого порядка является порядок букв в фиксированном алфавите. Упорядочение букв в алфавите позволяет, в свою очередь, упорядочить слова в словарях (лексикографическое упорядочение слов).

Примеры рефлексии из жизни


Рефлексия в жизни, как она себя проявляет?

Современный ритм жизни не позволяет задумываться над важными и серьезными вопросами. В действительности, в окружающем мире существует множество возможностей развить в себе рефлексию и взглянуть на жизнь по-другому.

Попытаться подумать

Социальные сети интернет предоставляют человеку такое количество информации, что не остается даже времени на то, чтобы обдумать ее. Люди больше не должны прикладывать усилия или проводить самоанализ, ведь достаточно ввести запрос в интернет, чтобы получить ответ. По этой причине в большей части населения не развита рефлексия.
Специалисты утверждают, что большое количество разнообразной информации вредит человеку. Большой поток не усваивается мозгом, в результате остаются только обрывчатые картинки и фразы, от которых не будет пользы. Мозг предназначен для размышлений на определенную тему.

Не выбиваясь из ритма жизни, можно развить в себе рефлексию. Примером из жизни может стать обычное действие. Достаточно выбрать один случай, например, прочитанную книгу, увиденный фильм или поход в музей, а потом ответить себе на следующие вопросы

:

  • Была ли польза от этого?
  • Получил ли я новую информацию?
  • Как я могу использовать полученный опыт?
  • Понравился ли мне персонаж (место)?
  • Что я извлек из этого?

Это позволит расслабиться и сосредоточиться одновременно. Пока человек будет отвечать на интересующие его вопросы, мозг будет активно действовать и развивать рефлексию.

Завести специальный блокнот

Склонность к самоанализу вырабатывается особым отношением к жизни. Важно обращать внимание на все детали и пытаться думать даже о том, что может стать причиной негативных эмоций. Только так человек может осознать свои ошибки.
Рефлексия развивается с ранних лет, но начав обдумывать все совершенные действия, можно сделать это даже в зрелом возрасте. Человек должен задуматься над самыми важными и актуальными вопросами в своей жизни, даже если они могут причинить ему боль. Вопросов должно быть много, ведь они охватывают всю жизнь.

После этого все это следует записать в специальный блокнот

, поделив вопросы по следующим категориям:

  • Вопросы, посвященные жизни и смерти.
    Философские рассуждения, смысл жизни и предназначение.
  • Основная цель в жизни.
    Удалось ли добиться ее? Если нет, то по каким причинам.
  • Взаимоотношения с окружающими.
    Должны быть включены не только доброжелатели, но и те, с кем отношения испорчены. Ответить на вопрос «почему так случилось и как этого можно было избежать».
  • О духовном мире, религии и Боге.
  • О прошлых ошибках и действиях.
    Ответить на вопрос «что я сделал неправильно и как это можно было исправить».
  • О планах и заветных мечтах.
    Ответить на вопрос «как я могу добиться этого».
  • О материальных ценностях.
    Ответить на вопрос «что мне важнее всего в моей жизни».

Важно:

Большинство из этих вопросов могут вызвать у человека серьезные затруднения, ведь отвечать необходимо честно. Рефлексия предполагает самоанализ. Человек должен уметь признавать не только свои положительные стороны, но и недостатки. Ответив на все вопросы честно и проанализировав их, человек может узнать о себе много нового.

Свойства отношений

Рефлексивность. Отношение R, заданное на множестве М называется рефлексивным, если для любого имеет место Формально рефлексивность можно задать так: Рефлексивное отношение всегда выполняется между объектом и им самим. Наиболее яркими примерами рефлексивных отношений являются самообслуживание и равенство.

Антирефлексивность. Отношение R, заданное на множестве М, антирефлексивно, если В антирефлексивных отношениях из условия следует, что Примеры антирефлексивных отношений: быть старше, быть меньше и др.

Симметричность. Отношение R, заданное на множестве М, называется симметричным, если при выполнении соотношения одновременно выполняется и соотношение Формально соотношение симметрично, если Например, отношения «стоять рядом на полке» на множестве книг или « быть родственниками» на множестве людей симметричны.

Асимметричность. Отношение R, заданное на множестве М, называется асимметричным, если В асимметричных отношениях из двух соотношений и может выполняться не более одного (одно или не одного). Пример асимметричного отношения: «быть отцом» (если — отец , то не может быть отцом ).

Антисимметричность. Отношение R, заданное на множестве М, обладает свойством антисимметричности, если Это означает, что если для одновременно выполняются соотношения Антисимметричны все отношения нестрогого порядка: «быть не больше», «быть не выше» и т.п.

Транзитивность. Отношение R, заданное на множестве М, транзитивно, если для любых из выполнимости со-

отношений следует Формально это можно записать так: Про отношение, не обладающее таким свойством говорят, что оно нетранзитивно. Например, отношение «стоять рядом на полке» нетранзитивно. Действительно, пусть тома некоторой энциклопедии стоят в порядке возрастания номеров томов. Тогда, если первый том стоит рядом со вторым, а второй — рядом с третьим, то, очевидно, что первый не стоит рядом с третьим.

Все общие свойства отношений можно разбить на три группы: рефлексивности (каждое отношение рефлексивно или ан-тирефлексивно), симметричности (отношение всегда или симметрично, или асимметрично, или антисимметрично), транзитивности (каждое отношение транзитивно или не транзитив-но). Отношениям, обладающим определенным набором свойств, присвоены специальные названия.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]