Индетерминизм – это методологическая позиция, следовательно которой не всё в мире имеет причину. Это философская категория, которая отрицает объективную причинную связь и познавательную сущность объяснения в науке. Базовые законы природы существуют благодаря принципу вероятности. Случай есть равноправной, фундаментальной сущностью, с помощью которой можно объяснить эволюционный характер природы. Также индетерминизм может быть, с одной стороны, натуралистическим, поскольку подтверждает самодостаточность природы, а с другой стороны, теологическим, поскольку объясняет похождение природы от Бога.
Принцип индетерминизма также имеет место в физике, он выражается в беспричинности микропроцессов, но квантовая физика отрицает такое явление, поскольку она отражает их в особенной статистической форме.
В биологии принцип индетерминизма заключается в отождествленной причинности и однозначной предсказуемости. Поскольку вскрылась необходимость в ведении статистических методов для отражения следственно-причинных связей действительных процессов, основываясь на которых нельзя сделать однозначные и решительные предсказания. Индетерминисты твердят о банкротстве принципа причинности, в общем. Они опровергают развитие современного естествознания и говорят об эффективности диалектико-материалистической теории, которая признает объективность и представляет многообразие причинных связей и форм их отражения в сознаниях людей. Множество современных молодых физиков становятся сторонниками такого мировоззрения. Научный прогресс не будет возможным независимо от принципов диалектического материализма, в частности принципа причинности.
Индетерминизм также часто встречается с такими понятиями, как детерминизм и агностицизм.
Детерминизм и индетерминизм есть философские позиции по поводу объективной причинности предметов, объектов и явлений, которые имеют противоположные определения относительно этого.
Агностицизм и индетерминизм отрицают возможность в познании разных явлений под предлогом отсутствия объективных, причинно-следственных закономерностей в общественной жизни, которые присущие только природе.
Агностицизм и индетерминизм имеют похожее определение, поскольку они оба выражают идею о том, что невозможно до конца познать истинную суть познания человеком действительности.
Объяснение понятия «детерминизм»
«Детерминация» — латинское слово, которое переводится, как — «определять», «ограничивать», «отделять». Исходя из этого объяснения, научное направление строится на отделении свойств, характеристик предмета. Это позволяет понять, какое влияние он оказывает на протекающие процессы, как другие предметы связываются с ним, обуславливают его существование.
Понятие «детерминизма» в философском взгляде — учение о причинности, закономерностей. Это понятие является структурным элементом научного метода. Учитывая основные категории, научные исследования направлены на анализ, определение условий и причин, взаимосвязи и законов разных изменений, которые происходят в обществе, природной среде, мышлении человека. В философии под детерминизмом объединяется концепция природы, что расшифровывается в причинности, случайности или необходимости.
Философия
Одно из важных философских следствий детерминизма состоит в том, что, согласно инкомпатибилисты, это подрывает многие версии свободная воля, что также подрывает чувство моральной ответственности и осуждение сожаления. Вы бы даже не осудили сожаление, поскольку моральная ответственность не имеет значения; убийство человека было бы ничем иным, как питьевой водой, когда вы испытываете жажду. Во-первых, это отсутствие моральной ответственности хаотично само по себе; акт питья воды, безусловно, морально отличается от убийства человека. Чтобы уточнить, детерминированный мир будет рассматривать ваши действия, такие как убийство человека, как единственную возможность того, что могло произойти; исход не убийства человека буквально невозможен. Если бы это было правдой, как утверждает Кант, если наша воля определяется предшествующими причинами, тогда мы больше не несем ответственности за эти действия, потому что те действия, которые определяются силой вне нас. Моральная реальность нашего мира сильно нарушена детерминизмом, потому что убийство человека явно морально неправильно.
Согласно Уильяму Джеймсу в его «Дилемме детерминизма» суждение сожаления также неуместно в детерминированном мире. У нас просто не было бы логических оснований сожалеть, считать «невозможное» событие произошедшим вместо «необходимости», выносить моральные суждения о прошлых событиях, которые не могли бы привести ни к какому другому результату. Напротив, наша способность и воля выносить суждение сожаления является доказательством того, что наш мир на самом деле является недетерминированным, и подтверждает неопределенность исходов событий. Суждение сожаления может быть эффективно вынесено, поскольку наша воля не определяется предшествующие причины. Бертран Рассел в своем эссе «Элементы этики» приводит аргументы против этих предшествующих причин. Представьте себе, нам представлены два альтернативных варианта; Детерминизм утверждает, что наша воля к выбору одного из них обусловлена предшествующей причиной, а две другие альтернативы были бы невозможны, «но это не мешает нашей воле быть причиной других эффектов (Рассел)». Тот факт, что различные возможности могут быть вызваны и выбраны нашей волей, означает, что мораль (правильная и неправильная) может отличаться от выбора. Способность эффективно судить о различных возможных исходах — твердое доказательство того, что моральная ответственность существует и ее следует сдерживать, и она идеально сочетается с индетерминизмом.
Древнегреческая философия
Левкипп
Самое старое упоминание о концепции шанс
это самый ранний философ атомизм, Левкипп, кто это сказал:
«Таким образом, космос стал подобен сферической форме: атомы были подвержены случайному и непредсказуемому движению, быстро и непрерывно».[5]
Аристотель
Основная статья: Четыре причины
Аристотель описал четыре возможных причины (материальную, эффективную, формальную и окончательную). Аристотель назвал эти причины словом αἰτίαι (Айтиай
, как в
этиология
), что переводится как причины в смысле множества факторов, ответственных за событие. Аристотель не придерживался упрощенной идеи «каждое событие имеет (единственную) причину», которая пришла позже.
В его Физика
и
Метафизика
, Аристотель сказал, что были несчастные случаи (συμβεβηκός,
Sumbebekos
), вызванные ничем иным, как случайностью (τύχη,
тухе
). Он отметил, что он и первые физики не находили места случайности среди своих причин.
Мы видели, как далеко Аристотель дистанцируется от любой точки зрения, которая делает случай решающим фактором в общем объяснении вещей. И он делает это на концептуальных основаниях: случайные события, по его мнению, по определению необычны и лишены определенных объяснительных характеристик: как таковые они образуют дополнительный класс к тем вещам, которым можно дать полные естественные объяснения.[6]
— Р.Дж. Ханкинсон, «Причины» в Блэквелл, компаньон Аристотеля
Аристотель противопоставил свой случайный шанс необходимости:
Также нет какой-либо определенной причины для несчастного случая, а есть только случай (τυχόν), а именно неопределенная (ἀόριστον) причина.[7]
Совершенно очевидно, что существуют принципы и причины, которые можно порождать и разрушить, помимо реальных процессов зарождения и разрушения; ибо если это не так, все будет по необходимости: то есть, если обязательно должна быть какая-то причина, отличная от случайности, того, что порождается и разрушается. Будет это или нет? Да, если это произойдет; иначе нет.[8]
Пирронизм
Философ Секст Эмпирик описал Скептик Позиция по причинам следующая:
… мы показываем, что существование причин правдоподобно, и если правдоподобны и те, которые доказывают, что утверждение существования причины неверно, и если нет возможности отдать предпочтение какой-либо из этих причин перед другими — поскольку у нас нет согласованного знака, критерий, или доказательство, как указывалось ранее — тогда, если мы будем руководствоваться утверждениями Догматики, необходимо отложить приговор о существовании причин тоже, говоря, что они не более существуют, чем не существуют[9]
эпикурейство
Эпикур утверждал, что, когда атомы движутся через пустоту, бывают случаи, когда они «отклоняются» (клинамен
) от их иным образом определенных путей, тем самым инициируя новые причинные цепи. Эпикур утверждал, что эти отклонения позволят нам быть более ответственными за свои действия, что было бы невозможным, если бы каждое действие было детерминированным. За эпикурействослучайные вмешательства деспотичных богов предпочтительнее строгого детерминизма.
Ранняя современная философия
В 1729 г.Завещание
из Жан Мелье состояния:
«Материя в силу своей собственной активной силы движется и действует слепо».[10]
Вскоре после Жюльен Оффруа де ла Меттри в его L’Homme Machine.
(1748, аноним.) Писал:
«Может быть, причина существования человека просто в самом существовании? Возможно, он случайно брошен в какую-то точку этой земной поверхности безо всякого как
и
Почему
«.
В его Anti-Sénèque
[
Traité de la vie heureuse, par Sénèque, avec un Discours du traducteur sur le même sujet
, 1750] читаем:
«Значит, шанс бросил нас в жизнь».[11]
В XIX веке французский философ Антуан-Огюстен Курно теоретизированный шанс
по-новому, как ряд нелинейных причин. Он писал в
Essai sur les fondements de nos connaissances
(1851):
«Вероятность актуальна не из-за редкости. Напротив, из-за случайности они производят много возможных других».[12]
Современная философия
Чарльз Пирс
Тихизм (Греческий: τύχη «шанс») — это тезис, предложенный американским философом Чарльз Сандерс Пирс в 1890-х гг.[13] Он утверждает, что абсолютное шанс, также называемая спонтанностью, является реальным фактором, действующим во Вселенной. Это можно рассматривать как прямую противоположность Альберт ЭйнштейнЧасто цитируемое изречение: «Бог не играет в кости со вселенной «и раннее философское предвидение Вернер Гейзенбергс принцип неопределенности.
Пирс, конечно, не утверждает, что существует нет
закон во Вселенной. Напротив, он утверждает, что абсолютно случайный мир был бы противоречием и, следовательно, невозможен. Полное отсутствие порядка само по себе является разновидностью порядка. Позиция, которую он отстаивает, скорее состоит в том, что во Вселенной есть как закономерности, так и неправильности.
Карл Поппер Комментарии[14] что теория Пирса получила мало внимания со стороны современников, и что другие философы не принимали индетерминизм до появления квантовой механики.
Артур Холли Комптон
В 1931 г. Артур Холли Комптон отстаивал идею свободы человека на основе квантовая неопределенность и изобрел понятие усиления микроскопических квантовых событий, чтобы шанс в макроскопический мир. В своем несколько причудливом механизме он представлял себе динамитные шашки, прикрепленные к его усилителю, ожидая Кот Шредингера парадокс.[15]
Реагируя на критику в отношении того, что его идеи сделали случайность прямой причиной наших действий, Комптон разъяснил двухэтапный характер своей идеи. Atlantic Monthly
статья 1955 года. Сначала идет ряд случайных возможных событий, затем добавляется определяющий фактор в акте выбор.
Набор известных физических условий не позволяет точно определить, каким будет грядущее событие. Эти условия, насколько они могут быть известны, вместо этого определяют диапазон возможных событий, из которых произойдет какое-то конкретное событие. Когда человек пользуется свободой, своим актом выбора он сам добавляет фактор, не обеспечиваемый физическими условиями, и, таким образом, сам определяет, что произойдет. О том, что он это делает, известно только самому человеку. Со стороны в его поступке можно увидеть только действие физического закона. Именно внутреннее знание того, что он на самом деле делает то, что намеревается сделать, говорит самому актеру, что он свободен.[16]
Комптон приветствовал рост индетерминизма в науке 20-го века, написав:
В моих собственных размышлениях по этому жизненно важному вопросу я нахожусь в гораздо более удовлетворенном состоянии ума, чем я мог бы быть на любой более ранней стадии науки. Если бы утверждения законов физики считались правильными, нужно было бы предположить (как и большинство философов), что ощущение свободы иллюзорно, или если [свободный] выбор считался эффективным, что законы физики … [были] ненадежны. Дилемма оказалась неудобной.[17]
Вместе с Артуром Эддингтоном в Британии Комптон был одним из тех редких выдающихся физиков в англоязычном мире конца 1920-х и на протяжении 1930-х годов, которые отстаивали «освобождение свободы воли» с помощью принципа неопределенности Гейзенберга, но их усилия были встретился не только с физической и философской критикой, но, прежде всего, с ожесточенными политическими и идеологическими кампаниями.[18]
Карл Поппер
В своем эссе Облаков и часов
, включенный в его книгу
Объективное знание
, Попперпротивопоставил «облака», свою метафору индетерминированных систем, «часам», то есть детерминированным. Он встал на сторону индетерминизма, написав
Я считаю, что Пирс был прав, считая, что все часы в некоторой степени являются облаками — даже самые точные из часов. Это, я думаю, самая важная инверсия ошибочного детерминистского представления о том, что все облака — это часы.[19]
Поппер также был популяризатором вероятность предрасположенности.
Роберт Кейн
Кейн — один из ведущих современных философов свободная воля.[20][21] Защита того, что называют в философских кругах «либертарианец свобода », Кейн утверждает, что« (1) наличие альтернативных возможностей (или способность агента поступать иначе) является необходимым условием для свободных действий, и (2) детерминизм несовместим с альтернативными возможностями (он исключает возможность действовать иначе)».[22] Важно отметить, что суть позиции Кейна основана не на защите альтернативных возможностей (AP), а на понятии того, что Кейн называет конечной ответственностью (UR). Таким образом, АП — необходимый, но недостаточный критерий свободы воли. Необходимо, чтобы было (метафизически) реальные альтернативы нашим действиям, но этого недостаточно; наши действия могут быть случайными, вне нашего контроля. Контроль находится в «высшей ответственности».
Конечная ответственность за творчество в картине Кейна лежит в основе того, что он называет «самоформирующими действиями» или SFA — теми моментами нерешительности, в течение которых люди испытывают противоречивые желания. Эти SFA представляют собой неопределенные, останавливающие регресс добровольные действия или воздержания в жизненных историях агентов, которые необходимы для UR. UR не требует каждый
действие, совершенное по нашей собственной свободной воле, не определено, и поэтому для каждого действия или выбора мы могли бы поступить иначе; это требует только того, чтобы некоторые из наших выборов и действий были неопределенными (и, следовательно, мы могли поступить иначе), а именно SFA. Они формируют наш характер или природу; они информируют о нашем будущем выборе, причинах и мотивах в действии. Если у человека была возможность принять решение, формирующее характер (SFA), он несет ответственность за действия, которые являются результатом его характера.
Марк Балагер
Марк Балагер, в его книге Свобода воли как открытая научная проблема
[23] рассуждает аналогично Кейну. Он считает, что с концептуальной точки зрения свобода воли требует индетерминизма, и вопрос о том, ведет ли мозг индетерминированно, открыт для дальнейшего изучения. эмпирический исследование. Он также написал по этому поводу «Научно достоверную версию индетерминистской либертарианской свободы воли».[24]
Происхождение термина «детерминизм»
Вопрос о причине того или иного явления всегда волновал людей. С течением времени, понятие детерминизма наполнялось новыми вопросами, развивалось, обогащалось. Но научного названия постоянных вопросов о причинно-следственных связях не давали.
Впервые слово «детерминизм» зафиксировано в период средневековья. Оно обозначало вид логического объяснения понятия, которое является антонимом слову «обобщение». Уже в 16–17 веках, это слово получает новый смысл — обусловленность. В 17 веке детерминизмом называют причинность, закономерность. Тогда же закладывается основание формированию механистического детерминизма. С этого периода, понятие используется во всех отраслях науки для объяснения динамики, закономерности, универсальности определенных категорий и предметов.
Существует другая точка зрения — противоположная теории причинности, которая называется индетерминизм. Индетерминистические сторонники не соглашались с причинной, закономерной обусловленностью разных явлений в природной среде и человеческом обществе. Основные понятия этого направления: беспричинная случайность явлений, свобода воли человека, произвол. Концепция индетерминизма в философии встречались в античности и современности. Основоположником и приемниками мыслей о случайности, беспричинности являются индетерминисты: Д. Юм, Б. Рассел, Х. Рейхенбах, и другие.
Библиография
- Lejeunne, Дени. 2012 г. Радикальное использование случайности в искусстве ХХ века
, Родопы. Амстердам - Джеймс, Уильям. Дилемма детерминизма. Публикации Кессинджера, 2012 г.
- Нараин, Вир и др. «Детерминизм, свобода воли и моральная ответственность». TheHumanist.com, 21 октября 2014 г., thehumanist.com/magazine/november-de December-2014/philosophically-speaking/determinism-free-will-and-moral-responsibility.
Рассел, Бертран. «Элементы этики». Философские очерки, 1910 г.
Формирование детерминистского взгляда в античный период
Понимание причинности некоторых явлений появилось в античный период у древних народов. Этому способствовало развитие политической, публичной жизни, особенно в Древней Греции. Взгляды о причинности были выражены Демокритом и Левкиппом.
В Древней Индии, идеи взаимосвязи причины и следствий находятся в тесной связи с кармой и перерождением. Здесь, можно наблюдать взаимосвязь поведения человека и его качества перерождения в будущей жизни.
В Древнем Китае, особенно тщательно изучал детерминистические процессы Лао-цзы. Он этот процесс называл «дао». Оно существует постоянно, во всем и везде. Дао представляет собой бездействие, не зависит от времени, создает универсальное единство мира.
Формирование детерминистского направления берет начало в Древней Греции. Древние философы, в своих работах, подробно рассматривали закономерности мира. Называлось это по-разному: «нике», «логос», «гомеомерия», «нус», «атомы», «случайностью», «вихрем», четыре вида причины по Аристотелю.
Однозначный детерминизм
Это понятие не столько философское, сколько относится к физике и механике. Однозначный детерминизм является фундаментом этих направлений науки. Это понятие обозначает влияние определенных внешних факторов и условий на начальное состояние материальной системы. Это влияние жесткое, однозначное, оно решает дальнейшую историю существования материальной системы. Если что-то происходит случайно, утверждали приверженцы этого направления, это не изученное явление — случайности как таковой не бывает.
Удачно иллюстрировать однозначный детерминизм можно на примере 2 закона Ньютона. Также представления поля в электродинамике (Максвелл) привели к важному выводу — состояние поля в настоящем времени не зависит от окружающей ситуации на расстоянии. Здесь работает закон близкодействия — на поле влияет те условия, что сложились в близости от него.
Принцип однозначности влияния причин виден и в других теориях физики:
- масса (вес предмета) зависит от скорости движения;
- течение времени и кривизна пространства зависят от распределения масс;
- мощность гравитационного поля однозначно влияет на течение разных процессов;
- движение масс в пространстве оказывает влияние на тяготение.
Во всех этих примерах работает теория однозначной детерминации в философии. Но наш мир многогранен, не все процессы жестко зависят друг от друга. Есть обстоятельства, при которых не прослеживается четкая взаимосвязь процессов и предметов.
Детерминанты, влияющие на психологическое развитие
Психика человека развивается под влиянием различных факторов объективного и субъективного характера.
Объективные
К числу объективных факторов развития психики человека относятся:
- культурный и экономический уровень общества;
- стиль воспитания ребенка в семье, школе;
- забота о человеке;
- удовлетворение потребности в близости и причастности к группе;
- особенности менталитета.
К числу объективных детерминант относятся также генетические предпосылки, темперамент и наличие болезней.
Субъективные
Субъективные детерминанты развития личности взаимосвязаны с объективными и являются базой для саморазвития. К числу субъективных факторов относятся условия, при которых формируется мотивация, потребности, сознание и стиль поведения человека.
Через овладение знаниями и самопознание лежит путь к новым возможностям.
Ирина Шербул
Описание вероятностного детерминизма
После однозначного детерминизма появилась теория о вероятностной причинности явлений. Ее появление приходится на пик развития теорий о термодинамике, статистической физике. Концепция жесткой причинности, со временем, показала свое несовершенство, особенно когда появились теоретико-вероятностные методы и теории исследования. Первичными были статистические закономерности, они стали началом моделей вероятностного мира. Вероятностный метод изучения подрывает авторитет однозначной причинности, основная идея которой гласит: внешние причины всевластны.
Содержание
- 1 Необходимая, но недостаточная причинно-следственная связь
- 2 Вероятностная причинность
- 3 Внутренний индетерминизм против непредсказуемости
- 4 Философия 4.1 Древнегреческая философия 4.1.1 Левкипп
- 4.1.2 Аристотель
- 4.1.3 Пирронизм
- 4.1.4 эпикурейство
- 4.3.1 Чарльз Пирс
- 5.1 Математика
Основы современного детерминизма
Уже в 20 веке начинает формироваться новая модель представлений о мироздании. В середине двадцатого века, появляется новая идея о синергетике, разрабатываются физико-математические основы явлений самоорганизации. Современный детерминизм является совокупностью отдельных идей всех представлений о причинности, начиная с античного периода. В новом подходе выведены три категории временной зависимости причины и следствия:
- первой появляется причина, затем следствие, строгая последовательность — это классическая модель;
- между причиной и следствием есть промежуток, но они тесно связаны условиями близкодействия, окончательной скоростью;
- одновременно появляются причина и следствие: когда процесс причины только зарождается, сразу же возникает ее следствие, затем причина «тушится» своим следствием.
Представители детерминизма и индетерминизма
Развитие детерминизма происходит со времен античности и до сегодняшнего дня. За это время, многие философы, физики и ученые стали посвященными детерминистами, изучающими разные категории этого взгляда на организацию мира. Среди других представителей детерминизма, наиболее весомый вклад принесли труды Монтескье. Это родоначальник концепции географической причинности. В своих трудах, он подробно описывает влияние климата на некоторые особенности народов.
Приверженцем однозначного детерминизма был Пьер-Симон Лаплас. От его идей отталкивались сторонники и противники модели организации мира. Поддерживали и дополняли его концепцию Л.И. Мечников, Э. Хантингтон и другие. Классификацию форм причинности определил Марио Бунге. Активно развивали идею о причинности и следствии физики: Максвелл, Лагранж, В.А.Фок.
Представителями современного взгляда на детерминизм, как синегретическую концепцию, являются В.П. Бранский, В.В. Мантатов, Д. Блохинцев, К. Никольский и другие.
Детерминизм и индетерминизм — два полностью противоположных философских движения в области роли и места причинности. Последователи детерминизма уверены в объективном характере причинности. Сторонники индетерминизма, напротив, полностью отрицают объективную причинность, да и причинность в общем.
Рекомендации
- Само правило Борна не подразумевает, связан ли наблюдаемый индетерминизм с объектом, с системой измерения или с обоими. В ансамблевая интерпретация по Борну не требует принципиального индетерминизма и отсутствия причинности.
- Стэнфордская энциклопедия философии: Интерпретации философии
- Равномерное распределение является наиболее «агностическим» распределением, представляющим отсутствие какой-либо информации. Лаплас в своей теории вероятности, видимо, первым заметил это. В настоящее время это можно показать, используя определения энтропия.
- Поппер, К. (1972). Об облаках и часах: подход к рациональности и свободе человека, включенный в объективное знание
. Oxford Clarendon Press. п. 220. Индетерминизм — или, точнее, физический индетерминизм — это просто доктрина, согласно которой не все события в физическом мире предопределены с абсолютной точностью. - «Ὁ τοίνυν κόσμος συνέστη περικεκλασμένῳ σχήματι ἐσχηματισμένος τὸν τρόπον τοῦτον. Τῶν ἀτόμων σωμάτων ἀπρονόητον καὶ τυχαίαν ἐχόντων τὴν κίνησιν συνεχῶς τε καὶ τάχιστα κινουμένων» Х. Дильс-В. Кранц Die Fragmente der Vorsokratiker
, Берлин Вайдманн 1952, 24, I, 1 - Хэнкинсон, Р.Дж. (2009). «Причины». Блэквелл, компаньон Аристотеля
. п. 223. - Аристотель, Метафизика
, Книга V, 1025a25 - Аристотель, Метафизика
, Книга VI, 1027a29-33 - Секст Эмпирик Очертания пирронизма
Книга III Глава 5 - Мелье, Дж. Завет
. - Jde La Mettrie, J.O .:Anti-Sénèque
- Курно, А.А .: Essai sur les fondements de nos connaissances et sur les caractères de la критический анализ
, § 32. - Пирс, К. С .: Доктрина необходимости исследуется
, Монист, 1892 - Поппер, К: Об облаках и кукушках
, включен в
Объективное знание
, перераб., 1978, с. 231. - НАУКА, 74, с. 1911 г., 14 августа 1931 г.
- «Наука и свобода человека», в Космос Артура Холли Комптон
, 1967, Кнопф, стр. 115 - Комптон, А. Человеческое значение науки
п. ix - Кожняк, Борис (2018), «Первые миссионеры квантовой свободы воли: социально-исторический анализ», Свободная воля и действие
, Историко-аналитические исследования природы, разума и действия, издательство Springer International Publishing,
6
, стр. 131–154, Дои:10.1007/978-3-319-99295-2_10, ISBN 9783319992945 - Поппер, К: Об облаках и кукушках
, включен в
Объективное знание
, перераб., 1978, с. 215. - Кейн, Р. (ред.) Оксфордский справочник свободы воли
- Информационные философы «Роберт Кейн — признанный декан либертарианских философов, активно пишущих о проблеме свободы воли».
- Кейн (ред.): Оксфордский справочник свободы воли
, п. 11. - Нотр-Дам Отзывы: Свобода воли как открытая научная проблема
- «Марк Балагер: научно авторитетная версия индетерминистской либертарианской свободы воли». turingc.blogspot.pt
. 2012-07-06. - Поппер, К: Об облаках и кукушках
, включен в
Объективное знание
, перераб., 1978, с. 212. - Поппер, 1978, цитируя Генри Пембертона. Взгляд на философию сэра Исаака Ньютона
- Эрман, Дж. Детерминизм: что мы узнали и чего еще не знаем
- Стэнфордская энциклопедия философии: Причинный детерминизм
- Стэнфордская энциклопедия философии Причинный детерминизм
- «Конференция по ветвлению пространства-времени». Архивировано из оригинал на 2011-09-30. Получено 2011-07-27.
- «Миллштейн Р.Л .: Является ли эволюционный процесс детерминированным или неопределенным?
» (PDF). Архивировано из оригинал (PDF) на 2011-09-30. Получено 2011-07-28. - Кимура, М. Нейтральная теория молекулярной эволюции
, (
Наука
, №1, 1980, с. 34) - Конец уверенности. Илья Пригожин. С. 162–85. Свободная пресса; 1 издание (17 августа 1997 г.) ISBN 978-0-684-83705-5 [1]
- Конец уверенности. Илья Пригожин. С. 19–21. Свободная пресса; 1 издание (17 августа 1997 г.) ISBN 978-0-684-83705-5 [2]
- Журнал Cosmos: Сколько свободной воли у нас есть
- ^ аб
BBC Science:
Свобода воли похожа на животных и людей, но не настолько свободна - «Является ли гомосексуализм эволюционным шагом к суперорганизму?». Проводной
. 2008-01-03. - «Э. О. Уилсон предлагает новую теорию социальной эволюции». Проводной
. 2010-08-26. - де Конинк, Шарль (2008). «Философия сэра Артура Эддингтона и проблема индетерминизма». Произведения Шарля де Конинка
. Нотр-Дам, штат Индиана: University of Notre Dame Press. ISBN 978-0-268-02595-3 . OCLC 615199716. - Бом, Д: Причинность и шанс в современной физике
, стр. 29–33