Умный, но рассеянный или: Что такое школьная рассеянность и как ее «лечить»

Статья:

Часто родители замечают, что их ребёнок не может надолго концентрироваться на чём-то одном. Он проявляется забывчивость, повышенную двигательную активность. Обычно такое поведение присуще дошкольникам и школьникам и не несёт никакой угрозы. Но иногда эти симптомы указывают на синдром рассеянного внимания у детей (СРВ), лечение которого нужно осуществлять своевременно. Иначе в будущем признаки синдрома могут сказаться на процессе обучения и многих жизненных аспектах человека.

Общие признаки СРВ у детей

Синдром сопровождается нарушением умственной деятельности. У школьника отсутствует сосредоточенность, он не может долго заниматься одним делом. Начинают проявляться нарушения социальной активности: он может быть замкнутым и задумчивым или, наоборот, чересчур активным.

Из ста детей пятнадцать обычно страдают дефицитом внимания, который проявляется разными способами. Первые признаки отклонения можно обнаружить в возрасте от четырёх до девяти лет, но могут возникать и раньше. Например, у годовалого малыша может наблюдаться чрезмерная активность, но при этом у него нарушена концентрация. В возрасте трёх лет могут появиться проблемы с речью.

Стоит помнить, что проявления дефицита внимания могут быть и другими. Существуют следующие разновидности нарушения:

  • Только отсутствие внимания;
  • Нарушение внимания и импульсивность (часто меняется настроение, бывает раздражительным и агрессивным);
  • Дефицит внимания и гиперактивность (неусидчивость, постоянно на что-то отвлекается);
  • Смешанная разновидность — самая сложная. Поведение непредсказуемо, нарушается интеллектуальная функция.

Психологи выделяют три типа невнимательности

«Порхающее» внимание

Это слабая концентрация внимания, для которого характерна легкая непроизвольная переключаемость. Такая невнимательность присуща, например, дошкольниками. Она наступает при усталости, после бессонной ночи, во время головной боли или при однообразной монотонной работе. Разновидность такой рассеянности – дорожный гипноз, когда человек впадает в состояние полудремы, наступающее при длительной поездке по спокойной дороге.

«Профессорская» рассеянность

При втором типе невнимательности наблюдается высокая концентрация внимания с трудностью переключения, которая свойственна, например, ученым, сосредоточенным на своих мыслях, – так называемая «профессорская» рассеянность. Многие великие люди были рассеянными, так как были сосредоточены на своем творчестве.

Например, Н. Жуковский, которого называют отцом русской авиации, однажды принимал гостей в собственной гостиной. Через несколько часов он встал, надел шляпу и стал прощаться, извиняясь, что засиделся в гостях и пора домой.

А английский математик и физик Исаак Ньютон однажды, решив сварить яйцо, положил вместо него в воду часы. Доходило и до таких курьезов: астроном Галилей не узнал в супружеской постели свою жену, поскольку забыл, что женился. А историк Моммзен, разыскивая свои очки, поблагодарил девочку, подавшую ему их, и спросил, как ее зовут. «Анна, твоя дочь, папа» — ответила девочка.

Такой же тип невнимательности встречается у людей, которых преследуют навязчивые мысли, или у людей, слишком поглощенных реализацией сверхценной идеи – идеей-фикс.

Слабая концентрация внимания

И третий тип невнимательности – это слабая концентрация внимания с еще более слабой переключаемостью. Она характерна для людей, у которых понижена сила и подвижность нервных процессов. Обычно в этом случае говорят о старческой рассеянности. У здоровых же людей эти процессы снижаются при переутомлении.

Любопытно, что психологи, изучая рассеянность и забывчивость, во время эксперимента наблюдали за группой людей и заметили, что у мужчин эти свойства «обострялись» в период с 8 до 10 часов утра, а у женщин – с 10 до 12 часов. А независимо от пола пик совершения ошибок отмечался с 4 до 6 часов дня и с 8 до 10 часов вечера.

Причины возникновения синдрома

Перед лечением рассеянного внимания у детей нужно знать, что могло спровоцировать этот недуг. К сожалению, учёным пока не удалось установить точную причину, но есть несколько гипотез, указывающих на то, что детский недуг может проявляться из-за следующих факторов:

  1. Наследственная предрасположенность. Существует ген, ответственный за поведение. Некоторые его особенности могут быть причиной проявлений дефицита внимания.
  2. Травмы при рождении. Это могут быть повреждения головного мозга, затянутые роды, асфиксия (кислородное голодание).
  3. Заболевания будущей матери. Если при беременности мать чём-либо болела, то это может привести к нарушению развития плода, гипоксии и другим негативным последствиям.
  4. Вредные привычки. В период беременности мать могла курить, употреблять алкоголь или наркотические вещества.
  5. Резус-конфликт. Возникает, если у матери резус-фактор отрицательный, а у малыша — положительный.
  6. Болезни внутренних органов. В частности, головного мозга, почек, сердца.

Часто данный синдром связывают с гиперактивностью. И это неспроста, при дефиците внимания человек слишком эмоционален, неусидчив, присутствует повышенная возбудимость. Эти признаки относятся и к гиперактивным детям.

Что же такое «Память»?

Память – сложный структурированный механизм, который позволяет людям воспринимать окружающую нас информацию, обрабатывать полученные данные и хранить их.

Каждый из нас обладает такой функцией с самого рождения и имеет возможность тренировать и развивать ее.

К сожалению, возможен и обратный эффект под влиянием различных факторов, которые могут негативно сказаться на внимании и памяти.

Внимание – направленный акцент на действии или событии. Данный процесс является аналогичным познавательным явлением, как и память.

Что происходит внутри мозга

Как утверждают биологи, память – результат функционирования паутины нейронных соединений, в которых происходят реакции ЦНС. Человек познаёт и ощущает окружающие его объекты через рецепторы: слух, зрение, обоняние, осязание, вкусовые. Вся информация трансформируется в электронные импульсы, которые направляются в наш мозг. Это конечный пункт, где хранится вся собранная информация.

Мы способны запоминать даже мельчайшие нюансы или незначительные события, если они подкреплены одним из рецепторов. Память уникальна и тем, что человек способен добавлять к воспоминаниям различные детали: «пережитые» эмоции, выводы и так далее. По сути, мы запоминаем не фактическое событие, а слегка видоизменённое собственное впечатление.

Где же хранится информация?

Сейчас у учёных нет ответов на конкретный вопрос «Где и как храниться информация в человеческом мозге?». Было высказано множество теорий и предположений, но ни одна из них не подтверждена.

В научных кругах бытует мнение, что полученная информация хранится в нейронных цепях.

Симптомы рассеянного внимания

Набор симптомов рассеянного внимания у ребёнка напрямую зависит от его характера, социальных условий проживания, воспитания, возраста, тяжести расстройства. Поэтому сначала нужно уметь правильно распознать первые признаки синдрома. Ими могут быть:

  • Неспособность надолго концентрировать внимание как на домашних занятиях, так и школьных;
  • Неусидчивость и небрежность;
  • Не может понять сказанных ему слов или же просто не слушает;
  • Отсутствие самоконтроля;
  • Ему сложно выполнять правила и инструкции;
  • Склонность к беспорядку, на письменном столе всегда разбросаны вещи, на полу — игрушки;
  • При выполнении чего-либо отвлекается на любые мелочи;
  • Рассеянность и частая потеря своих вещей;
  • Забывчивость, связанная с нарушением внимания;
  • Склонность к тревогам;
  • Проблемы с общением (с детьми, взрослыми, учителями);
  • Нетерпеливость и навязчивость;
  • Повышенная речевая активность, причём ребёнок не может выслушивать собеседника, перебивает его;
  • Неспособность к обучению, новая информация воспринимается не в полном объёме, сложность в письме;
  • Не может заканчивать начатое;
  • Плохое поведение, ребёнок шумит, постоянно крутится и машет руками.

Очень важно наблюдать за своим чадом и при первом же появившемся симптоме начать больше уделять ему внимания.

Как улучшить память. Рекомендации Центра неврологии

Если Вы наблюдаете у себя либо у близких Вам людей тревожные симптомы, свидетельствующие о проблемах с памятью, схожие с указанными выше, то необходимо сходить на прием к неврологу, нейропсихологу либо терапевту и пройти ряд специальных диагностических исследований. Если есть желание сразу начать борьбу с нежелательным явлением до получения вердикта врачей, то примите меры – начните тренировать память.

Вот некоторые упражнения по улучшению памяти:

  • привычные дела по возможности выполняйте, закрыв глаза, по памяти;
  • если вы леворукий человек, делайте повседневные дела правой рукой, если же правша – то левой. Пробуйте по этому правилу, например, писать, утюжить белье, рисовать и т.д. – Вы в скором времени почувствуете положительный результат;
  • заучите шрифт Брайля, которым пользуются при чтении незрячие люди, либо язык жестикуляции – это полезно для памяти и может пригодиться в жизни;
  • печатайте тексты на клавиатуре двумя руками, используя все пальцы;
  • займитесь рукоделием – начните вышивать или вязать;
  • учите иностранные языки и больше говорите на них;
  • пробуйте различать достоинство монет вслепую, ощупывая их руками.

Кроме того, расширяйте круг своих интересов, больше читайте, посещайте места и заведения, в которых не бывали раньше, ходите на спектакли и представления, гуляйте в парках, знакомьтесь и общайтесь с людьми, обретайте новых друзей.

Выполняйте рекомендованные упражнения, соблюдайте перечисленные правила, следите за вашим здоровьем, и память не подведет Вас до преклонного возраста!

Особенности диагностики СРВ

Синдром рассеянного внимания — это нарушение в поведении, а не в психике, поэтому установить точный диагноз бывает проблематично. Отдельные проявления могут возникать из-за неправильного воспитания или личных особенностей характера.

Требуется прибегнуть к субъективным способам диагностики, среди них можно выделить:

  1. Специальные опросники. Их должен заполнять не только школьник, но и родители, учителя.
  2. Наблюдение. Надо следить за поведением в условиях пребывания где-либо и в домашней обстановке.
  3. Психологическое обследование. Важно установить интеллектуальные способности и нарушения навыков.
  4. Выявление заболеваний. Возможно, ранние болезни ребёнка или его матери могли послужить причиной появления этого недуга.

Нужно убедиться в наличии у ребёнка синдрома рассеянного внимания, ведь неусидчивость и активность присуща и многим здоровым детям. В наличии недуга можно не сомневаться в следующих случаях:

  1. Постоянные симптомы нарушения не только дома, но и в школе, на прогулке, в гостях.
  2. Первые признаки родители обнаружили в дошкольном возрасте, и они не проходили в течение полугода.
  3. Расстройство внимания мешает обучаться ребёнку, он не может нормально адаптироваться в коллективе.

Методы лечения

Расскажем что делать, если у ребёнка рассеянное внимание. Существует несколько методов коррекции. В первую очередь, нужно помнить про комплексный подход: недостаточно чего-то одного, может потребоваться как медикаментозная терапия, так и занятия с психологом.

Немаловажную роль играет правильное питание и соблюдение удобного режима обучения. В это время от обоих родителей зависит многое. Участвовать в судьбе ребёнка должна не только мать, но и отец. Они должны составить распорядок дня для своего чада, всегда находить время для него. Только так удастся воспитать полностью здорового ребёнка.

Медикаментозный способ

Лекарственные препараты назначают не всегда, только если были выявлены серьёзные нарушения внимания у малыша, ухудшающие его качество жизни и мешающие социально адаптироваться в коллективе.

Ни в коем случае нельзя самостоятельно назначать препараты для ребёнка, даже если о них много хвалебных отзывов. Лекарство должен прописать только лечащий врач!

Может быть показан приём каких-нибудь успокоительных средств, чтобы снизить детскую нервную возбудимость. В детском возрасте противопоказаны сильнодействующие препараты, поэтому вместе с успокоительными средствами могут назначить таблетки, направленные на улучшение мозговой деятельности, к примеру, Глицин (альтернатива — Биотредин), или улучшающие кровоснабжение мозга (Фенибут).

Распорядок дня

Если ребёнок страдает синдромом отсутствия внимания, то без чёткого режима дня не обойтись. Родители должны требовать от чада его соблюдения. Только так можно привить дисциплину, которая порой отсутствует даже у здоровых детей.

Распорядок дня нужно составить и распечатать, повесив в удобном для ребёнка месте, например, над письменным столом или кроватью. Обязательно оставляют несколько часов свободного времени, чтобы ребёнок мог позаниматься тем, что интересно именно ему.

Вот пример распорядка дня, вы можете изменить его в соотвествии со своими предпочтениями:

ВремяДействие
07:00 — 07:05Ребёнок просыпается
07:05 — 07:20Зарядка, гигиена
07:20 — 07:35Завтрак
07:35 — 08:00Сборы в школу
08:00 — 08:30Дорога в школу
08:30 — 13:05Уроки
13:05 — 13:30Дорога домой
13:30 — 13:40Переодевание, гигиена
13:40 — 14:00Обед
14:00 — 16:00Свободное время, секции
16:00 — 18:00Выполнение домашнего задания
18:00 — 18:30Ужин
18:30 — 20:00Свободное время
20:00 — 21:00Подготовка ко сну
21:00 — 07:00Ночной сон

Если нарушение внимания и чрезмерная активность мешает обучаться в обычной школе и нормально общаться со своими сверстниками, то возможно имеет смысл перевести его в учреждение, где учатся по адаптированной программе, или же перейти на домашнее обучение. Для принятия такого решения нужно проконсультироваться с разными специалистами, чтобы услышать несколько мнений.

Занятия с психологом

Этим этапом пренебрегать не стоит — он обязателен. Психолог поможет избавиться от излишней эмоциональности, импульсивности. Ребёнок станет более спокойным, будет лучше себя вести, сможет лучше адаптироваться в той или иной ситуации, будет стараться концентрироваться на занятиях.

Обычно занятия с детьми проводят в игровой форме. Психолог моделирует определённые ситуации и внимательно следит за поведением ребёнка. При необходимости даёт советы, как можно поступить в конкретной ситуации.

Ещё психологи используют разнообразные расслабляющие методики, которые помогут ребёнку избавиться от скопившегося напряжения. Поэтому психологические тренинги очень важны при расстройстве внимания.

Родительский контроль

Родители должны принимать активное участие в лечебном процессе. Малышу с расстройством внимания требуется особое воспитание, и в первую очередь, надо дать своему чаду больше самостоятельности.

Малыш должен выполнять определённые домашние обязанности. Конечно, они не должны быть очень сложными, их подбирают в зависимости от возраста и физической подготовки ребёнка. Нужно давать такие задания, с которым ему по плечу справиться, например, помыть посуду, протереть пыль или убрать за собой игрушки.

В первое время у ребёнка не всё может получаться, активно помогать ему не стоит. Он должен научиться проявлять настойчивость, пытаясь справляться с заданиями самостоятельно. Не стоит забывать про поощрения, нужно хвалить малыша за успешное выполнение того или иного задания.

Можно прибегнуть к занятиям спортом, отдав ребёнка в какую-нибудь секцию или занимаясь с ним самостоятельно. Спорт помогает растрачивать избыточную энергию с пользой для здоровья, кроме того, приучает к самоорганизации и дисциплине.

Как невролог лечит память

Перед началом лечения необходимо понять, какое заболевание спровоцировало проблему. Лекарственные средства следует применять только те, которые Вам назначит лечащий врач, самолечение недопустимо. Оптимально пройти полную диагностику активности мозга, здоровья сосудов, электронейромиографию.

Следует помнить, что стремительное ухудшение памяти само по себе не является болезнью, этот симптом лишь предупреждает о появлении более серьезной болезни, которую необходимо диагностировать и начать терапевтическое или радикальное лечение. Это поможет восстановить прежнее качество жизни, предотвратит отделение больного от социума, ухудшение адаптивных функций. При выявлении нарушений памяти, как правило, назначают прием ноотропных препаратов.

Профилактика проблемы во время беременности

О здоровье ребёнка нужно начинать задумываться ещё до его зачатия. Будущая мама должна отказаться от вредных привычек при их наличии, тщательно следить за своим здоровьем. Осложнённое течение беременности или тяжёлые роды часто являются причиной развития синдрома. После родов нужно защищать малыша от инфекционных заболеваний, возможных травм и других негативных воздействий.

Развивающие занятия требуются даже грудничкам. Крохе можно показывать яркие предметы, рассказывать об их назначении. Конечно, малыш не будет понимать сказанного, но он будет концентрировать внимание на ярких цветах и знакомом голосе. Чуть позже в ход надо пускать развивающие игрушки, подходящие по возрасту.

С синдромом рассеянного внимания сталкиваются многие родители. Эта проблема особенно актуальна для младших школьников. Без квалифицированной помощи ребёнок не сможет подолгу концентрироваться на определённом занятии, станет испытывать проблемы в общении и обучении. Поэтому очень важно своевременно помочь ему. Начинать стоит с визита к детскому психологу.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]