Методы психологической коррекции личности
Принципы психологической коррекции
Психологическая коррекция, в прикладном значении, возникла в России в форме коррекционно-развивающего обучения, направленного на исправление недостатков личности ребенка Л. С. Выготский внес существенный вклад в становлении теории и практики обучения детей, разрабатывая метод обучающего эксперимента, основой которого является формирование зоны ближайшего развития ребенка. Данный метод рассматривается как метод психологической коррекции познавательных процессов и психологической установки ребенка в процессе обучения, его социализации. Движущей силой развития является сотрудничество ребенка со взрослыми, создающими ему зону ближайшего развития. Взрослый является промежуточным звеном между ребенком и обществом. Личность, как целое, выравнивается, компенсируется. Основываясь на идеях П. Я. Трошина и Л. С. Выготского многими учеными были разработаны программы коррекционно-развивающего обучения. Занков Л. В. представил программу коррекционно-развивающего обучения математики.; П. П. Блонский — программу по коррекции памяти и мышления; А. Н. Леонтьев — коррекционно-развивающую программу обучения чтению и письму; Давыдов В. В. — коррекционную программу видов обобщения в обучении; В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин — программы проблемного обучения в школе и др. Представлены принципы коррекционно-развивающего обучения: динамичности восприятия; продуктивной обработки информации; коррекции и развития высших психических функций; мотивации к учению.
Развитие концептуальных взглядов на психологическую коррекцию опирается на деятельностный подход к личности. Общепсихологический принцип единства сознания и деятельности определяет форму активности сознания, как результат поведения и деятельности, которое образует внутренний план деятельности человека. С. Л. Рубинштейн утверждал, что изменения содержания деятельности способствует формированию качественно нового уровня сознания. А. Н. Леонтьев сделал вывод о том, что психологическое развитие человека это процесс развития его деятельности, сознания, личности. Деятельностный принцип психологической коррекции является одним из основных.
Так А. А. Осипова выделила следующие принципы психологической коррекции:
Принцип единства диагностики и коррекции
как особого вида практической деятельности психолога;
Принцип нормативности развития
определяет особенности социальной ситуации развития;
Принцип коррекции «сверху вниз».
содержанием коррекционной деятельности является создание зоны ближайшего развития.
Принцип коррекции «снизу вверх»
, содержанием является социализация личности.
А. А. Осипова представила классификацию психологической коррекции, которая различается по характеру направленности — симптоматическая и каузальная; по содержанию — коррекция поведенческих аспектов; межличностных отношений и т. д.; по форме работы — индивидуальная, групповая, смешанная; по характеру коррекционного воздействия — директивная, недирективная; по масштабу решаемых задач — общая психокоррекция, частная, специальная. Симптоматическая психокоррекция решает проблемы состояния клиента, его переживания, эмоциональное реагирование, напряжение и т. д.
Каузальная психокоррекция И. И. Мамайчук и др. представлена основными моделями коррекционной работы по исправлению, устранению причин отклоняющегося развития ребенка: медицинская
— коррекция соматических симптомов;
биологическая
— коррекция сохранных функций отклоняющегося развития;
педагогическая
— коррекция педагогической запущенности ребенка;
интеракционная
— коррекция взаимодействия, общения, межличностных отношений.
Психологическая коррекция осуществляется в процессе деятельности личности. Условием возникновения и развития деятельности является формирование составляющих ее компонентов: мотивационного и стратегического. Для того чтобы создать условия личностного роста, необходимо прояснить следующее: дать оценку социальной среды, отметить ее позитивное и негативное воздействие на мотивационно-потребностную сферу личности; выделить основные качества личности, а какие из этих качеств необходимо стимулировать, какие некоторым образом подавлять; дать характеристику взаимодействия и межличностных отношений в социальной группе; расположить конкретные жизненные цели личности в порядке их психологической значимости, определить стратегию жизни.
Решающую роль в развитии психики человека играют социальные факторы. Когда говорится о сознании, имеется в виду особая активность целеполагания личности. Рефлексивное осознавание помогает личности в осмысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает регулирование поведения.
Процесс психологической коррекции начинается со встречи с самим собою. Именно за это время происходит выработка неосознаваемых, но важных в дальнейшем решений относительно оценки своей личности и прогнозированию дальнейших отношений с окружающими людьми. Личность выделяет социокультурные ценности (религиозные, мировоззренческие) и понимает их как собственные. Многие обращают внимание на степень соответствия своей личности принятым в обществе социальным нормам благополучия и статуса (семейное положение, соответствие «лику профессии» и т. п.).
В задачи психологической коррекции входит принятие себя, снятие напряжения, установление контакта, обсуждение своих проблем, осознание необходимой информации о себе и своем профессиональном статусе.
Ведущая система психологической коррекции — это рефлексивная система. Существуют три формы рефлексии: первичное осознание своего «Я»; «беговой» просмотр своих проблем; глубокая проработка проблемы. В ходе рефлексии включается антиципация (предвосхищение), возврат к прошлому, постановка вопросов самому себе и поиск ответов на них, анализ своего поведения и оценка его. Этические принципы как исходные мысли личности, самая глубинная часть переживаний. При осознании факта своих действий человек стремится вскрывать причины, выделять психологические характеристики факта, чётко выстраивать психологические личностные задачи, требующие самостоятельного осуществления анализа, выделять главные события ситуации, объяснять мотивы своего поведения и другое. Возникает рефлексия, творческая активность, самооценка и самосознание. В процессе рефлексии человек выдвигает гипотезы, проверяя их, осваивает новое поведение, прогнозирует возможные результаты, тренируется в смене позиций, приобретает опыт принятия решений. При этом существенно меняется мотивация действий личности, намечаются пути дальнейшего самовоспитания.
В ходе психологической коррекции осуществляется личностный рост — это временный преходящий момент тренировки и воспитания воли. В процессе личностного роста воссоздается поиск аутентичности своего существования, воспитывается любовь к познанию и творчеству Личностный рост формирует позитивные жизненные ценности, готовность к труду, положительное отношение к приобретаемой профессии, реалистические жизненные планы и многое другое. В процессе личностного роста прививаются высокие социальные ценности: доброта, чуткость, взаимопомощь, уважение к труду. Отдельно выделяется стадия личностных трансформаций и попыток приобщения личности к новому способу проживания жизни. Задачи психологической коррекции: выработка программы положительного будущего личности, эмоциональная и экзистенциальная готовность к личностным и поведенческим изменениям. Необходимо применять специальную методику проведения целенаправленного самонаблюдения (А. Ф. Лазурский). В коррекционной работе соблюдаются принципы гуманности, всестороннего и целостного изучения личности, принцип динамического ее изучения, принцип единства диагностики и коррекции.
Основным направлением психологической коррекции является качества личности, волевые ее черты. Волевые движения, действия и деятельность всегда обусловлены, мотивированы. В процессе волевой деятельности может иметь место борьба мотивов. Это проявляется в сомнениях, нерешительности. Такая борьба может иметь характер мучительного состояния, когда человек поглощен сомнениями. Волевое действие осуществляется ради цели, подчиняет импульсы сознательному контролю и изменяет окружающую действительность для реализации жизненно важных целей и задач. Волевое действие сродни конфликту, когда сталкиваются собственные противоречия личности и преодолеваются внутренние и внешние препятствия.
Волевые качества и волевая регуляция личности в жизненных ситуациях идентичны, ибо это обусловлено характером преодоления трудностей. В процессе личностного роста повышается роль самостоятельного преодоления трудностей. Социализация в процессе психологической коррекции как совокупность мотивационных и когнитивных аспектов преобразуется в психической деятельности, когда внешние требования становятся внутренними требованиями личности.
Когнитивный компонент психологической коррекции — это «образ Я» — содержание представлений человека о себе. В «образ Я» может включаться все, что значимо для человека, все, что позволяет ему, с одной стороны, чувствовать общность с другими людьми, объединяться с ними, а с другой — отличать себя от них, осознавать себя как особую, неповторимую личность.
Эмоционально-ценностное отношение человека к себе отражает отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п. и проявляется в самоуважении, чувстве собственного достоинства, самооценке и уровне притязаний.
Эмоционально-ценностный компонент психологической коррекции составляет самоуважение, или чувство собственного достоинства. Это принятие себя.
Поведенческий компонент психологической коррекции определяет возможность саморегуляции, способность человека принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением.
ЛАСИК (LASIK)/Фемто ЛАСИК (Femto LASIK)
ЛАСИК, или лазерный кератомилез — более современный, чем ФРК, вариант лазерной коррекции зрения, выполнение которого происходит в 2 этапа. Первым этапом идет формирование роговичного лоскута (флэпа) из эпителиального слоя, для чего применяется специальный прибор — микрокератом. Затем лоскут отодвигается, освобождая путь для лазерного луча.
На втором этапе проводится непосредственное ремоделирование стромы роговицы методом абляции (испарения ткани) с применением эксимерного лазера. После чего роговичный лоскут помещается в свое ложе.
FemtoLASIK представляет собой модификацию первого этапа операции ЛАСИК. А именно, для формирования флэпа на первом этапе здесь применяют фемтосекундный лазер, на втором этапе абляцию стромы роговицы выполняют эксимерным лазером. ЛАСИК и Фемто ЛАСИК – наиболее широко практикуемые сегодня методы лазерной коррекции зрения.
Отличие SMILE от ФРК и LASIK
Операции методами ФРК и LASIK выполняются со смещением поверхностного эпителия роговицы и моделированием (абляцией) необходимой формы роговицы в ее глубоких слоях посредством эксимерного лазера. Вместе с тем, при выполнении коррекции зрения методом ФРК в течение первых двух суток после вмешательства пациенты испытывают значительный болевой синдром, а реабилитационный период до полного выздоровления и стабилизации зрения длится не менее двух месяцев. Тогда как при выполнении коррекции методикой SMILE полное выздоровление и максимальная острота зрения возможны уже на второй день после операции.
Отличие SMILE от LASIK и Femto LASIK
Проведение двухэтапных процедур LASIK и Femto LASIK требует формирования на поверхности роговицы определенного лоскута (flap) с дальнейшим моделированием стромы роговицы эксимерным лазером (абляция). При выполнении коррекции зрения методом SMILE применяется только фемтосекундный лазер VisuMax, за один этап формируя и оптическую лентикулу в роговичной строме, и малый разрез по периферии роговицы для ее удаления. Этим достигается большая безопасность оперативного вмешательства и сокращение срока реабилитации.
Сравнительная таблица методов лазерной коррекции
ФРК | ЛАСИК/Фемто ЛАСИК | ReLEx SMILE | |
Тип абляции | Субэпителиальная | Стромальная | Экстракция лентикулы |
Лазерная система | Эксимерный лазер | Эксимерный лазер/Эксимерный и фемтосекундный лазер | Фемтосекундный лазер VisuMax |
Восстановительный период | 1-2 месяца | 5-7 дней | 1-2 дня |
Негативные последствия | Болевой синдром, возможны осложнения | Возможны осложнения | Осложнения редки, нет осложнений Flap-хирургии |
ReLEx SMILE
Метод ReLEx SMILE или рефракционное удаление лентикулы через малый разрез — это новое поколение технологий лазерной коррекции зрения. Для его реализации используют инновационные разработки фемтосекундных лазеров, таких как VisuMax от компании Карл Цейсс.
Активное внедрение в рефракционную хирургию фемтосекундных технологий сделало возможным разработку абсолютно новых безопасных техник лазерной коррекции зрения. Так, в 2006 году немецкие ученые под руководством профессоров В. Секундо и М. Блум представили уникальную методику ReLEx. Первый внедренный ими метод носил название ReLEx FLEx и заключался в удалении корригирующей аномалию рефракции лентикулы, оптической линзы, через выполненный фемтосекундным лазером роговичный лоскут. Второй, усовершенствованный метод получил название ReLEx SMILE. Его смысл — удаление сформированной оптической линзы через малый разрез по периферии роговицы.
Основное отличие SMILE от прочих вариантов лазерной коррекции — это возможность исправления аномалии рефракции без формирования роговичного лоскута и без риска смещения поверхностного эпителия роговицы.
Благодаря внедрению ReLEx SMILE, операция лазерной коррекции зрения стала одноэтапной, что значительно сократило количество потенциальных осложнений. Теперь с помощью только фемтосекундного лазера (без эксимерного, необходимого при остальных методиках) во внутренних средах роговицы формируют точно рассчитанную оптическую лентикулу (линзу), выполняют с помощью него же малый роговичный разрез, не мешающий зрению в дальнейшем и, извлекают через него лентикулу.