Навыки эффективного общения – это одни из самых важных и нужных навыков, позволяющих справляться с любой жизненной ситуацией. Вероятность добиться успеха на работе и в обществе, завоевать уважение среди друзей и членов семьи, у детей, супруга, начальника или коллег – все это зависит от того, насколько эффективно вы умеете общаться.
Половина из всего того, что люди обычно пытаются сообщить другим, теряется в процессе перевода и интерпретации. То, что вы пытаетесь сказать, не всегда правильно воспринимается слушателем, и это может привести к недоразумениям.
Хотя многие люди признают свою неэффективность в плане общения, каждый из нас со временем может развить эффективные коммуникативные навыки, тренируясь на практике. Такое общение обычно отличает более спонтанный, а не инсценированный или предварительно отрепетированный характер, поскольку в этом случае речь выглядит более эмоциональной и убедительной.
«Слова являются наиболее мощной силой, доступной человечеству. Мы можем использовать эту силу в конструктивных целях, используя слова ободрения, или деструктивно – используя слова отчаяния. Слова обладают энергией и силой, которые способны помогать, мешать, причинять боль, вредить, обижать и унижать ».
-Уинстон Черчилль
Что предполагает эффективное общение?
Эффективное общение – это передача информации нужному адресату и получение желаемой обратной связи путем воздействия и привлечения внимания. Общение – это не только получение самой информации, но и понимание намерений, стоящих за ней. Полный смысл сообщения следует передавать с использованием всех навыков эффективной коммуникации, включая устные, невербальные или письменные.
Коммуникация – это всегда двусторонний процесс. Обратная связь и взаимодействие представляют собой факторы, позволяющие узнать, насколько успешным он был. Еще одним важным аспектом эффективной коммуникации является умение слушать.
Люди должны уметь не только эффективно и уверенно говорить, но также слушать и понимать, что хочет сказать другой человек или группа людей. Эффективное общение необходимо для изменения поведения других людей, правильного настраивания их на восприятие чего-либо и получения информации от собеседника.
Психосоциальные проблемы вроде стресса и перепадов настроения – это дополнительные факторы, влияющие на эффективность общения. Чтобы правильно общаться, вы всегда должны понимать собственные чувства и эмоции.
Лидировать в разговоре
А как вы думаете, кто лидер в разговоре: тот, кто говорит, или тот, кто слушает? Правильный ответ: тот, кто слушает и умело задает вопросы, направляя разговор в нужное русло.
Искусство общения — это на самом деле и есть искусство задавать вопросы (вспомним знаменитые беседы Сократа). Они выручат нас в любой ситуации.
Вот простой пример. Вы хотите заговорить с незнакомым человеком. Казалось бы, беспроигрышная тема — погода: «Сегодня прекрасная погода». И слышите в ответ: «Терпеть не могу жару (снег, ветер, раннюю весну, цветы и т.п.)».
Спокойно! Помним, что ваш собеседник априори «окей», как и вы. Ход конем: «А какая погода вам нравится?» Даже если он скажет «никакая», ответьте: «Я с вами согласен», — и почувствуйте себя мастером общения, потому что эта фраза-ключик открывает сердце любого человека.
Опытные ораторы иногда начинают свое выступление с вопросов: «Что вы думаете? Знает ли кто-нибудь из вас о…? Вы еще не заскучали? Вам удобно сидеть?» и т.п. Эти вопросы и открытая поза позволяют быстро установить контакт со своими слушателями.
Почему эффективное общение настолько важно?
Эффективное общение может укрепить доверие, помочь людям лучше понять вас, заручиться чьим-то уважением и развить отношения с окружающими. Оно необходимо для установления надежного контакта, а также для укрепления отношений по мере необходимости.
При помощи эффективного общения можно избежать ненужных проблем в отношениях. Оно может быть полезно с точки зрения принятия решений, формулировки выводов и решения проблем через взаимодействие в конфликтных ситуациях. Оно же может пригодиться, если вам нужно сообщить что-то неприятное. Хорошие отношения с людьми уменьшают чувство стресса и беспокойства. У вас также всегда будет надежная социальная поддержка.
Работа в команде или группе единомышленников также требует навыков эффективного общения. Достижение консенсуса возможно только при общении между людьми. Вы должны обладать уверенностью, чтобы влиять на людей и заставлять их верить вам.
Хорошее общение с семьей и друзьями может помочь вам поделиться с ними своими проблемами и чувствами. Эффективное общение необходимо для развития дружеских отношений и контактов. Вам не нужно зависеть от других людей, которые могут что-то сказать за вас, если вы можете сделать это сами.
Вот некоторые из наиболее эффективных навыков общения:
- Умение слушать
- Умение говорить кратко
- Умение проявлять интерес
- Умение не быть предосудительным
- Умение аккуратно пользоваться невербальными средствами общения
- Наблюдательность
- Умение совладать со стрессом
- Умение говорить ясно и четко
Виды барьеров общения
Барьеры общения бывают коммуникативными и психологическими.
К психологическим барьерам общения относятся:
- эстетические барьеры – неприятен внешний вид оппонента;
- интеллектуальные – отличаются уровни интеллектуального или профессионального развития оппонентов, особенности мировоззрения, скорость мышления;
- мотивационные – в зависимости от личных целей люди по-разному воспринимают одну и ту же информацию;
- моральные, или этические – разница нравственных взглядов, жизненных принципов и убеждений.
Кроме этого, к психологическим видам относится барьер установки и барьер отрицательных эмоций.
В первом случае речь идет о предвзятом отношении к оппоненту, влиянии стереотипов. Во втором случае речь идет о негативном настрое из-за проблем в жизни, о плохом самочувствии, которые влияют на восприятие собеседника (из-за плохого настроения человек относится плохо к оппоненту).
К коммуникативным барьерам общения относятся:
- семантические барьеры – разное понимание одних и тех же понятий или непонимание какие-то слов отдельным оппонентом;
- логические – один оппонент или оба не могут связно и логично выражать свои мысли, нарушается причинно-следственная связь;
- фонетические – проблемы с речью у одного или у обоих оппонентов.
Кроме этого, стоит отметить индивидуальные психологические проблемы, которые могут стать барьерами в общении:
- комплекс неполноценности;
- заниженная самооценка и неуверенность;
- завышенная самооценка;
- зависимость от чужого мнения;
- страх неудачи;
- боязнь ошибиться;
- страх выглядеть глупо.
Роль барьеров в эффективном общении и как их преодолеть
Барьеры общения мешают нашим сообщениям достигать разума собеседника или искажают их так, что они теряют изначальный смысл и посыл. Существует множество барьеров, которые могут препятствовать эффективному общению, включая физические (расстояние, шум и т. д.), физиологические (нарушения слуха или речи), социокультурные (культурные различия), семантические (знаки и символы) или, собственно, языковые.
В качестве барьеров могут выступать и другие факторы: окружающая среда, стресс, контекст, чье-то вмешательство, эмоциональный дисбаланс, отсутствие интереса или сосредоточенности, непоследовательный язык тела и т. д.
Препятствия для эффективного общения можно преодолеть при помощи подходящих средств – используя более короткие предложения, лучше организуя сообщение перед его отправкой, тренируясь, проявляя эмпатию и внимательность, избегая предрассудков, информационного «шума» и т. д.
Сложности коммуникации: какие причины и факторы препятствуют легкому общению с людьми? (2 фото)
1. Излишняя погруженность в себя и свои проблемы. Это довольно распространенная ситуация. Логично, что с собеседником, постоянно, что называется, перетягивающим на себя одеяло и говорящим только о своих делах, достижениях, успехах, проблемах никто не будет хотеть общаться.
2. Категоричность. Излишняя жесткость и нежелание принять точку зрения собеседника возможны. Но только в отдельных важных случаях. В остальном спор ради спора – это путь в никуда.
3. Неуверенность. Комплексы могут быть даже у самых уверенных в себе людей. Излишняя стеснительность, ограниченный словарный запас, проблемы с дикцией и другие факторы способны вызывать сложности при общении с малознакомыми и посторонними людьми.
4. Непонимание. Отсутствие желания понять причину разговора, его суть, проблему – это один из часто встречающихся факторов, препятствующих диалогу. При этом собеседники чаще игнорируют проблему, нежели пытаются ее решить. К конфликту может привести языковой барьер, неприятие иерархических отношений, нежелание или неумение понимать вербальные знаки – язык тела, жесты, мимику.
5. Страх. Если человека однажды прервали во время диалога, он может осознанно или подсознательно опасаться повторения ситуации и испытывать из-за этого сложности в общении.
6. Неприятие. Случается и так, что у человека, собственно, и нет никаких проблем, комплексов или блоков. Просто собеседник вызывает отвращение из-за внешнего вида, особенностей поведения или сложившейся репутации.
7. Отсутствие интереса. Как и его переизбыток, могут представлять собой серьезное препятствие в разговоре. Излишний интерес к человеку может вызвать у того подозрение, что его хотят использовать. А отсутствие интереса приведет к его взаимному затуханию и с другой стороны.
8. Проблемы самооценки. Причины как завышенной, так и заниженной самооценки следует искать в детстве. У людей с низкой самооценкой отсутствует четкое понимание собственного образа, сильных и слабых сторон. Это порождает массу противоречий и сомнений в себе. Это мешает в отстаивании своего мнения и защите интересов. Даже нацеливаясь на успех, люди с низкой самооценкой заведомо готовы к неудаче и ждут ее. В попытке защитить себя они стараются быть незаметными, зачастую упуская массу возможностей и перспектив. Вторая сторона медали – завышенная самооценка. Такие люди считают себя центром мироздания, идеалом, эталоном. И в общении с другими у них проскальзывает пренебрежение. Они словно сообщают собеседнику и миру, что если что-то кого-то не устраивает, то все могут быть свободны, напрягаться он не станет. Индивиды с завышенной самооценкой при общении всячески возвышают собственные достоинства и принижают достоинства других. И это тоже порождает сложности при взаимодействии с социумом.
Вербальное и невербальное общение
Эффективная коммуникация предполагает как вербальное, так и невербальное общение. Язык вашего тела демонстрирует ваши намерения не хуже слов. Невербальные знаки порой говорят более искренне, чем сами слова. Выражение лица, движения рук, зрительный контакт, осанка, интонация – на все эти вещи люди обращают внимание, когда вы говорите. Точно так же и вам следует уделять этому внимание, когда вы следите за речью собеседника.
Многим людям трудно начать разговор, а некоторые не знают, как поддержать его после начала. Социофобия – это вполне обычное явление. Уверенное общение дается нелегко, но вы должны научиться отстаивать свою позицию перед собеседниками. Если то, что вы говорите, не доходит до людей и не «цепляет» их, то это вряд ли приведет вас к успеху.
Полезный инструмент Настольная игра «Рулетка влияния»
Эта деловая игра научит игроков убеждать и влиять на кого-либо в любой социальной ситуации Узнайте детали
Критерии
Чтобы достичь эффективности в общении, его элементы должны соответствовать следующим критериям:
- Отправитель должен выбрать оптимальный канал передачи информации , устно или письменно, верно определить интонацию, с которой будет передано сообщение или же обратиться к невербальным методам.
- Информация должна быть четко, в полном объеме и понятно изложена для получателя.
- Получатель должен подтвердить, что принял и понял передаваемую ему информацию.
Только при удовлетворении данным трем критериям коммуникацию можно считать успешной.
Психо-социальные и экологические факторы в эффективной коммуникации
Эффективное общение – это способность правильно обращаться к социальному и культурном «бэкграунду» другого человека. Если социальное и культурное окружение собеседников отличается, их сообщения не будут интерпретироваться должным образом, поскольку социальная реальность обоих будет находиться на разных уровнях.
Контекст или среда также влияют на эффективность общения, поскольку люди не должны смеяться, когда кто-то плачет. Позиция всегда должна дополнять ситуацию. Эффективное общение – это когда социальные, культурные или экологические факторы используются для того, чтобы влиять на людей и доносить до них четкую информацию.
Элементы успешной коммуникации
Американским социологом Г. Д. Ласуэллом были предложены следующие элементы эффективного общения:
- Отправитель , человек, который передает ту или иную информацию.
- Сообщение , непосредственно сама информация, которую требуется донести до адресата.
- Канал , способ, которым отправляется сообщение , вербально, невербально (жестами, выражением лица, позой), при помощи письменного изложения.
- Получатель , человек, который принимает сообщение.
- Подтверждение , сигнал, подающийся получателем и обозначающий, что он принял сообщение.
Эффективная и неэффективная коммуникация
– Вы так думаете? – спросил мартовский заяц.
– Да, думаю, – ответила Алиса. – То есть мне кажется, отгадаю, если сумею. А ведь это одно и то же.
– Конечно, не одно и то же, – прокричал Шляпник . – Разве одно и то же сказать: «Я вижу все, что ем» или «я ем все, что вижу?»
«Алиса в стране чудес», Льюис Кэрролл
В данном диалоге вы можете увидеть пример эффективного и неэффективного общения. Если сообщение интерпретируется отлично от ожидаемого, то его можно считать неэффективным. Говорить то, что кто-то имеет в виду, и иметь в виду то, что кто-то говорит – совершенно разные вещи. Подобные сообщения создают путаницу и недопонимание.
Таким образом, обучение навыкам эффективной коммуникации – крайне важный шаг в жизни каждого человека.
Задавать вопросы
Лучшая стратегия в 99,9% случаев — это просто задавать вопросы. В данном случае попробуйте определить и назвать то чувство, которое переполняет и мучает говорящего: «Тебе обидно? Одиноко? Больно? Чувствуешь себя обманутым? Ты его (ее) ненавидишь?»
Всё, контакт установлен. Теперь просто выслушайте. Иногда этого вполне достаточно.
А теперь вспомните, когда плачет ребенок, какие вопросы мы чаще всего задаем: «Что случилось? Почему ты плачешь?» А надо спросить: «Тебе больно? Обидно?» Прижать к себе, обнять. И спросить: «Что ты хочешь?»
Очень часто, конечно, из самых добрых побуждений мы стремимся дать собеседнику умный совет. А теперь искренне ответьте себе: нужны ли вам чужие советы? Они вам помогают? Вот-вот.
Основной принцип диалога (поверим неориторике): ты — окей, и я — окей. Никто никого не умнее, мы на равных. Чаще всего нам просто нужно услышать не совет, а то, что наше собственное мнение, позиция, мысли, чувства — правильные или по крайней мере имеют право на существование.
Как достичь успеха в общении?
Психология успешного общения важна не только в повседневной жизни, а также в ежедневной рабочей деятельности для гармоничного пребывания в социуме. Психология профессионального общения определяет профессиональный рост в не меньшей степени, чем квалификация. В межличностном разговорном процессе участники преследуют значительные цели, которые могут как совпадать, так и различаться. Существуют определенные способы и средства, так важные для успешного общения между людьми.
Удачный ход групповой деятельности может быть определен:
- Достижением поставленных целей с появлением контакта и теплых отношений;
- Удовлетворенностью без чувства недопонимания и досадных долгих пауз во время разговора;
- Отсутствием зажатости, скованности и других трудностей.
Однако отсутствие прямых конфликтов еще не служит показателем непринужденного общения — под формально спокойным тоном могут скрываться проблемы общения. Кроме того, конфликты в социальной сфере перестали, к сожалению, рассматриваться как недостаток, но хорошо учат достойно выходить из них.
Язык современного человека
Человек современности для достижения эффективности общения должен использовать весь спектр коммуникационных возможностей.
В него входят не только хорошее владение речью, но и знания о способах невербальной коммуникации , жестах, позах, мимике, подчас бессознательно выражающих эмоции собеседника.
Знание данных нюансов позволяет лучше понять собеседника, а, следовательно, выработать лучшую стратегию коммуникации для достижения той или иной цели. Более того, эти навыки необходимо постоянно развивать.
Тренинг эффективного общения поможет освоить методы и техники коммуникации, что может существенно увеличить возможности самореализации человека, достичь ему успеха в профессиональной сфере, а также наладить межличностные отношения.
Свойства личности, влияющие на эффективность общения
На процесс коммуникации влияют не только общие факторы, касающиеся всех участников, но и индивидуальные личностные характеристики отдельного человека:
- Экстраверсия-интроверсия. Экстраверты более активны, открыты окружающим, быстро идут на контакт, что обусловливает их большую успешность в коммуникации в сравнении с интровертами, которые склонны к уединению, сдержанны, стараются не выражать своих эмоций на людях.
- Эмпатийность. Высокая способность человека сопереживать окружающим способствует лучшему восприятию эмоций собеседника, что положительно отражается на коммуникации. Личности же, не склонные к эмпатии, часто вызывают ответное равнодушие, что усложняет возможность эффективного общения с ними.
- Агрессивность. Такая черта характера, как агрессивность, говорит о склонности личности к агрессивному поведению в различных ситуациях.
Данная особенность поведения затрудняет коммуникацию, часто вызывает отторжение у собеседника и ответную негативную реакцию, снижает вероятность продления доверительного контакта. - Толерантность. Терпимость к собеседнику помогает избежать конфликтных ситуаций, принять его точку зрению, что создает благоприятную почву для создания компромиссных решений, несмотря на разницу во взглядах.
Факторы успешного общения. Стили общения.
Помимо контактности, еще одним критерием успешности общения является коммуникативная совместимость. Это один из видов социально-психологической совместимости, означающий готовность и умение сотрудничать, создавать непринужденную атмосферу взаимной удовлетворенности общением, обеспечивать хороший климат в группе.
Вообще, совместимостью называется такой психологический эффект сочетания индивидов, который выражается во взаимном принятии, согласии и частичной идентификации на эмоционально-чувственном, интеллектуальном и деятельностном уровнях, во взаимной удовлетворенности и отсутствии напряженности, конфликтов, неприязни в любых контактах.
Коммуникативная совместимость – частный вид совместимости, возникающий на основе взаимопонимания и согласованности общей позиции; характеризуется отсутствием неблагоприятных последствий коммуникативного взаимодействия в виде напряжения, досады, психологического дискомфорта.
В группу высокосовместимых людей вошли неконфликтные, неагрессивные, без личных проблем, неавторитарные, удовлетворенные общением и отношениями в своем близком кругу.
Адаптивность в общении говорит о готовности к пересмотру привычных решений, умении сохранять настойчивость, способности гибко реагировать на меняющиеся обстоятельства, уверенности в себе и своих принципах, полной включенности в социальные связи, следовании социальным нормам; при этом можно отметить достаточно гибкое и свободное владение человеком своими состояниями. По существу, хорошая адаптивность означает высокую меру личностной свободы в контактах, которая противоположна податливому конформному поведению.
Стиль общения – это индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия – в деловых и личных отношениях, в руководстве, воспитательных беседах с детьми, в способах принятия и осуществления решений, в избираемых приемах психологического влияния на людей, в методах разрешения межличностных и деловых конфликтов.
Сформированный устойчивый индивидуальный стиль общения свидетельствует об уровне коммуникативного мастерства, достигнутом данным человеком. Стиль допускает дальнейшее обучение новым умениям и навыкам общения, приемам воздействия и влияния на людей, способам снятия напряженности и приспособления, адаптации, преодоления испытываемых трудностей.
Темперамент – это динамическая характеристика психической деятельности человека; это особенности поведения, обусловленные прежде всего общим типом высшей нервной деятельности (ВНД).
Индивидуальные особенности человека, определяемые темпераментом, выражаются в эмоциональной возбудимости, большей или меньшей тенденции к внешнему выражению чувств, быстроте движений, обшей подвижности, чувствительности (сен-ситивности), уравновешенности. Выделяют четыре основных типа темперамента, которые получили свои названия еще в глубокой древности: холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики; существуют, разумеется, и промежуточные типы.
Итак, в ситуации общения представители тех или иных типов темперамента проявляют различные свойства: холерик – общительный, экспансивный, вспыльчивый, агрессивный; сангвиник – общительный, легкий, гибкий; флегматик – пассивный, миролюбивый, надежный, неэмоциональный; меланхолик – раздражительный, ранимый, замкнутый, тревожный.
Культурологические исследования выявляют специфику общения в разных культурах. В частности, это касается стилей речевого взаимодействия.
Прежде всего, стили можно разделить по признаку направленности речи.
При направленности на говорящего и цель коммуникации мы имеем дело с инструментальным стилем вербальной коммуникации; при ориентации на слушающего и процесс взаимодействия мы говорим об аффективном стиле.
Различия между стилями заключаются также в построении самих предложений, в выборе слов, степени использования риторических вопросов как формы поощрения или осуждения, уклончивости в оценках и проявлении своей позиции.
Выделяют такие стили, как прямой (открытый) и непрямой (скрывающий, сглаживающий, маскирующий истинные побуждения говорящего).
Так, например, в Японии почти не употребляется местоимение «Я»; в характеристике собственной личности выбираются обтекающие, деликатные слова; инициатива в разговоре уступается собеседникам. Непрямой стиль коммуникации на Востоке обусловлен культурной потребностью в гармонии и согласии, уважении «лица» другого человека.
Прямой, жесткий разговорный стиль, по мнению исследователей, характерен для американцев. В нем проявляется больше заботы о сохранении «лица» говорящего, о четком обосновании собственной позиции по теме разговора.
Психологи считают, что в коллективистских культурах ведущим стилем вербальной коммуникации является непрямой стиль, а в индивидуалистических культурах преобладает прямой стиль.
По степени использования экспрессивных средств языка, пауз, молчания выделяют искусный, точный и сжатый стили.
Искусный (вычурный) стиль отличается метафорическим наполнением, экспрессивно богат. В арабских культурах, отказываясь от угощения, мало сказать просто «нет»; нередко отказ сопровождается клятвами и заверениями, на взгляд европейца неуместными. Точно так же прямое, безыскусное согласие может быть воспринято как отказ. Точный стиль – ритуализированный, уместный, соответствующий ситуации. Сжатый стиль, помимо лаконичности и сдержанности, включает уклончивость, использование пауз и выразительного молчания. Использование того или иного стиля в рамках определенной культуры связывается с принятым в ней уровнем избегания неопределенности.
Стиль общения в совместной деятельности является выражением в профессиональном преломлении, с учетом профессиональных навыков и умений, индивидуального стиля деятельности данного человека.
Стиль общения в профессиональной деятельности может рассматриваться как подвижная, ситуативно меняющаяся система используемых средств и способов общения. Стиль общения в деятельности, предполагающей интенсивное взаимодействие и контакты людей, связан с продуктивностью этой деятельности, психологическим климатом в коллективе, удовлетворенностью взаимоотношениями, индивидуальной психической выносливостью.
Т. Е. Аргентова, изучая летные экипажи (Аргентова, 1984), выделила три стиля общения: гибкий, ригидный и переходный (промежуточный).
Гибкий стиль общения отличается быстрой ориентацией в ситуации взаимодействия, пониманием подтекста общения, умением управлять своим эмоциональным состоянием и обстановкой общения.
Ригидный стиль общения характеризуется недостаточностью анализа своего поведения и поведения партнера, плохим самообладанием, неадекватной самооценкой. Человеку с ригидным стилем общения трудно найти нужный тон. В последние годы все чаще говорят о партнерском и непартнерском стиле общения, причем главное различие между ними определяется умением и желанием учитывать позиции, мнения, оценки партнера.
Партнерский стиль общения означает высокую степень сотрудничества в выработке общей позиции по обсуждаемому вопросу. Он выражается также в короткой дистанции между собеседниками
Партнера выслушивают, не прерывая, не оценивают преждевременно и поспешно его суждений и поступков, не навязывают ему советов, стремятся донести до него свою точку зрения. В результате создаются условия для самораскрытия, искренности, открытости, для столь необходимой каждому человеку возможности быть самим собой. Партнерский стиль может быть равноправным и уступчивым.
Непартнерский стиль общения, напротив, создает напряженность и проявляется, главным образом, в том, что человек:
игнорирует точку зрения собеседника, искажает его отношение к теме беседы;
стремится найти у партнера понимание только своих собственных проблем;
принижает партнера («Ты говоришь глупости!»), не считается с ним, навязывает свои темы и проблемы;
Авторитарный стиль общения руководителя проявляется в том, что он, вольно или невольно, препятствует расширению контактов между членами группы, замыкая межчеловеческие связи преимущественно на себе, провоцирует своими оценками и суждениями появление в группе «козла отпущения», диктует и указывает. Самое слабое место в его контактах, как служебных, так и личных, – нежелание и неумение хвалить, поощрять.
При демократическом стиле руководства и общения поощряются контакты, творчество и инициатива, распределяются ответственность и обязанности, выслушиваются пожелания. Однако нередко встречаются и недостатки в виде соглашательства, бесплодных споров и предпочтения мнения большинства, даже когда меньшинство предлагает более разумные пути.
По степени вмешательства в деятельность и поведение человека, характеру избираемых средств воздействия и преследуемых целей можно выделить альтруистический, манипуляторский, миссионерский стили.
В альтруистическом стиле главными целями общения являются благо другого человека, помощь в достижении его целей, активность, воспитательная целенаправленность, гуманность и осторожность в избираемых средствах воздействия.
Противоположностью ему является манипуляторский стиль общения, главный движущий мотив которого – достижение собственных целей при всестороннем использовании средств воздействия, давления и принуждения. Многие манипуляторы действуют по принципу «Разделяй и властвуй».
Так называемый миссионерский стиль предполагает значительную дистанцию между партнерами, уважительное, осторожное влияние, чаще – невмешательство в дела и суждения партнера, ненавязчивые советы, воздействие личным примером.
⇐ Предыдущая10Следующая ⇒
Рекомендуемые страницы: