Наверняка ты задумывалась, почему ты делаешь то, что делаешь, любишь одно, а не другое, воспринимаешь одну музыку, а от другой «кровь из ушей». И одновременно не понимаешь, как твоя подруга может одеваться так ужасно, ведь ты в такую одежду даже врага не одела бы. Всё просто – это всё звенья в большой цепи, которая называется «Мировоззрение».
У мировоззрения есть много научных определений и философских описаний. Но если сильно вдаваться в подробности, можно заскучать или даже очень сильно расстроиться. Поэтому, лучше сначала разобраться, чем мировоззрение является в повседневности и сделать первые шаги на пути к осознанной жизни.
В этой статье:
Что такое мировоззрениеС чего начать4 этапа изменения мировоззрения7 правил из психологической практики
Этапы формирования мировоззрения
В течение жизни человека его взгляды на мир могут меняться. Всё зависит от объема и качества опыта и знаний, которые получает личность. Но первые шаги в формировании мировоззрения зависят от возраста. Можно выделить четыре ступени развития:
- Стартовая точка – дошкольный период. Вырисовываются первичные черты характера ребенка. Он учится общению через родителей, родственников и воспитателей. Семья – основной источник формирования мировоззрения.
- С 6–7 лет кругозор значительно расширяется. Процесс отдаления ребенка от родителей и общественная жизнь в школе побуждают ребенка к самостоятельному изучению картины мира. Но до сих пор ценности и идеалы зависят от «значимых взрослых».
- К 13–15 годам накоплен определенный багаж знаний и опыта. Подросток анализирует жизненные ситуации, поступки других людей. Теперь мировоззрение зависит не только от родителей и окружающего социума. Подросток имеет свое представление о добре и зле, своем месте на свете. Начинается активный поиск себя.
- После 18–23 лет молодой человек выбирает жизненный путь. Мировоззрение сформировано с помощью системы понятий и убеждений. Сейчас он руководствуется личными ориентирами. Но представления о жизни всё равно меняются в зависимости от приобретенных знаний и опыта.
Гэвин Кеннеди «Договориться можно обо всем!»
Гэвин Кеннеди – известнейший в мире специалист в области переговоров. Автор справедливо замечает, что все мы начинаем вести переговоры еще в детстве, и даже тогда, когда толком не научились говорить. Причем одни уже умеют договариваться и добиваться всего, что им нужно, другие же вместо желаемого получают наказание в виде выговора или шлепка. «Сила детей-переговорщиков, – пишет Кеннеди, – в асимметрии ценностей – их и ваших. Они быстро подмечают, что важнее всего для вас – и, угрожая отнять у вас это, добиваются того, что нужно им». По умению вести переговоры Гэвин Кеннеди делит людей на Ослов, Овец, Лис и Сов. Ослы даже не догадываются о существовании такой возможности, как договориться. Овцы рады получить ровно столько, сколько им дают. Лисы в курсе происходящего и убеждены, что заслужили получить то, чего добивались. И лишь мудрые Совы способны увидеть перспективы переговоров и договоренностей. К какой категории людей относимся мы, можно определить с помощью тестов, содержащихся в книге.
Она учит основам переговорного процесса и делает наше мышление более гибким, что немаловажно, если мы хотим выиграть. Например, автор пишет, что самое худшее, что мы можем сделать в ходе переговоров – «это принять первое предложение. Оно подрывает веру и в самих себя, и в совершенную сделку».
Факторы, влияющие на формирование мировоззрения
При создании системы взглядов на мир мозг человека использует любую информацию для анализа и получения нового опыта. Примерную структуру, из которой формируется мировоззрение, можно условно разделить на внешние и внутренние факторы.
Внешние
В этом пункте факторами являются:
- Семья и воспитание. Семейные традиции, нормы общения и поведения ребенок впитывает неосознанно. Затем в зрелом возрасте их часть взрослый человек переносит уже в свою семью. С самого детства родители закладывают понятия о том, что хорошо, а что плохо. Если жизнь родителей полноценна, они образованны и современны, то их взгляд на мир пластичен. Несмотря на большой жизненный опыт, они всё еще впитывают новые знания. Затем передают ребенку актуальную информацию. Ребенок, который растет в безопасной и комфортной обстановке, обладает тягой к познанию мира. Если, наоборот, воспитывать ребенка в чрезмерной строгости, то появится страх проявления себя.
- Окружение. Выражение «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» очень популярно. Социум, который окружает личность, значительно влияет на его взгляды, ценности и привычки. Приятели, друзья и коллеги выступают примером для развития. Попадая в успешную среду, личность улучшает качество жизни. Появляются новые цели и тяга к расширению кругозора. По поводу правильного окружения в Духовной Экономике говорится: «К чему Я призывал вас на самом деле, так это к тому, чтобы вы не общались ни с одним из тех, кто называет себя вашим братом, а сам остается либо развратником, либо стяжателем, а может быть, идолопоклонником или сквернословом и пьяницей или мошенником. С таким даже не садитесь вместе есть» (РБО, 1 Кор. 5:11). Попав в плохую компанию, человек поневоле становится одним из ее участников. Пропадает тяга к успешной жизни, интересы становятся примитивными.
- Авторитеты. Источником формирования мировоззрения становится авторитетная личность: родители, учителя, наставники, кумиры. Формирующийся человек пристально следит за словами, эмоциями и, конечно же, делами, которые совершает личность, обозначенная как духовный ориентир. Появляется стойкое желание подражать ей.
- Образование и наука. Человек получает знания также научным путем в детском саду, школе, университете, на обучающих курсах. Здесь мозгу приходит систематизированная информация. Она позволяет ответить на вопросы: «Как?», «Почему?», и «Зачем?» Например, ребенок старшего возраста узнает о том, как воздействует тепло на кожу, и почему нужно избегать перегрева. Чем объемнее знания, тем крепче становится жизненная позиция. Человеку легче самостоятельно делать выводы, не опираясь на окружающих. Теоретические знания не всегда становятся благодатной почвой для формирования мировоззрения. Если человек получает новую информацию любым путем и проверяет ее на практике, то появляются новые выводы на основе личного опыта.
Знания, которые получает юная личность в школе и университете, дают базу для мировоззрения. Сами учителя и наставники становятся авторитетными личностями для человека. Они передают свой опыт и знания. Качественное образование дает ответы на многие вопросы, которые возникают при поиске себя. Также важно не забывать о самообразовании.
- Вероисповедание. Оно накладывает заметный отпечаток на мышление людей. Вера учит личность терпению и смирению. Она объединяет, поддерживает нуждающихся.
- Национальная культура. На мировоззрение влияет страна, в которой родился человек. Любая культура имеет свои традиции и обычаи, которые формируют убеждения и ценности.
- Средства массовой информации. Так или иначе они рядом с людьми на протяжении всей их жизни. Они рассказывают новости, описывают события, учат, как надо жить. СМИ имеют огромное влияние на целый пласт населения. Информация влияет на формирование кругозора. Именно поэтому важно фильтровать всю информацию, поступающую из телевизора, интернета, газет и журналов.
Социальные сети также имеют огромное влияние на личность. 4,2 млрд человек сегодня зарегистрированы в социальных сетях. Это составляет 53 % от мирового населения. При этом алгоритмы социальных сетей управляют тем, что увидит пользователь. В 2014 году были проведены исследования, которые заключались в том, что людям показывали специально подобранные новости. В эксперименте участвовало 700 тысяч человек. Одной группе людей показывали исключительно положительные новости, а второй – негативные. Через неделю исследований был заметен эффект. Те, кто смотрел негативные новости, всё реже выставляли позитивные посты. При снижении доли негатива в ленте настроение людей улучшалось. Это говорит о том, что социальные сети управляют настроением, формируют базу для мировоззрения. Поэтому важно фильтровать всю информацию, которая приходит из социальных сетей. Также важно ограничивать время пребывания в них.
Внутренние
Здесь важны иные факторы:
- Личный опыт. С рождения человек познает мир опытным путем. Мозг получает разрозненную информацию о внешнем мире через эксперименты. Например, маленький ребенок 3–4 лет не хочет надеть варежки на улицу зимой. Мама разрешает ему выйти без них. Руки ребенка мерзнут, и он в итоге просит варежки. Мозг сформировал понятие о неприятных ощущениях, которые возникли из–за пребывания на улице без варежек. Так работает познание мира опытным путем. На личном опыте основывается личная система ценностей. Она позволяет взрослому человеку искренне верить в правоту своих действий.
- Эмоции и чувства. Некоторые убеждения формируются на основе личных переживаний. В Духовной Экономике упоминаются такие слова: ««Радость на сердце – лучшее лекарство, а угнетенный дух иссушает тело» (РБИ, Притч. 17:22). Если человек относится к жизненным ситуациям с оптимизмом, то ему легче расширить границы мировоззрения. Окружение становится интересным, хочется исследовать мир. Но если человек получил серьезную моральную травму, то ему сложно открыться. Мир кажется опасным и злым. В таком случае рекомендуется постепенно и тщательно работать со своими жизненными установками, ведь детские травмы – самые глубокие.
- Характер. Определенные черты расширяют мировоззрение. Сюда относится воля, вера, склонность к самоанализу. Эти качества помогают достигать поставленных целей, верить в свои силы. Такой человек не плывет по течению, а сомневается в истинности новой информации и знаний. Он проверяет ее и применяет на практике. Это позволяет расширить мировоззрение.
Брайан Трейси «Измени мышление – и ты изменишь свою жизнь».
Канадец Брайан Трейси – глава фирмы Brian Tracy International, специализирующейся на коучинге, мотиватор и бизнес-тренер. Он автор почти 50 книг, переведенных на многие языки мира и ставших настольными у людей, желающих руководствоваться бесценными советами и правилами, предложенными Трейси.
Главная мысль книги «Измени мышление – и ты изменишь свою жизнь» – человек может преодолеть трудности и достичь любых сложных целей благодаря самому себе, потенциалу собственной психики. Мысли материальны – они могут заставить человека ощутить себя могущественным или жалким, грустным или счастливым, почувствовать победителем или неудачником.
«То, во что вы верите, становится вашей реальностью», – говорит Брайан Трейси.
Каждый человек уникален и в каждом заложено много талантов и способностей, нужно только уметь их раскрыть их и запрограммировать себя на успех. Ведь все люди по рождению имеют право быть счастливыми, здоровыми и успешными. Перед всеми открыто множество возможностей, но люди сами ограничивают свое будущее, потому что не верят в них. Их собственное ограниченное мышление не позволяет им иметь то, что они хотят, и жить чудесной наполненной жизнью.
Идеи Трейси об оптимизме и возможностях, изложенные в книге, просты, поэтому большинство людей сначала относятся к ним скептически, – но лишь до тех пор, пока не осознают их, не научатся ими руководствоваться и не изменят свою жизнь к лучшему.
Активный и пассивный пути формирования мировоззрения
Есть два пути, которые формируют мировоззрение. Пассивный путь не требует усилий. Идеалы, взгляды и принципы те же, что и у общества, в котором человек живет. Пассивное мировоззрение не требует усилий и поиска себя. Индивидуальность стирается. Все взгляды на мир формируются под влиянием жизненных условий.
Активный путь формирования мировоззрения связан с постоянным риском. Человек сам задает себе вопросы и ищет на них ответы, не всегда ориентируется на нормы социума, в котором он живет. Большую часть времени он учится, приобретает новый опыт, ломает стереотипы. При этом ему важно держать баланс. Не всегда полезно идти наперекор общественному мнению и быть белой вороной. Можно и иногда даже нужно приобретать новые знания, опираясь на старый опыт предшественников. А уже затем формировать личный взгляд.
В Духовной Экономике написано следующее: «Вы даже не знаете, что произойдет завтра. Что такое ваша жизнь? Ведь вы как пар, который на некоторое время появляется и потом исчезает» (NRT, Иак. 4:14). Человеческая жизнь коротка, важно это понимать. Поэтому лучше потратить короткий миг на познание, изучение мира и формирование личных взглядов, чем плыть по течению, всегда следуя за толпой. Это поможет ощутить вкус жизни.
Джон Паркин «Послать всё на… Парадоксальный путь к успеху и процветанию».
Мнения читателей об этой книге разделились. Одни считают, что она рассчитана на незрелых подростков, которые всем проблемам говорят «Fuck It». Другие же, наоборот, заявляют, что подросткам ее нельзя читать категорически, потому что они, следуя принципу «а пошло оно все подальше», могут так и не повзрослеть духовно – станут старше, но не мудрее, вырастут инфантильными пофигистами.
Но книга не так проста, как кажется. Под «послать все на…» автор имеет в виду – прислушиваться к себе, жить так, как подсказывает собственное сердце, а не окружающие. Жизнь слишком коротка, чтобы заполнять ее страхами, стрессами, комплексами, желанием казаться лучше, чем мы есть, стремлением доминировать или, наоборот, быть зажатым, скованным. Люди живут в соответствии с системой ценностей, которая складывается в процессе воспитания и обучения. Но нередко случается так, что под влиянием каких-то событий они пересматривают эту систему и то, что казалось суперважным, утрачивает свое значение. Стать харизматичным, креативным, лидером, миллионером, сделать головокружительную карьеру, накачать мускулы, похудеть до состояния вешалки – мы хотим этого сами или стремимся чему-то там соответствовать, чтобы считаться состоявшимися?
«Разрешите себе сделать то, что хочется, съешьте ватрушку, пошлите подальше ленивого партнера», – говорит Джон Паркин. – Живите свободно, давая увлечь себя естественному потоку самой жизни!». Волшебные слова «Fuck It» – это ключи к освобождению из плена стереотипов.
Автор увлекается буддизмом, и его философию «Fuck It» называют буддизмом на западный лад. Сам же он называет ее «Идеальным Духовным Путем». Книга написана с большим юмором и легко читается. В настоящее время Джон Паркин с семьей переехал из Лондона в Италию, где в Тоскане вместе с женой Гаей открыл центр The Hill That Breaths’s и ведет курсы по дыханию.
Как изменить мировоззрение: подсказки психологов
Возможно, вы задаетесь вопросом: «Если мировоззрение формируется самостоятельно через пассивный путь, то зачем его менять?» Но такой взгляд на мир остается поверхностным. Вы хотели бы, чтобы ваши личные ценности зависели от мнения других людей? Мировоззрение можно поменять, но в зрелом возрасте сделать это сложнее.
Как можно попробовать изменить свое мировоззрение:
- Проведите анализ своих убеждений. Подумайте о своем отношении к жизни. Самоанализ – сильное оружие, если пользоваться им в меру, не превращая в самобичевание. Определите вещи, которые вас не устраивают.
- Взвесьте все плюсы и минусы устоявшихся убеждений. Что случится, если убрать из жизни некоторые из них?
- Проработайте проблемные зоны. Так как начальное мировоззрение формируется через семью, то проблемы с восприятием мира почти всегда возникают из-за неправильного воспитания и детских травм. Поэтому рекомендуется обратиться к психологу, чтобы проработать все болевые точки.
- После анализа и проработки травм уберите из жизни все убеждения, которые доставляют дискомфорт или не приносят вам никакой пользы.
- Замотивируйте себя. Важно помнить, для чего вы отказались от прежних убеждений. Дисциплина, терпение и самоконтроль помогут придерживаться новой позиции. А осознание того, что вы освободились от груза мешающих вам установок и стали лучше, будет для вас путеводной звездой на пути к новому «я».
На формирование мировоззрения влияет много факторов. Если вы хотите перемен, но боитесь, что уже слишком поздно, то пройдите курс «Как удалить из головы сомнения в себе. И всего за 14 дней поверить в себя». Всего за 2 недели можно поверить в свои силы и больше никогда не сомневаться в своих способностях, независимо от возраста или воспитания.
Кто готов? — Единицы. Почему?
В своей массе люди ведут себя, как не помнящие, спящие, замороженные, они поражены неведением, у них отсутствует различение, и весь фокус внимания направлен, по — прежнему, только на то, чтобы соответствовать системным нормам, что воспринимается многими, как необходимое условие стать счастливым (…) Всем ли надо меняться сейчас до такой степени, чтобы стремиться к личной свободе и жить вне системы? Очевидно, нет. В этом есть своя мудрость, так как каждый движется со своей скоростью, получая удовольствие от той жизни, которая им известна, так происходит взросление личности и души.
Есть люди, которые ещё не доиграли, не дополучили весь причитающийся им опыт в рамках системы, они удерживают себя в привычных, иногда комфортных рамках, не желая ничего менять. К таким людям эта книга просто не попадёт в руки, и те, кто читает её, не должны никого агитировать, делая больше добра, чем кто-то может принять. Даже если это ваши близкие люди, и вы желаете им красивых изменений. Примите тот факт, что они просто не созрели для нового поднятия своего сознания, чтобы завершить многолетний пробег по одному кругу, подвести итоги и открывать своё новое глубинное содержание, с эксклюзивным моделированием своей жизни.
Это творчество жизни не для всех: оно пока понятно только тем, кто уже готов, кто созрел. Когда человек пробуждается, он начинает осознавать, что общественный сценарий ему больше не подходит по размеру, он осознаёт, что вырос. Осознающий перерос детский сценарий, написанный системой, — один на всех, с вариациями в 500 шаблонов. Пока массовое сознание привычно прокручивает в своих головах стигмы типа: «за плохое поведение грозный Бог придёт и накажет тебя…, а за хорошее поведение наградит», система их имеет со всех сторон. Само слово Бог может быть спрятано, и яркий страх наказания просто исходит из системы, из самой среды, в который живёт каждый из вас, ощущая этот страх.