Социальные сети, компьютерные игры, интерактивные чаты и самые разные мессенджеры, позволяющие людям общаться, просто кликая по сенсорам своих гаджетов, – еще несколько десятилетий назад все это могло бы показаться фантастикой. Но сегодня это наша с вами реальность, и такими вещами уже никого не удивишь. Бесспорно, развитие технологий существенно и многократно улучшает жизнь человека, делает ее комфортнее, удобнее, проще. Но в то же время у этой медали есть и обратная сторона.
Все наши знакомые, друзья и коллеги запросто помещаются в небольшое окошко контактов, диалоги, деловые и задушевные беседы принимают форму чатов, а эмоции выражаются красочными смайлами. И вместе с этим для нас, и в особенности для молодого поколения все актуальнее становится проблема социализации, а если конкретнее – проблема развития коммуникативных навыков, т.е. развития навыков общения – реального взаимодействия с другими людьми.
Синдром табуретки
Человек включен в общение с себе подобными с момента рождения. Поэтому все базовые навыки общения у нас формируются еще в «досознательном» возрасте. Привычные нам способы общения очень быстро автоматизируются, становятся шаблонными. И с годами может получиться так, что сформированные в детстве навыки «отстают», не соответствуют новым коммуникативным задачам и ситуациям взрослой жизни.
Вот простой пример. Одним из базовых навыков общения является самопрезентация – представление себя партнеру (партнерам) по общению. Самопрезентация предполагает дозированное и избирательное самораскрытие
То есть важно не вываливать на собеседников все шокирующие подробности о «себе любимом», а предоставлять ровно столько информации, сколько необходимо для формирования позитивного впечатления о вас и (главное!) для достижения цели общения
А теперь представьте себе, скажем, мальчика Васю, выросшего с «синдромом табуретки». «Синдром табуретки» (это шуточное название, не научный термин) возникает у детей, родители которых всячески культивируют их одаренность (даже если таковая на самом деле отсутствует) и демонстрируют ее окружающим. Если в такую семью приходят гости, то родители тут же громко объявляют: «А сейчас наш Васенька прочитает стишок / сыграет на скрипке / споет!» После чего Васенька оказывается в центре всеобщего внимания (встает на реальную или гипотетическую табуретку) и демонстрирует всем свои таланты.
Постепенно у ребенка формируется установка: «Я должен начать общение с демонстрации своих талантов, должен восхитить всех и оказаться в центре общего внимания». Как вам кажется, насколько полезен будет такой навык общения, скажем, во время важных деловых переговоров? Наверняка вам знакомы подобные персонажи, которые вместо того, чтобы сосредоточиться на деле, «тянут одеяло на себя»
Они готовы пойти на все, даже сорвать переговоры, лишь бы привлечь внимание к своей персоне. Такие люди не владеют на осознанном уровне навыком самопрезентации, шаблонно воспроизводя сформированный в детстве «синдром табуретки»
8 базовых навыков общения:
- Ориентировка в ситуации общения (включая понимание целей, ролей, мотивации участников).
- Установление контакта, начало общения (и симметричный навык – завершение общения).
- Самопрезентация.
- Получение информации от собеседника (активное и пассивное слушание, использование вопросов, чтение «языка тела» и др.).
- Предоставление информации (презентационные).
- Эмоциональная регуляция и саморегуляция.
- Психологическое воздействие (убеждение, внушение) и противостояние воздействию.
- Предоставление обратной связи.
Разумеется, есть и более сложные навыки общения – например, связанные с ведением переговоров или публичными выступлениями перед большой аудиторией. Но без достаточного овладения базовыми навыками общения освоить навыки/умения более высокого уровня будет проблематично.
Умение слушать
Из чего складывается успешная коммуникация? В моем представлении, самое главное — умение слушать. Ключ к успеху любого проекта, связанного с обслуживанием клиентов, — понять изначальную потребность заказчика. Далеко не всегда ваш собеседник абсолютно точно знает, чего хочет. Более того, он может четко формулировать нечто совсем иное. И если не добраться до сути, задавая правильные вопросы, то ваше блестящее решение в итоге может отвечать вовсе не на ту потребность, что на самом деле волнует клиента.
Реклама на Forbes
Нужно слушать и слышать. Я очень хорошо усвоила этот урок в начале карьеры. Старший партнер взял меня на первую встречу с CEO крупной компании. Я очень волновалась, готовясь показать наши прекрасные слайды потенциальному клиенту и услышать его мнение. Но коллега по дороге перевернул мой сценарий: сейчас мы идем не говорить, а слушать. В молодости это дается сложнее — паузы во время встречи кажутся слишком дискомфортными, хочется заполнить информационное пространство, высказать сразу какие-то умные соображения, произвести впечатление. Умение естественным образом создать для собеседника возможность свободно выговориться приходит с опытом. Не раз замечала, что более уверенные в себе люди готовы к слушанию, к диалогу, основанному на монологах.
Улучшаем свои навыки общения
Если раньше вы думали, что войти в число тех, кто отличается блестящими навыками общения, трудно, то вы очень и очень ошибались. На самом деле любая проблема имеет своё решение, зачастую достаточно простое, было бы только желание его искать.
Умейте поставить конкретные коммуникативные задачи по отношению к партнёрам
Стремитесь к осознанному и эффективному общению? Выбирайте подходящие эмоционально-мотивирующие задачи. Дело в том, что воздействовать на любого человека гораздо проще через его эмоциональную сферу.
Конечно, чересчур бурно проявлять свои эмоции не стоит, это может показать вас не с лучшей стороны, но умение установить эмоциональный контакт всегда было главной характеристикой лучших коммуникаторов. Поэтому определите, какой именно результат вы хотите получить от разговора и определитесь с нужными эмоциями.
Умейте не обращать внимания на психологические барьеры
Внутренние барьеры возникают в процессе общения достаточно часто, и все бы ничего, но они выступают одним из главных препятствий плодотворного общения
Но чтобы вам ничего не мешало, концентрируйте внимание на том, что для вас важно именно в процессе общения
Умейте руководить процессом общения
Забудьте на время о логических шагах в общении – если вы будете постоянно заняты просчётом необходимости того или иного действия, то у вас просто не останется времени на то чтобы добиться той цели, которую вы перед собой поставили.
Конечно же, с первого раза вы вряд ли сумеете «прочувствовать» общение, поначалу вам просто не обойтись без тренировок. Но зато потом вы сможете без особых проблем понимать настрой своего собеседника и разбираться, идёт ли он с вами на контакт.
Умейте быть обаятельным
Конечно же, вы не раз сталкивались с людьми, которые без особых проблем получают от общения все, что им нужно, а все благодаря харизме. Не нужно думать, что харизма – исключительно врождённое качество, его вполне можно и развить, для этого стоит позволить своё воображению пуститься в свободный полёт и освободить свою внутреннюю жизнь.
Умейте убирать психофизические зажимы
Скованные или чересчур развязные телодвижения немедленно просигнализируют вашему собеседнику о наличии и у вас психофизических зажимов. Возможно, он не сумеет чётко идентифицировать природу вашего состояния, однако сразу поймёт, что с вами что-то не так. Соответственно, успешность вашего общения окажется под большим вопросом. Поэтому расслабьтесь и, конечно же, тренируйтесь.
Советы по улучшению ваших невербальных сигналов
Используйте те невербальные сигналы, которые отражают суть ваших слов. Невербальная коммуникация должна подкреплять словесное общение, не противореча ему. Если вы говорите одно, но язык вашего тела говорит что-то другое, ваш слушатель, вероятно, почувствует, что вы кривите душой. Например, вы не можете сказать «да», в то время как качаете головой, выражая отрицание.
Приспособьте свои невербальные сигналы, учитывая контекст разговора и обстановку. Тон вашего голоса, например, должен быть разным при обращении к ребенку и при обращении к группе взрослых людей. Кроме того, принимайте во внимание эмоциональное состояние и культурное происхождение человека, с которым вы коммуницируете.
Используйте язык тела для выражения положительных эмоций, даже если на самом деле вы их не испытываете. Если вы нервничаете в преддверии какой-нибудь ситуации, -собеседования с работодателем, важной презентации или первого свидания, например, — вы можете показать уверенность в своих силах, даже если на самом деле не испытываете это чувство, с помощью позитивного языка тела. Вместо того, чтобы нерешительно заходить в комнату с опущенной головой, отводить взгляд и вжиматься в стул, попытайтесь выпрямить плечи и стоять с гордо поднятой головой, улыбаясь и поддерживая зрительный контакт, и крепко пожмите руку собеседнику. Это сделает вас более уверенными в себе и поможет расслабить другого человека.
Книги по развитию коммуникативных навыков
Патрик Кинг «Как улучшить навыки общения» – это книга-бестселлер от американского режиссера и сценариста поможет прокачать коммуникативные умения и навыки, изменить токсичные деструктивные установки и привычки при общении с другими людьми. Другие полезные книги по развитию навыков общения:
«Как разговаривать с кем угодно» М. Роудс. У многих людей существуют сложности при общении: страх начать беседу, отсутствие уверенности и низкая самооценка Автор уделяет большое внимание по преодолению всех этих психологических барьеров в себе. «Я слышу вас насквозь. Эффективная техника переговоров» М Гоулстон. Красиво и убедительно говорить, чтобы привлечь к себе внимание собеседника – это искусство, а умение слушать – высший пилотаж. Люди любят, когда их слушают, и благодарны, когда их собеседник искренне и с интересом их слушает, и в ответ они будут слушать вас с превеликим удовольствием. «Секреты общения. Магия слов» Дж. Борг. Очень часто человек в своей речи использует слова, которые «прилипли» к нему и кочуют из разговора в разговор, по этим словам можно определить, что за личность перед тобой
Важно начать отслеживать свою речь и подбирать правильные слова для общения. В книге много практических упражнений. «Разговор по существу
Искусство общения для тех, кто хочет добиваться своего» С. Скотт. Автор учит конструктивным навыкам общения и призывает отказываться от пустой болтовни, во время которой теряются время и энергия. «Никогда не ешьте в одиночку. И другие правила нетворкинга» К. Феррацци, Т. Рэз. Книга написана для бизнесменов, но будет полезна к прочтению и широкой публике. Автор учит, как развить коммуникативные навыки у взрослого и выстроить конструктивные отношения с окружающими людьми с помощью проверенной пошаговой стратегии.
Простые правила
Хорошие коммуникативные навыки можно развить даже без применения каких-либо упражнений или тренировок. Для этого достаточно взять на вооружение несколько простых правил, касающихся общения с другими людьми. Однако все не так просто. Достичь результата удастся только при наличии силы воли и крепкой выдержки. Если их нет, то улучшать навыки таким способом будет крайне тяжело.
Нужно следовать следующим правилам:
- Не уходить от общения. Многие необщительные люди стараются избегать разговоров, но делать этого нельзя ни при каких обстоятельствах. Нужно побороть это желание.
- Проявлять инициативу. Попытки уйти от общения, упомянутые выше, следует заменить полной противоположностью и проявлять инициативу к разговору.
- Отказаться от формальных ответов. Не нужно реагировать на вопросы формально или сухо. Будет гораздо правильнее отвечать подробно и с интересом.
- Быть артистичным человеком. Проявление артистизма вызывает приятные эмоции у окружающих и помогает более открыто общаться с людьми.
- Приобрести позитивный настрой. При негативном восприятии мира нет ничего удивительного в отсутствии общения. Позитивный же настрой может все изменить.
- Получать удовольствие от разговора. Нужно научиться находить хорошее в любом разговоре и получать от него приятные эмоции, что напрямую скажется на навыках.
- Выражать дружелюбие. Во время беседы важно следить за своей мимикой и жестами, чтобы они показывали исключительно положительное отношение к человеку.
- Убирать мобильный. Использование мобильного устройства при разговоре для многих покажется неуважительным и показательным жестом против общения.
- Всегда слушать. Если хорошо слушать собеседника, получится полностью вникнуть в суть разговора, забыть о недостатке своей коммуникабельности, а также стать приятнее.
- Показывать уверенность. Развитие уверенности в себе – важная составляющая коммуникативных навыков. Без нее не получится добиться никаких результатов.
- Придерживаться искренности. Не стоит придумывать вымышленные истории и путаться в своих же словах. Лучше честно признать незнание того или иного факта.
- Смотреть в глаза. Во время разговора очень важно смотреть в глаза своему собеседнику. Это не только усилит контакт, но также позволит повысить свою уверенность.
- Исключать слова-паразиты. Нужно убрать из своего лексикона абсолютно все слова-паразиты и ругательства. От этого зависит как привлекательность, так и навык общения.
Дополнительно для повышения навыков общения можно прочитать различные книги. К примеру, «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (Д. Карнеги), «Никогда не ешьте в одиночку» (К. Феррацци) или «Как разговаривать с кем угодно» (М. Роудз).
Игры, развивающие общительность.
соместные игры детейРазвивать коммуникабельность в детях, можно начать с самого раннего возраста, когда малыш уже способен выражать ответную реакцию происходящему. В этом могут помочь самые простые игры, а любимые игрушки: мишки, зайчики – станут отличными помощниками в развитии коммуникабельности у ребенка. Самое простое это беседовать с ребенком от имени куклы. Привыкнув к таким разговорам, малыш не будет сторониться общения.Если есть возможность поиграть в коллективные игры, то это будет отличным стимулом развить раскрепощенность и как следствие коммуникабельность. На таких занятиях у детей есть возможность общаться друг с другом в игровой форме. Игра «Знакомство»Участники садятся в круг и по очереди начинают представлять себя, при этом каждый следующий сначала повторяет то, что сказал предыдущий, добавляя следом собственное представление.Например:– Я Катя, у меня есть любимая кошка Муся, мне нравится с ней играть.– У Кати есть любимая кошка Муся, она любит с ней играть. А меня зовут Дима, мне нравятся машинки и трансформеры, мы с папой играем вместе.– У Кати живет кошка Муся, и она с ней играет. Дима любит играть в машинки и с папой. Я Аня, мы с мамой ходили в зоопарк, больше всего мне понравился бегемот.Такая игра способствует развитию не только коммуникабельности, но и тренирует память.
игры с ребенком
Умение сохранять спокойствие
Не спешите. От того, что вы будете говорить быстро, вы не успеете сказать больше. Лучше замедлитесь — это даст возможность найти правильные слова и выглядеть более уверенно. Часто, кстати, молодые сотрудники, быстро продвигающиеся в карьере, упираются в какой-то момент в то, что их не воспринимают серьезно. Им кажется, что это из-за возраста, но дело, скорее, в поведении. Когда вы дергаетесь, суетитесь, чувствуете себя неуверенно, это все производит впечатление неопытности.
Безусловно, важно найти ключ к собеседнику, чтобы он доверял вам. Но люди очень разные. Каким бы профессионалом вы не были, чисто по темпераменту с каким-то клиентом будет общаться проще, с каким-то — не очень. Можно не быть жизнерадостным на встрече, но важно быть внимательным к своему собеседнику.
Как улучшить свои навыки
Развить свои коммуникативные навыки поможет прохождение специализированного тренинга, где отработка моделей жизненных ситуаций, даже в случае ошибки, не повлечет за собой непоправимых последствий, как это бывает в жизни. Профессиональные наставники помогут научиться сглаживать конфликты, развить убедительную речь, приобрести навыки эффективной самопрезентации и повысить доверие к вашим словам.
В группе единомышленников есть возможность творчески подходить к решению коммуникативных задач, апробировать различные способы влияния на собеседника, использовать различные роли и проигрывать необходимые ситуации. Обучающий курс дает спектр методик и упражнений, которые можно применять в конкретных ситуациях.
Когда вы получите первые результаты от методов в реальной жизни, переходите к более сложным и изощренным вариантам коммуникаций. Для достижения большей эффективности, упражняться в умении строить коммуникацию можно в компании друзей и близких.
Каким станет человек будущего
Фотография: People photo created by rawpixel.com — www.freepik.com
В 2021 году президент Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб объявил о начале Четвертой технологической революции. Ее результатом станет тотальная роботизация. Чтобы оставаться востребованным специалистом, человек будущего должен:
- решать комплексные задачи;
- думать критически;
- творчески мыслить;
- управлять людьми;
- работать в команде;
- распознавать эмоции коллег и свои, контролировать их;
- формировать суждения и принимать решения;
- ориентироваться на клиента и партнера;
- вести переговоры;
- быстро переключаться с одной задачи на другую.
«Сейчас набирает популярность „Система 4К“. Ее концепция включает критическое мышление, креативность, коммуникацию и координацию. Последние два пункта тесно связаны между собой. Умение договариваться, определять общую цель и пути ее достижения, распределять роли и оценивать результат нужно уже сейчас. Если не удастся найти подход к собеседнику, то можно легко потерять ключевого партнера».
Здоровый образ жизни
Все хотят быть здоровыми. Правильно? Для меня, например, цель — не просто быть здоровым, но и иметь достаточно энергии. Плюс хорошо выглядеть.
Пример. В течение 11 лет я занимался футболом, а потом забросил это дело. Мой вес вырос с 65 до 86 килограмм меньше чем за 9 месяцев. Я стал толстяком. Для любого, кто когда-то мог похвастаться отличным прессом, это неприятно. Поэтому я решил сделать две вещи:
- найти подходящий рацион питания, который помог бы мне вернуться к нормальному весу, и придерживаться его;
- в дополнение к питанию регулярно заниматься спортом.
Около пары лет ушло у меня на то, чтобы найти подходящий рацион и спортивные занятия по душе. Зато сейчас я доволен своим телом, здоров и энергичен в течение дня.
Умение завершить встречу
Каждая встреча должна иметь ощущение прогресса, движения вперед. Тогда вы понимаете, что есть повод дальше общаться. Всегда нужно давать участникам встречи четкое понимание, чего достигли, что будет дальше, когда, кто на себя берет ответственность. Должно быть четкое понимание не только того пространства, где мы находимся сейчас, но и того, как этот этап относится к целому, где горизонт окончания дальнейшего обсуждения. Как только возникает неопределенность по поводу прогресса вашего совместного процесса, после встречи возникает ощущение неудовлетворенности.
И наконец, актуальный совет для успеха любых переговоров — оставьте в покое свой телефон. Иначе собеседник никогда не почувствует, что разговор для вас важен и вы настроены серьезно.
- Как нравиться людям: несколько приемов от агента ФБР
- Общайтесь, как миллиардер: три совета от Уоррена Баффета
Поддерживайте визуальный контакт
Общение глазами прописано глубоко в наших генах. Двухдневные новорождённые предпочитают смотреть на лица, а не на игрушки или потолок . Мозг 4-месячных детей работает активней, если ребёнок смотрит кому-то в глаза .
Когда собеседник избегает визуального контакта, люди думают что он неискренний и менее сознательный . И наоборот, мы больше верим тому, кто смотрит в глаза .
Но не перегните палку. Люди считают слишком длительный взгляд признаком агрессивности и даже психопатии. Учёные определили, что смотреть в глаза нужно не больше трёх секунд.
А ещё на доверие влияет степень расширения зрачков – чем они шире, тем больше близости вы чувствуете с собеседником. Вы не способны управлять глазными мышцами сознательно. Но вы можете назначить встречу в затемнённом помещении, и тогда зрачки расширятся автоматически.
3
Умение наладить контакт
Есть люди, которые любят поговорить о жизни, прежде чем приступить к разговору о бизнесе. Другие, наоборот, сочтут вас несерьезным партнером за лирические отступления. Кому-то сразу нужен от вас ответ, а потом уже весь ход рассуждений, а другой сочтет это проявлением высокомерия. Важно на первой встрече не попасть впросак, угадав, к какому типу относится ваш собеседник. Тут только один совет — постараться изучить его экосистему. Какие-то выводы точно можно делать, примечая, как он себя ведет, какой у него офис — лаконичный или наполнен вещицами. Ваша задача — понять, как этот человек предпочитает общаться. И подстроиться под него по стилю (младший подстраивается под старшего, не наоборот, а в случае с сервисным бизнесом клиент — всегда старший). Это совсем не значит, что вы должны во всем с ним соглашаться, но вам в любом случае важно понять точку зрения собеседника и постараться аргументированно донести ему свою.
Если собеседник настаивает на своей точке зрения и не слышит вашу, помогают расспросы, почему все-таки он так считает, — вы даете человеку возможность в процессе поиска аргументов осознать, что есть иные варианты. Такой диалог может быть очень эффективным.
Информация о статье
В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту.
Категории: Общение
На других языках:
English: Develop Good Communication Skills, Français: développer de bonnes aptitudes de communication, Italiano: Sviluppare Buone Capacità di Comunicazione, Español: desarrollar buenas habilidades de comunicación, Deutsch: Gute Kommunikationsfähigkeiten entwickeln, Português: Desenvolver Boas Habilidades de Comunicação, Nederlands: Goede communicatievaardigheden ontwikkelen, 中文: 培养良好的沟通技巧, Bahasa Indonesia: Mengembangkan Kemampuan Komunikasi yang Baik, Čeština: Jak získat dobré komunikační dovednosti, Tiếng Việt: Phát triển Kỹ năng Giao tiếp Tốt, 한국어: 커뮤니케이션 잘하는 방법, हिन्दी: कम्युनिकेशन स्किल्स (Communication Skills) सुधारें, العربية: تحسين مهارات التواصل مع الآخرين, ไทย: พัฒนาทักษะการสื่อสารที่ดี, 日本語: コミュニケーション能力を高める, Türkçe: İletişim Becerileri Nasıl Geliştirilir
Эту страницу просматривали 70 939 раз.
Была ли эта статья полезной?
Да Нет
Примеры тестов на оценку навыков коммуникации
Ниже мы приведем 3 примера ситуационных тестов на оценку навыком коммуникации с объяснением ответов.
Первый пример – тест для руководителей.
Второй пример – тест для офисного персонала.
Третий пример – тест для менеджера по продажам.
Больше о ситуационных тестах на все профессиональные компетенции вы сможете узнать в наших специальных статьях:
Психологические тесты при приеме на работу и качества, которые они проверяют
Тесты и ассесменты для менеджеров по продажам
Психологические тесты для руководителей
Психометрическое тестирование для специалистов колл-центров и службы поддержки
Тесты на эмоциональный интеллект — что это, примеры, рекомендации по решению
Три инструмента для развития навыков общения
Рефлексия
Это способность взглянуть на то, как вы общаетесь, как бы со стороны и проанализировать это. Выработайте привычку задавать себе вопросы (до, во время и после общения): «Насколько сейчас уместно начать данный разговор? Подходящее ли сейчас время/место для разговора? В каком настроении/состоянии находится мой собеседник, готов ли он к данному разговору эмоционально/морально? Кто мой собеседник? Что ему нужно от данного разговора со мной?» (и т. п.). Здесь приведены рефлексивные вопросы для навыка ориентировки в ситуации общения, но аналогичным образом их можно сформулировать и для прокачки других навыков общения.
Обратная связь
Народная мудрость справедливо гласит: «В чужом глазу соломинку видно, в своем бревна не увидать». В нашей рефлексии действительно могут быть «слепые пятна», мы можем не замечать какие-то слабые стороны нашего общения. Поэтому хорошим решением может быть помощь со стороны внешних наблюдателей, которых можно спросить: «Какие мои реплики/действия/поведение в данной ситуации общения были неудачными? Что я делал не так?» Если вы доверяете наблюдателю, то у него же можно попросить совета о том, как улучшить свои навыки общения в подобных ситуациях.
Эксперименты
Попробуйте хотя бы немного изменить свое привычное (шаблонное) поведение в общении и посмотрите, что получится. Не пытайтесь менять сразу все, попробуйте хотя бы одно простое изменение. Например, в приведенном выше примере с «пробегающим мимо» руководителем мы договорились, что он будет делать не менее трех остановок, во время которых и будет общаться с сотрудниками.
Подросткам (которым, как мы помним, трудно ориентироваться в ситуациях общения в силу их маленького опыта) очень помогло изучение одного простого приема «вопрос плюс анонс». Суть его в том, что перед началом любого разговора надо просто спросить собеседника: «Удобно ли вам здесь и сейчас обсудить?» – после чего кратко обозначить (анонсировать) тему и цель разговора.
Если вы уверены, что ваши навыки развиты недостаточно, поможет посещение тренинга, который обычно так и называется («базовые навыки общения», «развитие коммуникативных умений» и т. п.). Но даже если нет возможности посетить такой тренинг, подходите к любому разговору осознанно, используйте три описанных выше инструмента (рефлексию, обратную связь, эксперименты), и вы наверняка сможете общаться лучше.
Это поможет получить работу и больше зарабатывать
Умение общаться — один из самых важных навыков на рынке труда. Оно необходимо для взаимопонимания в команде, поэтому работодатели обращают на него особое внимание.
В одном исследовании T. G. Weldy, M. L. Icenogle. A managerial perspective: Oral communication competency is most important for business students in the workplace Jeanne D. Maes / The Journal of Business Communication менеджеров попросили оценить недостатки кандидатов на собеседовании. На первом месте оказались плохие навыки общения. Развивая их, вы повысите свои шансы получить хорошую работу с высокой зарплатой. Это особенно важно для выпускников вузов, у которых ещё недостаточно других навыков.
Сейчас читают ❓
- ТЕСТ: Каков ваш психологический возраст?
Как развить организаторские способности
Раз организатором может стать каждый человек, то актуален вопрос о том, как это сделать. Предлагаю несколько простых правил:
- Организация начинается с самого себя (самоорганизация). Научитесь организовывать собственную деятельность, быт и всю жизнь. Возьмите за правило составлять план дня, вести ежедневник, распределять время, ставить цели, задачи и всегда их выполнять. Прямо сейчас сделайте что-то, до чего руки не доходили.
- Развивайте эмпатию, умение понять другого человека, уважение к интересам других людей, здоровый альтруизм.
- Осваивайте и практикуйте позитивное мышление.
- Регулярно самосовершенствуйтесь. Скорректируйте самооценку, избавьтесь от неуверенности, страха общения и других проблем, которые у вас есть. Все внутренние барьеры должны быть уничтожены.
- Развивайте творческий потенциал.
- Расширяйте кругозор.
- Тренируйте практическое мышление, то есть реально смотрите на мир. Ставьте реальные цели, не увлекайтесь мечтами.
- Будьте амбициозны.
Важно хорошо знать не только свои особенности, но и разбираться в психологии других людей. Верно распределить обязанности, учитывать потребности, интересы, темперамент, характер и другие особенности участников – основная задача организатора
Советы, которые помогут лучше интерпретировать невербальные способы коммуникации
Учитывайте, что у каждого есть свои индивидуальные особенности. Люди из разных стран и культур, как правило, используют различные невербальные коммуникативные жесты, поэтому при анализе языка тела очень важно учитывать возраст, культурное происхождение, религию, пол и эмоциональное состояние человека. Американский подросток, скорбящая вдова и бизнесмен из Азии, например, могут по-разному использовать невербальные сигналы.
Анализируйте невербальные сигналы комплексно. Не ищите слишком много смысла в одном жесте или невербальном сигнале. Рассматривайте все получаемые невербальные сигналы, — от зрительного контакта до тона общения и телодвижения. Любой человек может иногда допустить оплошность и отвести, например, глаза и пусть глаза контакта скольжения, например, или ненадолго скрестить руки, не подразумевая при этом ничего отрицательного. Чтобы лучше понять истинные мысли человека, анализируйте его невербальные сигналы комплексно.
Причины возникновения коммуникативных трудностей у ребенка:
замкнутость ребенка
Ограничение свободы, контроль и гипертрофированная помощь, лишает ребенка индивидуальности и решимости самому находить общение. Частая смена обстановки, переезды заставляют ребенка каждый раз заново налаживать контакты. Создается в некоторой степени стрессовая ситуация, что так же может снизить уровень коммуникабельности. Дети моделируют поведение взрослых людей, и вполне вероятно, что среди круга друзей появятся те, кто будет негативно влиять на поведение ребенка
В такой ситуации важно быть корректным и мягко донести ребенку что хорошо, а что плохо. Большое количество запретов, тоже не на пользу коммуникабельности и в целом отношениям между родителем и ребенком, по возможности необходимо снизить уровень запретов и расширить ребенку границы свободы. Замкнутость на собственных недостатках делает ребенка закрытым для общения, стоит помочь ему проще относиться к себе.
Чем отличается коммуникабельность от коммуникативности
Часто путаница в значении превращает в загадку сами термины. Коммуникативность — это один из компонентов коммуникабельности и контакта как такового. Это не врожденный, а приобретенный навык, который не только можно развить, но и совершенствовать на протяжении всей жизни.
Коммуникативность это умение передавать информацию, чувства, эмоции, умозаключения в доступной, корректной форме. Это также способность воспринимать информацию, испытывать эмпатию к собеседнику, умение понимать и сопереживать.
Само понятие не всегда является навыком человека. Коммуникативность как качество может охарактеризовать любой инструмент, передающий и воспринимающий информацию.
Коммуникативность – это набор таких качеств как:
- Невербальное общение;
- Управление эмоциями, гневом;
- Активное слушание;
- Понимание эмоций оппонента;
- Умение выражать и отстаивать свою точку зрения.
Коммуникативность как качество личности нельзя воспринимать только как совокупность умений, этот навык имеет прямое отношение к сегменту потребностей и мотивации.
Ситуативная слепота
Автор этих строк сравнительно недавно проводил семинар для школьных психологов, где попросил специалистов оценить, какие коммуникативные навыки хуже всего сформированы у современных подростков. Разброс оценок получился довольно большой, но психологи сошлись во мнении, что хуже всего развит навык ориентировки в ситуации общения. Дефицит данного навыка проявляется в неумении выбрать подходящее время и место общения. Разговор получается неуместным, малоэффективным (цели участников не достигаются) и малоприятным (провоцирует негативные эмоции).
Неспособность подростков сориентироваться в ситуации общения в первую очередь связана с их малым социальным опытом. У них действительно не хватает знаний, чтобы понять мотивы и цели других участников общения, прогнозировать длительность разговора, оценить уместность обсуждаемой темы в данное время и в данном месте. Но подобная «ситуативная слепота» характерна не только для подростков.
Мне довелось консультировать руководителя, столкнувшегося с упорным сопротивлением со стороны коллектива («Я им даю поручения, ставлю задачи, а они постоянно срывают их выполнение!»). У него была привычка стремительно пробегать по офису, на ходу выкрикивая распоряжения. Ему казалось, что этого достаточно и что сотрудники должны в буквальном смысле слова «ловить на лету» его указания.
На самом же деле он просто неверно воспринимал ситуацию
Многие сотрудники просто не успевали переключить внимание со своих дел на стремительную пробежку шефа, и в буквальном смысле слова не слышали, что он им говорил. Во-вторых, многие сотрудники просто не понимали, кому именно была адресована брошенная в воздух фраза
В-третьих, у людей уже были ранее поставленные трудовые задачи, и приоритет новой «вводной» был им неясен (а возможностей задать уточняющий вопрос в спину убегающему начальнику не было).
Постановка задачи – это не просто брошенная на бегу фраза, это довольно сложный управленческий и коммуникативный навык. И первое правило для данного навыка: создайте или выберите подходящую для постановки задачи ситуацию
«Подходящая» ситуация – это такая, где ничто не отвлекает внимание участников от обсуждения задачи и они могут полностью сосредоточить свое внимание на диалоге. Ситуация должна создавать возможность для качественного контакта между участниками общения
Кроме того, чтобы задача была принята к исполнению (а не просто поставлена), ситуация должна давать возможность получения обратной связи от исполнителя. А как можно сосредоточить внимание, что-то обсудить, дать обратную связь (и т. п.), если руководитель пулей пролетает мимо?
Умение быть искренним
Я сторонник теории, что человек не может быть во всем силен и не стоит идти против своей натуры, пытаясь развивать все сразу. Очень важно знать свои естественные сильные стороны, которые могут компенсировать присущие вам слабости. Если человек интроверт, ему не надо пытаться быть «зажигалкой». Возможно, стоит выбрать иной формат разговора — например, один на один. Нужно определить, что вам естественным образом удается лучше всего и на этом строить фундамент своего общения с клиентом.
Развитие коммуникабельности, социализации и познания дошкольников
С раннего возраста социализация, коммуникативные навыки развиваются с помощью игровой деятельности. Это обусловлено тем, что игра – основной метод детского познания.
Самой простой игрой для развития коммуникативных навыков является беседа от имени куклы или игрушки, можно домашнего животного. Такая методика позволяет привыкнуть к разговорам, что в дальнейшем поспособствует более свободному общению с людьми. Можно включить в диалог домашнее животное. Начать игру можно с вопроса, например, какой возраст котят, щенка или попугая.
Развитию коммуникабельности способствуют и коллективные игры. В процессе такой коллективной деятельности у крох появляется возможность живого общения друг с другом в игровой деятельности.
Развитие коммуникативных навыков может происходить в комплексе с тренировкой и других способностей, например, памяти. Для этого разработана игра «Знакомство». Для организации такой игровой деятельности всех участвующих необходимо посадить в круг. Затем каждый по очереди начинает представляться и коротко рассказывать о своих интересах. Каждый следующий игрок должен сначала повторить речь предыдущего малыша, а затем произнести свою собственную. Подобные игры развивают коммуникативные навыки за счет организации пространства, в котором каждый может в спокойной обстановке рассказать о себе, а также выслушать других ребят.
Детская коммуникабельность: как определить?
В определенном возрастном периоде кроха должен владеть определенными коммуникабельными навыками. Поэтому для определения степени коммуникабельности, родителям требуется сравнить свое дитя и представленные ниже обобщенные характеристики.В возрасте от 2 до 3 лет коммуникабельные признаки появляются в следующем:
- способность привлечения внимания людей;
- инициирование социального взаимодействия со сверстниками в устной и физической форме;
- способность выслушивания речи другого человека;
- ведение беседы при наступлении своей очереди;
- реагирование смехом на нелепые объекты или явления.
- 3-4-хгодовалые ребята должны:
- четко соблюдать очередность в процессе игры;
- воспринимать игрушки или куклы как живое существо;
- быть инициаторами вербального взаимодействия.
- В возрасте 4-5 лет крохи чаще всего:
- умеют контактировать с другими ребятами;
- применяют прямые требования в общении, к примеру, «Перестань»;
- подают себя в роли родителей в ходе игровой деятельности;
- начинают сплетничать и ябедничать.
Признаки коммуникабельности у детей старше 5 лет
В возрасте 5-6 лет коммуникабельные личности проявляются с помощью:
- способности развития стратегического подхода к разговорам;
- участия в соревновательных играх, основанных на конкуренции;
- введения в игровую деятельность понятия «честная игра»;
- осознания собственного поведения, применения слов «извините», «спасибо», «пожалуйста»;
- доставления радости собственным друзьям.
Ребята, возрастом от 6 до 7 лет:
- учатся сочувствовать и сопереживать окружающим людям;
- чаще делятся с окружающими своими переживаниями, при этом они используют не только слова, но и жесты, позы;
- четко ожидают своей очереди;
- прислушиваются к чужому мнению, а затем анализирует свою солидарность с ним;
- умеют заканчивать разговор;
- больше шутят, учатся проигрывать и радоваться за победителя.
Стоит учесть, что до возраста 7 лет малыши плохо различают разницу между хорошим и плохим, вследствие чего они зачастую не способны определить самостоятельно правильное направление или принять правильное решение. Поэтому родители обязаны не только развивать коммуникативные навыки в своем чаде, но и объяснять ему, как поступать хорошо, а как плохо. Только при таком комплексном подходе ребенок сможет вырасти социализированной коммуникабельной личностью.
В этом видео приведены рассуждения о том, как развивать ребенка с рождения и нужно ли? Обязательно оставляйте свои вопросы, пожелания и комментарии к статье.
Коммуникабельность у детей
Самое большое значение для человека в плане развития умственных способностей и коммуникативных навыков имеет период детства. В первые годы жизни ребенок приобретает первые отличительные черты, у него начинает формироваться характер, появляются свои вкусы. В детсаде и младших классах особенно активно развивается коммуникабельность, после чего она становится окончательно сформированной.
Чтобы ребенок мог полноценно общаться, родители должны придерживаться ряда рекомендаций, направленных на развитие коммуникабельности. Они довольно просты, но не учитываются многими взрослыми. Что именно нужно делать:
- Подавать правильный пример, общаться при ребенке;
- Чаще задавать ребенку вопросы, что особенно важно для учащихся младших классов;
- Обсуждать с малышом все свои действия, объяснять их суть;
- Поощрять дошкольника за общение со сверстниками;
- Учить ребенка выражать мысли устными словами и письменным текстом;
- Просить малыша показывать желания словесно, а не невербальным образом;
- Обучать ребенка вежливости, пониманию, сочувствию;
- Спокойно реагировать на конфликты;
- Не ругать школьника прилюдно, т.к. подросток может почувствовать себя униженным;
- Объяснять ребенку, что все люди имеют свои интересы, которые следует учитывать;
- Стараться поддержать у ребенка высокую самооценку, отказаться от жесткой критики.
Дополнительно рекомендуется играть с ребенком в разные игры. Например, «Море волнуется раз». Также можно попросить его изобразить любимого персонажа из сказок или вжиться в роль спасителя Царевны-Несмеяны, пытающегося рассмешить ее.
Иногда дети, которые не имеют достаточных коммуникативных навыков, оказываются отсталыми или страдают от некоторых болезней.
Игры
Хорошим способом добиться высоких коммуникативных навыков являются тренировки в игровой форме. Они помогают каждому участнику открыться для других людей, почувствовать себя свободно и полностью расслабиться. В таких условиях развивать коммуникабельность проще всего. Некоторые игры можно применять даже в домашних условиях для совместных тренировок родителей с детьми.
Как играть:
- Повторения. В игре участвуют от 5 человек. Один из них становится ведущим и показывает остальным определенные движения (хлопки ладонями, движения руками и т.п.), озвучивая каждое из них. Все должны повторять. Для усложнения ведущий может называть не то действие, что выполняет, а участники должны правильно сориентироваться и повторить именно сказанное.
- Угадывание эмоций. Для игры нужно разделиться на 2 команды. Все участники первой группы поочередно показывают разные эмоции, которые нужно вытянуть из колоды специальных карточек, а вторая должна их угадывать. Затем команды меняются ролями.
- Театральные сценки. Играть можно вдвоем, а целью станет разыгрывание какой-либо ситуации. Можно придумать абсолютно любые события, но они должны устраивать обоих участников. Желательно разыгрывать сцены различных конфликтов, пока они не будут полностью решены.
- Оригами. В игре нужно присутствие нескольких участников. Все они закрывают глаза, взяв в руки лист A4. Ведущий дает инструкции, как именно складывать лист, при этом ему следует несколько раз попросить разорвать его. В конце нужно сравнить результат у всех присутствующих.
Такие простые игры отлично помогут в достижении цели. Однако не стоит рассчитывать, что только их применения будет достаточно. Использовать их лучше всего в качестве дополнительной меры или первой ступени развития навыков.
Упражнения
Развить в себе коммуникативные навыки получится также с помощью специальных упражнений. Большинство из них требует присутствие одного или нескольких собеседников, что очень важно при улучшении умения общаться. Выполнять их рекомендуется каждый день. Поначалу может показаться трудно, т.к. вырабатывать навыки коммуникации крайне тяжело. Особенно это касается взрослых людей, которые давно приняли свою необщительность.
Какие упражнения стоит использовать:
- Визуализация. Суть упражнения будет заключаться в том, чтобы мысленно представить общение с другим человеком. Собеседником должен быть реальный знакомый, а не вымышленный герой, что важно учитывать. Во время представленного диалога нужно внимательно проследить за своими движениями, выделить особенности тембра и скорости речи в разные моменты, а также выявить для себя сильные и слабые стороны этого разговора.
- Общение с зеркалом. Очень простая методика развития коммуникабельности с обаянием, которым пользуются многие успешные люди. После нескольких недель тренировок получится правильнее передавать свои эмоции и мысли, а также красиво разговаривать. Для выполнения упражнения нужно просто встать перед зеркалом и поочередно показывать различные эмоции, а также разговаривать с собой.
- Выполнение желаний. Такое упражнение можно выполнять только в паре с другими человеком, причем делать это желательно в обе стороны. Один человек пишет свое желание на листочке и без разговоров о нем пытается объяснить второму участнику, чего именно он хочет. Рекомендуется выбирать желание так, чтобы от партнера потребовалось какое-либо активное действие для его выполнения.
- Разговор песнями. Для тренировки понадобится разделиться на 2 равные команды от 1 до 5 человек. Суть упражнения в том, что первая группа задает вопрос, являющийся строкой из песни, а вторая на него отвечает тоже частью любой музыкальной композиции. Делать это нужно поочередно, а на обдумывание ответа дается не более 30 секунд.
- Выход из круга. Один человек встает в центр круга, состоящего из других участников. Он должен оставаться там, а целью других людей станет выманивание его любыми средствами убеждения. При этом рекомендуется снимать все на видео, чтобы затем проанализировать поведение главного участника.
- Разговор на чистоту. Выполнять упражнение можно внутри целой группы участников. Желательно, чтобы все они имели неразвитые коммуникативные способности. Суть метода заключается в написании своего портрета на листочке. Нужно указать свои плюсы и минусы, касающиеся общительности, а потом сделать такой же анализ других участников. Когда все портреты будут готовы, потребуется сравнить свой личный взгляд на себя со мнением всех других участников.
- Завершение предложений. Занятия такого типа можно проводить регулярно, для этого потребуется лишь присутствие нескольких человек. Четыре человека должны встать рядом, а их целью будет создание рассказа. Каждое предложение начинает первый участник, обрывая после пары слов, а остальные трое поочередно добавляют к нему несколько словосочетаний, завершая его. В итоге должен получиться интересный рассказ, который рекомендуется совместно обсудить.
Существуют и другие упражнения, которые помогают повышать навыки общения. Их очень часто применяют в группах, которые созданы для того, чтобы незнакомые люди могли встретиться и в приятной атмосфере потренироваться, улучшив свои способности. Иногда достаточно пары таких занятий, чтобы раскрыть себя и избавиться от скованности.
Известный оратор Демосфен проговаривал речи, набив рот камнями. Он считал это лучшим способом развития коммуникабельности, качества речи и уверенности в себе.
Основы эффективной коммуникации
Общение как банальный обмен информацией присутствует уже у простейших животных. Человек в процессе эволюции довел коммуникацию до совершенства. Разговорная и жестовая речь развивалась и постепенно расширилась до письменной, символьной и образной. Однако этот процесс усложнил понимание, и эффективная коммуникация становится отдельным объектом изучения.
Коммуникативный процесс включает в себя пять элементов:
- Коммуникатор – тот, кто передает информацию.
- Содержание сообщения.
- Способ передачи информации (как она осуществляется).
- Аудитория, или реципиент, – кому предназначено сообщение.
- Заключительный этап общения, позволяющий понять, состоялась ли эффективная коммуникация. Он возможен, только если предыдущие четыре достаточно удовлетворительны.
Навык 3: Держите себя в руках
Для эффективного общения необходимо осознавать свои эмоции и контролировать их. А это значит научиться справляться со стрессом. Когда вы разнервничались или не в состоянии справиться с эмоциями, вы, скорее всего, превратно воспринимаете других людей, посылаете невразумительные или отпугивающие невербальные сигналы и начинаете вести себя, как неуравновешенный, психически больной человек.
Сколько раз вы переживали во время разногласий с вашим супругом, детьми, начальником, друзьями или коллегами, а затем говорили или делали что-то, о чем позже сожалели? Если вы сможете быстро избавиться от стресса и успокоиться, вам не только не нужно будет позже сожалеть, но во многих случаях вы поможете остыть и другому человеку. Только тогда, когда вы в спокойном, расслабленном состоянии, вы сможете понимать, нужно ли отвечать в этой ситуации или лучше помолчать, о чем сигнализирует поведение другого человека.
В таких ситуациях, как собеседование, бизнес-презентация, напряженное совещание или знакомство любимого человека с семьей, например, очень важно управлять своими эмоциями, соображать на ходу и эффективно общаться в стрессовой ситуации. Эти советы могут помочь:
Приемы эффективной коммуникации
Любой человек живет в обществе и зависим от него. Даже самые отчаянные домоседы, возможно не напрямую, но вступают в межличностные связи. И для работы, и для бытовых социальных связей будет полезна эффективная коммуникация. Приемы и навыки общения можно развить и улучшить – это сделает жизнь любого человека намного проще.
Хотите в процессе общения получать позитив? Вам будет полезно узнать некоторые приемы повышения эффективности коммуникации:
- Научитесь внимательно слушать то, что говорят. Следует не просто смотреть на собеседника во время разговора, но и слегка наклониться, кивать головой, задавать уместные наводящие вопросы. Этот прием позволит максимально точно понять точку зрения собеседника.
- Говорите четко, кратко и по существу. Чем яснее сформулирована мысль, тем больше вероятности, что ее поймут и воспримут правильно.
- Включайте в свой арсенал не только вербальную, но и невербальную коммуникацию. Примите такую же позу, как и собеседник, старайтесь использовать только открытые жесты, не касайтесь лица во время беседы.
- Следите за эмоциональной окраской речи. Она должна быть умеренной, но настолько, чтобы собеседник понял вашу заинтересованность в вопросе.
- Овладейте приемами ораторского искусства. Умение владеть голосом позволяет ускорить развитие эффективной коммуникации. Четкая артикуляция, правильный тембр и выверенная громкость сделают позитивным любое сообщение.
- Овладейте техническими средствами коммуникации. Любому взрослому человеку необходимо уметь пользоваться телефоном, факсом, «Скайпом», электронной почтой. Навык письменного общения следует развивать регулярно.
Это лишь основные приемы, предназначенные для облегчения и улучшения межличностного общения.
Навык 4: Будьте уверенными в себе
Открытость и уверенность в себе помогают построить четкое взаимопонимание, а также повысить самооценку и облегчить для вас процесс принятия решений. Быть уверенным в себе означает открыто и честно выражать свои мысли, чувства и потребности, при этом умея постоять за себя и уважая других. Это НЕ значит быть враждебным, агрессивным или привередливым. Эффективная коммуникация — это понимание другого человека, а не победа в споре или насаждение своего мнения другим.
Для повышения уверенности в себе:
- Цените себя и свои способности. Они столь же важны, как и чьи-то чужие.
- Знайте свои потребности и желания. Учитесь выражать их, не нарушая прав других.
- Выражайте негативные мысли в позитивном ключе. Злиться — нормально, но при этом нужно проявлять уважение к другим.
- Положительно воспринимайте комментарии в свой адрес. Принимайте комплименты благосклонно, учитесь на своих ошибках, обращайтесь за помощью, когда вам это необходимо.
- Научитесь говорить «нет». Знайте пределы своего терпения и не позволяйте другим использовать вас. Ищите такой выход из ситуации, чтобы каждый в результате был довольным.
Гораздо лучше — не верить в человека, а быть уверенным в нем. Станислав Ежи Лец