Что придает ценности всему тому, что мы знаем? Пожалуй, мы не ошибемся, если скажем, что это сам факт того, что мы можем извлечь информацию из недр своей памяти, сам факт того, что мы можем что-то запомнить. И чем лучше развита наша способность к запоминанию, тем большей ценностью в совокупности обладает наш багаж знаний, тем больше мы можем применить на практике, тем больше у нас возможностей достигать целей и успеха. Но как сделать память лучше? Как развить память? Как запоминать больше и быстрее? Этими вопросами задаемся не только мы с вами, но и огромное количество ученых и специалистов из самых разных областей. И наша сегодняшняя подборка поможет вам прокачать свой интеллект и научиться запоминать эффективнее.
1
Метод интервальных повторений
Методика интервальных повторений достаточно стара, однако до сих пор ходят споры о ее эффективности. Мы решили посмотреть на этот вопрос с точки зрения науки и определить наиболее оптимальные режимы работы памяти. В статье мы поговорим о кривой забывания, разработанной в конце 1880-х годов психологом Германом Эббингаузом, и о новой теории забывания, предложенной Бенедиктом Кэри. Естественно, мы расскажем о том, какие интервалы для повторений являются наилучшими, а также познакомим вас методом флэш-карт и специальными приложениями для интервальных повторений. Читать подробнее…
3
Мы лучше учимся по тактике чередования
Зачастую повторение кажется единственно верным способом заучить информацию или отточить навык. Такой метод не раз применялся вами при зазубривании стихотворения или броске в створ ворот с одной руки. Однако не столь очевидная тактика чередования может дать больший эффект.
Так, в одном эксперименте участникам показывали картины, написанные в разных художественных стилях. Первой группе последовательно демонстрировали по шесть примеров каждого стиля, а второй — вперемешку (разные школы в случайном порядке). Победили последние: они вдвое чаще угадывали принадлежность к стилю. Любопытно, что 70% всех испытуемых до начала исследования были уверены, что последовательность должна дать фору чередованию.
Не стоит зацикливаться во время тренировки только на пенальти. Изучая иностранный, смешивайте запоминание слов с прослушиванием речи в оригинале или письмом.
Система для запоминания чисел и карт – ЧДП
Мы живем в 21 веке, в эпоху информационных технологий. И многие наши проблемы мы с радостью перекладываем на машины. Одна из таких проблем – необходимость запоминать информацию. Действительно, зачем нам запоминать свой список дел, продуктов или какие-то большие объемы данных, если все это находится на расстоянии в несколько кликов? Несмотря на это, многие люди стараются совершенствовать свою память. Это удобно в повседневной жизни и очень полезно: заставляя работать свой мозг в молодости, в старости вы скажете себе спасибо. В данной статье мы познакомим вас с особой системой запоминания чисел и карт под названием «Человек – Действие – Предмет» (ЧПД). Читать подробнее…
4
Сон сильно влияет на память
Исследования показали, что полноценная ночь сна между зубрёжкой и экзаменом существенно улучшает результаты. В одном из экспериментов проверялись двигательные навыки участников после их интенсивного обучения. И те испытуемые, кто спал 12 часов до проверки, показали куда лучшие результаты, чем те, кого тестировали каждые 4 часа бодрствования.
Дремота также добавляет положительный эффект. В стенах Калифорнийского университета выяснилось, что студенты, которые кемарили после решения сложного задания, выполняли следующие задачи лучше, чем те, кто не сомкнул век.
wernerimages/Shutterstock.com
Важно знать, что сон хорош не только после, но и до обучения. Он превращает мозг в сухую губку, готовую впитывать в себя каждую каплю знаний.
Попробуйте тренировать новые навыки и читать перед сном или дремотой. После пробуждения переложите на бумагу то, чему вам довелось научиться.
Как тренировать память
Знаете ли вы, что по оценкам ученых мозг человека, если сравнить его с компьютером, может хранить от 1 до 7 млн мегабайт данных? Вероятно, многие слышали об этом, но далеко не каждый способен похвастаться такой феноменальной памятью. А как хорошо было бы прочесть книгу или учебник и в деталях воспроизводить, что там сказано! Как классно помнить все имена, лица и дни рождения! Как же замечательно в нужный момент отыскать в хранилище своей головы информацию, которая даст ответ на любой вопрос! Многие только мечтают о таком, но есть те, кто на это способен, ведь добиться таких результатов реально – нужно лишь знать, как! Об этом мы и расскажем. Читать подробнее…
5
Сравнение с кратковременной памятью
Кратко- и долговременная память работают в тесном взаимодействии. Все информация сначала поступает в область кратковременной памяти, а затем передается в долговременное хранилище.
Такой двухступенчатый алгоритм сохранения информации необходим для того, чтобы ненужная отсеялась еще не первом этапе и не перегружала долговременное хранилище.
Информация, поступившая в кратковременную память, остается там около 30 секунд, ненужная исчезает, а важная — переходит на следующий этап. Долговременная память представляет собой хранилище важной информации, которая была эмоционально обработана, реконструирована и сохранена надолго.
В таблице представлены основные отличия кратко- и долговременной памяти.
Характеристики памяти: | кратковременная | долговременная |
сохранение | внимание | повторение |
кодирование | через слух и зрение | через смысл |
объем | 7 элементов (+/- 2) | нет ограничений |
забывание | через вытеснение | не происходит |
сохранение следа | около 30 секунд | несколько минут — несколько десятков лет |
способ извлечения информации | поиск | поиску, актуализация |
структура | не ассоциативная | ассоциативная |
воспроизведение | полное с восстановлением каждого элемента за последние 30–40 мс | в зависимости от потребности информация восстанавливается в полном объеме или частично |
причины сбоя воспроизведения | вытеснение и затухание следа | взаимоподавление противоположных процессов, органические нарушения, не конкретные инструкции |
Система Лейтнера: 5 шагов, позволяющих выучить что угодно
Как часто вам приходится жаловаться на память? Как часто вам нужно что-то запомнить, а оно никак не запоминается? И как быстро вам надоедает все это повторять настолько, что вы решаете обойтись без этих знаний? С подобной ситуацией сталкивается около 80% людей, изучающих, например, иностранный язык. И как раз в помощь им была создана система Лейтнера, основной которой являются так называемые флэш-карточки, на которых записывается информация для запоминания. Однако впоследствии оказалось, что система пригодна для запоминания любой информации, а не только языковой. Что же это за система? Предлагаем познакомиться в данной статье. Читать подробнее…
6
Недостаток сна пагубно влияет на обучаемость
Недостаточная осведомлённость о сне и недооценка его важности самым неблагоприятным образом сказываются на «гибкости» ваших извилин. Наука ещё очень далека от детального описания всех целебных функций отдыха, но она чётко представляет, к чему ведёт его нехватка. Дефицит сна заставляет голову снижать обороты, действовать без здравого риска по шаблонным схемам. К тому же увеличивается шанс получить физическое повреждение из-за усталости всех «винтиков» организма.
Что касается обучения, недостаток сна сокращает способность мозга принимать новую информацию на 40%. Так что незачем мучить себя ночами с низким КПД, лучше отдохнуть и проснуться во всеоружии.
Результаты исследований Гарвардской медицинской школы содержат интересные данные: ограничение сна в первые часы после усвоения чего-то нового может свести на нет все достижения, даже если вы отлично выспитесь позже.
Нормализуйте объём и периодичность сна во время обучения. Так вы будете намного более внимательны и сможете избежать провалов в памяти.
Мнемотехника. С чего начать?
Доводилось вам забывать пароли или имена новых знакомых? Для вас сложно за несколько секунд выучить номер телефона, а на заучивание страницы текста может уйти целый вечер? После прочтения этой статьи вы навсегда избавитесь от необходимости записывать список продуктов, а запомнить последовательность в несколько десятков случайных слов не составит труда. Мнемотехника – это совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Из этой статьи вы узнаете базовые принципы применения данной техники. Читать подробнее…
7
Техника быстрого запоминания текста
Существует несколько специальных техник, действие которых направлено на ускоренное запоминание сведений любого объема. К ним относятся:
- Полный разбор и понимание читаемых данных, важно понять, что написано и какова главная мысль изучаемых сведений.
- Визуализация прочитанного, а именно, постараться мысленно подобрать подходящую картинку к каждому предложению или слову.
- После прочтения информации желательно переписать все то, что запомнилось на лист бумаги. Это поможет понять, какие данные усвоились, а что нужно проработать повторно.
- Прекрасным помощником для заучивания текста считают авторское чтение, то есть прослушивание данных с помощью аудиозаписи.
- Постараться по нескольку раз в день перечитывать изучаемое.
- Для того чтобы выучить текст наизусть нужно читать его перед сном.
- Для быстрого запоминания текста необходимо делать перерывы в период работы.
- Комфортная обстановка и отсутствие внешних раздражителей поможет без труда запомнить большой объем данных.
Немнемонические правила запоминания
Мнемонические методики запоминания сейчас довольно популярны, о них пишут тысячи сайтов, выпускаются книги и пособия, да и мы не раз обсуждали их на страницах нашего блога. Однако им присущи и некоторые недостатки. Для их освоения требуется пройти соответствующее обучение, да и работают они не со всеми типами данных. Поэтому предлагаем вашему вниманию статью, где мы описываем способы запоминания, основанные на особенностях работы человеческого мозга. Они облегчат запоминание любой информации, и вы сможете применить их сразу же после ознакомления с материалом. Читать подробнее…
8
Содержание
- Какая память отвечает за сохранение информации?
- Как мы воспринимаем и запоминаем?
Человеческая память связана с системами организма, с функциональностью и видами деятельности.
Когда вы пишете, поднимаетесь по лестнице, учите стихотворение — включаются разные отделы мозга.
Память делится по длительности сохранения информации и по тому, как запоминается материал. Образно память напоминает завод, где действия машин и людей создают цепочку.
Чтобы процесс доставлял удовольствие и человек делал успехи в работе и учебе, нужно знать свои сильные стороны в том или ином виде памяти. Самый быстрый способ этого добиться – пройти курс, который гарантирует развитие памяти и внимания.
Виды памяти и их особенности
Многие люди недооценивают важность памяти для саморазвития и рассуждают так: «Зачем тренировать память, если главное – не количество запоминаемого материала, а его качество». Это так, однако исследования доказывают, что развивая память, вы развиваете и много разных способностей: творческое мышление, умение быстро оперировать поступающей информацией, способность держать в уме несколько вариантов с тем, чтобы выбрать самое лучшее, и многое другое. В этой статье мы рассмотрим не только все виды памяти, но и покажем, какое значение имеет каждый из них. Читать подробнее…
9
Как читать, чтобы лучше запоминать
Но, все же, как лучше запомнить и усвоить большой объём информации? Натренированная память способна принять большой объем сведений, если прибегнуть к улучшению качества их усвоения. Существует целая техника, которая способна помочь усвоить сведения и запомнить их в кратчайшие сроки:
- Сконцентрироваться и попытаться осознать цель, а именно подумать, чем полезна будет данная информация и принесет ли она положительные результаты.
- Ознакомиться с оглавлением и содержанием материала. Главной целью такой техники является осознание того, что читателю предстоит изучить. Такой метод способен не только натренировать память, но и подготовит читателя к длинным или коротким отрывкам.
- Для запоминания и улучшения усвоения предоставленной информации желательно выбирать только бумажные носители, так как вычитка текста с электронного носителя снижает продуктивность на 30%.
- Избавление от внешних раздражающих факторов является еще одним немаловажным моментом для продуктивного результата.
- Краткое резюме каждой главы станет полезным методом для лучшего усвоения информации.
- Попытка пересказать прочитанный материал собеседнику поможет читателю хорошо вникнуть в информацию. Только читать нужно, не заучивая сведения, а пытаться вникнуть в них.
Как забывать лишнюю информацию
Память – одна из важнейших способностей человека, оказывающая влияние на всю его жизнь. И многие люди относятся к проблеме развития своих навыков запоминания очень серьезно. Благо, что и возможностей развития памяти сегодня огромное количество. Если у человека возникла потребность в том, чтобы улучшить свою память, он может без проблем найти подходящие материалы. Однако намного меньшее внимание уделяется проблеме забывания, хотя важность ее нисколько не меньше. Ведь у многих из нас нередко появляется желание избавиться от каких-то воспоминаний, ощущений из прошлого, да и просто освободить свою память от ненужной информации. Именно об этом мы и поговорим в статье. Читать подробнее…
10
Мы помним общую картину лучше её частностей
Изучая множество новых понятий, нетрудно утонуть в нарастающем потоке данных. Для того чтобы избежать перегрузки, необходимо оглянуться назад и обрисовать общую картину. Вы должны уяснить, как свежие знания вписываются в единый пазл, как они могут быть полезны. Мозг лучше усваивает информацию, если он проводит связь между ней и чем-то ранее познанным в рамках одной структуры.
Для лучшего понимания приведём метафору. Представьте, ваши извилины — шкаф со множеством полок. По мере того, как вы раскладываете по шкафу всё большее количество одежды, вы начинаете её разделять по разным признакам. И вот обновка (новая информация) — чёрная кофта. Её можно отправить к другим вязаным вещам, положить к зимнему гардеробу или определить к тёмным собратьям. В реальной жизни ваша кофта найдёт своё место в одном из этих уголков. В вашем мозге знания связываются со всеми остальными. Вы без труда вспомните информацию позже, ведь она уже пронизана нитями того, что крепко засело в вашей голове.
Держите в поле зрения большую схему или списки заметок, объясняющие целую картину того, что вы изучаете, и всякий раз добавляйте туда новые элементы на протяжении всего нелёгкого пути.
Онлайн-программа «Мнемотехники»
На этой онлайн-программе всего за 5 недель с помощью специальных мнемотехник и онлайн-тренажеров вы научитесь быстро и надолго запоминать имена и лица, числа, даты, дни рождения, иностранные слова и многое другое. Программа идеально подходит для школьников и студентов, людей, чья работа связана с аналитикой и которым необходимо держать в голове многочисленные списки и цифры, для тех, кому часто приходится общаться с новыми людьми. Полезна она будет и тем, кто хочет повысить свой уровень эрудиции и интеллекта, а также просто желает улучшить свою память. Узнать подробнее…
Как и любая другая способность, память поддается тренировке, и поддается очень и очень успешно. От вас требуется лишь желание и определенная доля усердия. Приступайте прямо сейчас и результат не заставит себя долго ждать!
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- 8 научных способов улучшить память
- Зрительно-пространственный тест Корси: описание и применение
- Метод интервальных повторений
- Правила и способы улучшения памяти
- Кривая забывания
- Виды памяти и их особенности
- Как тренировать память
- Немнемонические правила запоминания
- 5 книг, которые сделают из вас профессионального мнемониста
- Мнемотехники для начинающих
Ключевые слова:1Мнемотехники
Как научиться запоминать больше и быстрее: рекомендации психологов
Каждый человек обладает индивидуальными характеристиками памяти. Кто-то, например, от природы хорошо запоминает лица, пейзажи и другие зрительные образы. Кому-то легко запоминать информацию на слух, поэтому он знает наизусть все популярные песни.
Однако существуют общие закономерности, свойственные всем людям. Их мы и рассмотрим в статье. А также способы и приемы их развития. Я расскажу, что вам нужно делать, чтобы лучше запоминать любую информацию.
Сначала поймите, а потом запоминайте
Больной вопрос всех студентов: “Как учить материал так, чтобы в голове хоть что-то оставалось?” Ответ психологов: “Откажитесь от механической зубрежки”. Эффекта от нее очень мало, а ресурсов она съедает много. Даже если вам удастся в нужный момент воспроизвести выученный материал, надолго он в голове не задержится. Зачем же тратить время впустую?
Мозг хорошо запоминает ту информацию, что вызывает у него знакомые ассоциации или образы. Незнакомые слова для него – бессмысленный набор букв, от которого он сразу же попытается избавиться. Поэтому прежде чем пытаться запомнить что-то, убедитесь в том, что понимаете все до единого слова.
Если учите текст на иностранном языке, сначала полностью его переведите и выпишите незнакомые слова. Если имеете дело с узкоспециальной информацией, изобилующей терминами, потрудитесь в первую очередь узнать значение каждого из них.
Сокращайте, не теряя сути
Для того чтобы эффективнее использовать память, нужно научиться отсекать лишнюю информацию. Ресурсы мозга ограничены, поэтому глупо тратить их на второстепенную ерунду. Сокращайте информацию, прежде чем запоминать ее.
Поначалу вам может показаться, что отсекать нечего. Но это лишь первое впечатление. Очистите информацию от субъективных оценок и эмоций, уберите отвлеченные рассуждения, и останется самая суть.
Для тренировки советую завести аккаунт в Twitter и регулярно выкладывать туда свои мысли. Ограничение в 140 символов поможет вам развить краткость и лаконичность.
Проговаривайте вслух то, что пытаетесь запомнить
Этот метод в первую очередь подойдет тем, кто плохо запоминает наглядный материал. Читая вслух, мы получаем информацию сразу из двух анализаторов: визуального и аудиального. Соответственно, в ее обработке участвуют несколько отделов головного мозга и такая информация распознается как более важная.
Кроме того, чтение вслух требует дополнительной концентрации – у вас не получится читать и думать о чем-то отвлеченном. Значит, вы не упустите существенных деталей, и не придется перечитывать по десять раз. Также можно записать на диктофон ключевые слова и фразы и чередовать чтение с прослушиванием.
Мыслите позитивно
Если пытаться запомнить что-то с мыслью “У меня не получится”, тогда действительно ничего не получится. Вы должны верить в успех того, что делаете, иначе вся работа превратится в сизифов труд.
Даже если до экзамена осталась одна ночь, а вы только открыли билеты, настройтесь использовать возможности вашей памяти по максимуму. Все негативные мысли отсекайте и подбадривайте свою память приятными словами.
А ты помнишь, как мы в том году с тобой 30 английских слов выучили за день? То ли еще будет! Вот сейчас соберемся и расправимся с этими билетами!
Повторяйте правильно
Мало один раз запомнить что-то, нужно еще эту информацию закрепить. Для этого нужны повторения. Психологи советуют повторять материал таким образом: сразу после заучивания, потом через 15–20 минут, затем через сутки и еще раз через 2–3 недели. Такой способ называется методом интервального повторения. На сегодняшний день он считается лучшим.
Также повторения требует любая нужная информация, которой вы долго не пользовались, но хотели бы сохранить. Например, английский язык, выученный в школе, математические формулы, столицы государств. Находите время, чтобы иногда “прогонять” себя по этим дисциплинам.
Делайте перерывы
Запоминание новой информации – напряженная умственная работа. Если не давать мозгу отдыхать, он очень быстро исчерпает все резервы. Поэтому не забывайте делать перерывы.
Качественный перерыв – это не переключение с чтения учебника на чтение новостной ленты в соцсети. Важно освободить тот анализатор, которым вы воспринимали информацию. Если читали, то освободить глаза, если слушали – уши. Лучше всего переключиться на двигательную активность – пройтись, сделать зарядку.
Делать перерывы нужно каждый час хотя бы по 10 минут. Поставьте таймер, чтобы случайно не пропустить это время.
Мыслите практически
Очень часто нам приходится запоминать абстрактную информацию, которая никак не связана с окружающей нас действительностью. Например, математические формулы, термины из гуманитарных наук.
Человеческий мозг – очень практичный орган. Несмотря на то что он может оперировать абстрактными категориями, запоминает он легче информацию, имеющую конкретное материальное выражение. Поэтому старайтесь связать с реальностью все, что вы пытаетесь запомнить.
Визуализируйте информацию
Графики, диаграммы, схемы, презентации отлично помогают в запоминании материала. Недаром в школе учителя часто прибегают к ним. Возьмите и вы на вооружение этих помощников.
Только не нужно слишком возиться с ними – выключите на время перфекциониста. Достаточно, если визуальные материалы будут понятны только вам.
Выбирайте правильное время для запоминания
Мозг наиболее продуктивен в ранние утренние часы – с 7 до 10. Затем внимание притупляется, сознание заполняют посторонние мысли, и мы начинаем отвлекаться. Успейте использовать это время с пользой. Лучше проснуться пораньше и позаниматься 3 часа, чем проспать до обеда, а потом мучить себя весь оставшийся день.
Второй по продуктивности пик приходится на вечер – с 8 до 11 часов. В это время хорошо повторять уже изученный материал. Пусть до отхода ко сну мозг будет занят обработкой поступившей информации. Когда вы уснете, этот процесс плавно перейдет на бессознательный уровень.
Можно ли запомнить все на свете? Рассказываем, как работает наша память
Как работает память человека?
Память — это не просто то, что происходит в вашем мозге. Вы не можете просто создать воспоминание, вы должны его сформировать. Это не одно и то же.
В мозге человека есть много процессов, большинство из них до сих пор изучается. Например, те, которые определяют, как и почему хранятся воспоминания и как они вызываются. Ученые, в частности нейробиологи, в течение многих лет знают, что состояние человека — молодой он или старый, в стрессе он или нет — может мешать или способствовать процессу кодирования памяти в уме.
Сейчас начинает выясняться еще кое-что. Когда человек что-то забывает, это происходит не из-за того, что у него «плохо работает память». На деле происходит реорганизация мозга, чтобы он мог сосредоточиться на более важных вещах. Существуют даже ведущие теории о том, что мозг хранит в памяти все, что с вами когда-либо происходило. Он просто формирует нейронные пути к воспоминаниям, которые считает важными.
Это может показаться безумием, но есть веские доказательства этой теории, сообщает Interesting Engineering. Есть определенные клинические расстройства, которые заставляют людей вспоминать все, что с ними когда-либо происходило. Как мальчик на видео ниже:
Воспоминания, или, скорее, нейронные пути, которые используются для их вызова, усиливаются с каждым разом, когда мы воскрешаем определенные события в памяти. Активная практика восстановления воспоминаний, например, подготовка к экзамену, улучшит способность вашего мозга к запоминанию.
Итак, как же тогда мы можем лучше запоминать что-то, если уже понимаем основной принцип?
Лучшие способы запомнить
Несколько исследований ведущих психологов и нейробиологов показывают, что выполнение викторин, практика и успешное запоминание чего-либо намного лучше, чем обычные попытки запомнить что-либо. В этих исследованиях учащиеся специально использовали различные средства запоминания, чтобы выучили слова иностранного языка.
Некоторые группы просто учили переводы слов. Другие применял различные техники. Спустя 7 дней после начала эксперимента те ученики, которые не применяли никаких техник, выучили 25% слов или ниже. Другие студенты выучили 80% слов. На основании фактических данных исследователи пришли к выводу, что такие методы обучения, как карточки или постоянные опросы, помогают учащимся сохранить воспоминания. Эти же принципы можно применить для закрепления воспоминаний в голове.
Есть еще один способ, который появился еще в древней Греции, а благодаря персонажу сэра Артура Конана Дойля стал обсуждаемым и наше время.
Какие есть техники запоминания?
- Тренировка рабочей памяти
Рабочая память (РП), также известная как оперативная, — это совокупность процессов, позволяющих нам хранить и временно использовать информацию с целью осуществления таких комплексных когнитивных задач, как понимание речи, чтение, применение математических способностей, обучение или рассуждение. Рабочая память является одним из видов кратковременной памяти.
Согласно модели Бэддели и Хитча, рабочая память состоит из трех систем и включает компоненты как хранения, так и обработки информации.
Центральный управляющий элемент: работает как система наблюдения за вниманием, которая решает, на что нам обращать внимание, а на что нет, а также организовывает последовательность действий, которые необходимо произвести для осуществления вида деятельности. Фонологическая петля: позволяет нам удерживать в памяти письменный и устный материал. Зрительно-пространственный набросок: помогает нам управлять визуальной информацией и сохранять ее. Эпизодический буфер: используется для объединения информации из фонологической петли и визуально-пространственного наброска, построения целостного эпизода и для связи с долговременной памятью.
Мы ежедневно используем рабочую (или оперативную) память при выполнении различного рода задач. Когда пытаемся вспомнить номер телефона до того, как записать его. Когда мы участвуем в разговоре, нам нужно удержать в памяти то, что только что сказали, чтобы обработать эту информацию и высказать свою точку зрения. Когда в школе или университете мы конспектируем лекции, нам необходимо запомнить, что сказал преподаватель, чтобы потом записать это своими словами. Когда пересчитываем в уме стоимость наших покупок в супермаркете, чтобы понять, хватит ли нам денег.
- Метод локусов, или «чертоги памяти»
Метод локусов (другие названия — метод мест, дворец памяти, чертоги разума, пространственная мнемоника) — мнемонический (то есть помогающий развитию памяти) метод, изложенный еще в древнеримских трактатах, посвященных риторике. Основан на мысленно-пространственных ассоциациях, целью которых является создание, упорядочивание и дальнейшее использование всего содержимого человеческой памяти. Использование подобного метода упорядочивания и хранения информации можно наблюдать во многих трудах по психологии и нейрологии, при том, что он использовался также в первой половине XIX века в работах на тему риторики, логики и философии.
Практически все известные нам нюансы тренировок памяти времен античности были описаны между 86 и 82 гг. до н. э. в коротком анонимном учебнике «Риторика для Геренния».
Метод локусов часто называют «умственной прогулкой». В сущности метод заключается в развитии памяти посредством визуализации: создании в своем воображении пространства, в котором можно хранить огромное количество информации. Иными словами, человек запоминает, например, план какого-либо здания или местоположение магазинов на определенной улице, или других географических объектов, состоящих из определенного числа различных локаций (мест). Когда человеку, использующему описанный метод, требуется запомнить какие-либо факты, он как бы отправляется на прогулку по упомянутым выше локациям и ассоциирует какой-либо факт (например, число, которое требуется запомнить) с одним из объектов своих «чертогов памяти» путем формирования своего рода изображения, логически объединяющего требуемый для запоминания факт и отличительную особенность расположения (например, комнату в чертогах или предмет, находящийся в этой комнате).
Этот метод часто используют на соревнованиях мнемоников, когда конкурсанты должны запомнить по 500 разных цифр за 15 минут или последовательность 100 предметов, на запоминание которых дается всего по несколько секунд.
Просто посмотрите видео ниже, чтобы увидеть, насколько эффективна эта методика для запоминания тысяч цифр числа Пи.
С 1991 года проводятся чемпионаты мира по запоминанию. На первом, прошедшем в Лондоне, победил британец Доминик О’Брайен (англ. Dominic O’Brien). В настоящее время соревнования проводятся в 30 странах мира по следующим дисциплинам: абстрактные изображения, слова, имена и лица, карты на скорость, последовательность карт за час, числа на скорость, числа за час, двоичные числа на скорость, исторические даты, числа на слух. Зачастую процессы, играющие ключевую роль в работе памяти, наталкиваются на проблемы психологического и физиологического характера.
Ученые решили наконец-то проверить в клинических условиях, какой метод запоминания лучше.
Исследование «чертогов памяти»
Шерлок Холмс запоминает все, представляя, что хранит кусочки информации в «чертогах памяти». Теперь исследователи обнаружили, что этот метод действительно работает для создания долговременных воспоминаний.
Согласно исследованию, опубликованному в Science Advances, тренируясь с этим методом, лучшие чемпионы мира по запоминанию могут запоминать непомерно большой объем информации, такой как списки слов, серии цифр и колоды карт. Но на чемпионате мира по памяти проверяется только кратковременная память, и лишь несколько исследований изучали мозг, поскольку люди используют этот метод для улучшения памяти.
«Мы были очарованы тем, как возможны такие выдающиеся показатели памяти, которые были продемонстрированы на чемпионате мира по запоминанию», — сказала ведущий автор Изабелла Вагнер, женщина-когнитивный нейробиолог Венского университета.
По ее словам, метод локусов использует хорошо известные места или маршруты в качестве «каркаса» или «структуры» для встраивания новой, несвязанной информации. Сочетание предшествующих знаний — знакомого пути — и новой информации помогает улучшить память.
Чтобы оценить метод локусов, Вагнер и ее команда привлекли 17 «чемпионов по запоминанию» — людей, которые вошли в число 50 лучших в мире соревнований по запоминанию, и 16 человек, у которых был подходящий возраст и интеллект. Исследователи провели сканирование мозга участников с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), попросив их изучить случайные слова из списка. Затем ученые дали участникам по три слова из списка и попросили их вспомнить, были ли слова в том же порядке, что и ранее изученные.
Во второй части исследования они набрали 50 участников, которые ранее не имели опыта в мнемонике, и обучили 17 из них в течение шести недель вызывать воспоминания, используя метод локусов. Остальные участники были в контрольной группе (16 из них обучались с использованием другой тактики мнемотики — «тренировка рабочей памяти», и 17 людей не тренировались вообще). Они снова сканировали мозг участников с помощью фМРТ, поскольку они выполняли одни и те же задачи как до, так и после тренировки. Исследователи также попросили их вспомнить, какие слова были в списке через 20 минут и 24 часа после их сканирования с помощью фМРТ.
Команда использовала этот тест, чтобы определить «слабые воспоминания», или те, которые можно было вспомнить через 20 минут, но не через 24 часа, и «устойчивые воспоминания», или те, которые можно было вспомнить через 24 часа. Четыре месяца спустя исследователи повторно проверили способность участников запоминать и вспоминать слова.
Что в итоге?
Как и ожидалось, участники показали лучшую и долговечную память после тренировки с методом локусов, чем после тренировки с другой техникой памяти или вообще без техники. Участники, которые тренировались по древнему методу, показали значительное увеличение долговременных воспоминаний, но незначительное изменение слабых воспоминаний (или краткосрочных воспоминаний, которые исчезли через 20 минут) по сравнению с контрольными группами.
Через 20 минут люди, которые были обучены методом локусов, запомнили около 62 слов из списка, тогда как те, кто обучался с помощью другого метода, запомнили 41, а те, кто вообще не тренировался, вспомнили 36. Через 24 часа люди, прошедшие обучение по методу локусов, запомнили около 56 слов против 30 и 21 в контрольных группах соответственно.
Четыре месяца спустя люди, обученные методу локусов, могли запомнить около 50 слов против 30 и 27 в контрольных группах соответственно. Более того, чемпионы мира по запоминанию и участники, которые тренировались по методу локусов, продемонстрировали схожую мозговую активность при запоминании списков слов и их порядка.
Команда также наткнулась на кое-что неожиданное: пока и чемпионы мира, и участники выполняли эти задачи, активность их мозга снижалась в областях, обычно связанных с обработкой памяти и долговременной памятью, сообщила Вагнер Live Science. «Это было несколько неожиданно для нас, поскольку лучшая производительность обычно связана с повышенным вовлечением различных областей мозга», — сказала она.
Другими словами, они обнаружили, что меньшая активация мозга приводит к лучшей памяти. Похоже, что метод локусов побуждает мозг работать более эффективно. Кроме того, пока участники отдыхали, у тех, кто был обучен методу локусов, увеличилась связь мозга между другими причинами, важными для сохранения долговременной памяти.
Читать далее
Физики создали аналог черной дыры и подтвердили теорию Хокинга. К чему это приведет?
Из-за Солнца атмосфера Земли потеряет весь свободный кислород
Аборты и наука: что будет с детьми, которых родят
Число Пи – математическая константа, которая выражает отношение длины окружности к её диаметру. Равна приблизительно 3,141592653589793238462643…
Функциональная магнитно-резонансная томография, функциональная МРТ или фМРТ — разновидность магнитно-резонансной томографии, которая проводится с целью измерения гемодинамических реакций (изменений в токе крови), вызванных нейронной активностью головного или спинного мозга. Этот метод основывается на том, что мозговой кровоток и активность нейронов связаны между собой. Когда область мозга активна, приток крови к этой области также увеличивается. фМРТ позволяет определить активацию определенной области головного мозга во время нормального его функционирования под влиянием различных физических факторов (например, движение тела) и при различных патологических состояниях.
Мнемоника, мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей): замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов модификации для упрощения запоминания.
Прием 3. Найти или сочинить песню или стихотворение
На самом деле, этот прием также является мнемоническим, но в нем составление ассоциаций требует от школьника меньше личного труда. Четкий ритм стихотворения или песни позволяет знанию «засесть» в голове на долгие годы. Многие взрослые и сейчас вспомнят стишок про биссектрису или закон Архимеда. А в массовой культуре песни, помогающие запомнить правителей страны, получили очень широкое распространение, например, «Президентский рэп» из фильма «Триумф: История Рона Кларка»
или ставшее популярным видео «Правители СССР»
Прием 5. Объяснить нужную тему кому-то другому
«Объясните мне, пожалуйста, как будто бы мне 11 лет», — так известный автор подкаста и популяризатор науки Илья Колмановский часто начинает свою беседу с серьезными учеными. Умение объяснить сложное просто — это не дар свыше, а навык, который можно развить. Даже если тема сложная, можно ее переработать так, чтобы объяснить ее даже ребенку — неважно, будет ли это младший брат или сестра, сын или дочь, или же внутренний ребенок, которому нужно понятное объяснение. Играя роль учителя, человек ищет пути наиболее понятного объяснения прежде всего для себя. И этот инструмент будет очень эффективным, если нужно самому понять какую-то тему. Более того, хороший учитель всегда заглянет за пределы учебника — посмотрит лекцию или послушает подкаст, пролистает энциклопедию или хотя бы погуглит. Часто, если рассмотреть тему при помощи нескольких источников и пересказать кому-то, можно усвоить ее гораздо лучше, чем вызубрив два параграфа.
Об автор: Софья Бурназова, учитель русского языка и литературы, журналист.
Вступайте в клуб педагогов в Фейсбук
Изучаем новые маршруты
Очень интересный и эффективный метод. Когда мы ходим одним и тем же маршрутом, это и скучно, и бесполезно. Понятное дело, что на работу не найдешь 50 маршрутов, но речь идет обо всех местах, которые Вы посещаете: рестораны, кино, парки, друзья… Старайтесь по этим делам ходить разными маршрутами (и, желательно, пешком, если позволяет время).
Каковы возможности человеческой памяти
Большинство людей имеют самую обычную память, которая ни хорошая, ни плохая. Один процент представителей человечества является обладателем феноменальной памяти. Еще пяти процентам жителей планеты повезло — они имеют возможность «фотографировать» информацию, не прилагая к этому никаких усилий.
Многие из нас уверены — значительный объем памяти используется для хранения краткосрочных сведений, когда запоминаются, в первую очередь, текущие моменты, Самые важные — особо значимые — события, которые в будущем становятся воспоминаниями о прошлом, запоминаются во вторую очередь. При традиционном использовании происходит именно так.
Но специалисты считают, что возможности человека намного шире. Ученые, изучающие ресурсы человеческого мозга, недавно утверждали — основной процент людей эксплуатирует не более одной десятой доли способностей своей головы и только один процент делает это по полной программе.
Нейробиологи нового поколения настаивают — в процессе запоминания мозг задействован на сто процентов. Однако в силу неумения правильно распоряжаться полученными месседжами, в «архиве» задерживается только то, что затем активно используется.
Готовитесь вы к экзаменам — запоминаете содержание экзаменационных билетов. Сдали сессию — забыли или отложили его на антресоли памяти. Возможно, пригодиться в будущем, а может быть не понадобиться никогда.
Доказано, что хранилище человеческого мозга имеет чрезвычайно большой объем. По неуточненным данным он составляет более ста двадцати пяти миллионов мегабайт. Это примерно восемнадцать миллионов CD-R-дисков вместимостью семьсот мегабайт. Почему же человек помнит так мало? Потому что не стремится узнать, как научиться запоминать информацию.
Прием 1. Определить свой доминирующий тип восприятия информации и пользоваться этим
Хорошо известно, что люди делятся на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Хотя большинство обладает смешанным типом восприятия, какой-то из них все равно доминирует над остальными. Некоторые исследователи также выделяют четвертый тип — дигиталов (дискретов), для которых важнее прочего логические связи и анализ. Однако среди детей дигиталов не выделяют, поскольку ими становятся в течение жизни. Если узнать тип восприятия ребенка, то можно существенно облегчить ему жизнь, подобрав для него технику запоминания из упомянутых выше.
Для визуалов рекомендуется в первую очередь создать комфортную обстановку — им важна тишина и порядок на рабочем месте. Также важна визуальная составляющая учебных пособий или дополнительных материалов — если есть возможность, лучше подобрать стильные и яркие плакаты, словари, сборники (такие часто продаются в книжных магазинах). В ходе изучения материала учителю рекомендуется прибегать к построению схем и таблиц, выделять заголовки и смысловые блоки цветом, а в качестве метода контроля можно предложить ученику ментальную карту. Для аудиалов важен процесс живого общения — чтение учебника и заучивание по нему определений для них может оказаться мучением. Аудиалы обычно хороши в объяснениях, поэтому после изучения и обсуждения нового материала стоит попросить ребенка пересказать все своими словами. Если необходимо выучить, например, стихотворение по литературе, можно найти запись его чтения в интернете и после нескольких прослушиваний и повторений вслух аудиал будет знать его наизусть. Обычные книги можно заменить на аудиоспектакли, а также можно приучать ребенка к подкастам и лекциям в записи, которые он будет слушать с удовольствием. Для кинестетиков важно находиться в движении и переключаться, поэтому процесс обучения стоит разбить на периоды, которые будут чередоваться с паузами. Можно взять за основу технику Pomodoro или придумать свою — например, после каждого пройденного параграфа играть в подвижную игру (ее можно совместить с обучением, что для кинестетика является дополнительным преимуществом). Также в обучении кинестетика необходимо делать упор на мышечную память (переписывание от руки), но чередовать такие упражнения с интерактивными, чтобы избежать переутомления. Интерактивные упражнения по любым предметам можно создавать на Learningapps.