Психология конфликта — виды, причины, способы разрешения


Определение конфликта, причины возникновения, для чего он нужен, как развивается и что делать, чтобы его разрешить — эти явления исследует психология конфликта. Изучение её основ помогает не только выходить из противоборства с минимальными психоэмоциональными потерями, но и учит избегать или предупреждать разногласия.

Опорные понятия

Конфликт – это противоречие между двумя субъектами.

Субъект – участник конфликта.

Объект – сама проблема, из-за которой возник конфликт. Объект обладает такими характеристиками:

  • относительность (становится объектом конфликта только в чьих-то глазах, например, власть может стать объектом конфликта);
  • связь с историческим моментом;
  • ограниченность (достанется не всем, хватит не всем).

Чаще всего объектами становятся ресурсы, статусы и духовные ценности.

Предмет – конкретное материальное выражение объекта. Так, например, объектом может быть статус, а предметом – повышение или прибавка.

Причины конфликтов

Среди популярных причин конфликтов можно выделить следующие.

  1. Неадекватная самооценка. Индивид не воспринимает критику. Он либо злится (завышенная самооценка), либо злится и дополнительно внутренне тяжело переживает конфликт (низкая самооценка).
  2. Неадекватное представление о себе, ситуации, другом человеке. Возникает от незнания, веры слухам, получения недостоверной информации или от недостатка данных.
  3. Несовместимость социальных ролей. Внутреннее противоречие одного человека или разные представления об одной и той же роли у двух людей. Например, подростки считаю себя взрослыми, но для родителей они – дети.
  4. Дискриминация по любому признаку. Речь идет о «своих» и «чужих».
  5. Ограниченный объем ресурсов, то есть «битва за место, блага».

Причиной конфликта может стать все, что не удовлетворяет потребности одного человека или группы людей, задевает интересы (личные или групповые) и ограничивает поведение и деятельность субъектов.

Идеальные семейные пары: утопия или реальность?

Супруги проводят вместе много времени. Это постоянное решение бытовых вопросов, совместный отдых, воспитание детей. Столкновение интересов неизбежно — у каждого из партнеров разное воспитание, устоявшиеся привычки и определенная модель поведения. Вряд ли можно говорить о том, что существуют идеальные семьи, в которых всегда царит мир и никогда не возникают конфликтные ситуации.

Американские исследователи В. Мэтьюз и К. Миханович считают, что можно условно разделить все супружеские пары, вне зависимости от их «стажа», на счастливые и несчастливые. [4] Согласно наблюдениям ученых, в несчастливых семьях супруги:

  • по-разному смотрят на многие проблемы и конкретные ситуации;
  • не хотят или не умеют понимать чувства партнера;
  • позволяют себе говорить слова, которые раздражают другого;
  • часто чувствуют себя нелюбимыми;
  • замалчивают проблемы, не говорят о своих желаниях, соглашаются, даже если не довольны;
  • не уделяют друг другу время;
  • не доверяют друг другу;
  • вопреки своему желанию часто уступают партнеру;
  • редко делают комплименты друг другу.

Наверняка, у каждого своя точка зрения по поводу того, какой именно должна быть идеальная семья. Главное, чтобы супруги нашли точки соприкосновения, прислушиваясь к мнению другого, уважая его взгляды и принципы. Чтобы описать счастливую семью, нужно просто взять все признаки из списка и прочитать их со знаком плюс. Основное — доверие, желание и готовность найти решение, которое устроит обоих супругов.

В 2013 г Фонд Общественного Мнения проводил среди россиян опрос

  • доверие — 64 %,
  • любовь — 55 %,
  • уважение — 55 %,
  • забота — 37 %,
  • терпение — 26 %.

Функции конфликта

«В споре рождается истина» – гласит известное изречение. Это действительно так, но это далеко не единственная функция конфликта. Если конфликт конструктивен (о видах позже), то он выполняет следующие функции:

  • разрядка напряжения (при благоприятном ведении конфликта оппоненты начинают лучше понимать друг друга);
  • информационная и связующая (оппоненты получают новую информацию о себе, друг о друге и ситуации, которую могут использовать в дальнейшем);
  • сплочение и структурирование коллектива, организации (речь об объединение людей против кого-то или чего-то);
  • стимулирование к изменениям и развитию (поиск новых аргументов для отстаивания своей позиции);
  • выражение скрытых идей и мыслей (позволяет более полно понять ситуацию и разобрать все варианты ее решения);
  • диагностика межличностных отношений («друзья познаются в беде»).

Деструктивный конфликт (при неодобрительных способах решения) тоже выполняет определенные функции, но они негативны:

  • эмоциональное выгорание;
  • увольнение, изгнание;
  • снижение продуктивности, работоспособности;
  • ухудшение взаимоотношений и социально-психологического климата;
  • занижение значимости противоположной стороны, неадекватная оценка себя;
  • эмоционально тягостная ориентация на саму борьбу и победу, а не на результат (решение проблемы).

По отношению к конкретной личности конфликт также несет в себе положительные и отрицательные функции. К положительным относится:

  • самопознание;
  • коррекция самооценки;
  • снятие собственного напряжения;
  • саморазвитие;
  • адаптация;
  • социализация;
  • самоутверждение;
  • самореализация.

К негативным влияниям конфликта на конкретную личность относится:

  • снижение работоспособности,
  • разочарование в себе,
  • снижение самооценки,
  • потеря мотивации,
  • развитие пассивности,
  • разрушение мировоззрения,
  • потеря ценностей.

Провальные способы разрешения семейных конфликтов

Необдуманный подход к решению семейных конфликтов только усугубит ситуацию. Постоянные ссоры и взаимные упреки рано или поздно могут привести к разводу.

По мнению американского психолога Д. Гутмана, который много лет наблюдал за отношениями супружеских пар с разным «стажем», можно выделить 4 неэффективных способа коммуникации партнеров: [6]

  • Критика. Фразы «ты никогда не…», «ты всегда…» в споре не работают. Это ярлыки, которые унижают партнера и не способствуют решению проблемы. Муж и жена начинают активно обсуждать недостатки друг друга, совершенно забывая о самом конфликте.
  • Унижение. Партнеры начинают буквально нападать друг на друга, пытаясь сильнее ранить друг друга. Крик, агрессивные жесты, обидные прозвища, жесткий сарказм — это не решение конфликта, а явное унижение.
  • Самоуничижение. Когда кто-то из партнеров (или сразу оба) считает себя «вечной жертвой обстоятельств», решить конфликт нереально. В конструктивном диалоге нет правых и виноватых.
  • Игнорирование. Это пассивно-агрессивное поведение, которое ранит так же сильно, как и прямая агрессия. «Я с тобой не разговариваю» или «нам не о чем говорить» — классика жанра. Молчание — это конец диалога. А без него невозможно найти выход из ситуации.

Еще одна серьезная ошибка семейных пар при разрешении конфликтов в семье — вовлечение в свои личные проблемы сторонних лиц. Хорошо, когда это семейный психолог. Но вот советы друзей и родственников, их активное вмешательство в личную жизнь пары, как правило, только усугубляют проблемы. Шансы разрешить возникший конфликт, даже если он вполне «безобидный», снижаются пропорционально количеству вовлекающихся участников.

Структура конфликта

В структуру конфликта входят два элемента:

  1. Конфликтная ситуация как совокупность причины и условий развития конфликта (противоречие между потребностями, интересами субъектов).
  2. Инцидент как действия (конфликтогены) одной из сторон, направленные на достижение целей. «Да как он мог, ну все, это была последняя капля! Война, значит, война!»

Конфликтная ситуации в свою очередь базируется на характеристике объекта (реальный или вымышленный), целях и мотивах субъектов (сторон), их особенностях и видении ситуации.

Сами субъекты и объект также входят в структуру конфликта. Кроме того, иногда бывают задействованы второстепенные лица, которые могут оказывать неоднозначное влияние:

  • подстрекать ради собственных интересов (провокатор);
  • урегулировать разногласия (медиатор);
  • поддерживать одну или обе стороны (союзник, группа поддержки);
  • планировать и руководить конфликтом (организатор, «кукловод»);
  • быть случайно вовлеченным (жертва).

Совместные цели – иллюзия или способ укрепления отношений?

Люди, хоть немного интересующиеся психологией отношений в парах, уже многократно встречали тонны советов, как укрепить свои отношения. И среди этих тонн советов рекомендация иметь общие интересы и общие цели занимает одно из первых мест. Это, в целом, правильно, однако у вдумчивого читателя и внимательного наблюдателя все равно возникает ощущение то ли недосказанности, то ли противоречивости. Почему так? Да потому, что понятие «совместные цели» гораздо шире, чем совет начать вместе изучать английский или ходить на танцы. В статье мы попытаемся рассмотреть этот вопрос более внятно и объективно. Читать далее…

3

Стадии конфликта

Можно выделить 4 стадии развития конфликта:

  1. Формирование конфликтной ситуации, то есть потенциальный конфликт (не всегда осознается самими субъектами).
  2. Осознание противоречия. Притом оно может быть адекватным (реальное видение ситуации), неадекватным (искаженное видение ситуации), неясным (очевидно напряжение, но не ясна причина), ложным («раздули из мухи слона»).
  3. Выбор тактики конфликтного поведения. Цель – блокировка намерений и достижений противоположной стороны.
  4. Разрешение конфликта. Происходит за счет изменения ситуации или отношения сторон к ней. Возможно частичное (устранены внешние признаки конфликта, но у сторон остались внутренние побуждения к противоборству) и полное (внешнее и внутреннее устранение конфликтного поведения и побуждений) разрешение.

Информационно-психологическое противоборство, понятие информационной и психологической войны

Информационно-психологическое противоборство имеет давнюю историю. Оно возникло одновременно с появлением вооруженного противоборства как составная часть вооруженной борьбы в виде психологического средства ослабления боевой мощи противника и поднятия боевого духа своих войск. В настоящее время информационно-психологическое противоборство выделилось в самостоятельную форму борьбы, которая может вестись как без непосредственного применения военного насилия, так и в сочетании с военной силой. Для многих государств информационно-психологическое противоборство, особенно проявляющееся в таких острых и агрессивных формах, как «цветные революции», стало крайне опасным явлением [388].

Научно-технический прогресс в области информационно-коммуникационных технологий, стирающих национальные границы, и успехи социальной психологии в сфере изучения поведения масс вынуждают руководство ведущих мировых держав пересматривать свои военные концепции. Распространяется практика целенаправленного информационно-психологического давления, наносящего существенный ущерб национальным интересам противоборствующих государств [388].

В настоящее время руководством США проведение мероприятий по информационно-психологическому воздействию на военно-политическое руководство и общественное мнение различных стран, на мировое сообщество в целом возводится в статус основного содержания подготовки к военным действиям [388].

Информационно-психологическое противоборство — процесс, отражающий различные уровни противодействия конфликтующих сторон, осуществляемого информационными и психологическими средствами для достижения политических и военных целей. Такая широкая трактовка рассматриваемого феномена позволяет охватить информационно-психологические акции, осуществляемые [400]:

  • на разных уровнях (стратегическом, оперативном и тактическом);
  • как в мирное, так и в военное время;
  • как в информационной, так и в духовной сфере;
  • как среди своих военнослужащих, так и среди войск противника.

В системе информационно-психологического противоборства, осуществляемого в военных целях, можно выделить [400]:

  • информационную войну;
  • психологическую войну.

Информационная война — борьба сторон за достижение информационного превосходства над противником в своевременности, достоверности, полноте получения информации, скорости и качестве ее переработки и доведения до исполнителей [400].

При этом в качестве сторон могут выступать как государства, так и неформальные объединения, например, террористические, религиозные или преступные группировки.

Такая война включает следующие направления деятельности [400]:

  • добывание необходимой информации;
  • переработка полученной информации;
  • защита информационных каналов от проникновения противника;
  • своевременное и качественное доведение информации до потребителей;
  • дезинформация противника;
  • вывод из строя или нарушение функционирования систем добывания, переработки и распространения информации противника;
  • уничтожение, искажение, хищение информации у противника;
  • разработка более эффективных, чем у противника, средств работы с информацией.

Средствами ведения информационной войны могут быть [400]:

  • средства информационно-технического оружия;
  • средства подавления информационных систем противника, вхождения в них в целях воздействия на циркулирующую информацию;
  • средства пропагандистского вмешательства.

Более подробно анализ понятия «информационная война» представлен в подразделе 3.3 «Основные термины и определения информационного противоборства».

Психологическая война — борьба между государствами и их вооруженными силами за достижение превосходства в психологической и духовной сферах, а также превращение полученного преимущества в решающий фактор достижения победы над противником. При таком подходе информационные возможности наряду с чисто психологическими акциями выступают средством решения психологических задач.

В рамках психологической войны следует выделить следующие направления [400]:

  • мобилизация и оптимизация моральных и психологических сил нации и вооруженных сил в интересах решения военных задач;
  • защита населения своей страны и ее вооруженных сил от разлагающего информационно-психологического влияния противника (психологическое противодействие; психологическое прикрытие; контрпропаганда; психологическая защита);
  • психологическое воздействие на войска и население противника в целях их дезориентации, деморализации и дезорганизации (психологическая борьба);
  • влияние на взгляды, настроения, поведение дружественных и нейтральных аудиторий (стран, социальных групп, вооруженных формирований) в направлении, благоприятном для достижения победы над противником.

Задачи психологической войны [400]:

  • противодействие и защита своих войск от психологических операций противника;
  • психологическая борьба (воздействие на войска противника и население враждебных, дружественных и нейтральных государств, т. е. то, что зарубежными специалистами квалифицируется как психологические операции).

Рассматривая атакующие аспекты информационно-психологического противоборства, можно сформировать следующую цель воздействия.

Цель информационно-психологического противоборства

Цель — установление контроля над стратегически важными ресурсами страны-противника за счет управления людьми, заставив население страны-жертвы поддерживать агрессора, действуя вопреки своим интересам, не задействуя имеющиеся социально-психологические защитные механизмы [388].

Задачи информационно-психологического противоборства в мирное время и угрожаемый период, решение которых обеспечивает достижение ее цели [388]:

  • подмена у граждан традиционных нравственных ценностей и ориентиров, создание атмосферы бездуховности, разрушение национальных духовно-нравственных традиций и культивирование негативного отношения к культурному наследию противника;
  • манипулирование общественным сознанием и политической ориентацией социальных групп населения страны по осуществлению так называемых «демократических преобразований» в интересах создания обстановки политической напряженности и хаоса;
  • дезорганизация системы государственного и военного управления, создание препятствий функционированию государственных институтов и органов управления вооруженными силами;
  • дестабилизация политических отношений между партиями, объединениями в целях провокации конфликтов, нагнетания атмосферы недоверия органам государственного управления;
  • обострение политической борьбы, провоцирование репрессий против оппозиции — сети неправительственных организаций (так называемых «демократических сил») и отдельных «независимых» активистов;
  • снижение уровня информационного обеспечения органов власти и управления в целях затруднения принятия важных решений;
  • дезинформация населения о работе государственных органов, подрыв их авторитета, дискредитация органов управления;
  • провоцирование социальных, политических, национальных и религиозных столкновений;
  • мобилизация протестных настроений и инициирование забастовок, массовых беспорядков и других акций экономического протеста;
  • подрыв международного авторитета государства, его сотрудничества с другими странами;
  • нанесение ущерба жизненно важным интересам государства в политической, экономической, оборонной и других сферах.

При информационно-психологическом противоборстве в военное время решаются аналогичные задачи, однако объектами воздействия и защиты являются население и личный состав вооруженных сил противостоящих сторон, а также системы формирования общественного мнения и принятия решений, к которым относятся политическое и военное руководство [388].

Классификации конфликтов

Классифицировать конфликты можно по разному принципу.

По способу решения

  1. Антагонистические. Характерна категоричная настроенность одной из сторон. По итогу – полный крах и отказ от своих идей у другой стороны.
  2. Компромиссные. Группа конфликтов, в которых стороны идут на взаимные уступки, изменяют цели и задачи, способы их достижения, чтобы решить общую проблему.

По природе возникновения

  1. Социальные (между группами, группой и индивидом, индивидами).
  2. Межгосударственные.
  3. Национальные.
  4. Этнические.
  5. Межнациональные.
  6. Организационные (между и на предприятии).
  7. Внутриличностные (противоречия внутреннего мира личности).

По направлению

  1. Горизонтальные. Стороны не равны в иерархической системе.
  2. Вертикальные. Стороны равны по статусу, возрасту, то есть в какой-либо иерархической системе находятся на одном уровне.

По последствиям

  1. Деструктивные. Разрушают отношения.
  2. Конструктивные. Укрепляют отношения.

По выраженности

  1. Открытые. Очевидные поступки.
  2. Скрытые. Косвенное взаимодействие.
  3. Потенциальные. Скрытая агрессия.

По количеству участников

  1. Внутриличностные. Противоречие мотивов, потребностей и интересов одного человека.
  2. Межличностные. Несогласие двух людей по какому-то вопросу.
  3. Между группой и личностью. Например, ребенка не принимают в классе.
  4. Межгрупповые. Например, противостояние молодежных субкультур.
  5. Внутригрупповые. В свою очередь подразделяются на конфликт безысходности (полная несовместимость участников группы), неопределенности (неоднозначный характер взаимоотношений участников), влечения и боязни (взаимоотношения между костяком группы и остальными участниками).

Предлагаю вам подробнее рассмотреть наиболее популярные конфликты, классифицируемые по природе и количеству участников.

Практическое упражнение: Как легко воспользоваться полученными знаниями и отстоять свои границы?

Что-то в вашем с партнером разговоре пошло не так? Психолог Алла Пилипюк рассказывает, как во время ссоры можно быстро восстановить баланс в общении.

Почему-то в школах у нас нет предмета “взаимоотношения”. А ведь конфликты возникают между мужчинами и женщинами в любом возрасте, с любым образованием, уровнем дохода и по очень разным поводам. К счастью, много информации собрано в курсе “Мужчина: честная инструкция” от Ярослава Самойлова. Курс бесплатный.


Команда Фаза Роста, Фаза Роста

Этнонациональный конфликт

Это противоречия между странами и народами. К причинам таких конфликтов относится:

  • территориальные споры;
  • культурные, исторические, экономические и социальные разногласия;
  • конкуренция при разделении труда;
  • борьба за ресурсы.

Этнонациональные конфликты развиваются дольше других. Для них характерен латентный период (выдвижение требований), этап проявления (санкции, начало действий), активный период (атаки, удары) и, собственно, результат (последствия).

Как правило, решаются такие конфликты сначала силой, потом поиском компромисса и сотрудничеством. Это вопросы политики, потому я не хочу подробнее залезать в эти дебри. Давайте лучше о чем-то более бытовом и менее масштабном поговорим.

Основы информационно-психологического противоборства

В настоящее время теория информационного противоборства в психологической сфере достаточно широко и глубоко исследована. Ведущие отечественные ученые, такие как С.Г. Кара-Мурза [20], Г.В. Грачёв [26, 33], В.М. Щекотихин [32], С.Н. Бухарин, В.В. Цыганов [34, 35], С.А. Модестов [37], И.Н. Панарин [52, 53], В.А. Лисичкин, Л.А. Шелепин [54], А.В. Манойло [71, 72, 318], Г.Г. Почепцов [73, 74, 272], С.П. Расторгуев [75, 76, 79, 277], Д.А. Новиков, А.Г. Чхартишвили [77, 78], Д.А. Губанов [77], А.Г. Караяни [80, 400], Д.А. Волкогонов [81], Н.Л. Волковский [83], В.А. Минаев, А.С. Овчинский, С.В. Скрыль, С.Н. Тростянский [85], В.Ф. Прокофьев [303], В.П. Шейнов [315], В.А. Баришполец [390], Л.В. Воронцова, Д.Б. Фролов [402], В.Г. Крысько [405], а также другие специалисты подробно исследовали различные аспекты информационного противоборства в психологической сфере.

Ниже обзорно рассмотрены основные аспекты разработки и использования в современных военных конфликтах психологического и информационно-психологического оружия. При этом более подробно отдельные аспекты этой тематики представлены в вышеуказанных работах.

Межличностный конфликт

Противостояние двух людей имеет свои отличительные особенности:

  1. Противоборство происходит здесь и сейчас (лично, по телефону, через интернет).
  2. В процессе вскрываются все причины (общие и частные, внешние и внутренние).
  3. Это противостояние индивидуально-психологических особенностей (характера, темперамента, воли, интеллекта).
  4. Присутствует высокое эмоциональное напряжение, оказываются задействованы все стороны отношений.
  5. Конфликт задевает интересы не только двух людей, но и тех, кто с ними живет, общается, работает.

Межличностный конфликт возникает на фоне:

  • негативной оценки поступков человека, принижения его значимости;
  • демонстрации превосходства;
  • преуменьшения заслуг другого человека;
  • нарушения личного пространства;
  • угроз, упреков;
  • негативного эмоционального состояния одного из партнеров;
  • перебивания;
  • антипатии.

Конфликт двух людей проходит через следующие этапы:

  • осознание цели,
  • спор,
  • угрозы,
  • действия,
  • привлечение других,
  • удары,
  • саморазрушение.

Разрешение межличностного конфликта

Очевидно, что без урегулирования конфликт ничего хорошего не принесет. Тут-то и приходят на помощь классические стратегии поведения в конфликте, которые подбираются согласно особенностям оппонентов, причине конфликта, цели и сложившихся условий.

Разрешению межличностного конфликта способствуют несколько психологических хитростей:

  • подчеркивать индивидуальность оппонента;
  • обращаться по имени;
  • уважать права оппонента;
  • акцентировать внимание на положительных чертах человека напротив («Ты внимательный и заботливый отец, интересный собеседник, если бы еще и мужем был романтичным»);
  • соединять время (постараться забыть про «здесь и сейчас», привязывайте прошлое и заглядывайте в будущее);
  • делать комплименты;
  • акцентировать внимание на социальной роли оппонента.

Профилактика межличностного конфликта

Как можно предотвратить зарождающийся межличностный конфликт? Вот несколько рекомендаций.

  1. Если оппонент агрессивен (кричит, злится), то дайте ему время для разрядки. Просто спокойно ждите. Важно не выглядеть при этом высокомерными. Говорить что-либо точно бессмысленно – вас не услышат.
  2. После попросите по фактам, а не эмоциям выразить недовольство.
  3. Снижайте агрессию смешными, добрыми неожиданными вопросами, но будьте осторожны, так как это применимо не всегда.
  4. Смените «ты» на «я». То есть не «ты меня обманул», а «я чувствую себя обманутым».
  5. Выделите проблему (а не эмоции, симпатии и антипатии) и подумайте, как ее можно решить.
  6. Не ищите виноватых. Примите факт проблемы, представьте, что она возникла у кого-то другого. Как ее можно решить? Выражайте по очереди предложения.
  7. Не забывайтесь тормозить, выжидать, если эмоции снова накаляются.
  8. Помните о том, что всегда нужно уважать свою личность и своего оппонента. Не оценивайте человека, оценивайте поступки. Не «ты необязателен», а «ты не выполнил свою обязанность».
  9. Повторяйте фразы оппонента, уточняйте, правильно ли вы уловили смысл его слов.
  10. Оставайтесь на равной позиции. Не уходите вверх на уровень превосходства, но и не опускайтесь в глазах оппонента.
  11. Не доказывайте. Выскажите или запишите позиции каждой стороны, определите, чего у них общего, а чего отличного.
  12. Не бойтесь искренне извиниться. Это всегда вызывает уважение со стороны оппонента и меняет ход разговора.
  13. Если хотите сказать что-то грубое, недостойное, то лучше ничего не говорите.
  14. Не констатируйте нежелательное состояние оппонента («вот опять бесишься»).
  15. Не переходите на личности и хлопки дверями.

Можно расписать ситуацию в виде таблицы. Это поможет все скомпоновать воедино, оценить цельно позиции обеих сторон, а формальный характер усмирит эмоции. Включите в таблицу такие пункты, как проблема, цели, препятствия, опасения, сильные стороны, возможности, личные потребности, эмоции, недостающая информация, точки соприкосновения.

В большинстве своем люди готовы к компромиссу или сотрудничеству, но другой вопрос, что мало кто готов сделать первый шаг к решению конфликта.

Семейный конфликт

Семейные конфликты могут возникнуть между детьми, детьми и родителями, родителями и прародителями, супругами и так далее, вариантов масса. Очевидно, что в семье избежать противоречий невозможно, но их можно и нужно рационально преодолевать. К популярным причинам семейных конфликтов относится:

  • эгоизм одного или нескольких людей;
  • завышенная самооценка одного или нескольких членов;
  • неудовлетворенная потребность в самоутверждении;
  • неумение общаться;
  • финансовые проблемы или завышенные материальные требования одного из супругов;
  • разногласия в вопросах воспитания и ведения хозяйства;
  • несовпадение темпераментов и нежелание узнавать друг друга;
  • вредные привычки у одного из супругов;
  • проблемы в сексуальной жизни.

К разрушительным тактикам относится (этого нужно избегать):

  • лицемерие;
  • пустые обещания;
  • бегство (уйти, уснуть, отмолчаться);
  • лживое соглашение (лишь бы отстали);
  • унижение и разрушение чего-то значимого для партнера (косвенные удары);
  • удар в тайны (больные места, которые вам доверили);
  • месть при удобном случае;
  • приписывание второстепенных проблем.

Вместо этого нужно:

  • планировать разговор (время и место, участников);
  • четко видеть предмет и объект конфликта;
  • быть корректным (если критикуешь, то сразу предлагай альтернативу);
  • полностью, но в допустимой форме выражать свои эмоции и чувства (положительные и отрицательные);
  • повторять слова оппонента, чтобы убедиться в их правильном понимании и лучше понять его позицию;
  • разложить сложную проблему и большой разговор на несколько маленьких;
  • между ними занимать время чем-то приятным;
  • сравнивать на новых беседах былую информацию и картину, образовавшуюся с учетом новых данных;
  • предлагать свою помощь партнеру.

Не разжигайте конфликт, будьте готовы делать первые шаги, утройте неожиданный сюрприз, оказывайте знаки внимания, не культивируйте обиды.

Отцы и дети

Конфликты родителей и детей, пожалуй, занимают одну из лидирующих позиций. В целях профилактики детско-родительских конфликтов рекомендуется придерживаться следующих рекомендаций.

  1. Изучайте психолого-педагогические особенности детей, повышайте свою педагогическую культуру.
  2. Создайте семейные традиции, коллективные увлечения и трудовые занятия.
  3. Будьте реальны в своих требованиях, подкрепляйте теорию практикой.
  4. Придерживайтесь одной воспитательной линии со всеми родственниками.
  5. Интересуйтесь жизнью ребенка (увлечения, проблемы, интересы, успехи).

Понятие конфликта в психологии

Любой индивид в процессе существования и деятельности неоднократно сталкивался с разнообразными конфликтными ситуациями. Конфликтом именуется расхождение в целях, мировоззренческих позиций субъектов взаимодействия. Для понимания смысла противостояний в жизни социума и отдельных индивидов необходимо углубиться кратко в суть психологии конфликта, а чтобы выяснить ее суть важно выделить стержневые признаки и условия возникновения конфронтации.

Итак, фундаментом любого столкновения или противоречия всегда является ситуация, которая в себе может содержать одно из нижеприведенных условий:

— противоречащие взгляды субъектов в отношении определенного предмета либо объекта;

— несхожие цели или используемые в определенных обстоятельствах средства для их достижения;

— противоположные интересы, желания оппонентов.

Конфликтная ситуация всегда включает в себя наличие субъектов вероятного столкновения и его объект. Однако для развития конфронтации необходимо еще и наличие действия, то есть один участник противостояния должен начать действовать, задевая интересы другого участника. Если при этом второй участник процесса будет отвечать аналогичными деяниями, то столкновение перерастет из потенциального противостояния в актуальное.

Суть психологии конфликта кратко заключается в наличии изначального несовпадения во взглядах, отсутствии согласия, расхождении целей. При этом само противостояние может протекать как явно, так и завуалировано.

Проведенные исследования показывают, что в восьмидесяти процентах случаев противостояния возникают вне зависимости от желания субъектов конфронтации.

Ведущую роль в образовании конфликтных ситуаций играют «конфликтогены», то есть слова, поступки или отсутствие действий, которые порождают и провоцируют разгорание конфронтации. Всякая конфронтация характеризуется наличием четкой структуры. Ее основными элементами считаются: стороны противостояния, предмет и мотивы столкновения, образ конфликтной ситуации, позиции участников противостояния. Участниками конфронтации являются индивиды, находящиеся во взаимодействии. При этом их интересы должны быть нарушены непосредственно. Также участниками являются и субъекты, поддерживающие явно либо неявно конфликтеров.

Предметом конфликта считается объективно существующая либо надуманная проблема, которая служит причиной противостояния между участниками.

Мотивы конфронтации в качестве внутренних побудителей подталкивают индивидов к противостоянию. Они проявляются в виде индивидуальных потребностей, целей и убеждений.

Образ конфликтной ситуации является отражением предмета противоборства в сознании индивидов, участвующих в конфликтном взаимодействии.

Позиции участников противостояния представляют собой то, что заявляют стороны в процессе противоборства либо в ходе переговоров.

Конфликтный процесс, равно как и всякое иное социальное явление имеет свои функции.

Внутриличностный конфликт

Один из самых сложных видов. Внутриличностный конфликт словно расщепляет человека на два лагеря (а то и больше). Его оппонент всегда находится рядом с ним, в этом и сложность.

Внутриличностный конфликт может быть мотивационным, нравственным, ролевым, между желаниями и действительностью, адаптационным, из-за неадекватной самооценки. Он может проявляться:

  • неврастеническими состояниями (раздражительность, подавленность, проблемы со сном, головная боль, сниженная работоспособность);
  • эйфорией (истеричный смех, показное веселье);
  • регрессией (возвращение к поведению более раннего возраста или вовсе примитивным формам, уход от ответственности);
  • проекцией (необоснованная критика других, приписывание им своих негативных качеств);
  • номадизмом (частые перемены в любой сфере жизни, нестабильность);
  • рационализмом (самооправдание любых своих поступков).

К положительным влияниям внтуриличностного конфликта относится (при благоприятном преодолении):

  • мобилизация и активизация ресурсов личности;
  • самопознание и формирование адекватной самооценки;
  • «что не убивает нас – делает сильнее»;
  • саморазвитие и самоактуализация личности;
  • обогащение внутреннего мира.

К негативным последствиям внтуриличностного конфликта относится (при неблагоприятном преодолении):

  • дезорганизация личности;
  • снижение продуктивности;
  • остановка развития или деградация;
  • агрессия или покорность человека, либо другая защитная реакция (подробнее об этом читайте в статье «Механизмы психологической защиты личности»);
  • сомнения, тревожность, подавленность, депрессия и другие психические расстройства;
  • потеря смысла жизни;
  • ощущение собственной неполноценности и никчемности.

В группе такой человек выглядит отстраненным, асоциальным, невнимательным, грубым или несобранным, молчаливым, чувствительным к критике.

Как избежать ссор?

Никак.

Ссорятся все пары. Ученые из британского Института психологии подсчитали, что чаще всего конфликты возникают у итальянских пар, и, как ни странно, у них же самая низкая статистика разводов. Нормой может считаться даже 7-8 ссор в день, если они заканчиваются компромиссами.

Когда конфликтная ситуация возникла, нельзя ее игнорировать. Озвучивать то, что накопилось, нужно обязательно, чтобы в один момент вы не вскипели, как чайник под закрытой крышкой. То же касается и вашего партнера: если его что-то не устраивает, он не должен молчать. И не просите его об этом.

Итак, ссор не избежать. Но что нужно сделать обязательно – так это научиться разрешать конфликты красиво и с пользой.

Вам не нужна неприятная ругань.

Например, если парень предлагает провести вечер с друзьями, а девушка хочет пойти с ним вдвоем в кино, фраза в адрес мужчины: “Какой же ты козел!”, будет плохим аргументом. А если сказать: “С тобой вдвоем мне так интересно, как ни с кем другим!” – это даст ему понять, почему вы хотите выбрать такой формат.

Самое простое правило в конфликте – старайтесь не начинать фразы со слова “ты”, потому что это может прозвучать как нападение или обида. Говорите о себе: “Я чувствую…”, “Мне хочется…”

Вероятно, некоторые сценарии ссор уже вошли у вашей пары в привычку. Вы легко от нее избавитесь сами и переучите партнера, если 3-4 раза подряд проследите за собой.

Организационные конфликты

Конфликты между участниками одной или нескольких организаций могут быть вызваны внешними и внутренними факторами. К внешним относится:

  • нестабильная социально-экономическая обстановка в стране или неблагополучные условия;
  • изменение законов, выплат, пособий, льгот;
  • изменение правовых возможностей работников.

К внутренним факторам относится:

  • разрушающий стиль руководства;
  • замалчивание, нежелание выполнять обязанности, нарушение прав рабочих;
  • активная деятельность неформальных лидеров;
  • изменение производственного процесса без учета интересов работников.

К признакам конфликта в организации относится:

  • официальные или неофициальные факты унижения личности;
  • резкая смена обязанностей (нередко без учета интересов работника);
  • халтура, уклонение от выполнения приказов начальства;
  • оскорбления;
  • деление на неофициальные группы;
  • формализм;
  • подавленность отдельных работников;
  • негативные отзывы служащих.

Решается с помощью выбора третьего лица для управления конфликтом и устранения его причин, особенно если они носят нормативный характер. Примерный ход решения такого конфликта будет представлен ниже.

Формы завершения конфликта

Конфликт может быть разрешен, урегулирован, затушен, устранен или трансформирован в другой конфликт.

Разрешение

Возникает при условии, что участники настроены на полное решение проблемы и устранение противодействия. Проходит в несколько этапов:

  1. Определение конфликтующих сторон.
  2. Выявление личностных особенностей, мотивов, целей и интересов каждой из них.
  3. Выявление истиной причины.
  4. Определение намерений сторон и их понимания ситуации.
  5. Сбор мнений лиц, не задействованных непосредственно в конфликте, но заинтересованных в его благополучном разрешении.
  6. Выбор оптимальной стратегии для решения конфликта. При выборе важно учитывать характер причины, особенности участников, нацеленность на улучшение взаимоотношений.

Урегулирование

Предполагает включенность в процесс завершения конфликта независимого третьего лица. При этом ему важно быть максимально беспристрастным. В результате урегулирования удается повысить доверие сторон, наладит между ними прямой контакт, организовать совместное спокойное обсуждение, действовать в интересах урегулирования конфликта. Процесс также протекает в несколько этапов:

  1. Выяснение причин, а не поводов конфликта.
  2. Определение полномочий третьей стороны.
  3. Выяснение мотивов конфликтующих сторон (зачем они конфликтуют).

Затухание

Предполагает переход открытого конфликта в скрытый, то есть это прекращение противодействия, но сохранение напряжения. Конфликт может затухнуть из-за:

  • истощения сторон;
  • потери мотива, значимости объекта;
  • отвлеченность сторон (возникли другие проблемы, конфликт отошел на второй план).

Устранение

Предполагает устранение конфликтной ситуации (условий, социальной ситуации, предрасполагающей к конфликту) и инцидента (действий оппонентов). Например, работника могут перевести в другой цех.

Трансформация

В процессе взаимодействия меняются мотивы и интересы сторон, от чего возникает новый объект конфликта. Иногда трансформация появляется на фоне не полностью решенного конфликта.

Онлайн-программа «Построение отношений»

За 4 недели на этой программе вы узнаете, как построить отношения, в которых оба партнера будут счастливы и довольны, научитесь помогать справляться с трудностями и развиваться вместе, находить взаимопонимание и жить в гармонии со своим партнером. Программа поможет вам жить более счастливой и яркой жизнью, раскрыть свой потенциал и расширить границы, а также экономить время и беречь здоровье, ведь здоровые и крепкие отношения помогают быстрее и легче преодолевать преграды и решать проблемы. Узнать далее…

Мы от всей души желаем, чтобы в ваших отношениях всегда были гармония и взаимопонимание, и искренне надеемся, что наши материалы помогут вам этого достичь!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Причины проблемных отношений
  • Этапы формирования команды по Такману
  • Здоровые отношения: что это и как построить
  • Зачем человеку отношения: ответы психологов
  • Сью Джонсон «Чувство любви. Новый научный подход к романтическим отношениям»
  • Секреты счастливых отношений: подборка полезных материалов
  • Совместные цели – иллюзия или способ укрепления отношений?
  • Сохранение личного пространства в семье и отношениях
  • Проблемные отношения: харассмент, абьюзмент и буллинг. Что это такое и что с этим делать?
  • Совместные цели и топ-12 способов как их искать

Ключевые слова:1Коммуникации, 1Отношения

Когда конфликт считается трудноразрешимым и неуправляемым

Конфликт считается трудноразрешимым, когда:

  • участники воспринимают его как борьбу;
  • участники считают интересы сторон взаимоисключающими;
  • у участников изначально расходятся ценности или интерпретация конфликта, от чего и возникают разногласия;
  • сторонами выступают социальные институты (например, семья и школа).

Конфликт считается неуправляемым, когда:

  • стороны настроены на поддержание конфликта;
  • конструктивное взаимодействие невозможно в силу эмоционального накала или особенностей участников;
  • возникший конфликт – часть обширного непринятия субъектами друг друга.

«Какой ты и какая я»

«Все наши обсуждения сводятся к тому, что она заставляет меня чувствовать себя последней скотиной, — говорит Кирилл. — Всегда получается, что она мучается, а я ее, бедную-несчастную, заставляю страдать. Она хорошая, я — ужасный. Однажды не выдержал и сказал — если тебе так плохо со мной, давай разойдемся. Это вызвало истерику. И с тех пор она вспоминает, «как легко я от нее отказался».

«Противопоставление: «посмотри, как оскорбительно ведешь себя ты и как страдаю я», — попытка наказать партнера, — напоминает Марина Мяус. — И для конечной цели — найти компромисс и выйти из пике ссоры — это тупиковая позиция. А чем больше мы уходим в обсуждение личных качеств друг друга, тем активнее топим наш общий корабль отношений».

Наши человеческие качества, на исключительности которых мы так настаиваем, не проявляются в словах. Мы либо чувствуем это в отношении друг друга, либо нет, и, «объясняя» это партнеру, лишь усугубляем конфликт. Имеет смысл сосредоточиться на конкретной проблеме и обсуждать тот эпизод, который вас беспокоит.

Как управлять конфликтом

Если вы хотите стать третьим лицом, посредником в решении конфликта, то вот вам 16 простых шагов для управления конфликтом:

  1. Исходя из имеющейся у вас информации, представьте общую картину конфликта и определите суть, оцените потребности и интересы обеих сторон.
  2. Проведите беседу с тем участником, чья позиция вам кажется более оправданной. Узнайте его видение причин, опасения и желания. Составьте с его слов его видение интересов, желаний и опасений оппонента.
  3. Побеседуйте так же со вторым оппонентом.
  4. Проведите беседу с друзьями первого оппонента. Они помогут составить более точную картину интересов, страхов и стремлений.
  5. То же проведите с друзьями второго оппонента.
  6. Обсудите видение конфликта (причины, способы регулирования и возможные последствия) с неформальными лидерами группы.
  7. Обсудите с формальными лидерами.
  8. Выявите истинную причину и абстрагируйтесь от участников.
  9. Определите их подсознательные мотивы.
  10. Обозначьте, в чем каждый оппонент прав, а в чем нет.
  11. Опишите возможный наилучший и наихудший исход ситуации при каждой позиции. Выясните, возможен ли компромисс.
  12. Оцените все возможные, в том числе скрытые последствия вашего вмешательства.
  13. Подготовьте и предложите примерно четыре варианта совместных усилий оппонентов для решения проблемы. Притом программу-максимум и программу-минимум.
  14. Обсудите программы с друзьями и лидерами, внесите изменения при необходимости.
  15. Придерживайтесь выбранного плана, старайтесь задействовать друзей оппонентов.
  16. Оцените положительные и отрицательные стороны вашего опыта.

Как вы могли заметить, это общий план решения конфликта, универсальный для разных видов. Конечно, нужно его корректировать с учетом конкретной ситуации и типа конфликта. В чистом виде он больше пригоден для решения организационных конфликтов.

Пять языков любви

Доводилось вам ощущать, что вы разговариваете со своей второй половиной «на разных языках»? Ощущать, что вы искреннее выражаете свою любовь, но вас не понимают? Почему так происходит? Недостаточно быть искренним, нужно, чтобы вы говорили со своим партнером на одном языке любви. Это очень важный шаг к гармонии и счастливым отношениям. Если мы выражаем и воспринимаем любовь разными способами, то будем ошибочно полагать, что любовь вообще никак не проявляется. Какие бывают языки любви? Как их определять? Как научиться «говорить» на них? Как избежать недопонимания и как это улучшит ваши отношения? Ответы на все вопросы в этой статье. Читать далее…

9

Профилактика конфликтов

Предотвращать всегда эффективнее, нежели устранять. Потому предлагают несколько методов по снижению напряженности ситуации:

  1. Согласие, или общее дело. Если очевидно, что, например, между детьми назревает конфликт, то нужно их объединить делом, удовлетворяющим интересы обоих. Будучи увлеченными, они найдут другие общие темы и научатся сотрудничать.
  2. Развитие эмпатии, способности сопереживать.
  3. Формирование уважительного отношения и понимания ценности каждой личности.
  4. Опора на достоинства оппонента. Важно акцентировать внимание на отличиях, но в положительном ключе. «Я умею творчески излагать материал – ты структурировано оформлять».
  5. Снятие психологического напряжения с помощью «поглаживаний» (праздники, презентации, совместный отдых).

Нужно самому проходить или организаторам проводить тренинги, мероприятия, курсы по общему развитию и укреплению межличностных отношений, повышению коммуникативных навыков.

Зачем человеку отношения: ответы психологов

Эта статья, по большей части, для тех, кто только выстраивает или намерен выстроить свое будущее: мы можем помочь разобраться, зачем могут быть нужны кому-то отношения с вами. Да, понимать другого человека и что ему нужно от вас зачастую гораздо важнее, чем холить и лелеять свои мечты и желания. Во всяком случае, если вас интересуют здоровые, гармоничные отношения. Наша задача, во-первых, изложить академические понятия простым человеческим языком. А, во-вторых, найти в недрах академической науки нечто интересное и полезное, что наиболее ярко и образно осветит вопрос «Зачем человеку отношения?» и, возможно, поможет вам найти на него свой собственный эксклюзивный ответ. Читать далее…

2

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]