Умение слушать: простые правила эффективной коммуникации

Сохранить статью:

В статье рассказывается:

  1. Признаки человека, обладающего умением слушать
  2. Важность обладания умением слушать
  3. Отличия между блестящими и средними слушателями
  4. Основа умения слушать
  5. Факторы, мешающие развить умение слушать
  6. 9 правил, чтобы научиться слушать

Умение слушать относится к той категории навыков, которые необходимы человеку во всех сферах его жизни. Речь идет про отношение с родственниками и друзьями, карьерные успехи и профессиональное развитие.

Обладание навыком слушания дает понимание того, кто вы сами, и кто тот человек, что обращается к вам. Однако такая способность не появляется сама, ее необходимо развивать. В нашей статье мы расскажем, что это за умение, как оно проявляется и каким образом ему можно научиться.

Признаки человека, обладающего умением слушать

В процессе общения очень важно обладать умением слушать собеседника. Это такое состояние, когда человек сознательно направляет внимание на то, о чём повествует рассказчик.

Вот – качества активного слушателя:

  • умение видеть ситуацию со стороны;
  • наличие терпения;
  • отстранение от суждений;
  • способность создать располагающую обстановку для продолжения рассказа;
  • умение избегать скоропалительной оценки в начале разговора.


Логический барьер

Логический препон в разговоре – это неумение формулировать фразы, а затем их выражать с помощью речевого общения. Это люди, которые не могут подобрать слова для выражения определенной ситуации или не в состоянии справиться с потоком мыслей и эмоций, пролетающим в его мозгу. Причинами подобных проявлений могут стать следующие факторы:

Необразованность; Скованность и стеснительность.

Сталкиваясь с таким человеком, наберитесь терпения, слушайте его с олимпийским спокойствием, и спрашивайте. Только в этом случае, вам удастся дождаться «рационального зерна» из всего услышанного. Если вы сами являетесь таким человеком, следуйте правилам:

Слушайте внимательно тех людей, которые умеют красиво говорить. Наверняка, среди ваших знакомых есть такие; Купите обучающую литературу. Это может быть учебное пособие по логике или мастер класс по искусству ораторов; Сходите на курсы ораторов.

Попросите друзей помочь вам преодолеть логический барьер с помощью «обратного общения» и их рекомендаций.

Важность умения слушать

Навык умения слушать – один из важнейших и является основой человеческих взаимоотношений. В семье, на работе, при общении с друзьями – без него не обойтись. Не обращая внимания на слова собеседника, человек лишается возможности услышать то, что может быть полезно не только для рассказчика, но и для слушателя.

Тот, кто не умеет слушать, никогда не сможет достичь высокого социального статуса и получить уважение, любовь и стабильность в семейных отношениях.

Особенно это затрагивает будни семейной жизни. Отсутствие желания выслушать точку зрения партнёра приводит к недопониманию, которое с годами перерастает в раздражение и приводит к разводу. Если нет интереса к интересам детей, то впоследствии уже не будет теплоты с их стороны.

Бесплатный онлайн-интенсив

Ваш Путь в IT начинается здесь

Подробнее

Пропасть между близкими людьми создаётся при отсутствии умения слушать и слышать то, что хочет донести тот или иной член семьи. Также без этого важного навыка трудно выстроить хорошие отношения в рабочем коллективе.


Умение слушать

Для того чтобы наработать умение слушать, надо научиться сосредотачиваться на сути рассказа собеседника. Не мешать ему высказаться и стараться быть беспристрастным, не обращать внимание на манеру подачи информации. Следует забыть обо всех своих проблемах и полностью окунуться в те события, которые так для него важны.

Смотрите в глаза

Смотрите на человека, с которым разговариваете, это не так трудно. Уберите телефон, не рассматривайте то, что происходит вокруг, наблюдайте только за человеком, с которым разговариваете.

Разговаривать с кем-то, кто не смотрит на вас, как минимум неприятно. Сразу просыпаются сомнения, слушают ли вас или внимание давно ушло к другим объектам.

Когда человек говорит: «Я слушаю, я просто многозадачный», это ещё хуже. Многозадачных людей не бывает, потому что нельзя сосредоточить внимание одновременно на двух объектах, оно будет метаться от одного к другому и человек просто не поймёт ничего ни из сказанного, ни из сделанного в это время.

При таком раскладе в близких отношениях вообще пропадает желание разговаривать, что-то рассказывать. Чтобы этого не случилось, просто всегда смотрите в глаза, ведь ваше внимание — это большой подарок для близких людей (и не близких тоже).

Отличия между блестящими и средними слушателями

По результатам исследований Джека Зенгера и Джозефа Фолкмана, которые выясняли разницу между блестящими и средними слушателями, были сделаны следующие выводы.

  • Молчание не всегда свидетельствует о том, что вы внимательно слушаете собеседника. Даже кивки во время рассказа не могут свидетельствовать об этом. Активное участие в диалоге, постановка вопросов, которые помогают лучше разобраться в проблеме, создают условие для лучшего взаимодействия во время общения. Это даёт возможность собеседнику увидеть, что вы заинтересованы в понимании полной картины произошедшего. Умение слушать проявляется в заинтересованности обеих сторон, в диалоге.
  • Быть хорошим слушателем – не значит вываливать негативные суждения на голову собеседника. Ваша задача – расслабить рассказчика, дать ему возможность полностью раскрыться, не опасаясь неприятия позиции с вашей стороны. При общении с вами собеседник ожидает поддержки и позитивных посылов, которые способствуют повышению его самооценки и уверенности в себе.
  • Существуют такие люди, которые любят спорить. Они ждут момента, когда смогут вставить своё возражение, не особо вникая в суть того, о чём говорит собеседник. Этот метод хорош для проведения дебатов, а не для выстраивания диалога. Умение слушать человека предполагает, что вы можете корректно высказать другую точку зрения, но это будет – не соперничество, а стремление докопаться до истины.
  • Хорошие слушатели – не молчуны и не те, кто кивает головой во время разговора. Умение слушать предполагает обмен мнениями, которые могут привести к появлению нового ракурса обсуждаемой тематики.

Обратите внимание на последний вывод. На первый взгляд, он противоречит тому факту, что люди жалуются на тех, которые во время разговора, не вникая в суть, «продавливают» свою точку зрения. Скорее всего слушателю нужно контролировать интонацию и эмоциональный посыл при ведении диалога.

Не перебивайте

Если вы чего-то не понимаете, разумеется, лучше попросить собеседника объяснить это. Но вместо того, чтобы прерывать, подождите, пока он сделает паузу, чтобы задать уточняющие вопросы. Спрашивайте лишь для того, чтобы выяснить непонятные для вас моменты. Например, если ваш визави в ходе беседы упомянул общего знакомого, не стоит бросаться тут же задавать множество вопросов об этой персоне, уводя таким образом разговор совершенно в другую сторону. Не забывайте, что вас пригласили поговорить совсем не об этом. Немедленно возвращайтесь к исходной теме, как только почувствовали, что ваши вопросы сбили собеседника с толку.

Основа умения слушать

Нет универсального стиля поведения слушателя. Ситуация и психологические особенности собеседника создают ту или иную основу для взаимодействия. Деловое слушание предполагает умение уловить суть информации и зафиксировать расстановку смысловых акцентов. Личное слушание включает в себя погружение в ситуацию, эмоциональную поддержку, а иногда и желание порадовать и развлечь собеседника.

Основа умения слушать – неподдельный интерес как к самому собеседнику, так и к его рассказу. Упоминание о себе уместно только в том случае, если вы хотите расслабить человека и дать ему выговориться.

Также не следует забывать и про «синхронизацию» с собеседником, когда вы понимаете друг друга с полуслова, полувзгляда и дышите в одном ритме. Это повышает уровень доверия, и человек может по-настоящему раскрыться.

Как увеличить свой доход минимум на 50% выбрав правильную профессию

Запутались в разнообразии профессий и не знаете, куда двигаться? Хотите больше зарабатывать или работать удалённо? Уже повзрослели, но так и не поняли, кем хотите стать? Мечтаете наконец найти любимую работу и уйти с нелюбимой?

Александр Сагун

Главный карьерный консультант

Мы в GeekBrains каждый день обучаем людей новым профессиям и точно знаем, с какими трудностями они сталкиваются. Вместе с экспертами по построению карьеры поможем определиться с новой профессией, узнать, с чего начать, и преодолеть страх изменений.

Карьерная мастерская это:

  • Список из 30 востребованных современных профессий.
  • Долгосрочный план по развитию в той профессии, которая вам подходит.
  • Список каналов для поиска работы.
  • 3 теста на определение своих способностей и склонностей.
  • Практику в разных профессиях на реальных задачах.

Уже 50 000 человек прошли мастерскую и сделали шаг к новой профессии!

Запишитесь на бесплатный курс и станьте ближе к новой карьере:

Немаловажное значение играет и зрительный контакт. Он делает связь между вами более крепкой и наполненной позитивом.

Давайте обратную связь

Покажите, что вы понимаете чувства собеседника, сказав, например, «ты, должно быть, очень рада», «какой страшный удар для тебя», «вижу, что ты просто в отчаянии». Если эмоциональное состояние говорящего не очень понятно, перефразируйте содержание сообщения. Идея в том, чтобы дать собеседнику доказательство того, что вы слушаете, следите за ходом его мыслей, а не предаетесь своим собственным фантазиям в этот момент. В ситуациях, связанных с работой, всегда уточняйте данные вам инструкции, чтобы убедиться, что все правильно поняли.

Факторы, мешающие развить умение слушать

  • Вы хотите говорить сами

Многие люди хотят стать центром внимания, показать свои знания, завоевать определённую аудиторию. Такой подход к общению исключает умение слушать и слышать собеседника. Ведь пока собеседник раскрывает свои проблемы, слушатель обдумывает возможные реплики на его рассказ.

Когда собеседники заинтересованы в позиции друг друга, то общение происходит спонтанно, по ходу разговора.

  • Вы даете собеседнику оценку

Часто мы склонны давать оценку и обсуждать высказывания и действия окружающих. Если мы их не поддерживаем, то можем отстраниться и вынести суждение, что ничего нового от него не услышим.

Такая поверхностная оценка – не всегда верна. Следует получить более полную информацию, дослушав до конца, и составить о человеке достоверное представление.

  • Вам мешают предрассудки

Если вам кажется, что собеседник плохо разбирается в обсуждаемом вопросе, не следует показывать свою незаинтересованность в разговоре. Возможно, он, как дилетант, сможет поразить вас неординарным подходом к известной вам проблеме.

  • Наличие эго

Наличие эго часто мешает наладить взаимоотношения с окружающими. Обладая таким качеством, люди не хотят вникать в разговоры, которые ведут, по их мнению, некомпетентные собеседники, к тому же находящиеся на более низком социальном уровне. Такая позиция отсекает возможность развития умения слушать.

  • Вы пытаетесь делать несколько дел одновременно

Если вы заинтересованы в получении информацию, следует отложить свои дела и направить внимание на рассказ собеседника. В противном случае в условиях многозадачности мозг не сможет распознать ценность выдвинутых идей.

Оцените историю, прежде чем рассказать её

Если у вас получится поймать себя перед тем, как рассказать очередную историю, оцените, подходит ли она к теме обсуждения.

Может быть, ваш опыт действительно будет интересен и полезен для другого человека, может, это будет уместная история, которая всех рассмешит, — отлично, рассказывайте.

Но если нет, если вы просто вспомнили какую-то старую историю, единственное назначение которой — хоть что-нибудь сказать, стоит пересмотреть свои намерения.

Может быть, если ваша история не несёт вообще никакой полезной информации, которая могла бы заинтересовать другого человека, не стоит вообще её рассказывать? Может быть, лучше задать вопрос собеседнику и узнать что-то ещё?

Барьер модальности

Человек способен воспринимать окружающий мир с помощью пяти органов чувств:

Зрение; Слух; Обоняние; Осязание; Вкус.

Однако для каждого из людей существует приоритетный орган, основываясь на восприятии которого мы и рисуем собственную картину мира. Это и называется модальностью. Человек, обладающий слуховой модальностью, с меньшей степенью доходчивости воспринимает визуальную или осязательную информацию. Чтобы определить модальность собеседника, показывайте ему фотографии, графики включайте аудиозаписи или видеоролики, прикасайтесь. Каждое действие подкрепляйте соответствующими глаголами: видеть, слышать, чувствовать и т.д.

Барьер стилей общения

Все люди имеют собственный стиль общения, который зависит от следующих факторов:

Характера; Импульсивности; Воспитания; Профессиональных особенностей и т.д.

Стиль общения человека формируется годами, и изменить его, если не невозможно, то крайне сложно. Мотиваторами стиля общения людей в социуме выступают:

Самоутверждение в обществе; Поддержка; Желание общаться; Отношение к окружающим; Отношение к самому себе; Манера влияния на окружающих и т.д.

Как правило, собеседнику, преследующему определенную цель, приходится принять стиль общения другого человека.

Мотивационный барьер

Этот барьер имеет место в тех случаях, когда мотив вступления в разговор у людей разный. Например, вы хотите поговорить с мужем о поездке в отпуск, а он — обсудить с вами проблему покупки нового автомобиля. В этом случае люди не только не поймут друг друга, это может привести к возникновению конфликта в семье. Для того, чтобы избежать неприятностей, перед началом разговора озвучивайте тему, на которую вы хотите пообщаться.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]