Социальные установки: что это в психологии, примеры из жизни. Ригидная установка


История

Понятие возникло после того, как в 1918 году вышло исследование У. Томаса и Ф. Знанецки. Ученые анализировали письма людей, эмигрировавших из Польши в США. Выяснилось, что когда эмигранты ехали в чужое государство, определив для себя, что это временная необходимость для получения заработка, то период их адаптации проходил медленно и, можно сказать, даже болезненно. Им тяжело давалось изучение языка и культуры и они долго не могли ужиться на новом месте.
Но были и те, кто переезжал с мыслью остаться в стране навсегда и начать жизнь заново. И такие личности адаптировались к непривычным условиям гораздо быстрее и продуктивнее.

В результате этих наблюдений исследователи сделали вывод, что каждый индивид осознанно или подсознательно формирует внутреннее отношение к собственному нахождению в США. И именно от него зависит существование и мотивация. Такой феномен получил название «аттитюд».

Но это стало только началом изучения данного вопроса. В 1929 Льюисом Терстоуном были созданы первые способы измерить установки. Он стал утверждать о наличии в ее структуре эмоционального фактора.

Были и противоположные мнения. Например, ученый В. Парк считал, что состояние не подвергается непосредственному наблюдению. Оно имеет латентный характер и складывается посредством получения жизненного опыта.

Помимо этого, было еще множество теорий. Но работа У. Томаса и Ф. Знанецки дала толчок их возникновению и развитию и сделало феномен центральным в психологии.

Понятие социальной установки

Дать определение этому термину – не самая простая задача. Рассуждая в «Капитале» о таком явлении, как «товар», Карл Маркс шутил, что непонятно, с какой стороны за него взяться. Также дела обстоят и с аттитюдом. Пойду от истоков.

С самого начала понятие представляло собой психофизиологическую готовность человеческого организма к реакции на те или иные стремления и стимулы. Такие исследователи, как Л. Ланге, а позже Т. Шуман и Г. Мюллер заметили, что когда индивид делает одно и то же, то у него формируется предрасположенность к реагированию на определенное внешнее событие.

Приблизительно в начале 20-го столетия термин стал использоваться в различных разделах психологии, в частности, глубинной. К. Юнг считал этот феномен основополагающим для того, чтобы раскрыть душевное и психическое состояние, влияющее на конкретные разновидности его поведения.

Но самое простое и понятное определение дали все те же Томас и Знанецкий. По их мнению, социальная установка личности – это такое усвоение определенной общественной ценности, которая, по сути, является ее субъективным осознанием. Другими словами, это общепринятая норма в виде индивидуального существования.

Возьму, к примеру, свободу. Каждый индивид воспринимает и следует ей по-своему. Поэтому и установочное состояние человека по отношению к этому явлению будет персональное.

Поэтому можно сказать о том, что это своеобразная форма взаимосвязи между индивидуумом и социумом. Одновременно она представляет собой и деталь психической структуры отдельного его участника и элемент системы общепринятых ценностей.

Что такое психологическая установка личности?

Каждая мысль, которая проносится у нас в голове, каждая фраза, которую мы мысленно повторяем про себя, каждое наше высказывание или суждение о самом себе, – это наши психологические установки.

Психологические установки могут быть длительными или кратковременными.

Установки зависят от нашего настроения, самочувствия, отношения к себе или к чему-то, от наших убеждений, принципов, мировоззрения и даже от наших желаний. Так, если вы хотите сегодня изменить свою жизнь, то вы можете использовать ту или иную психологическую установку.

Существуют также психологические установки личности, которые способствуют ее саморазвитию.

Каждая психологическая установка – это команда, отданная вашему мозгу

Психологические установки влияют на ваш образ мышления и концентрируют ваше внимание на исполнении того или иного желания. Установка на успех

Психологические установки формируются как бессознательно, так и осознанно

Когда у вас сформировалось какое — либо представление о себе, вы стремитесь – совершенно бессознательно – общаться с теми людьми, читать те книги, смотреть те фильмы, которые подтверждают ваши убеждения. Можно и осознанно использовать возможности психологических установок, чтобы изменить свой образ мышления. Меняйте минус на плюс

Формирование психологической установки личности

Этот процесс включает в себя проговаривание своих желаемых представлений о себе. Примерно, как в фильме «Самая обаятельная и привлекательная».

Желая стать обаятельной и привлекательной вы как бы убеждаете себя, что это так и есть благодаря регулярным повторениям определенной фразы. Эти фразы называются аффирмации, или психологические установки. Вы даете определенное задание себе и своему мозгу стать таким каким хотите стать. Или таким, каким представляете себя

При формировании психологических установок важно, чтобы они не содержали в себе заданий, которые вы не в состоянии выполнить. Или таких, которые вам, по вашей природе, совсем не соответствуют. Одной из функций психологических установок является развитие гармоничной личности, поэтому так важно выбирать аффирмации, которые не противоречат вашему внутреннему «Я».

Следите за тем, чтобы вы находились в хорошем настроении, когда проговариваете ту или иную аффирмацию. Если вы устали, или в плохом настроении, используйте ту установку, которая более соответствует вашему состоянию.

При проговаривании аффирмаций очень важно, то что вы чувствуете в этот момент. Каждая установка, которую вы произносите, должна вызывать в вашей душе приятное ощущение. И после произнесения установки вы должны почувствовать себя лучше.

Выберите одну или две установки. Не используйте все время одни и те же, а регулярно меняйте их, чтобы вы могли почувствовать, какие аффирмации вызывают у вас приятные ощущения и наиболее соответствуют стоящим перед вами целям.

Вы можете создать свою личную психологическую установку, а можете воспользоваться общими.

Примерные психологические установки личности

  • «Мои действия согласуются с моими мыслями»
  • «Я живу в согласии с природой и самим собой»
  • «Я полон творческих идей, которые приносят людям радость и счастье».

• Я преисполнен уверенности в себе и верю в свои силы. • Все события, происходящие в моей жизни, идут мне на пользу. • Я полон сил и энергии.

• Я обязательно достигну всех своих целей. • Моя внутренняя сила и уверенность в себе растут с каждым днем. • Я успешен во всем. • Я радуюсь всем событиям, которые могут научить меня чему-нибудь новому.

Другие психологические установки

  • Я помню о ценностях, которые для меня важны.
  • Я знаю, чего хочу и как этого добиться.
  • Я принимаю решения уверенно.
  • Я счастлив и успешен в работе и личной жизни.
  • Я сам создаю положительные события в своей жизни.

• Я ясно и отчетливо слышу свой внутренний голос. • Я благодарен судьбе и счастлив, что живу.

При выборе установки руководствуйтесь интуицией. Ведь та аффирмация, что вызывает приятное чувство является правильной для вас.

Проговаривайте психологическую установку в течение пяти минут снова и снова. Прочувствуйте ее положительное воздействие на вашу личность, как она способствует реализации ваших возможностей.

Подходящую для себя установку проговаривайте в течение дня настолько часто, насколько это возможно. Повторяйте ее перед тем, как лечь спать и утром сразу после пробуждения. Просто улыбнитесь и мысленно произнесите одну из психологических установок несколько раз.

Психологические установки или аффирмации?

Аффирмации – одно из лучших и действенных методов борьбы с нерешительность и сомнениями. Прибегайте к установкам особенно тогда, когда вас начинают одолевать негативные мысли.

Сомнения ведь тоже всего лишь мысли. Сомнения приобретают силу и власть над вами, только когда вы концентрируетесь на них. Так же как и аффирмацции.

Не стоит бороться с сомнениями. Лучше отбросьте сомнение в сторону так как будто оно не имеет к вам никакого отношения. Вместо сомнений проговорите несколько раз свою любимую психологическую установку и улыбнитесь.

Человек сам решает, какие мысли допускать, а какие отбрасывать. При помощи психологической установки вы по сути управляете своей жизнью.

Реферат по психологии «Социальные установки»

Филиал государственного автономного профессионального

образовательного учреждения Республики Хакасия

«АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»

РЕФЕРАТ

Социальные установки личности по В. А. Ядову

Мастер производственного обучения: Редькина Татьяна Леонидовна

Копьёво, 2019

Проблема установки в социальной психологии занимает, действительно, важнейшее место, так как именно формирование многочисленных установок личности позволяет определить, как усвоенный в процессе социализации общественный опыт преломляется личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках. Именно через установку возможно решение вопроса о регуляции поведения и деятельности человека.

Становление понятия социальная установка следует рассматривать в развитии двух традиций: отечественной общей психологии и западной социальной психологии.

Дмитрий Николаевич Узнадзе и его ученики рассматривают установку как первичное целостное недифференцированное состояние, которое предшествует сознательной психической деятельности и лежит в основе поведения. Отдельные акты поведения, вся психическая деятельность представляют собой явления вторичного происхождения. Установка — то опосредствующее образование между влиянием среды и психическими процессами, которое объясняет поведение человека, его эмоциональные и волевые процессы, т.е. выступает детерминантой любой активности организма. Так, мышление (а также творческая фантазия, труд и др.) возникает в ситуации затруднения актов поведения, вызванных определенной установкой, когда усложнение ситуации вызывает необходимость сделать специальным объектом исследования это затруднение.

Виды установок: диффузная, моторная, сенсорная, умственная, социальная — готовность к восприятию и к действию в определенном ключе.

В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд», который в литературе на русском языке переводится либо как «социальная установка», либо употребляется как калька с английского аттитюд. Для термина «установка» (в том смысле, который ему придавался в школе Д.Н.Узнадзе) существует другое обозначение в английском языке – «set». Изучение аттитюдов есть совершенно самостоятельная линия исследований, идущих не в русле развития идей установки («set») и превратившихся в одну из самых разработанных областей социальной психологии. Современная ситуация в американских исследованиях по проблематике аттитюда характеризуется обилием мини-теорий (Шихирев) и отсутствием какой-либо обобщающей теоретической концепции.

Термин «аттитюд», предложили в 1918 году американцы социолог и социальный психолог Уильям Айзек Томас и крупнейший социолог XX века Флориан Витольд Знанецкий. Позже было выработано множество определений этого понятия, уже через 10-12 лет их было более 100, но всеми исследователями понимание аттитюда включало следующее: аттитюд – психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта. Установки – это оценивающее отношение, так как они содержат позитивную или негативную реакцию на что-либо. Это состояние формируется на основе предшествующего опыта, оно обязательно оказывает направляющее и динамическое влияние на поведение человека.

Аттитюд служит удовлетворению каких-то важных потребностей субъекта, но надо было установить, каких именно. Были выделены четыре функции аттитюдов:

  1. приспособительная (иногда называемая утилитарной, адаптивной) – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;
  2. функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;
  3. функция выражения (иногда называемая функцией ценности, саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;
  4. функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

Все эти функции аттитюд способен выполнить потому, что обладает сложной структурой.

Позднее, в 1942 году Брюстер М. Смит находит в структуре аттитюда три компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий (конативный). По его мнению, социальная установка – не что иное, как осознание, оценка и готовность действовать.

Аффективный компонент установок – предрассудки. Суть предрассудков заключается в негативном предвзятом мнении о какой-либо группе и об ее отдельных представителях. Хотя в некоторых определениях предрассудков содержится также и упоминание о позитивной предвзятости, тем не менее, термин «предрассудки» практически всегда используется для обозначения негативных тенденций. Гордон Оллпорт в своем классическом труде «Природа предрассудков» назвал предрассудки «антипатией, основанной на ошибочном и негибком обобщении»

Наиболее основательно изучены расовые и гендерные предрассудки.

Благодаря мобильности людей и миграционным процессам, которыми были отмечены два последних столетия, расы, населяющие мир, перемешались, и их взаимоотношения порой бывают враждебными, а порой — дружескими. Однако опросы и сегодня выявляют людей, не лишенных предрассудков. Согласие или несогласие с утверждением «Я, скорее всего, буду чувствовать себя неловко, танцуя с чернокожим кавалером (с чернокожей дамой) в общественном месте» дает более верное представление о расовых установках белого человека, чем согласие или несогласие с утверждением «Я, скорее всего, буду испытывать неловкость, если вместе со мной в автобусе окажется чернокожий (чернокожая)». Многие люди, вполне благосклонно относящиеся к «национальному разнообразию» на работе или в учебном заведении, тем не менее, проводят свободное время в обществе людей своей расы, среди них выбирают себе возлюбленных и спутников жизни. Это помогает понять, почему, по данным опроса студентов 390 колледжей и университетов, 53% афроамериканцев ощущают себя исключенными из «социальных контактов». (Об этом сообщили 24% американцев азиатского происхождения, 16% американцев мексиканского происхождения и 6% американцев европейского происхождения.) И проблема этих отношений большинства и меньшинства не только в том, что большинство – белые, а меньшинство – цветные. В баскетбольных командах НБА белые игроки (а в данном случае именно они и составляют меньшинство) ощущают аналогичную оторванность от своих товарищей по команде.

Предрассудки и дискриминационное поведение могут быть не только открытыми, но и скрытыми за какими-нибудь другими мотивами. Во Франции, Великобритании, Германии, Австралии и в Нидерландах на смену вульгарному расизму приходят замаскированные расовые предрассудки в виде преувеличения этнических различий, менее благожелательного отношения к эмигрантам – представителям национальных меньшинств и их дискриминации по соображениям якобы нерасового характера. Некоторые исследователи называют этот скрытый расизм «современным расизмом», или «культурным расизмом».

Когнитивный компонент установок представляют стереотипы. Термин взят из полиграфии – стереотип дословно означает отпечаток. Выдающийся журналист УолтерЛипманн, который в 1922 году первым вел термин стереотип и описал различие между реальностью стереотипами, называл их «маленькими картинками, которые мы носим в своих головах».

Стереотипы могут быть и позитивными и негативными, более того, люди часто придерживаются позитивных стереотипов относительно групп, против которых они имеют негативные предубеждения. Например, люди, которым не нравятся сограждане азиатского происхождения, могут, тем не менее, считать их умными и хорошо воспитанными.

Причинами возникновения стереотипов обычно является недостаток знаний, догматичное воспитание, неразвитость личности или остановка по каким-то причинам процессов ее развития.

Стереотипы – это обобщенные представления о группе людей и что как таковые они могут быть верными, ложными и излишне обобщенными по сравнению с содержащимся в них «рациональным зерном». Стереотипы бывают, полезны и необходимы как форма экономии мышления и действий в отношении достаточно простых и стабильных объектов и ситуаций, адекватное взаимодействие с которыми возможно на основе привычных и подтверждаемых опытом представлений.

Согласно гендерным стереотипам мужчины и женщины различаются своими социально-психологическими характеристиками. Большинство людей придерживаются того мнения, что мужчинам присущи такие качества, как независимость, самостоятельность, эмоциональная сдержанность, деловитость и профессионализм, а женщинам — мягкость, эмоциональность, нерешительность, беспомощность, зависимость. Оценка всех этих качеств, входящих в тендерные стереотипы, неоднозначна и зависит от мировоззренческих и установочных позиций человека.

Действительно, среднестатистические мужчина и женщина несколько отличаются друг от друга по таким параметрам, как общительность, эмпатия, социальное влияние, агрессивность и сексуальная инициатива, но не по интеллекту. Однако индивидуальные различия между мужчинами и женщинами варьируются в широких пределах, и нередки случаи, когда стереотипы вообще используются «не по адресу». Более того, гендерные стереотипы нередко преувеличивают различия, которые на самом деле незначительны;

Менее заметным, но, возможно, не менее сильным является эффект осознания человеком того, что другие придерживаются негативных предубеждений и стереотипов относительно группы, к которой он или она принадлежит. Клод Стил и Джошуа Аронсон выдвинули гипотезу, что угроза стереотипа – страх подтвердить негативные стереотипы других затрудняет для человека выполнение задачи на уровне своих настоящих возможностей. В серии экспериментов, предпринятых для проверки этой идеи, студентам предлагали ответить на трудные вопросы, взятые из устного раздела выпускного экзамена. Чернокожие студенты справлялись с задачей хуже, чем позволяли им их способности, но только если их расовая принадлежность делалась хорошо заметной и они были убеждены, что плохой ответ подтвердит культурный стереотип о более низком интеллекте людей черной расы по сравнению с белыми.

Поведенческий компонент установки проявляется в дискриминации. Под дискриминацией обычно называют несправедливое обращение с другими людьми, основанное на их принадлежности к группе. Предубеждение и дискриминация – это процессы, которые происходят на индивидуальном уровне. Когда схожие процессы происходят на групповом или организационном уровне, их называют различными «измами» и институциональной дискриминацией.

Джейн Элиот – американская педагог и антирасист, стала всемирно известной после изобретенного ею психологического эксперимента, показывающего беспочвенность и полную необоснованность расовой дискриминации. 5 апреля 1968 года она начала урок с того, что спросила детей, что они думают о неграх. Дети начали отвечать, в основном приводя различные расовые стереотипы, вроде того, что все негры умственно отсталые, или что они не в состоянии выполнять какую бы то ни было работу. Тогда Джейн спросила детей, хотят ли они узнать, каково это – быть негром и они согласились. Элиот разделила учеников на две группы – детей со светлыми, голубыми глазами поместила в привилегированную группу, а детей с темными, карими глазами сделала притесняемой кастой. В день эксперимента голубоглазым разрешалось играть в новом гимнастическом зале, на ланч они могли получить вторую порцию, перемена для них была увеличена на пять минут, Элиот хвалила их за усердие и хорошие ответы на уроках. Другая группа, напротив, была всех этих привилегий лишена и, кроме того, Элиот повязала всем кареглазым ученикам на шею ленты. В первый же день результаты эксперимента были ошеломляющими – голубоглазые начали вести себя заносчиво и высокомерно, пренебрежительно обращаясь с представителями другой группы. Оценки у голубоглазых улучшились, даже у тех учеников, кто раньше проявлял себя хуже. С кареглазыми ситуация была совершенно обратной – они стали тихими и подчиненными, даже те, кто ранее проявлял доминирующие позиции в классе. Они не справлялись с простыми заданиями, которые раньше не вызывали никаких затруднений. На следующий день Джейн провела этот же эксперимент, но поменяв группы ролями. И снова повторилась та же ситуация – ранее раболепные и тихие кареглазые стали теперь едко и насмешливо относиться к голубоглазым, а те в свою очередь уже не проявляли то высокомерие, которое выказывали днем раньше, сделавшись приниженными и подавленными. В 14:30 Джейн прекратила эксперимент – позволила голубоглазым снять с шеи ленты и дети бросились с плачем в объятья друг друга.

Далее Джейн провела еще серию подобных экспериментов в последующих годах с другими детьми. Ее опыты вызвали бурные споры среди педагогов и психологов и вывели понимание расовой проблемы на новый уровень. Эксперимент показал, что отсталость, не успешность и другие неблагоприятные особенности темнокожих расовых групп вызваны не изначальным происхождением, а притеснением их со стороны доминирующей расы.

Расизм, сексизм, эйджизм – вот лишь несколько примеров из множества предвзятых мыслей и чувств, которых большие группы людей могут таить по отношению к другим группам, основываясь на их биологических, социологических или психологических характеристиках

Институциональная дискриминация – это дискриминация, которая имеет место на уровне большой группы, общества, организации или института. Это неравные или несправедливые модели поведения или предпочтительное отношение к людям со стороны большой группы или организации исключительно на основании принадлежности к группе. Данные паттерны могут быть или не быть сознательными и преднамеренными. Мы ежедневно встречаемся с сообщениями о подобной институциональной дискриминации, происходящей в системе образования, коммерческих и производственных организациях, правовой и судебной системах, профессиональном спорте.

Три компонента были выявлены в многочисленных экспериментальных исследованиях. Хотя они дали интересные результаты, многие проблемы так и остались нерешенными. Еще одно затруднение возникло по поводу связи аттитюда с реальным поведением. Это затруднение было обнаружено после осуществления известного эксперимента Ричарда Лапьера в 1934 г.

Лапьер с двумя студентами-китайцами путешествовал по США. Они посетили 252 отеля и почти во всех случаях (за исключением одного) встретили в них нормальный прием, соответствующий стандартам сервиса. Никакого различия в обслуживании самого Лапьера и его студентов-китайцев обнаружено не было. После завершения путешествия (спустя два года) Лапьер обратился в 251 отель с письмами, в которых содержалась просьба ответить, может ли он надеяться вновь на гостеприимство, если посетит отель в сопровождении тех же двух китайцев, теперь уже его сотрудников. Ответ пришел из 128 отелей, причем только в одном содержалось согласие, в 52% был отказ, в остальных уклончивые формулировки. Лапьер интерпретировал эти данные так, что между аттитюдом (отношение к лицам китайской национальности) и реальным поведением хозяев отелей существует расхождение. Из ответов на письма можно было заключить о наличии негативного аттитюда, в то время как в реальном поведении он не был проявлен, напротив, поведение было организовано так, как если бы совершалось на основании позитивного аттитюда.

Этот вывод получил название «парадокса Лапьера» и дал основания для глубокого скептицизма относительно изучения аттитюда. Оказалось, реальное поведение не строится в соответствии с аттитюдом. Упадок интереса к аттитюдам в значительной мере был связан с обнаружением этого эффекта.

Таким образом, установка является психологическим механизмом регуляции как бессознательной, так и осознанной активности субъекта, она “обслуживает” и простейшие, и сложнейшие формы социального поведения. Механизм “срабатывания” социальной установки зависит не только от потребностей, ситуации, их удовлетворения, но и мотивации совершения конкретного поступка личностью или группой людей. Это зависит от так называемой диспозиции, в которой оказывается субъект деятельности.

Ленинградский социолог В.А. Ядов, разработал свою оригинальную диспозиционную концепцию социальной установки.

Диспозиция (или предиспозиция) – готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности. В персоналистской психологии (В. Штерн) диспозиция обозначает причинно не обусловленную склонность к действиям, в теории личности Г. Олпорта — многочисленные черты личности (от 18 до 5 тысяч), образующие комплекс предрасположенностей к определенной реакции субъекта на внешнюю среду. В отечественной психологии термин «диспозиция» используется преимущественно для обозначения осознанных готовностей личности к оценкам ситуации и поведению, обусловленных ее предшествующим опытом.

В концепциях «аттитюдов» или социальной установки также подчеркивается их прямая связь с определенной (социальной) потребностью и условиями деятельности, в которых потребность может быть удовлетворена. Смена и закрепление (фиксирование) социальной установки также обусловлены соответствующими отношениями между потребностями и ситуациями, в которых они удовлетворяются.

Следовательно, общий механизм образования фиксированной установки на том или ином ее уровне описывается формулой П —> Д <�— С,

где П — потребность, Д — диспозиция, С — ситуация или условия деятельности.

И потребности, и ситуации деятельности, и сами диспозиции образуют иерархические системы. Что касается потребностей, то выделение в них потребностей первого (низшего) уровня как психофизиологических или витальных, а также более возвышенных, социальных — общепринято.

В.А. Ядов в рамках своей концепции структурировал потребности по уровням включения личности в различные сферы социального общения, социальной деятельности. Эти уровни включения человека в различные сферы социального общения можно обозначить как:

  • первичное включение в ближайшее семейное окружение,
  • в многочисленные так называемые контактные коллективы или малые группы,
  • в ту или иную сферу трудовой деятельности,
  • включение через все эти каналы, а также и многие другие в целостную социально-классовую систему через освоение идеологических и культурных ценностей общества.

Основанием классификации служит здесь как бы последовательное расширение границ активности личности, потребность или нужда в определенных и расширяющихся условиях полноценной жизнедеятельности человека.

Условия деятельности или ситуации, в которых могут быть реализованы те или иные потребности личности, также образуют некоторую иерархическую структуру.

За основание структуризации принимается длительность времени, в течение которого сохраняется основные характеристики данных условий, (т.е. ситуацию деятельности можно принять как устойчивую или неизменную).

Низший уровень такой структуры образуют предметные ситуации, особенность которых в том, что они создаются конкретной и быстро изменяющейся предметной средой. В течение краткого промежутка времени человек переходит из одной такой «предметной ситуации» в другую.

Следующий уровень – условия группового общения. Длительность подобных ситуаций деятельности несравненно больше. В течение значительного времени основные особенности группы, в которой протекает деятельность человека, сохраняются неизменными.

Еще более устойчивы условия деятельности в той или иной социальной сфере – в сферах труда, досуга, семейной жизни (в быту).

Наконец, максимальная устойчивость во временном отношении (и по сравнению с указанными выше) свойственна общим социальным условиям жизнедеятельности человека, которые составляют основные особенности (экономические, политические, культурные) социальной «ситуации» его активности.

Иными словами, социальная обстановка претерпевает существенные изменения в рамках «исторического» времени; условия деятельности в той или иной социальной сфере (например, в сфере труда) могут изменяться несколько раз в течение жизни человека; условия групповой ситуации изменяются в течение лет или месяцев, а предметная среда — в считанные минуты.

Обратимся теперь к центральному члену нашей схемы П —> Д <�— С, т.е. к диспозициям личности, эти диспозиционные образования также формируются в некоторую иерархию.

  1. К низшему ее уровню относятся, по-видимому, элементарные фиксированные установки. Они формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях. Эти установки как закрепленная предшествующим опытом готовность к действию лишены модальности (переживание «за» или «против») и неосознаваемы (отсутствуют когнитивные компоненты). Согласно Д.Н. Узнадзе, сознание участвует в выработке установки, когда привычное действие наталкивается на преграду и человек объективирует собственное поведение, осмысливает его, когда акт поведения становится предметом осмысления. Не являясь содержанием сознания, установка «лежит в основе этих сознательных процессов».
  2. Второй уровень диспозиционной структуры – социальные фиксированные установки, точнее – система социальных установок. В отличие от элементарных поведенческих готовностей социальная установка обладает сложной структурой. Она содержит три основных компонента: эмоциональный (или оценочный), когнитивный и собственно поведенческий. Иными словами, это «аттитюд» или «отношение». Социальные установки образуются на базе оценки отдельных социальных объектов (или их свойств) и отдельных социальных ситуаций (или их свойств).
  3. Следующий диспозиционный уровень – общая направленность интересов личности в ту или иную сферу социальной активности, или базовые социальные установки. С некоторым упрощением можно полагать, что данные установки формируются на основе сложных социальных потребностей приобщения к определенной сфере деятельности и включения в эту сферу. В этом смысле направленность личности представляет собой идентификацию с той или иной областью социальной деятельности. Например, можно обнаружить доминирующую направленность в сферу профессиональной деятельности, в сферу досуга, на семью (основные интересы концентрированы на семейной жизни, воспитании детей, создании домашнего уюта и т.п.). Предполагается, что социальные установки этого уровня также содержат три компонента: когнитивный, эмоциональный (оценочный) и поведенческий. Притом когнитивные образования таких диспозиций намного сложнее, чем образования низшего уровня. Вместе с тем общая направленность личности более устойчива, чем установки на отдельные социальные объекты или ситуации.
  4. Высший уровень диспозиционной иерархии образует система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей. Система ценностных ориентаций является идеологической по своей сущности. Она формируется на основе высших социальных потребностей личности (потребность включения в данную социальную среду в широком смысле как интернализация общесоциальных, социально-классовых условий жизнедеятельности) и в соответствии с общесоциальными условиями, которые дают возможности реализации определенных социальных и индивидуальных ценностей.

Целесообразность включения в регуляцию деятельности определенного диспозиционного образования, фиксированного в прошлом опыте, непосредственно зависит от потребностей соответствующего витального или социального уровня и от уровня ситуации или условий деятельности.

Для регуляции поведения на уровне элементарного поведенческого акта в некоторой предметной ситуации может оказаться адекватной та или иная элементарная фиксированная установка; для регуляции социально значимого поступка в данных обстоятельствах ведущие диспозиции, скорее всего, извлекаются из системы фиксированных социальных установок; в случае регуляции деятельности в определенной социальной сфере «ответственность» за общую готовность несут базовые социальные установки, направленность интересов личности, а в регуляции социальной деятельности личности в целом доминирующее значение приобретают ее ценностные ориентации как высший уровень диспозиционной иерархии.

Однако в определенных условиях относительно элементарный поведенческий акт может регулироваться диспозицией более высокого уровня, как это имеет место в случае, если данному поступку в силу сложившихся обстоятельств придается необычное социальное значение.

Исходя из представлений о диспозиционной регуляции поведения, когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, отражающие основные свойства диспозиционной структуры, образуют как бы относительно самостоятельные подсистемы в рамках общей диспозиционной иерархии. Основанием к такому предположению служат экспериментальные данные исследований «аттитюд».

Разработка предложенной концепции ликвидирует «вырванность» социальной установки из более широкого контекста и отводит ей определенное, важное, но ограниченное место в регуляции всей системы деятельности личности.

Теперь, с точки зрения диспозиционной регуляции поведения легко объясняется парадокс Лапьера: случаи несоответствия между той или иной социальной установкой и наблюдаемым поступком можно объяснить тем, что ведущая роль в регуляции поведения принадлежала диспозиции иного уровня. Так, ценностная ориентация на престиж заведения диктовала отрицательный ответ относительно обслуживания цветных. И та же самая ориентация предполагает соблюдение принятых правил обслуживания, если клиент, что называется, «стоит на пороге».

Одна из главных проблем, возникающих при изучении социальных установок, это проблема их изменения. Обыденные наблюдения показывают, что любая из диспозиций, которыми обладает конкретный субъект, может изменяться. Выдвинуто много различных моделей объяснения процесса изменения социальных установок. Эти объяснительные модели строятся в соответствии с теми принципами, которые применяются в том или ином исследовании.

  1. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М., 1979.
  1. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. М., 1997.
  1. Диспозиционная концепция личности В.А. Ядова [Электронный ресурс] / статья (дата обращения 11.01.2019). Режим доступа — https://students-library.com/library/read/60109-dispozicionnaa-koncepcia-licnosti-va-adova

Понятие и основные виды

Современная социология и психология включают в себя различные определения социальных установок. Чаще всего для пояснения этого термина используется трактовка Гордона Олпорта. По американскому психологу, социальная установка – это такое психологическое состояние индивида, при котором личность готова вести себя определенным образом, согласно прошлому опыту «столкновения» с объектом.

Г. Олпорт

В социально-психологической литературе можно встретить 5 основных вида социальных установок:

  1. Перцептивную. Аттитюд характеризуется готовностью индивида видеть то, что он хочет видеть.
  2. Ситуативную, при которой человек готов по-разному вести себя по отношению к одному и тому же объекту, в зависимости от обстоятельств.
  3. Социальную, нацеленную на объект. Для этого аттитюда характерны конкретные действия индивида вне зависимости от сложившейся ситуации.
  4. Генерализованную или общую. На возникновение аттитюда влияет совокупность одинаковых объектов.
  5. Частную или парциальную. Установка на счет определенного объекта возникает на основании личного опыта индивида.

В зависимости от модальности, аттитюды бывают:

  • положительными или позитивными;
  • отрицательными или негативными;
  • нейтральными;
  • амбивалентными.

Основные функции социальных установок

Для аттитюдов характерны 4 ключевые функции:

  1. Утилитарная, адаптивная или инструментальная. Соц. установка занимает 1-е место среди важных аттитюдов. Механизм действия направлен на помощь индивиду достигать поставленных целей. Также функция способствует приспособлению индивида к обстановке, уменьшению потери и увеличению вознаграждения. Аттитюд влияет на идентификацию личности в группе.
  2. Эгозащитная. Способствует разрешению конфликтов внутри личности. Защищает индивида от травмирующей информации, которая может негативно сказаться на психике. Функция позволяет направить человека по более «щадящему» пути.
  3. Самореализующая. Помогает человеку раскрыть собственные способности и организовать поведение таким образом, чтобы удовлетворить необходимые потребности. Благодаря аттитюдам, индивид самореализуется и начинает понимать, какой личностью является.
  4. Организационная. Основное направление этой функции заключается в том, чтобы упорядочить окружающий мир. При помощи установок индивид оценивает полученные знания и соотносит их с собственными целями, интересами и мотивами. Аттитюд помогает изучать новую информацию в процессе социального познания. Это способствует решению многих проблем.

Структура и компоненты социальной установки

Ученым М. Смитом в 1942 году была определена трехкомпонентная структура социальной установки. В нее входят:

  1. Когнитивный компонент. Для него характерно наличие знаний у субъекта о той сфере жизни, к которой относится та или иная установка.
  2. Аффективный компонент. Выражается в эмоциональных оценках, чувствах и переживаниях, связанных с событиями, объектами или процессами.
  3. Поведенческий компонент. Характеризуется реальными действиями, которые может совершить личность в отношении рассматриваемого объекта.

Поведенческий компонент

Компоненты аттитюдов могут как пересекаться, так и существовать по отдельности.

Важно! Если все составляющие структуры не находятся в противоречии друг с другом, значит, установки можно считать согласованными.

Например, наличие благоприятного фона, позитивных знаний и положительных действий говорит о присутствии гармоничных аттитюдов. При несогласованных социальных установках будет наблюдаться хаос из негативной информации, положительного отношения и нейтральных действий.

Чтобы совершать последовательные шаги, человеку требуются согласованные аттитюды. В противном случае индивида будут мучить амбивалентные чувства, а в его поведении начнут преобладать противоречивые действия.

Какие подходы используются

На формирование социальных установок могут оказать влияние следующие подходы:

  • когнитивный;
  • мотивационный;
  • структурный;
  • бихевиористский;
  • генетический.

При когнитивном подходе установки формируются в результате желания индивида разрешить возникшие внутренние конфликты, которые появляются из-за когниций и аттитюдов.

Генетическое направление предполагает, что развитие всех установок неразрывно связано с врожденными особенностями личности:

  • темпераментом;
  • интеллектуальными способностями;
  • биохимическими реакциями.

Подобные «врожденные» аттитюды считаются наиболее прочными, в отличие от «приобретенных».

Врожденные и приобретенные формы поведения

При бихевиористском подходе установки понимаются как промежуточные переменные между внешним миром и объективными стимулами. Поэтому в формировании аттитюдов субъект практически не принимает участия. Развитие осуществляется при помощи:

  • наблюдений за поведением других индивидов и анализа последствий;
  • позитивных подкреплений;
  • формирования между существующими аттитюдами и стимулами ассоциативных связей.

В рамках структурного подхода развитие аттитюдов осуществляется посредством сравнения с установками окружающих людей. Индивид начинает «корректировать» собственные мировоззренческие и ценностные взгляды, чтобы соответствовать той или иной общественной категории лиц.

Для мотивационного подхода основой в развитии социальных установок выступает ряд взвешенных аргументов «за» и «против» того или иного аттитюда.

Изменение социальных установок

В течение жизни человека происходит не только формирование социальных установок, но и их изменение.

Дополнительная информация. Именно эта черта отличает аттитюды от других психологических особенностей личности.

Пример, формирование и изменение характера, способностей, темперамента осуществляются медленно и незначительно в течение всей жизни, а трансформация социальных установок может происходить стремительно и неоднократно. Поэтому, чтобы предсказать поведение индивида, необходимо, в первую очередь, обращать внимание на его аттитюды, а не другие свойства личности.

Главными целями изменения установок считаются:

  • добавление знаний;
  • корректировка взглядов;
  • исправление отношений с другими людьми.

Лучше всего изменение аттитюдов осуществляется за счет внушения. Реализовываться оно может посредством:

  • авторитетных личностей;
  • убеждений родителей;
  • средств массовой информации.

Для изменения установок большое значение имеет близость в психологическом или социальном плане того или иного источника информации.

Изменение социального мировоззрения

Важно! Если у личности нет доверия к субъекту, пытающемуся cкорректировать его аттитюды, положительного результата не будет.

Также на скорость и качество изменения убеждений влияют порядок и содержание поступающей информации. Первые сведения оказывают наиболее сильное влияние на аттитюды, чем последующие. В том случае, если человек предупрежден о том, что нельзя с доверием относиться к изначальным материалам, впоследствии эта первичная информация не будет восприниматься индивидом всерьез.

Дополнительная информация. Если личность сначала получила сведения, а затем узнала об их недостоверности, то в большинстве случаев эта информация не сможет повлиять на изменение установок.

Простота излагаемого материала – важный ключ к коррекции аттитюдов. В сложных и искаженных сведениях индивиду разбираться не захочется.

Психологические установки – неотъемлемая часть каждого индивида. Чтобы научиться использовать их во благо, необходимо не только осознавать их наличие, но и заниматься саморефлексией. Глубинная работа с собственными эмоциями, чувствами и убеждениями поможет избавиться от внутренних барьеров и улучшить жизнь и взаимоотношение с социумом.

Изменение социальных установок

Установки личности в процессе общения, социального взаимодействия могут изменяться. Причина этого заключается в том, что в процессе общения всегда есть элемент влияния на другого человека, есть попытка изменить его установки. Установки образуют систему, они связаны между собой, поэтому быстрого изменения не происходит.

В системе установок есть центральные фокальные установки, и есть периферийные, с небольшим количеством взаимосвязей, вот они то и поддаются более быстрому изменению. Фокальные установки связаны с мировоззрением личности, моральным кредо, а главная центральная установка – это установка к собственному «Я», вокруг которой строится вся система установок. Изменить фокальную установку можно при условии её удаления, что может привести к разрушению всей целостности личности.

Таким образом, изменение центральной установки болезненно и происходит очень редко.

При изменении какой-либо установки возможны такие ситуации:

  • соседние установки меняются по эмоциональному знаку с (+) на (-) и по интенсивности, что возможно для периферийных установок;
  • возможное изменение степени важности, значимости установки;
  • изменение принципа связи между соседними установками.

Социальные и политические установки отличаются в зависимости от возраста человека – чем старше человек, тем консервативнее его установки.

Изменение и формирование установок происходит в ходе реальной деятельности человека, его вовлечения в ту или иную группу.

Групповое влияние очень сильно и заставляет своих членов отказаться от прежних установок, изолируя, таким образом, человека от общества, что приводит к «социальному коллапсу». Человек теряет способность к критическому мышлению и его единственной реальностью становится жизнь группы.

Мало изменяющиеся социальные установки постепенно перерастают в стереотипы и предрассудки.

Стереотипы являются плодом личного опыта, а предрассудок – это социальная установка с искаженным содержанием её когнитивного компонента.

Можно ли изменить социальные установки?

На этот вопрос нельзя ответить однозначно, потому что до сих пор непонятно, как именно формируются социальные установки. Как мы писали выше, существует несколько теорий на этот счет: кто-то считает, что они формируются генетически, кто-то – что они являются приобретенными.

Если исходить из того, что научиться можно всему, то, пожалуй, ответ – да, социальные установки можно изменить. Но чтобы поменять себя полностью, нужно сфокусироваться на глубинном уровне – уровне ценностей, моральных и религиозных убеждений.

Вид торта напоминает кому-то о неудачном дне рождения в детстве, а кто-то вспоминает, как отлично провел время в кругу семьи. Через какое-то время мнения этих двух людей могут измениться под влиянием будущего опыта. Человек также любит подражать поведению других людей, пусть не всегда признается в этом. Поэтому социальные установки рождаются и умирают постоянно.

Необходима полная осознанность и саморефлексия для того, чтобы изменить разрушительные установки и заменить их на продуктивные. Это процесс достаточно длительный, поэтому вам понадобится терпение.

И последнее. Как можно чаще задавайте себе три вопроса:

  • Почему я поступаю именно так, а не иначе?
  • Почему я мыслю именно так, а не иначе?
  • Почему я чувствую себя в этой ситуации так, а не иначе?

Ответы на эти вопросы, размышления и саморефлексия помогут выявить корни многих глубинных установок и изменить их в случае необходимости.

Установки и ролевое поведение

Частью процесса социализации личности является освоение социальных ролей, что является обязательным условием для «врастания» индивида в общество.

Определение 3

Социальная роль – это способ поведения людей в зависимости от занимаемого ими положения, соответствующий принятым нормам.

Любой человек за время своей жизни входит в ту или иную социальную группу, где занимает определенное положение и к нему предъявляются определенные ожидания. В каждой группе человек должен вести себя в соответствии с требованиями группы, т.е. выступать в разных ролях.

Замечание 1

Социальная роль – это своеобразный устойчивый шаблон поведения для определенного статуса, который отвечает на вопрос – кто этот человек, какие у него права и обязанности.

Положение в обществе определяет только один статус – главный или интегральный.

Когда человек усваивает свою социальную роль, он усваивает и социальный стандарт поведения, и, как бы со стороны, учится оценивать себя, осуществлять самоконтроль. На самосознание человека, на его личность каждая социальная роль накладывает свой отпечаток, для исполнения которой человек мобилизует ресурсы своего организма и психики.

При выполнении роли, не соответствующей индивидуальному «Я», может возникнуть внутриличностный конфликт.

Внутриличностные конфликты могут быть следующие:

  • возможности собственного «Я» ниже возможностей социальной «роли»;
  • социальная роль ниже возможностей «Я» и является для человека недостойной и унизительной

Осваивать ту или иную роль человека побуждают в основном внутренние мотивы, потребности, желания.

Социальные роли, выполняемые человеком в реальной жизни, могут иметь противоречивые требования, а для того, чтобы сохранить целостность своего «Я», возникает необходимость в каком-то механизме.

Этим механизмом является функциональный орган и сама личность, позволяющая интегрировать свое «Я», осуществлять нравственную оценку своих поступков, отказываться от одного в пользу другого. Ролевое поведение развитая личность может использовать как инструмент адаптации к той или иной социальной ситуации.

Социальная роль – это проявление внешнего «Я», а существует ещё внутреннее «Я». Внешнее поведение может быть образцовым, сам человек – законопослушным гражданином, а в своем внутреннем мире это может быть бунтарь.

Исходя из социального статуса и его требований, ролевое поведение человека детерминирует главным образом социальное «Я», демонстративное «Я», также ожидаемое другими, отраженное «Я» и реальное «Я» личности.

Социальные роли, исполняемые человеком, закрепляют у него соответствующие шаблоны поведения, мнения, взгляды, отношения, установки, оказывают большое влияние на стиль речи, одежду, образ жизни.

При изменении социальных ролей может произойти изменение поведения, взглядов, ценностей, установок личности.

Формирование социальных установок

Отметим, что их становление является постепенным и порой даже незаметным. Ведь то, что мы обобщили сегодня, через пару недель становится для нас твердым убеждением.

Мыслительная деятельность работает по конкретному алгоритму, разработанному на обобщениях и оценках. Такая программа делает функционирование мозга гораздо легче. Ведь ему не приходится каждый раз, когда человек сталкивается уже со знакомым ему явлением, тратить энергию на его анализ. Так как у него уже присутствует схема, приводящая к быстрым действиям.

Основная характеристика этого феномена состоит в его многогранности. Ведь одновременно он представляет собой умения и навыки, ощущения и эмоции, реакции и стремление поступать определенным образом.

Но аттитюд может не только помогать, но и создавать препятствия. Конечно, с его помощью мы фокусируемся на важных вещах, но в то же время, такие шаблоны могут вывести на неверный путь. Понять, что хорошо, а что нет, а также избавиться от мешающих убеждений я помогу вам на моей личной консультации.

Я уже рассказала о том, как социальные установки связаны с поведением личности и что это такое вообще. Но такое сложное понятие категорически нельзя рассматривать с одного ракурса. Ведь термин существует в разных направлениях психологии. О чем и стоит упомянуть.

Уровни

  • простейшая форма – регулирует поведение в быту;
  • социальная;
  • базовая общественная – отношение личности к ее областям жизни (профессия и работа, интересы, семья);
  • инструментальная — принятие и приобщение к комплексу норм, сложившемуся в социуме.

Аттитюд контролирует деятельность на 3 иерархических этапах:

  1. Смысловой – носит общий характер и обусловливает позицию людей к предметам и событиям, имеющим важное для них значение.
  2. Целевой. Определяет относительно устойчивое протекание функционирования и имеет связь с желанием довести выполнение задачи до логического завершения.
  3. Операциональный. Восприятие конкретного явления происходит посредством предыдущего опыта, а также с помощью прогноза возможностей продуктивных поступков и принятия решений при определенных обстоятельствах.

Способность к изменению

Однозначно сказать об этом невозможно, так как до сих пор точно неясно, как они формируются. Конечно, существует множество теорий, и основные из них я описала выше, но к общему выводу ученые так и не пришли.

Если опираться на убеждение, что получить возможно любые навыки, то, пожалуй, можно сказать, что и аттитюды изменчивы. Но чтобы это сделать, необходимо сфокусироваться на уровне более глубоком – ценностей, религиозных и нравственных принципов.

Яркий пример психологической установки: один человек при виде праздничного торта вспоминает о неудачном торжестве, а другой, наоборот, испытывает положительные эмоции, воскрешая в памяти приятный вечер в кругу родных и близких. Но со временем такое восприятие может измениться, и на это окажет огромное влияние будущий опыт.

Помимо этого, личность, пускай даже неосознанно, подражает действиям других. Именно поэтому аттитюды возникают и исчезают регулярно. Но для того чтобы их изменить, понадобится абсолютная осознанность и саморефлексия. Это поможет сменить разрушительные убеждения на более эффективные и разрешить многие внутренние конфликты.

Социальное влияние с точки зрения исследования социальных установок

Вещи, явления и события в мире не являются по своей сути хорошими или плохими, красивыми или уродливыми, значительными или незначительными, маленькими или большими; они приобретают смысл или значение только благодаря нашему восприятию. В этом контексте древнегреческий философ-скептик Протагор утверждал, что человек является мерой всех вещей. Именно он определяет или «измеряет» вещи. И, как гласит известная поговорка, «каждый меряет своей мерой». Отношения, о которых мы будем говорить, — это именно те «планки» или «меры», с помощью которых люди измеряют или определяют вещи.

Человек не просто знает о каждом явлении. К объекту познания он формирует определенное отношение. Например, ваше отношение к оперному искусству может быть как положительным, так и отрицательным. Нам могут нравиться одни люди и не нравиться другие. Точно так же есть люди, которым мы нравимся, и те, кому мы не очень нравимся. На это они отвечают: «Одному нравится поп, а другому — попова дочка».

Наше отношение к людям, явлениям, вещам и событиям определяется многими факторами, но в конечном итоге — нашими оценками. На самом деле, социальная установка — это наше отношение к кому-то или чему-то, сформированное на основе знаний и оценок. Самоконцепция или самосознание — это отношение человека к самому себе. По-другому можно сказать, что самосознание — это отношение человека к самому себе.

Это самовосприятие также основано на оценке — самооценке. В то же время большинство людей имеют чисто позитивное отношение к себе, иногда даже очень позитивное. С точки зрения клинических психологов, это хороший симптом, поскольку высокая самооценка — залог психического здоровья. Правильно, если это не приводит к эксцессам в виде нарциссизма, эгоизма, самопоглощения, мании величия и других социальных и психотических расстройств личности.

Отношение — это прототипы и стереотипы, другие когнитивные схемы, которые мы обсуждали при обсуждении социального познания. Наше отношение к другим людям, событиям и даже вещам во многом определяется нашим отношением к себе, другими словами, нашим самовосприятием.

Очевидно, что наше отношение к чему-то или кому-то так или иначе влияет на наше поведение. Другими словами, отношение и поведение людей как-то связаны между собой. Следовательно, влияя на отношение, мы можем повлиять и на поведение. Однако сегодня мы с полным основанием можем утверждать обратное: изменив поведение людей, мы можем изменить и их отношение. Конечно, это утверждение звучит необычно с точки зрения традиционных подходов к психологии, но теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера утверждает именно это. На этом же настаивает и теория Я-концепции Дерила Бема.

Уильям Томас и Флориан Знанецкий считали, что отношение — это двойная ценность человека для общества; и что деятельность в любой форме — это не что иное, как связь между ними. Отношение — это процесс индивидуального сознания. Она определяет фактическую или потенциальную активность человека в обществе. В силу своей связи с индивидуальным сознанием и деятельностью стоимость отличается от природной вещи. В силу своей связи с деятельностью, а значит, и с социальным миром, отношение не тождественно физическому состоянию.

Г. Алфорт определяет атрибуты установки как особое состояние ума и нервов, готовность к реагированию, структуру, значимость прошлого опыта, а также направляющее и иногда динамическое влияние на поведение.

Поскольку установки и поведение так или иначе связаны между собой, проблема социальных установок стала одной из самых важных тем в социальной психологии.

Основные сведения о ригидных установках

В психологии ригидность — это неспособность индивидуума изменять характер поведения и мышления в определенных ситуациях.

Буквально этот термин обозначает стойкость и неподатливость. Ранее термин использовался только в физиологии и медицине для обозначения реакции органов и тканей на определенные стимулы. В психологической сфере ригидность используется для описания постоянного типа личности, испытывающего трудности в получении новых знаний и навыков.

Ригидные люди не меняют тактику мышления и поведения даже в ситуациях, когда такие изменения необходимы. Такая психологическая особенность может значительно ухудшить качество жизни.

Более подробно в психологии ригидность описывается как неспособность изменять точку зрения, уступать в спорах, адаптировать поведение к определенным ситуациям и развивать эмоциональный интеллект.

Если говорить про эмоциональное состояние ригидного человека, то необходимо обратить внимание на зацикленность личности на собственных ощущениях. Такие люди обычно имеют низкий уровень эмпатии, поэтому способность сопереживать неразвита или полностью отсутствует.

Эмоциональная ригидность может быть предпосылкой к развитию нарциссического расстройства личности. Более мягкие формы такой психологической особенности лишь незначительно ограничивают личностное развитие.

Конкретным примером психологического (личностного) постоянства является фиксированность на уже созданных моделях поведения и мышления. В норме человек в течение жизни постоянно получает новый опыт, позволяющий видоизменять когнитивные и эмоциональные паттерны.

Систематические исследования этого состояния начались в сфере гештальт-психологии. Более 100 лет назад ученые описали основные характеристики этого личностного типа. Подробным изучением ригидности занимались такие ученые, как Чарльз Спирмен, Милтон Роуч и Курт Гольдштейн. На сегодняшний день проблемами когнитивного постоянства занимаются психологи и психиатры.

Проявления ригидности психики у человека

Ригидность может быть врожденной чертой характера и приобретенной. И в первом, и во втором случае это не является отклонением нормы психического развития, если ригидность не приобрела патологический характер. Эта проблема не столько общественная, сколько индивидуальная.

В наше время людей с выраженным проявлением ригидности становится все больше. Люди с диагнозом психической ригидности не обязаны становиться на учет в психиатрические больницы. Они спокойно существуют в обществе, но им достаточно сложно адаптироваться к новым жизненным условиям, к новому коллективу на работе, к каким-либо знакомствам и т.д.

Ригидность может быть врожденной чертой характера и приобретенной

Первыми проявлениями ригидности у человека являются агрессия и высокий уровень тревожности. Человек, который не способен быстро сориентироваться в нестандартных жизненных ситуациях, не способный адекватно воспринять новые обстоятельства, начинает входить в состояние стресса. При этом стресс у него возникает не из-за своего восприятия обстановки, а из-за того, что эта ситуация произошла в его жизни.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]