10 вещей, которые нужно сделать, чтобы вновь полюбить жизнь


Много повторяюсь. Но тема, как показывают клиентские запросы, злободневная. Замечаю, что свою жизнь любят, когда наполняют ее любимым содержимым: интересными занятиями и приятным обществом. Вот так все просто. Если не усложнять. А усложняют жизнь и не понимают банальных закономерностей, когда теряют контакт со своими желаниями. Не чувствует человек, чего хочет, загружает себя нежеланным — и закономерно страдает.

Желания — это жизненная энергия личности, ее «пища и воздух». Наглядный смысл жизни личность находит в исполнении желаний. А подавляя желания, личность отчуждается от себя и увядает — самая заезженная тропа к депрессии. Следуют по ней при помощи двух методов — идеализации и страха. Об этом далее буду говорить.

Бегство и свобода

Желания задают два возможных направления. Они устремляют либо к свободе, либо к безопасности. Ведут эти направления обычно в противоположные стороны. В направлении свободы лицом к лицу встречаются со страхом. В направлении безопасности утрачивают свободу.

Устремление к свободе побуждает себя раскрыть и проявить, чтобы зазвучал голос души. На практике человек просто занимается тем, что любит, выражает свою уникальность, рискуя подвергнуться осуждению.

Устремление к безопасности побуждает себя закрыть и уберечь, чтобы душа не подвергалась риску быть раненой. Ее голос стихает до еле слышного, а личность замыкается, и перестает чувствовать, что в этой жизни любит — слишком уж это опасно — следовать зову сердца. На практике человек занимается, чем угодно — лишь бы не рисковать. Пытается быть незаметным «никем», сливается с окружением, чтобы возможному осуждению не подвергаться.

Только выражение личного потенциала позволяет свою жизнь любить. То есть прохождение через барьеры страха — это обязательный вызов на пути душевного роста и радостной жизни. Страдания сокращаются, когда личность преодолевает страхи и получает свой корм — свежие впечатления.

Представьте, что у вас совсем нет страха. Чем бы вы занимались? Уделите этой фантазии хотя бы минуту.

Можно банально подойти к приглянувшемуся незнакомцу из толпы, и рискуя показаться сумасшедшим, все-таки познакомиться. Драйв от жизни получают не в опостылевших четырех стенах, а в непредсказуемой спонтанности.

Советы психологов, как полюбить жизнь и радоваться каждому дню

Общий уровень жизнелюбия зависит от того, насколько личность умеет радоваться каждому отдельному дню и даже часу. Многие психологи в своей терапии, касающейся абсолютно разных запросов, начинают работать с тем, чтобы человек почувствовал радость каждого дня и научился жить в настоящем, а не оглядываться на категории прошлого или будущего, не дающие ничего кроме излишних переживаний.

Восстановить уровень наслаждения жизнью можно, позволив себе погрузиться в прошлое, но не с целью обдумывания ситуаций, как можно было бы поступить или в сожалениях, а с позитивной оценкой. Можно перебирать свои достижения, оглядываться на тяжёлые времена, но без сожаления, а с гордостью преодоления трудностей. Чем больше позитивного будет замечено вами в своём прошлом, тем больше оно будет становиться ресурсом для настоящего. Так вы сможете понять, что существующие проблемы не существенны, ведь ранее справлялись с более тяжёлыми, поднять уровень самооценки и решиться на новые свершения, оценив уже имеющие достижения и рассматривая их как трамплин.

Как снова полюбить жизнь? После того, как было правильно оценено прошлое необходимо переключаться на настоящее и ценить тех людей, которые оказались рядом. Нет смысла сожалеть о тех, кто покинул вашу жизнь или постоянно приносит негативные переживания своим непостоянством – минимизируйте собственные стрессы. Чем больше личность учится ценить каждую минуту своего времени, тем с большим удовольствием она его проживает, проводит рядом со значимыми людьми, делает важные поступки, вместо того чтобы тратить ограниченный временной ресурс на тех, кто этого не достоин.

Как полюбить жизнь и себя? Берите ответственность за счастье на себя и меньше доверяйте и заранее очаровывайтесь другими. Если ждать, что вас осчастливят или требовать выполнения обещаний, произнесённых в пылу страсти, то в итоге можно самостоятельно превратить свою жизнь в ад. Доверяйте только себе и высшему проявлению вселенной. Мир действительно таков, что способен позаботиться о любом, но для этого необходимо расслабиться и быть открытым для взаимодействия с любым человеком, а не ждать грандиозного спасения только от одного.

Взращивать необходимо любовь и снисходительность к другим. Пока мы способны прощать чужие ошибки, забывать негативные поступки – мы налаживаем отношения со значимыми людьми, но мало кто так обращается с собой. Именно к себе предъявляются высокие требования, не прощаются даже маленькие оплошности, а чужие замечания, сказанные вскользь воспринимаются, как аргумент к активным изменениям. Необходимо понимать, что вы тоже не всесильны, имеете право на ошибку, и что собственная любовь и забота всегда более целительна для психики, чем чужая. Нельзя ужимать свои потребности и работать на последних силах, чтобы понравиться другим и заслужить их любовь, как и нельзя жертвовать своими интересами и здоровьем, чтобы другому было хорошо. Следуя такой стратегии, жизнь может стать невыносимой, а другой только поймет, что вас удобно использовать для еще большего улучшения совей жизни.

Работайте над раскрепощением собственной эмоциональной сферы. Можете играть периодически роль безумца или проказника, вспоминать бандитов из кино и мультфильмов – в каждом сидит озорная чертинка и огромный уровень спонтанности. Возможность побежать по лужам, искупаться в фонтане, поймать воздушный шар и поиграть с ребёнком, чей мяч случайно прилетел вам в ногу – это всё проявления внутренней свободы от внешних правил и обязанностей. Чем больше таких необдуманных поступков, идущих от сердца и детского желания радости, вы будете совершать, тем большим счастьем будет наполняться жизнь, больше различных интересных возможностей и рисковых вариантов для развития начнёт замечать подсознание.

Не бояться быть смешным и открытым, глупым и безумным, поддерживать тех, кого осуждают и боятся, одеваться не в соответствии с негласными правилами, а по собственному вкусу – это всё будет создавать легкий флёр странности для окружающих, но истинности для вас.

Несуществующие нерушимые преграды

Главный подвох устремления к безопасности — такой трюк ума, когда собственные страхи принимают за предельные непробиваемые стены существования.

С детских лет каждый чувствует, что границы привычного — не край света, они скрывают мир бесконечных возможностей. Но если проследовать к ним не решаешься, страх становится постоянным фоном. Настолько неприятным, что сознание вытесняет переживание в подспудное. Теряется понимание, чего конкретно боишься — а только чувствуешь, как невидимая сила мертвой хваткой отваживает от пределов повседневности. А дальше свою ограниченную, опустевшую жизнь путают с глобальной реальностью. Словно все вообще — «тлен и тщетно бытие».

В статьях я уже говорил, что ум всегда тянется к самым комфортным для себя условиям, и в этом ракурсе каждое личное шевеление — это и есть исполнение текущего желания. Другое дело, что ясное осознание желанных сценариев счастливой жизни может выветриться вовсе, когда преобладает устремление укрыться в безопасности.

Ходит, например, человек на нелюбимую работу вроде как «вынужденно, не по своей воле», но делает это по конкретным причинам — деньги, одобрение, зона комфорта — эти «жертвы» и есть его текущая вторичная выгода, пересилившая голос души.

Невротическая вынужденность — это нежелание признавать, что устремление укрыться от страха оказалось сильней устремления к свободе.

«Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни» — в этом вся философия текущего момента

Наверное, сегодня каждый чувствует, что жизнь прервала своё ординарное течение. Происходит нечто, выходящее за рамки былого исторического опыта. Мир меняется, и когда нам говорят, что он уже не будет прежним, в это веришь, хотя всё внутри стонет и сопротивляется такому выводу.

Но что именно с нами случилось? Как правильно обозначить тот момент, который нам в настоящее время приходится переживать? Мне кажется, что суть происходящего можно определить как фазовый переход к цифровому обществу.

Под фазовым переходом обычно понимается резкое изменение свойств системы, в результате чего она переходит в иное состояние. Примерно это мы сейчас и наблюдаем. Результатом идущих изменений должно стать возникновение общества нового типа, принципиальная новизна которого заключается не столько том, что выстраивается цифровая среда, всё больше затягивающая в себя человека, столько в том, что сама социальность теперь реализуется через цифровые технологии. «Цифра» отныне — не внешний инструмент, не средство, привлекаемое для работы, развлечения, обучения или познания, она превратилась в неотторжимую социальную ткань, обеспечивающую само существование общества.

Ускорение событий, которое сегодня столь ощутимо, вызвано тем, что замещение традиционной социальной ткани на цифровую достигло, так сказать, центральной нервной системы — системы управления. Прямо на наших глазах управление социумом перестраивается с опосредованных методов, когда проводником принятых решений являются люди, на непосредственные, цифровые, предполагающие, что ничто человеческое уже не может повлиять на достигаемый результат. Как, управляя машиной, мы, перещёлкнув тумблер или нажав на кнопку, сразу же получаем нужное действие, точно так же с помощью новых технологий можно добиваться автоматического изменения поведения людей. Возможности человека определяются его правом доступа, которое регулируется через QR-код.

Система QR-кодов экономит массу управленческой энергии. Если она будет повсеместно внедрена, отпадёт необходимость обосновывать решения и специально мотивировать людей к их исполнению. Каждому можно будет персонально настроить параметры социальной активности — что-то разрешить, что-то отключить, и в любой момент поменять эти настройки. Контроль тоже предельно упростится. Наконец-то люди превратятся в идеальный объект управления, станут лишь функциональной насадкой на том конце провода, по которому будет бежать электронный сигнал.

Развитие цифровых систем являлось необходимой предпосылкой для перехода к цифровому обществу, но само по себе оно не вызвало бы фазовый переход. Кроме технологических ограничений, существовали ещё и этические. Превращение человека в автоматическую деталь должно было стать этически возможным. Для этого требовался серьёзный повод. Необходимо было найти такой этический императив, категоричность которого превзошла бы неприемлемость лишения человека права на самостоятельную жизнь. И такой императив нашёлся: общество приняло мысль, что само продолжение жизни важнее всех личных прав.

В этом году у нас памятная дата — 200 лет со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского. Как всегда в таких случаях, обращаются к наследию юбиляра, ищут в нём то, что наиболее созвучно нашему сердцу. И вот на информационных панелях в московском метро замелькала цитата: «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни». И подписано «Ф.М. Достоевский». На самом деле именно вот этой фразы у Достоевского нет. Если заглянуть в «Братья Карамазовы», то там есть такой диалог:

«…Я хочу в Европу съездить, Алеша, отсюда и поеду; и ведь я знаю, что поеду лишь на кладбище, но на самое, на самое дорогое кладбище, вот что! Дорогие там лежат покойники, каждый камень над ними гласит о такой горячей минувшей жизни, о такой страстной вере в свой подвиг, в свою истину, в свою борьбу и в свою науку, что я, знаю заранее, паду на землю и буду целовать эти камни и плакать над ними, — в то же время убеждённый всем сердцем моим, что все это давно уже кладбище и никак не более. И не от отчаяния буду плакать, а лишь просто потому, что буду счастлив пролитыми слезами моими. Собственным умилением упьюсь. Клейкие весенние листочки, голубое небо люблю я, вот что! Тут не ум, не логика, тут нутром, тут чревом любишь, первые свои молодые силы любишь… Понимаешь ты что-нибудь в моей ахинее, Алешка, аль нет? — засмеялся вдруг Иван.

— Слишком понимаю, Иван: нутром и чревом хочется любить, — прекрасно ты это сказал, и рад я ужасно за то, что тебе так жить хочется, — воскликнул Алеша. — Я думаю, что все должны прежде всего на свете жизнь полюбить.

— Жизнь полюбить больше, чем смысл ее?

— Непременно так, полюбить прежде логики, как ты говоришь, непременно, чтобы прежде логики, и тогда только я и смысл пойму. Вот что мне давно уже мерещится. Половина твоего дела сделана, Иван, и приобретена: ты жить любишь. Теперь надо постараться тебе о второй твоей половине, и ты спасён.

— Уж ты и спасаешь, да я и не погибал может быть! А в чем она вторая твоя половина?

— В том, что надо воскресить твоих мертвецов, которые может быть никогда и не умирали».

Приходится давать длинную цитату, чтобы показать, как автор раскручивает свою мысль, выражая её через наложение взглядов столь разных характеров, как у Ивана и Алёши. Любой смысл в жизни возникает лишь после того, как ты полюбишь саму жизнь, поймёшь, что она — ценность, а не мусор какой-нибудь, дар человеку от Бога, которым надо правильно распорядиться. Сердце должно открыться раньше, чем включится холодная логика рацио. Вот о чём цитата, а её порезали, составив фразочку, которая, по сути, отрицает любые смыслы, кроме простого продления бытия.

«Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни» — в этом вся философия текущего момента. Этика, построенная на такой философии, при первой же угрозе для жизни позволяет отказаться от любых ценностей, так как они считаются вторичными.

И вот мы видим, как страх перед смертью, возведённый в высшую добродетель, даёт благословение на установление системы цифрового управления. Введение QR-кодов получает сильную этическую поддержку, позволяющую преодолеть моральные возражения.

Без пандемии фазового перехода не было бы, но ошибочно связывать возникающее общество исключительно с санитарной мотивацией. Это лишь побудительный мотив или повод — пришедшийся кстати до такой степени, что начинаешь задумываться, действительно ли он случаен. Однако новая система настолько удобна для тех, кто получает возможность жать на кнопки, что они будут её поддерживать уже независимо от внешних обстоятельств.

Если говорить о новизне формирующегося социального устройства, стоит разобраться, за счёт чего эта новизна обеспечивается, или, другими словами, что отрицает новое общество. Приходится признать, что фазовый переход осуществляется за счёт отбрасывания христианства.

В истории человечества уже был период, когда люди рассматривались инструментально, выполняя роль функционального периферического устройства. Это эпоха рабства. Аристотель писал: «Раб есть часть господина, как бы некоторая, отдельно от него существующая, одушевлённая часть его тела». Древнеримский экономист Марк Теренций Варрон классифицировал: «Существуют три вида орудий: которые не говорят — рабочие животные, бессловесные — телеги и которые говорят — рабы».

Христианство привнесло в мир представление о фундаментальном, исходном равенстве людей. Это стало частью благой вести: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3: 28). Во Христе устраняются все различия. Все люди — братья, каждый, кому ты можешь помочь — твой ближний. И когда христианство распространилось по миру, рабство не устояло и истаяло.

Мы сегодня могли бы дополнить перечень, заданный апостолом Павлом, сказав, что там, где христианство, где Православная Церковь, там, где всё и во всём Христос, «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного» (Кол. 3:11), ни вакцинированного, ни невакцинированного, ни «ваксера», ни «антиваксера». Когда Господь призывает благотворить ненавидящим и молиться за обижающих, «да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5: 45), сложно представить, чтобы Он потом сказал: «только различайте тех, у которых есть QR-код, от тех, у которых его нет».

Вся эта социальная механика, когда по какому-то принципу одни люди объявляются достойными получения благ, а другие подвергаются депривации, не совместима с христианским учением, и то, что она утверждается как новая норма, свидетельствует, что мир переступил через своё прошлое христианство. Это знак смены эпох. Мы уже давно говорим об ослаблении веры и утрате христианских ценностей, но только сейчас сделан финальный шаг. С введением системы QR-кодов начинается эпоха откровенно антихристианского мира.

И нашей Православной Церкви придётся всё же как-то реагировать на внедрение QR- сегрегации. Отмолчаться, как будто ничего особенного не происходит, не получится. Не дадут. Рано или поздно начнётся принуждение к принятию общей системы. Первая пристрелка уже началась. Так, 9 ноября на брифинге, который проводил заместитель главы Свердловской области Павел Креков, его спросили, «планируется ли отнести к зонам COVID-free православные и католические храмы, мечети, синагогу»? Словечко COVID-free в современном новоязе (чуть ли не прямо по Оруэллу) используется для обозначения закрытых зон, куда можно попасть только по QR-коду. Чиновник ответил, что у нас религиозные организации отделены от государства. «Это то решение, которое должно приниматься руководством наших конфессий. Мы рекомендуем это сделать, а то, что касается конкретных выводов — это уже зона ответственности всех наших конфессий», — сказал он. Пока так, на уровне рекомендаций. Можно ожидать, что давление будет возрастать. От Церкви неизбежно станут требовать «более ответственного» поведения, особенно когда всё вокруг будет переведено на QR-регуляцию.

На самом деле уже отказ пускать в общественный транспорт без QR-кодов является косвенным запретом на посещение храмов — ведь туда как-то надо добраться, не у всех храм в шаговой доступности, а у многих нет личного автотранспорта. Но это ущемление прав верующих — первая ласточка. Антихристианская сущность новой эпохи не позволит мириться с существованием параллельного мира, в котором любят всех и все находятся в единстве, независимо от персонального статуса. Церковь попытаются сломать.

То, что Церковь пока молчит, добавляет реформаторам реальности прыти. Противник выглядит слабым. Возможно, ещё не пришло осознание того, что, в отличие от вакцинации, QR-маркировка относится не к области персонального выбора, а является вызовом основам христианства. Впустить QR-сегрегацию в Церковь означало бы отступить от Христа.

Но Господь наш — Камень преткновения. Строители нового мира Его отвергли, отбросили вон, но вполне возможно, что они ещё споткнутся. Если Церковь не дрогнет и устоит под давлением, простой факт наличия публичного пространства, где QR-кодов нет и, более того, они немыслимы, обличит неправду происходящего. Ложь расползётся, как гнилая ткань, фазовый переход прервётся и социум останется человеческой общностью, не превратившись в социальный автомат.

Источник: ruskline.ru

Стереотипы

Еще один популярный способ не любить жизнь, наглухо заткнув голос души — это страх оказаться ненормальной белой вороной и последующее стереотипное существование. Например, когда в душе доминирует склонность к творчеству, но стереотипы требуют стать офисным служителем, завести семью и влезть в ипотеку. Пример избито банальный, но отражает всенародные тенденции.

Стереотипы своей прожорливой требовательностью схожи с идеалами, но манипулируют не столько заоблачной морковкой успеха, сколько хлыстом вины и унижения за неподчинение их диктату. Стереотипам можно отдать должное — они подстегивают к целям относительно реалистичным, в духе: отгрохать коттедж, посадить бонсай, зачать наследников, чтобы через них «продолжиться» — не сделал сам — уступи дорогу потомкам.

Один мой друг, подчеркивая свое устремление к свободе, не раз предлагал собеседникам маленькую визуализацию. Если верите в перерождения, представьте, что строили дома и растили детей циклично уже сотню жизней. Представили?

И большинству для самоудовлетворения все это действительно необходимо — либо естество все-таки резонирует с мерками социума, либо им капитально продано — и другого комфорта не знает. Слои личности, выданные на прокорм стереотипам, могут заглушить голос души до еле уловимой грусти о чем-то несбывшемся.

Как снова обрести вкус к жизни

Мы погрязли в повседневной рутине и проблемах, так что перестали чувствовать вкус к жизни. Не пора ли пересмотреть свои позиции?

  • Начинайте мыслить позитивно. Долой неудачи и проблемы! Если в вашем сознании не заложен алгоритм неудач и несчастий, то они буквально будут идти за вами по пятам. Любое событие вы станете воспринимать пессимистически. А если начнутся серьезные проблемы, то есть шанс вообще впасть в депрессию. Поэтому от мысли «у меня все плохо» переходите к «у меня все нормально», «проблемы решаемы».

Начинайте воспринимать жизнь не как обузу, а как дар. Забудьте, наконец, об интернете. Ходите с друзьями в кафе и в кино, посещайте спортивные залы, просто прогуляйтесь по улице, даже если идет дождь. Старайтесь больше общаться с теми, кто вам близок и дорог. Вечера и выходные у телевизора – прямой путь к депрессии и одиночеству.

Если вы будете мыслить позитивно, даже неудачи начнете воспринимать не как поражения, а как жизненный опыт и ступень к успеху.

  • Учитесь любить себя. Жизнь удивительна. Вы должны это чувствовать, если любите себя. Старайтесь делать то, что вам нравится. Сведите к минимуму общение с неприятными людьми, найдите более интересную и высокооплачиваемую работу. Если не нравится внешность – сделайте новую прическу, приобретите сногсшибательный наряд. Да и вообще внешность не главное. Главное любовь к себе и уверенность в себе. Вот простой пример. Вторая жена Пола Маккартни Хизер Миллс была без ноги. Но после ампутации она не только не впала в депрессию, а устроила себе очередную PR – компанию. Она сама создавала события, преодолевая преграды. Неплохо бы и вам повысить самооценку и направить жизнь в нужное вам русло.
  • Радуйтесь каждому дню.Учитесь восхищаться самыми обычными вещами: хорошей погодой, упавшими с деревьев листьями, бумажным корабликом, за которым бегут дети. Любой день неповторим, помните об этом!

Идеализация

Другая крайность и способ свою жизнь не любить — идеализация — ее ипостаси: влюбленность, фанатизм и обожествление. Влюбляются в этом русле не в людей, а в свои фантазии об идеальной жизни. Поэтому возвеличивают идеализацией не только возлюбленных, а вообще каждого предполагаемого предвестника будущего счастья, — например, учителей и проповедников, рекламирующих те заманчивые высоты, которыми ум беззаветно очаровывается.

Казалось бы, все замечательно, — вот оно реальное сильнейшее желание — пройти по своей идеальной дорожке и заполучить искомое счастье. И по началу идеалист действительно, как бы в преддверии искрящегося успеха, переполняется радостью. На контрасте вчерашней жизни и привычного окружения он может чувствовать себя избранным, удостоившимся счастливой звезды.

Но идеализация таит подвох, который все быстро портит. Она побуждает изо всех сил вцепляться в несуществующее, принимать оторванные от жизни мечты за надвигающуюся реальность — еще одна лживая проекция. Идеалист изначально радуется не настоящим событиям и людям, а тому как настоящее «должно» развернуться будущим торжеством. Идеалист еще не «перепрыгнул», но уже прокричал «гоп» во все горло тысячу раз. В своем воображении.

Наглядный пример — сектанство, где адептов, уверовавших в стремительный успех, затягивает в пучину надежд на духовные лавры. Быстрого роста, зачисления в элиту, нескончаемого потока большой и легкой выгоды аналогично ожидают последователи финансовых пирамид. А чаще всего себя наказывают идеализацией в отношениях, когда приписывают свое единственное возможное счастье взаимности возлюбленного.

Как научиться получать удовольствие от жизни: советы и упражнения

Удовольствие можно получать от самых разных вещей. Подумайте сами, что вам нравится, чего бы хотелось.

Совет 1.
Перестаньте беспокоиться и начните жить.
Отключитесь от беспокоящих вас мыслей о будущем и останавливайтесь на настоящем моменте. Просто отдайтесь эмоциям, не включая оценку.

  • Упражнение 1. Делайте пятиминутные перерывы на работе, чтобы просто выглянуть в окно.Обратите внимание на цвет неба, есть ли прохожие на мостовой, быстро или медленно они идут.
  • Упражнение 2. Обращайте внимание на то, что вы едите. Попробуйте насладиться пищей. Горячий суп? Соленый? Острый? Мясо жареное?
  • Упражнение 3. Найдите 15-20 минут в день для осознанного дыхания. Дышите и при этом считайте, допустим, до 4 на вдохе и до 6 на выдохе. Смотрите как в это время поднимается и опускается живот. Не думайте ни о чем, кроме дыхания. Если на первых порах будет сложно выполнить упражнение, прибегните к приложениям, дающим возможность новичкам понять процесс осознанной медитации.

Капризы влюбленных

Когда возлюбленный сознается в ответной любви, влюбленный полагает, что ему вручают билет к гарантированному счастью, и его надежды разгораются с утроенной силой. На деле своим признанием возлюбленный может выражать мимолетный порыв страсти, никаких обещаний не подразумевающий. Поэтому торопливое забегание вперед с восторженным сооружением воздушных замков призрачной любви, гарантирует разве что уход от реальности и последующее горькое разочарование.

Если разочарование непереносимо, душа находит выход в новом усиленном отрыве от реальности, и наслаивает уплотненный слой иллюзий вплоть до беспамятства безумия.

Взрослеющей душе нелегко признавать, что реальной власти над жизнью и людьми у нее нет. Есть только вечное притязание на идеальную жизнь. Зависшие обиды — это капризный отказ признавать беспочвенность своих запросов.

Как полюбить людей

Любить жизнь невозможно, если вы не любите людей. Когда вас раздражают соседи, достает начальник, предают подруги, жизнь кажется ужасной. Но стоит пересмотреть свое отношение к окружающим, и вам сразу станет легче.

  • Ищите в людях что-то положительное. Можно даже записывать все достоинства человека, чтобы всегда помнить о них. Сергей – прекрасный собеседник. Мария замечательно готовит, умеет принимать гостей. Даже если человек совсем вам не импонирует, в нем есть немало хорошего и можно найти с ним точки соприкосновения.
  • Выражайте положительные чувства. Хотите получать? Тогда отдавайте. Чем больше вы будете отдавать – тем больше получите. Обнимайте людей при возможности, делайте это от души. Так вам легче будет наладить с ними контакт. Таким образом можно не только обрести гармонию и радость, но и повысить собственную самооценку.
  • Улыбайтесь при встрече незнакомым людям. Для начала попробуйте улыбаться людям в лифте или соседнем дворе, вместо того, чтобы угрюмо погружаться в собственные мысли. Возможно вас сочтут странным, но велика вероятность, что вы получите улыбку в ответ. Значит, вы смогли растопить лед и доставить человеку радость.
  • Помогайте, не думая, ответят ли вам тем же. При возможности займитесь волонтерской деятельностью. Помогите престарелой соседке добраться до поликлиники, или пригласите дальних бедных родственников на обед. Главное, чтобы вы чувствовали удовлетворение от того, что делаете.

Инфляция любви

Главный подвох идеализации — сбрасывание со счетов всех прошлых смыслов в пользу одного решающего. Идеалист «посылает к черту» все, что его ранее радовало, как бы объявляя миру, что в нем он больше не нуждается. Отчуждаясь от всех прошлых смыслов, он выбрасывает все яйца в одну несуществующую корзину — то есть в никуда. А когда обнаруживается пропажа, в душе образовывается зияющая дыра.

С началом идеализации все, что напитывало душу, обесценивается, интересы стираются. А после опьянения ложным счастьем начинается депрессивное похмелье. Жизнь вообще начинает казаться пустой и бессмысленной.

На словах самообман кажется наглядно очевидным. На деле так себя обманывают все. Такова природа ума — отодвигать реальное в пользу надежд на лучшее.

Идеализировать означает свою реальную жизнь не любить, а ставить на ней крест и презирать, чтобы она стала забытой ступенькой к стопам поддельного божества с запредельными запросами.

Идеалами прельщаются просто потому, что любят тешиться надеждой. А чем надежда сказочней, тем больше любви ее сюжет вызывает. Наверное, каждый в глубине души иррационально чувствует себя особенным — и потому достойным метафизической милости.

Причины нелюбви к жизни

Чтобы полюбить жизнь и быть счастливой необходимо найти и устранить причины отсутствия этой любви. Основной закон сводится к тому, что чем меньше у человека любви к самому себе, понимания своих же потребностей, тем меньше у него в итоге возможностей простроить собственную жизнь так, чтобы она радовала. Именно отсюда рождается главный совет о том, что люби жизнь и тогда жизнь полюбит тебя, заботься о себе и станешь более успешным. В психологическом контексте не рассматривается случай, когда уровень жизнелюбия снижен вследствие эндогенной депрессии, поскольку эти случаи корректируются исключительно медикаментозно и классифицируются, как патологическое состояние.

Если замечены проявления клинической депрессии, то причина находится в сбое биологических механизмов, и нет необходимости искать другие психологические или социальные причины, поскольку часты варианты исчезновения симптоматики при медикаментозном устранении первопричины.

Из основных психологических моментов одним из наиболее весомых является наличие внутреннего конфликта. Подобные ситуации могут быть представлены различными примерами того, что человек любит одного, а вынужден жить с другим, специализируется и увлекается биологией, а работает в статистическом отделе. Более глубокие моменты охватывают невозможность отреагировать в соответствии со своими внутренними ощущениями и тогда страхи, тревоги или злость (любые социально неодобряемые чувства или то, что запрещается в конкретном кругу) подавляются, из-за чего растёт внутреннее напряжение. Выходит, что, не проявляя какую-то часть своих чувств, человек на время становится немного мертвее, а чем меньше витальность самой личности, тем меньше интереса и любви к жизни.

Из внешних причин можно выделить то, что человек проживает не свою жизнь. Он может учиться в университете, выбранном родителями или встречаться с человеком, который нравится маме или подруге. Так же выбираются увлечения – когда нет собственного мнения, но есть ориентация на мнение других или с детства отсутствует возможность отстаивать свои решения. Даже мелочи вроде прослушивания музыки, выбора досуга, мест отдыха, завтрака и сорта кофе могут убирать ощущение наполненности жизни. Когда человек даже в одежде не может проявить свою индивидуальность, то в итоге у него появляется исключительно разочарованность и необходимость соответствовать. Внутреннего ресурса жить нет, т.к. не происходит истинного психологического наполнения вследствие совершаемой деятельности.

Подобные состояния, что внутреннего запрета на проживание собственных чувств, что внешней реализации своих стремлений могут рождаться или из-за насилия, тирании, нахождения в зависимых отношениях или вследствие полученных ранее психотравм или же, как следствие отсутствия интереса к себе.

В первых вариантах необходимы иногда радикальные и вполне конкретные действия – уйти из обстановки, где нет пространства для истинной жизни собственной души, прекратить токсические отношения. С психотравмами можно разбираться самостоятельно или пользуясь помощью психотерапевта, но вот уровень заинтересованности в себе, понимания своих желаний и потребностей, склонностей и слабостей решить одним движением невозможно – это длительная работа с неприятными переживаниями тупика, стыда, вины и прочих чувств, которые раньше блокировали чувство витальности и любви к жизни.

Падение ввысь

На духовных маршрутах практикуют и сбегание в безопасность зоны комфорта, и фанатичную идеализацию. Побег от пугающего мира преподносят как богоугодное отшельничество, призванное придушить личность, отрезав ее от желанного, чтобы сознание выбросило за пределы личностного в глубинные пласты восприятия.

Неосторожные искатели окрещивают социальные пути мышиной возней и пытаются, свою личность, привязанную к социуму, сломать, чтобы таким образом заполучить наградное просветление.

В наши дни древний смысл просветления давно затерся, а понятие стало просто модным трендом для указания на свою значимость. Адекватный человек будет примерять на себя этот титул разве что из стратегической необходимости, осознавая, как противоречиво его встречают — с недоверием, перемежающимся слепой идеализацией.

Фанатичные же искатели получают, как водится, не просветление, а пожизненную депрессию, и в запущенных случаях — полный отрыв от действительности. Дурдом — не место, а состояние души.

Подавленная, лишенная внешней подпитки личность, замыкается на себе, мучительно истощается и блекнет. Ее раздробленные остатки продолжают всматриваться в желанное, а находят там безвыходную, пугающую пустоту.

Иногда такое самоудушение действительно принуждает к поиску новых ресурсов, и личность начинает черпать из себя — сначала выгорает сама, затем переходит на ресурсы бессознательного. Если отчуждение от себя не перешло критических границ, искатель может собрать себя заново, кристаллизовать новый слой личности, резонирующий с реальным.

Поэтому, как и всегда, хорошо то, что в меру. Личность должна получать свой «корм», свои смыслы. Иначе, неумеренно замыкаясь на себе, теряет осознанность и проваливается в уныние.

Состояние Будды — это не просто недостижимый идеал. Как и чемпионские титулы в спорте. Их достигают. Единицы. Но для обывателя вера в свою избранность — это почти всегда идеализация — психологический наркотик. Даже образ смиренного святого может стать очередным «силиконовым» фетишем на потеху гордости. А контраст с идеалом будет отравлять душу виной и страхом лишения единственного не обесцененного смысла.

Это и есть нелюбовь к себе, неприятие себя, и прилагающаяся к ним — нелюбовь к жизни. Так себе и запрещают быть простыми смертными.

Признание собственных заблуждений — самое непростое дело. Иначе все бы давно просветлели. Но психика знает только один путь оздоровления — и это трансформация нереалистичных убеждений в принятие конечной истины этого единственного промежутка времени здесь и сейчас.

Что означает «любить жизнь»?

Любить жизнь – это значит любить то, что есть. Видеть и чувствовать смысл во всём, что есть прямо сейчас. Живи «здесь-и-сейчас» или «возьми от жизни всё» — вовсе не означает, что прямо сейчас надо выбрать первое попавшееся под руку развлечение или удовольствие. Любить то, что есть, означает принятие всего, что есть, как проявление высшего блага. Включая горе потерь, дискомфорт, неприятие и отвержение своей личности, тревогу… Как можно любить это и зачем, размышляет психолог-консультант Игорь Чатуров.

Достоевский, кажется, говорил, что в жизни для счастья требуется столько же несчастья, сколько и счастья. Современная культура нарциссического избегания пытается опровергнуть эту истину. Всё, что нам предлагается – это средства избегания дискомфорта и отвлечения, чтобы наша сенсорная «машина» чувствовала только приятное, пока это возможно. Это дорого нам обходится. Мы платим за это потерей близости, искренности, любви… Это парадокс: чем больше у человека возможностей отвлечься и развлечься, чем более он избегает встречи с дискомфортом, тем более он одинок, искусственен и внутренне слаб. Человек превращается в протез самого себя. И в итоге жизнь всё равно лишает нас комфорта, как бы мы ни убегали от этого. Потеря комфорта в будущем и потеря смысла в настоящем – вот плата за избегание «несчастья», о котором говорил классик.

Человек устроен так, что ценит только то, что получил через преодоление, во что вложил свой труд, порывы психики и разума. Только преодоление трудностей даёт нам сладостное ощущение осмысленности и полноты жизни. Например, 30 лет назад для того, чтобы найти и прочитать хорошую книгу, требовалось приложить немало физических и интеллектуальных усилий. А чтобы усвоить прочитанное – психических. Сейчас мало кто рискует потратить 5-10 минут своей жизни, чтобы усвоить текст, который вызывает неоднозначные переживания, растяжку для мировоззрения, не вызывает простых позитивных ассоциаций. Наши мозги уже натренировались искать только поверхностные и комфортные словесные символы, которые автоматически укрепляют ту самую структуру личности, которая в действительности и является причиной наших страданий. А натренированный нарциссическим избеганием мозг внушает нам обратное — якобы причиной страданий является внешний дискомфорт. Вы потеряли близкого? Вас предал любимый человек? Вы больны?… Нам только кажется, что страдание снаружи (так дрессирован наш мозг). Причина же внутри меня, в моём «я», в моей привычке бежать от полноты жизни, в неспособности расширить восприятие, приложить усилия к тому, чтобы оправдать и прославить то, что кажется мне «плохим», но в действительности является необходимым для усвоения жизни, подлинной любви к ней здесь и сейчас.

Смысл – это чувство. Возможно самое сладостное, сокровенное и потому такое искомое. Оно не разбросано на прилавках магазинов и страницах соцсетей. Его можно только создать самому, в плавильном котле своей души и разума. Оно требует остановки, внимания, глубокого контакта с переживаниями, ясного руководства. Мне предстоит научиться различать не только «сладко-горько», но и — «правда-ложь». И научиться признавать и делать выбор в пользу того, что правда, хоть и горька порой, но всё-таки более ценна и полезна. Так я научаюсь создавать в себе чувство смысла – источник любви к жизни в её полноте.

Наш мозг уже настроен на обман. Он автоматически работает в режиме «лишь бы чего не случилось, лишь бы не потерять своё, лишь бы ко мне плохо не отнеслись». Не стоит винить ни его, ни себя, ни кого бы то ни было за это. Это часть игры. Это тоже полнота жизни. Но всё-таки у нас всегда есть выбор проснуться и сказать реальности своё твёрдое «да»! Раскрыться и пропустить через себя весь поток отпущенных переживаний, идти навстречу страху, помня о Цели. Цель – это сама Жизнь, её закон и смысл, её тайна и полнота, скрытая от нас, но к раскрытию которой мы постоянно движемся, осознаём мы это или нет. Такова наша общая судьба.

Жизнь совершенна. Это не просто обнаружить в моменты потерь, разочарований, сомнений, когда нет ясного видения следующих шагов и перспектив. Эго хочет вырваться из клетки, которую само же и создало. Здесь самое время для чудес, для преодоления и преображения. Здесь необходимо остановиться, раскрыться и довериться чему-то большему, чем «я». Здесь нам необходимо «упоение в бою», мужество быть, чувствовать, знать. Любить то, что есть, обнаружить подлинный, сокровенный смысл происходящего – это шаг к совершенству любви жизни. Живи, познавай, найди то, что ищешь!

Share this post for your friends:
Friend me:

Они предпочитают жизнь здесь и сейчас

Думаете, эти люди обязательно стремятся к грандиозным целям? Это не более чем миф. Некоторые действительно хотят достичь большего, но большинство вполне довольны своей повседневной жизнью и радуются тому, что лежит прямо перед ними. «Достигаторство» — вообще не их история. Ими движет желание сделать мир лучше, что-то в него привнести.

Как? Возделывать сад или играть с детьми, музицировать или заниматься спортом, экспериментировать на кухне или сочинять истории, рисовать или что-то чинить. Счастливые люди умеют ценить чужой и свой собственный вклад в этот мир.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]