Для детского поведения взрослого есть вполне определенный термин инфантильность или инфантилизм. И дальше тоже есть различия в понимании этого. Термин «инфантилизм» используют и в психологии, и в медицине.
Только в медицине это предполагает умственное отставание. А в психологии — проявление незрелого, детского поведения у взрослого человека. Как это проявляется? Нежелание или неспособность решать, анализировать, делать выводы, брать ответственность за свои поступки.
В этой статье:
Причины «детскости» в поведении взрослыхКакие признаки детского поведения у взрослого?А что делать с детским поведением у взрослого?
Причины инфантилизма
Сейчас человек живет в комфортных условиях, когда практически любая потребность удовлетворяется быстро и без усилий. Можно ради примера сравнить обстановку в наше время и в XVI столетии. Тогда продолжительность жизни составляла приблизительно от 20 до 35 лет.
Приходилось или знать и уметь все необходимое уже к 15 годам; или погибать. Так что уже в этом возрасте люди обзаводились собственной семьей. В нашу же эпоху в 15 лет подростка расценивают практически как ребенка, полностью зависимого от родителей.
Психологическое слияние с родительской семьей
Причиной инфантилизации молодежи часто выступает незавершенная сепарация от родителей. Под этим термином понимается расставание с близким, с которым человек находился в психологическом слиянии.
Чаще всего речь идет о матери. Если взрослеющий ребенок отделяется от родителей, происходит становление личности. Он постепенно начинает совершать самостоятельные поступки, берет принятие решений на себя.
Фото kelli mcclintock on Unsplash
Если сепарация завершается успешно, молодой человек обретает самодостаточность, становится взрослым. «Ребенок вырос, а родители и не заметили». Это можно сказать сегодня по отношению к молодым людям в нашей стране.
Ведь есть немало условий, мешающих завершиться сепарации. Невысокие доходы, сложности при трудоустройстве, неизвестность — все это мешает развиваться. Дети достигают возраста совершеннолетия, но остаются зависимыми от родителей.
В некоторых семьях ребенок является «центром вселенной», и все другие родственники вертятся около него, как планеты вокруг светила. Но приходит время выпустить чадо из родного гнезда.
Фото Daniel H. Tong on Unsplash
Например, для выезда на учебу в другой город, прохождения военной службы. Ради работы, в конце концов. Вся семья остро переживает этот момент. Возникает «синдром гнезда, из которого улетел повзрослевший птенец».
Современная культура не имеет традиций, которые инициируют получение нового статуса в социуме. Нередки ситуации, когда в жизнь уже женатого «ребенка» продолжает вмешиваться мать; или отец взрослой женщины диктует ей, как одеваться и с кем встречаться.
Социальное сознание
Во многом влияет на процессы инфантилизации и само общественное мнение. Вообразите на секунду, как вас знакомят с 16-летним человеком. Каким будет ваше отношение? Расцените ли вы его как ребенка, или как взрослого? Или ни то, ни другое?
Современный подросток
Не так давно — еще в эпоху Шекспира — в 14 лет уже вступали в брак. Александр Сергеевич Пушкин назвал свою героиню повести «Метель» немолодой. Проблема в том, что «ей шел 20-й год». Возраст старухи-процентщицы из «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского составлял 42 года.
Долгие столетия длительность человеческой жизни была равна порядка 20-35 годам. Лишь на заре ХХ столетия средняя продолжительность увеличилась до 50 лет. Питание стало более качественным; медицина вышла на другой уровень.
Все это не говорит о том, что раньше не было инфантилов. Несомненно, они были; но в силу того, что они умирали еще раньше, нам ничего о них не известно.
Симптомы инфантильности
Существуют разные формы, признаки, поведенческие реакции, свидетельствующие о психологической инфантильности.
Мужчина развлекается
Молодые люди не желают и не готовы к ответственности ни за свою, ни за чужую жизнь. Они избегают ситуаций, когда на них оказывается давление; уходят от принятия решений, взваливают свои проблемы на окружающих. Другие признаки инфантилизма таковы:
- Неумение обустраивать быт. Они не способны приготовить, постирать или убрать дома – это скучно. Лучше заплатить, чем делать самой (самому).
- Проявления эгоцентризма. Если их пожелания и просьбы не реализуются сразу, они могут закатить истерику. А вот сам инфант не спешит выполнять любые поручения.
- Стремление к красивой жизни, но нежелание прикладывать усилия для ее достижения. Человек хочет удовольствий за чужой счет.
- Мечты, что явится кто-то «сильный и влиятельный», и решит все проблемы. Удивительно, но даже в 40 , 50 и старше лет инфантилы все еще ждут «волшебника в голубом вертолете».
- Страхи, связанные с сексуальной сферой. Инфантил нередко и выглядит либо как ребенок, либо как бесполое создание. Он боится выражать собственную сексуальность; нередко избегает отношений с противоположным полом.
- Обвинения в адрес родителей, начальства, правительства. Кто угодно повинен в бедах инфантила, но только не он сам.
- Неоправданная жестокость, отсутствие милосердия, сострадания к людям и всему живому.
- Желание сбежать от реального мира в иллюзии: злоупотребление алкоголем, круглосуточный просмотр сериалов или погружение в компьютерные игры. В реальном мире человек ничего не добивается и не стремится к этому; в виртуальном же он легко становится величественным, «крутым».
- Акцентирование внимания на внешней форме вещей, а не на их содержании. Инфантил, в первую очередь, видит не профессиональные достижения человека, а материальную составляющую его жизни: насколько дорогая у него машина, привлекательная жена, большой дом и так далее.
Такие люди сравнимы с бабочками-однодневками, так как у них нет желания совершенствоваться. Если инфант оказывается в сложной ситуации, он дезориентируется, впадает в депрессию. А затем ищет человека, который бы (желательно бесплатно) разрешил за него все проблемы. Навык принятия самостоятельных решений не вырабатывается; и такая модель повторяется из раза в раз.
Сепарация и ее нарушение
По мере того, как у ребенка появляются новые навыки, меняются и его потребности. Параллельно с процессом формирования привязанности идет процесс сепарации.
Сепарация — это процесс отделения ребенка от матери, а затем и от обоих родителей. С тех пор, как малыш делает свои первые шаги, важно поддерживать в нем самостоятельность.
Со временем на первый план выходят новые потребности:
- в спокойной реакции на настойчивые (упрямые) или агрессивные импульсы;
- в поощрении самостоятельности без запугиваний и угроз;
- в доброжелательном отношении к выражению негативных эмоций: злости, страха, ревности и других;
- в поддержке естественного любопытства и позволении исследовать мир (в разумных пределах);
- в поощрении искренности, правдивости;
- в неодобрении ложного «Я» (приспособленчества, попыток угодить другим);
- в принятии себя как уникального человека со своими потребностями и переживаниями;
- в отношении к себе без предвзятости, в родительской вере в то, что ребенок хорош как таковой.
Когда эти потребности удовлетворяются, ребенок учится быть автономным и развивает самоконтроль.
Если же родители препятствуют развитию в этих направлениях — например, нетерпеливо и настойчиво делают то, что ребенок вполне может выполнить сам, — возникает сомнение в своей способности совершать что-то самостоятельно и полагаться на свои силы. А если, наоборот, родители ждут от ребенка больше, чем он способен сделать, то у него развивается чувство стыда и формируется ощущение собственной неполноценности.
Во взрослой жизни таким людям может не хватать целеустремленности и решительности, чтобы ставить перед собой реалистичные цели и добиваться их. Кроме того, постоянное чувство вины может стать причиной пассивности и даже нарушения сексуальной функции.
Александра, 32 года:
«Моя мама была очень тревожным человеком. Любая инициатива, которая меня зажигала, разбивалась о ее запреты. Надо мной постоянно нависало большое „нельзя“. К друзьям с ночевкой — нельзя, в спортивную секцию — нельзя. Сейчас я живу в другом городе далеко от родителей, но до сих пор ощущаю влияние этих ограничений. Важные шаги, которые требуют решительности и ответственности, даются мне непросто: я много сомневаюсь, а потом меня еще и мучает совесть. Мне сложно гордиться собой и наслаждаться успехами».
Как устранить инфантильность у детей?
Если родители заметили, что малыш слаб характером и инфантилен, психологи, как правило, дают следующие рекомендации.
- Больше общаться и проводить время с ребенком. Покупая одежду, игрушки, предоставьте ему немного свободы.
- Обратить внимание на социальную адаптацию малыша. Такому ребенку обычно трудно общаться с ровесниками. Узнайте, почему, и постарайтесь вместе с ним решить проблему. Малыш должен почувствовать уверенность. Для этого можно записать ребенка в секцию, где много других детей. Он должен постепенно привыкать к коллективу и даже самостоятельно решать некоторые проблемы.
- При необходимости обратиться к детскому психологу. Нередко родители сами поощряют зависимость ребенка, его незрелость. Специалист же видит семью со стороны, и даст старшим необходимые указания, которые помогут скорректировать развитие ребенка.
Не стоит запускать ситуацию, когда из инфантильного мальчика вырастает не мужчина, а «маменькин сынок». Если родители не помогут своим детям на ранней стадии выбраться из сетей инфантилизма, в дальнейшем они получат не самостоятельную личность, а человека-ребенка.
Как сформировать новое поведение с другими людьми
Чтобы сделать отношения с матерью более надежными, следует развивать следующие навыки:
Способность просить о помощи и принимать поддержку. Просьба о помощи часто воспринимается как жест слабости, демонстрация уязвимости. Но именно это умение помогает выстроить доверительные отношения, избавиться от лишнего эмоционального груза и стать сильнее. Здесь важно быть честным, говорить прямо и помнить, что ваш собеседник имеет право отказаться.
Способность оставаться собой вне зависимости от того, принимают ли вас другие. Это подразумевает, что вы не стесняетесь выражать свои чувства и делиться мнением. Не спешите это делать везде и со всеми. Для начала выберите одного человека, кому вы больше всего доверяете и шаг за шагом раскрывайте себя, несмотря на риск. Затем расширяйте круг доверенных лиц, ориентируясь на собственную готовность.
Помните, у вас есть право менять свое мнение, не брать на себя ответственность за проблемы других, устанавливать собственные приоритеты, делать ошибки, открыто их признавать и просто быть самим собой. Вы можете подстраиваться под других и идти на компромиссы, но только тогда, когда вы сами этого хотите, а не когда ощущаете, что должны.
Умение строить и поддерживать эмоциональные связи. Помощь тем, кто за ней обращается, интерес к мнению и переживаниям другого, благодарность, понимание, что в отношениях важнее быть собой, нежели быть идеальным, — всё это способствует установлению хороших отношений.
Внимательность к себе. Способность замечать, что именно забирает вашу энергию, а что восполняет ее — отличный инструмент, который поможет вам в отношениях с другими людьми. Ваше физическое состояние подскажет вам, стоит ли увеличить дистанцию в отношениях или, наоборот, сократить ее.
Способы преодоления незрелости для взрослого
Среди инфантилов самокритичных людей не так много. Но если незрелый человек отдает себе отчет в том, что с ним что-то не так — это похвально. Начать путь к взрослой и ответственной жизни можно со следующих шагов.
Принимать самостоятельные решения
Не нужно дожидаться, пока мамочка или супруга одобрят ваши планы. Делайте выбор самостоятельно, стараясь правильно оценить возможные выгоды и потенциальные риски.
Отделиться от родителей физически
Многие считают, что если с финансами туго, то жить в 30 лет с родителями — нормально. Спешим вас разочаровать: это отнюдь не так. Начать жить собственной жизнью — означает сделать шаг в неизвестное. Но те молодые люди, что все же решаются на перемены, не жалеют о потраченных деньгах.
Фото Mike Kotsch on Unsplash
Съехав от родителей, они начинают понимать: финансовое благосостояние зависит лишь от них самих. И зачастую предпринимают более правильные карьерные решения, чем те, что продолжают жить в родительском гнезде десятилетиями.
Обустроить жизнь по своему вкусу
Слышать собственные желания и следовать им — не такая простая задача, как кажется на первый взгляд. У инфантилов психика слабая, зачастую наполненная интроектами — идеями, усвоенными когда-то от других людей.
Например, ребенок частенько слышит от школьного учителя, что невозможно зарабатывать много честным путем. Во взрослой жизни он может забыть об этих словах, но сама идея (интроект) продолжит свое существование в его бессознательном.
Фото Shubham Sharan on Unsplash
Для отделения интроектов от личных желаний часто требуется регулярная и качественная психотерапия. Но что-то вполне реально сделать и самому. Можно начать прислушиваться к себе в мелочах: какой фильм хотелось бы посмотреть? Что хочется выбрать на ужин — суши или лапшу? Потом можно переходить к более серьезным и судьбоносным решениям.
Учиться стоять на своем
Инфантилами бывают не только капризные барышни или юноши, но и тихие скромники. Такие люди — настоящее «золотое дно» для работодателей. Они и слова не скажут поперек, даже если их в десятый раз попросить задержаться на работе без дополнительной платы.
Завал на работе
Не стоит считать, что спорят только люди недалекого ума. Это на самом деле так — но только когда речь идет о несущественных вещах. Если же дело касается вашей жизни и личного комфорта, настоять на своем — значит, продемонстрировать зрелую позицию.
«Внутренний ребенок» живет в каждом взрослом; и проявления инфнатилизма могут встречаться и у вполне зрелых и солидных людей. Но в любом случае важно не поддаваться влиянию детскости, ощущая себя постоянно недовольным и разочарованным ребенком. Ведь качество нашей жизни, как и способность быть психологически зрелым, всегда находится у нас в руках.
Причины «детскости» в поведении взрослых
Фото Allef Vinicius on Unsplash
Психолог Эрик Эриксон рассматривал развитие ребёнка в системе социальных отношений. В каком обществе живет ребёнок, какие ценности ему предлагаются, какие задачи предстоит решать.
В развитии личности Эриксон выделял восемь стадий. В процессе развития на каждой стадии ребёнок контактирует с разными социальными общностями и понимает, что он с ними связан. В детстве — с родителями, братьями, сёстрами.
Затем вливается в общность школы, группы сверстников. Появляются друзья.
Когда приходится выбирать профессию, появляются профессиональные сообщества, коллеги. И с каждым сообществом ребёнок себя идентифицирует и переживает свою связь с ним.
Итак, до 20 лет формируется идентичность личности. Это когда определяется система ценностей, потребности, формируются социальные роли и формы поведения в дальнейшем. И тут выясняется — принимает себя человек в своих отношениях с окружающим миром, находит место в обществе, значит, не чувствует себя потерянным. И наоборот.
На каждой стадии развития человек приобретает определенное качество (так называемое личностное новообразование). И это приобретенное качество сохраняется на всю жизнь. Когда оно формируется, человек в своем развитии проходит через кризисы. То есть приходится выбирать либо прогресс, либо регресс.
Как стать взрослым, когда уже вырос?
Например, доверие к миру или недоверие к миру. Самостоятельность или сомнения, инициативу либо пассивность. Компетентность или неполноценность. Идентичность личности или непризнание, близость либо изоляция. Продуктивность либо застой, целостность или отчаяние.
Это полярные качества личности, которые формируются на вышеупомянутых восьми стадиях развития (по Эрику Эриксону). Так вот, неправильное проживание одной из стадий и может вылиться в итоге в проявление инфантильного поведения.
Как это может произойти? В результате излишней опеки, давления родителей либо, наоборот, полного попустительства. Личность может развиваться так, что должным образом не формируется ни самостоятельность, ни инициатива. И в результате, о целеустремленности и независимости и говорить не приходится.