Грусть (печаль) — одно из основных эмоциональных состояний. Вместе с радостью, страхом и гневом они составляют ядро мира человеческих эмоций. Часто переживание грусти связано с характерными телесными ощущениями, поведением или мыслями. Мы ассоциируем её с чувством подавленности, нежеланием быть активным, уходом от социальной жизни. Также иногда бывает, что интенсивность, с которой мы чувствуем грусть, переходит в физические жалобы психосоматического характера.
Грусть — когда мы ее испытываем, она обычно сопровождается многими неприятными чувствами. Часто причиной грусти являются ситуации, которые мы не хотели бы переживать, поэтому кажется естественным желание избегать или игнорировать их. Между тем, естественным противовесом грусти является радость, столь желанная в наши дни.
Хорошо быть счастливым и полным энергии. Мир, созданный средствами массовой информации и быстро меняющимися культурными нормами, благоприятствует радости, и стремление к ней становится приоритетным. Тогда чувство радости становится «обязанностью» и грусть воспринимается как неудача. Мы часто считаем, что если мы не чувствуем счастья, то, вероятно, у нас есть какая-то проблема. Что естественным состоянием должна быть радость и производные от нее эмоции.
Однако для того, чтобы можно было говорить о внутреннем равновесии, нам необходимо испытать весь спектр эмоций и укрепить свою способность различать и называть состояния, которые «протекают» через нас. Именно способность испытывать и переживать все эмоции делает нашу жизнь полноценной. Стоит сделать паузу и посмотреть на собственные эмоции. Выяснить, что мы чувствуем на самом деле, может быть, то, что мы называем грустью, на самом деле гнев, а то, что мы называем страхом, на самом деле печаль.
Часто бывает так, что в процессе развития мы учимся отвечать на стимул эмоцией, которая нам не подходит, но по какой-то причине, даже несмотря на то, что это не приносит нам пользы, мы делаем это. Бывают моменты, когда каждому из нас трудно назвать то, что мы чувствуем, а эмоции, которые мы испытываем, сложны. Некоторым слоям населения труднее регулировать свои эмоции, чем другим. Под их влиянием они делают и говорят вещи, которые негативно влияют на различные сферы жизни, в том числе осложняют отношения, ограничивают повседневную деятельность и т.д.
См. также: Психологическое насилие
Стоит помнить, что мир эмоций сложен. Мы не ощущаем одну эмоцию, обычно то, что мы испытываем, — это совокупность различных состояний разной интенсивности.
Человек находится в состоянии печали: как определить?
Определить, находится ли человек в состоянии печали, несложно. Он становится отстраненным, замкнутым, уходит в себя и свои мысли, в глазах — печаль. В такие моменты для него затруднительно проявлять активность, да и нет настроения что-либо делать. Отсутствует желание общаться с людьми. Хочется тишины и уединения. В такие моменты жизнь как будто замедляет свой ход.
Часто окружающие пытаются помочь ближнему, вытащить его из замкнутого круга грусти. А нужно ли? Чаще всего человеку нужно просто переболеть, позволить себе побыть в одиночестве, если хочется, поплакать и выплеснуть чувства. Если ему не хочет делиться своими переживаниями, своим состоянием, лучше не навязываться, а оказать поддержку тогда, когда он сам об этом попросит.
Модальности эмоций. Скорбь. Печаль. Ностальгия. Тревога
При очевидном, казалось бы, несходстве многих эмоций весьма нередко они определяются и различаются немалым числом и здоровых индивидов. Значительные разногласия существуют по этому поводу в специальной литературе. Это не следует рассматривать как алекситимию — нарушение, при котором наблюдается неспособность или теряется способность дифференцировать и описывать собственные эмоции, а также эмоции других людей. Структура эмоций сложна, а самих эмоций достаточно много. Вундт, например, считал, что число разных эмоций значительно больше, чем 50 000. Далее опишем наиболее употребительные трактовки эмоций и чувств. Полагаем, что это немаловажно в плане более адекватной оценки эмоций, особенно в тех нередких случаях, когда одновременно наблюдается не какая-то одна, а сразу несколько эмоций. Считаем, что это может иметь значение для анализа и отграничения нормальных эмоций от измененных каким-то психическим расстройством. Внешние проявления эмоций здесь подробно не описаны. Об этом см. «Психопатологию» (2002). Итак, модальности эмоций, представляющие интерес и для психопатолога.
Горе или скорбь. Связаны с утратой важнейших ценностей (потеря близких, разлука ребенка с родителями, вообще огромное несчастье, разрывающее связь индивида с людьми, обществом). Переживается по-разному, это зависит от возраста, пола, личностных качеств, принадлежности к какой-то культуре, социальной группе. Тем не менее картина горя у разных людей имеет много общего. В горе представлены глубокая подавленность, тревога, чувство вины, чувство благодарности, сохраняется способность откликаться на страдания других, она может даже обостряться, могут быть отчаяние и чувство безнадежности. Собственное горе при виде страдания других всегда оставляет место сочувствию с желанием помочь, поддержать.
Горе заразительно: каждый вдруг ясно начинает понимать, что и с ним в любой момент может случиться что-то подобное, чувствует, что его покидают зависть, злорадство, озлобление и многое другое, кажущееся теперь чем-то мелким и недостойным. Вид скорби облагораживает и самые черствые души. Тем самым укрепляется связь между людьми, разрушенная гордыней, тщеславием, алчностью. Только эмоционально тупой человек или не вполне благополучный в духовном плане не знает ни истинного горя, ни того, что при этом испытывает человек в бездне несчастья. Переживание горя сильно зависит от усвоенных культурных традиций. В коллективистских культурах, где сильна поддержка одних людей другими, горе переживается более стоически. В американской культуре горе и чувство вины тесно связаны, в этом есть нечто болезненное.
В норвежской культуре, напротив, горе и чувство вины ортогональны; они далеки друг от друга, может быть, потому, что у норвежцев принято поддерживать друг друга не только в беде. Боулби (1960) отмечает приспособительное значение горя: оно помогает человеку «превозмочь себя», как бы подняться над собой и показать себя людям с лучшей стороны. Примерно о том же писал Р.Тагор: «Большое горе в себе самом изживает боль. А мелких бед, потерь, обид так груз тяжел, что надрывается душа от этих зол». Особенно тяжело в горе одиноким, в Библии так и сказано: «Горе одинокому!» Одинокого человека горе может сломить так, что более он никогда не поднимется. В таких не столь уж редких случаях горе делается болезнью. Вероятно, это имел в виду В.Даль, написав, что скорбь есть не только тяжелое душевное состояние, она может стать причиной расстройства, хвори. В России поэтому истории болезни назывались скорбными листами, а психиатрические больницы — скорбными домами, что как бы указывало на общее мнение о том, что именно скорбь особенно часто приводит несчастного человека туда. К узникам больниц, равно как и к глубоко обездоленным обитателям тюрем простой народ России, свидетельствует Ф.М.Достоевский, всегда относился с трогательной заботой даже в период зарождения капитализма. Внешние проявления скорби разнообразны: траурные одежды, опечаленные лица, плач, рыдания, слова любви и благодарности к ушедшему и в то же время теплое отношение к другим, деловитость и желание исполнить свой последний долг с честью и чувством достоинства.
Печаль или тоска (грусть, мучительная грусть, уныние, хандра). Это комплекс эмоций, включающий, по К.Изарду, по убывающей напряжение, импульсивность, самоуверенность, удовольствие. Сложно переводить с русского на русский же язык, но, видимо, речь идет о том, что в тоске представлены душевное стеснение, неуверенность в себе, заторможенность в мыслях, действиях и, наконец, потеря способности испытывать удовольствие. Тоска — это траур по утраченному когда-то счастью, дарованному судьбой по каким-то высшим законам справедливости, но не обязанного людям и своим каким-то усилиям или достоинствам. Тоска — это удел нарцисса. Тоска как бы грызет человека изнутри и подрывает его душевное благополучие, духовную сущность и физическое здоровье. Человек в тоске на все происходящее смотрит безучастно, его снедает еще и скука.
Он самоустраняется от людей, мучается одиночеством и таит обиду к тем, кто лишил его прежнего рая. Тоска порой превращается в озлобленность или даже ненависть, а это, в свою очередь, влечет чувство вины, недовольство собой, если человек еще не до конца растерял себя. Тоска не порождает такого ответного сострадания, как горе, и человек может ожесточиться к людям. Теперешняя жизнь в тоске кажется не имеющей смысла, будущее лишено перспективы и мрачно. Чувство смыслоутраты толкает на самоубийство. Такие самоубийцы не оставляют после себя прощальных записок с просьбами не винить никого. Мотивация самоубийства может быть и как бы местью, выражением желания кого-то наказать.
Тоска блокирует продуктивную активность, оставляя человеку мало шансов на то, чтобы преодолеть хандру. В глубине тоски угадываются неуверенность и чувство неполноценности, которые не дают покоя и доставляют невыносимые порой мучения. При неглубокой тоске люди стараются развеяться, чтобы «мир забыть и несчастную долю свою». Некоторые пускаются во все тяжкие, стремятся попасть в рискованные и опасные ситуации, другие завязывают и меняют интимные отношения, кто-то «заедает тоску», иные могут пристраститься к азартным играм, алкоголю, в поисках острых ощущений стараются разными, обычно неразумными способами разнообразить жизнь, делаются экстремистами, террористами и т. п. Разумеется, существуют и другие виды тоски, тут очень многое зависит от личности человека. Бывает «светлая печаль», не омрачающая жизнь ни себе, ни другим. Пишут о «высокой печали» — тоске по чему-то возвышенному, справедливому, человечному. Но всякая печаль тормозит активность и делает человека более созерцательным, нежели созидательным существом.
Ностальгия — тоска по Родине, местам, где прошло детство и потерялись привязанности, детские дружба и радости. Особенно подвержены ностальгии рефлексивные интеллигенты и творческие натуры, которые не нашли на чужбине духовного приюта. Ностальгии не подвержены люди, у которых снижена способность формировать устойчивые и глубокие привязанности, люди, для которых Родина там, где им сегодня живется вполне комфортно. Особенно тоскуют изгнанники Родины, жестоко страдают от этого художественные натуры. На чужбине они чахнут и переживают тяжелый творческий кризис, отчего их мучения удваиваются. Такая тоска «по Родине превращается иногда в тяжелую болезнь», пишет В.Даль. В мифологии ностальгия представляется тоской по прародине, утраченному раю и девственной, безгрешной жизни человека.
Тревога (треволнение) — сильное волнение, беспокойство, душевная буря, смятение (В.Даль). Часто определяется как беспредметный страх, свободноплавающий страх, страх чего-то неизвестного. Тревога мечтательных и мнительных людей — это страх чего-то воображаемого, связанного с фантазией, преувеличенным ожиданием несчастья. Тревоге подвержены не уверенные в себе люди, опасающиеся потерять контроль над ситуацией. Тревога свойственна, наконец, людям, в прошлом переживших много несчастий или одну неудачу за другой. При этом как бы формируется установка ожидать прежде всего каких-то угроз и в будущем. Тревогу характеризуют тягостные предчувствия, преувеличение возможных несчастий или вероятности их наступления, чувство внутреннего напряжения (необязательно, чтобы напряжение указывало непременно на тревогу), торопливость, суетливость, чувство, будто все время куда-то опаздываешь.
| Патологическая тревожность является психическим заболеванием, называющимся тревожное расстройство. При патологической тревожности советуем обратиться к психиатру |
У пациентов с тревогой упомянутые переживания возрастают многократно: «Все время тороплюсь, кажется, никуда не успеваю вовремя, чуть что, сразу срываюсь с места… Постоянно куда-то тороплюсь, куда-то спешу, все время в напряжении, и кажется, будто что-то важное я не успею сделать… Чувствую себя как человек, который знает, что скоро умрет, и боится, что не поспеет сделать что-то очень важное». В тревоге экспрессивные действия явно преобладают над инструментальными. По К.Изарду, тревога есть сложный эмоциональный паттерн, включающий по мере убывания страх, интерес, чувство вины, отвращение, смущение, гнев, удивление и радость. Автор считает, что тревогу нельзя рассматривать как отдельный, самостоятельный феномен. В каждом конкретном случае, полагает К.Изард, необходимо понимать, какие конкретные эмоции образуют тревогу. Это может означать, что существует множество вариантов тревоги. На самом деле тревога бывает неодинаковой, но в основном связана с личностными качествами человека и, как упоминалось, с его характером.
По Э.Шострому (1994), в тревоге человек сильно и неотвязно хочет что-то делать, но не может. Он подавляет при этом растущую в нем агрессию, в результате чего впадает в апатию. Массерман (1955) рассматривает тревогу как результат столкновения двух противоположных тенденций, например к нападению и бегству. В экзистенциальной теории тревога есть эмоциональное состояние, сопровождающее осознание бессмысленности, несовершенства и изначальной хаотичности мира, в котором мы живем. Позиция экзистенциалистов в данном случае выражает состояние растерянного человека, в глазах которого мир превратился в остатки прежнего в нем порядка и предсказуемости. З.Фрейд различает «сигнальную тревогу», предупреждающую Эго о надвигающейся угрозе его целостности (и тут он как бы смыкается с экзистенциалистами), и «первичную тревогу» — эмоцию, сопровождающую распад Эго и проявляющуюся в кошмарах.
Добавим, что тревога может быть у человека и в отношении себя, правда, это уже явно болезненная тревога. Пациенты, испытывающие неприемлемые, «ненормальные» побуждения, нередко пребывают в тревоге длительное время, с напряжением и страхом ожидая от себя каких-нибудь опасных, безумных действий, что кажется идентичным «сигнальной тревоге».
Совместить определения тревоги разных психологов достаточно сложно, настолько это понятие многогранно. В тревоге, однако, почти всегда присутствует один весьма существенный элемент — это страх воображаемой, надуманной опасности, которая порой представляется вполне возможной, почти реальной или даже неизбежной. Это может означать, что тревога связана каким-то образом с нарушениями самовосприятия, а именно с апперсонализацией. Высшая степень тревоги — полное смятение, растерянность.
К содержанию
Причины состояния
Человек может быть печален по определенным причинам: расставание с любимым/любимой, несбывшиеся планы и мечты, череда мелких неудач. Многое способно выбить из колеи привычной жизни. Но все это следствие того, что жизнь складывается не так, как хотелось бы. Это симптомы того, что необходимо что-то менять. Потерявшего надежду печаль одолевает очень сильно. Чтобы вернулась вера в будущее, порой нужно преодолеть несколько трудностей, в частности, касающихся внутренних изменений. Перемены в себе и в жизни очень редко даются легко и непринужденно.
Печаль — это серьезный жизненный этап, преодоление которого считается огромным достижением. Серьезной причиной возникновения подобного состояния может стать уход из жизни дорогого человека. В такой ситуации сможет помочь только время. Стараться вернуть к обыденной жизни пережившего утрату не стоит. С течением времени боль утихнет, и он окунется в ритм обычной жизни.
Вершины и пропасти, взлеты и падения
Чтобы понять, чем грусть отличается от тоски, рассмотрим некоторые особенности зрительного вектора, так как именно его обладатели отличаются огромной эмоциональной амплитудой, больше которой нет ни в одном другом векторе. Также люди со зрительным вектором имеют самую высокую частоту смены состояний. Когда говорится о смене состояний у зрительных людей, используется условный термин «качели». Именно колебания такого вида хорошо передают переходы из одного состояния в другое.
Если изобразить «кардиограмму» зрительных эмоциональных раскачек в виде синусоиды, то с ее помощью можно очень наглядно продемонстрировать амплитуду и частоту смены состояний. В самой нижней точке синусоиды будет располагаться одна из корневых эмоций зрительного вектора — страх, а в самой верхней — любовь. В самом высоком чувстве любви к другому зрение поднимается на максимальную эмоциональную высоту, отрываясь от страха. И точно так же при переживании самого большого страха за себя — страха смерти — удаляется максимально от любви.
Вот так и происходят раскачки: вниз — вверх, вверх — вниз; в себя — наружу, наружу — в себя. В самые нижние состояния зрительные люди падают от неумения взаимодействовать с другими людьми. Жалость к себе, беспокойство только о себе говорит о неразвитых в детстве чувствах, когда эмоциональному зрительному ребенку не давали эти чувства проявлять или запугивали по незнанию, читая страшные сказки. В результате получаем плохие нижние состояния. Развитый зрительный вектор способен к сопереживанию, состраданию, любви. Это дает эмоциональный подъем.
Все эмоции имеют свои синусоиды «раскачек». Разница только в величине амплитуды и частоте смен состояний. Одни состояния кратки, как миг, другие переживаются дольше. В одни падаем камнем или взмываем птицей. В другие плавно опускаемся или также плавно поднимаемся. Амплитуда взлетов и падений зависит от многих причин, основные из которых — уровень развития и реализации зрительного вектора. Развитый и реализованный человек не будет испытывать потребности в резких эмоциональных скачках, его состояния будут постепенно перетекающими из верхних в нижние. От радости к грусти. От слез благодарности к слезам сострадания.
Такие переходы между состояниями в зрительном векторе наполняют жизнь эмоциональными переживаниями. Зрению жизненно необходимы такие колебания. Это как дышать: вдох — выдох, наполнение — опустошение. Только дышать можно по-разному. Или ровно и спокойно, естественным образом, не замечая этого процесса. Или жадно хватая воздух, задыхаясь и сбиваясь с нормального ритма.
Печаль прошла – последствия остались
Что происходит внутри нашего организма, когда мы пребываем в состоянии печали? В зависимости от темперамента и причины грусти человек может как более или менее спокойно переживать, так и впасть в истерику или оцепенение. Но в любом случае чаще всего в таком состоянии повышается давление, учащается сердцебиение, что может привести к сердечному приступу. После потери близкого человека риск наступления сердечного приступа на 21 % выше, чем в обычном состоянии. Надпочечники вырабатывают больше кортизола (гормона стресса), что чревато бессонницей и болезнями желудка. Иммунная система сильно ослабевает, повышается чувствительность к холоду. Мозг начинает работать усерднее, так как во время печали человек много думает, анализирует, вспоминает, страдает и ищет причины.
Когда грусть проходит, особенно если это была не просто осенняя хандра, а что-то серьезное, последствия могут еще долго проявляться в организме. Могут возникнуть проблемы с сердцем и желудком.
Заблуждения и мифы о грусти
Давайте разберемся, грусть – это хорошо или плохо? Для начала развенчаем несколько наиболее распространенных мифов о печали, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни на протяжении многих лет.
Миф №1: Быть печальным значит быть в депрессии
Приравнивать грусть к депрессии – главная ошибка, которую многие люди совершают, обсуждая свои эмоции. Большинство психологов утверждают, что грусть – это показатель того, что в вашей жизни произошло болезненное событие, обычно это утрата или какая-то эмоциональная травма. Если вы были в отношениях в течение долгого времени, которые внезапно закончились, конечно, вы бы расстроились из-за потери привязанности. Если кто-то из близких унижает или отвергает вас, вполне логично, что вы будете чувствовать печаль и страдания.
Какая бывает польза от грусти?
Печаль – это здоровый эмоциональный ответ на боль или утрату и она сигнализирует о потребности в заботе и сострадании от себя самого и окружающих. Депрессия – это клиническое расстройство, при котором человек не просто грустит. В отличие от грусти борющиеся с депрессией люди имеют очень слабое представление о себе и часто думают, что мир был бы лучше без них. Депрессия – это не грусть, но она часто включает в себя много печали, которая не была преодолена или проявлена.
Миф №2: Проявление грусти – признак слабости
Грусть – одна из наших самых сильных эмоций, потому что она является сигналом и притягивает к нам других людей, когда мы ее проявляем. Другими словами, печаль – это эмоция, которая чаще всего может вызывать у окружающих сочувствие и заботу. Подумайте о плачущем ребенке – у него нет другого способа выразить свои потребности в помощи и заботе, кроме как заплакать. Плач и выражение дискомфорта или страданий – это первый способ научиться сообщать о своих потребностях в заботе и поддержке из окружающего мира. Грусть предназначена для того, чтобы ее заметили другие люди и отреагировали на нее, потому что мы очень социальный вид.
На самом деле, многие считают, что homo sapiens как вид, без когтей, яда или каких-либо других природных защитных средств, выжил и преуспел благодаря нашей способности считывать, реагировать и совместно управлять эмоциями друг друга как группы. Когда мы успокаиваем тех, кто напуган или страдает, или когда мы получаем поддержку и ободрение от других происходит эффективная реакция на печаль в виде сочувствия, которое действует как “охлаждение” для всей нашей нервной системы. Умение “охлаждать” или регулировать нашу нервную систему коллективно позволяет нам эффективно задействовать наше мышление (префронтальная кора головного мозга), благодаря чему мы можем планировать, творить и добиваться успеха, будь то противостояние саблезубому тигру или отправка человека в космос. Передача наших эмоций друг другу для эффективного управления сильными эмоциями в группе – это наша самая большая сила как вида. Неспособность проявлять печаль лишает вас этого эволюционного дара.
Так ли ужасна печаль?
Миф №3: Если вы позволите себе грустить, вы застрянете в этом состоянии навсегда
Самая большая проблема психологов в клинической работе – это помочь людям поверить, что они могут испытывать сильные эмоции, не переполняясь и не “застревая” в таких мучительных чувствах как грусть. Несмотря на то, что эмоции могут казаться мощными и непреодолимыми, на самом деле все эмоции довольно мимолетны и непродолжительны, поскольку они возникают только для того, чтобы сигнализировать о немедленном действии. Эмоции – это просто способ вашего разума и организма привлечь ваше внимание к чему-то в вашем окружении или в жизни, воспринимая их как “смс-сообщения” от ваших пяти чувств. Иногда люди испытывают трудности в правильном понимании и реагировании на свою грусть, потому что они верят в мифы, которые превращают печаль в довольно опасное и угрожающее состояние. Именно здесь большинство людей застревают.
Вы получите утешение и облегчение, всего лишь правильно показав грусть другому человеку, и она пройдет. Печаль вам больше нужна. Все эмоции проходят когда мы реагируем на них правильным действием. И грусть не является исключением.
Теперь, когда мы развенчали самые распространенные мифы о грусти, давайте поговорим о пользе грусти для нашей психики и организма.
Как отличить грусть от депрессии?
Что делать при депрессии?
Состояние грусти и печали может перерасти в депрессию, если человек не предпринимает никаких попыток справиться со своими эмоциями. Определить, печаль это или депрессия, может только квалифицированный специалист. Но есть некоторые симптомы, позволяющие предполагать, что человека затянуло в депрессивное состояние:
- апатия, отсутствие интереса к жизни и любой деятельности;
- ощущение пустоты;
- чрезмерный аппетит либо его отсутствие;
- ощущение собственной никчемности;
- бессонница или сонливость и гиперсомния – повышенное количество часов, проведенных во сне;
- мысли о суициде;
- невозможность концентрации внимания;
- уход от решений проблем;
- непрекращающееся ощущение усталости даже после сна и отдыха;
- отсутствие мотивации что-то делать.
Если из перечисленных признаков у человека имеется хотя бы пять, ему необходимо обратиться к психотерапевту.
Возможна ли совершенно беспечальная жизнь?
Возможна. Правда, такую жизнь трудно представить. Ведь если в этом мире и можно достичь беспечального душевного состояния, то оно, как правило, очень относительно и имеет краткосрочный характер.
Не так же, а иначе было в первые времена. Первозданные люди, пребывая в раю, обладали благами, сполна доставлявших им душевное и телесное удовлетворение. По сути у них не было даже и повода для тяжёлой печали. Печаль, как состояние недовольства и скорби, вошла в мир с грехом.
Жизнь в Царстве Небесном, которая откроется после Второго Пришествия Христа и Страшного Суда, будет свободна от каких-либо печалей. Это состояние праведников будет соответствовать непрестанной радости, счастью, блаженству (Откр.21:4).
Как избавиться и нужно ли избавляться?
Стоит ли пытаться вытащить себя из уз грусти или оставить все как есть, чтобы само прошло, зависит от того, какая печаль вас настигла и серьезности ее причин. Если это переживание потери близкого человека, то вернуть человека к нормальной жизни сможет только время. Можно предложить свою помощь, но не навязывать. Человек должен пережить это и понять, что жизнь продолжается, самостоятельно.
Если случилась жизненная неприятность, не связанная со смертью близких (проблемы на работе, срыв планов, обман и предательство), то на какое-то время можно уйти в себя. Способна помочь техника письма: берете бумагу и пишете все мысли, которые крутятся в голове. Нужно не держать эмоции в себе, а дать им выход.
Ну а если это – влияние погоды, можно на время укутаться в плед, заварить вкусный чай или какао и наблюдать, как капает дождь за окном, или почитать интересную книгу или посмотреть фильм.
Типы эмоции.
Ну а теперь сосредоточимся на эмоциях! Есть три типа:
- первичный,
- вторичный и
- фоновый.
Первичные эмоции это те, которые легко воспринимаются людьми, например страх и радость.
Вторичные эмоции — их не так просто заметить, например нервозность, чувство вины или стыда.
Фоновые: они не заметны, например, спокойствие или усталость. Их трудно воспринимать, потому что они больше связаны с внутренним миром человека, чем с внешним.
Каковы последующие действия?
Печаль – это не повод ставить на себе крест. Время от времени у каждого из нас случаются неприятности: мы расстаемся с людьми, что-то идет не так, погода не радует. Хоть и можно выделить себе какой-то срок для печали, необходимо вовремя остановиться, проанализировать причины, вынести для себя урок и двигаться дальше, по пути к счастливой жизни. Никто, кроме нас самих, не ответственен за наше счастье. Поэтому придет время, когда нужно взять себя в руки, а если необходимо, обратиться к психотерапевту.
Грусть учит нас тому, что наша жизнь – это череда приятных событий и не очень, что нам необходимо преодолевать трудности, чтобы стать сильнее ради нас самих и наших близких, чтобы в любой момент мы могли оказать им необходимую поддержку.
Печаль и депрессия
Временное снижение настроения, грусть, которая приходит и уходит, — это естественный опыт для каждого человека. Печаль, возникающая как следствие определенного события, напр. потеря любимого человека, разлука и т.д. это адекватная реакция организма, и мы не должны тревожиться по этому поводу. Однако если состояние затягивается, мы не можем прийти в себя или кажется, что оно возникло без видимых причин, стоит обратиться за консультацией к специалисту. Грусть — это не то же самое, что депрессия, но, находясь под влиянием сильных эмоций, трудно трезво взглянуть на ситуацию. Поэтому беседа с психологом, психотерапевтом или врачом-психиатром может помочь исключить болезнь, способствовать возвращению равновесия и рассмотреть механизмы, сопровождающие грусть.