Во время общения люди дарят друг другу восторг, радость, удовольствие, а иногда – разочарование и оскорбление. В большинстве случаев такие эмоции взаимные: говорят, что собеседники поладили, установили контакт, пришли к общему мнению. Последние характеристики свидетельствуют о появлении особого чувства, объединяющего людей. Соответственно, Раппорт в психологии – это возникновение комфортной обстановки для двоих собеседников, ощущение взаимного доверия, понимания и эмоциональной связи
.
Рассмотрим это определение детально далее…
Раппорт в Психологии – Что Это?
Для того, чтобы добиться успеха в жизни, необходимы следующие четыре вещи. Во-первых, быть в согласии с собой и миром, то есть признавать то, что существует, не обязательно пытаясь это изменить (РАППОРТ). Во-вторых, знать то, что вы хотите, иметь ясное представление о предполагаемом результате в любой ситуации (РЕЗУЛЬТАТ). В-третьих, быть внимательным и держать свои чувства открытыми, для того чтобы заметить, что вы движетесь к результату (ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ). В-четвёртых, иметь достаточно гибкости, чтобы настойчиво изменять свои действия до тех пор, пока вы не получите то, что хотите (ГИБКОСТЬ).
Сергей Ковалёв. Восточная версия нейропрограммирования, или учебники умения жить.
- 1.Основное понятие и определение раппорта
- 2.Примеры раппорта
- 3.Как создать раппорт
- 4.Методы установления доверительных отношений
- 5.Практические рекомендации
- Почему снится человек, с которым ты даже не общаешься?
- К чему снится бывшая подруга, с которой уже не общаешься
- Как Преодолеть Барьеры в Общении с Другими
- Передача мыслей и эмоций другому человеку. Возможно ли это?
- 20 Золотых правил общения, которые приведут вас к успеху в коммуникации (+Бонус)
Основное понятие и определение раппорта
Состояние раппорта возникает между людьми при коммуникации, когда стремительно повышается степень взаимного понимания, симпатии, благосклонность.
Метафора такого пребывания – результат резонанса. В начальный момент совпадения частот отдельных источников стремительно увеличивается амплитуда колебаний.
Такой же процесс происходит в коммуникации людей. Как только собеседники находят общие моменты (их количество неограниченно), то результативность общения многократно увеличивается. Чем больше пересечений, тем сильнее влечет людей друг к другу, тем более они смогут повлиять один на другого. Эту закономерность можно применить сознательно для воздействия на людей.
Иными словами, определение раппорта следующее: это физическая, эмоциональная и духовная связь между собеседниками.
Важно!
Навык устанавливать раппорт в некотором смысле означает умение руководить людьми.
Чаще всего комфортное состояние для собеседников является естественным. Но при желании его можно создать искусственно, двигаясь от следствия к истокам.
В первом случае, вначале возникает обоюдная симпатия. Со временем люди начинают обмениваться отдельными словами и жестами. В результате общение переходит в приятную атмосферу, бессознательно возникает взаимное уважение. Следствие: приятное и сердечное общение, высокая степень доверия к иному человеку (как к себе).
В случае движения от следствия к причинам следует перенять стиль поведения человека, одеть на себя соответственную маску. Через некоторое время, при помощи навыков и таланта, удастся установить прочный раппорт.
Формы общения и процесс коммуникации
Примечания
- ↑
Краткий психологический словарь - ↑ 12
Психоаналитические термины и понятия. - ↑
Все о гипнозе. В. В. Кондрашов. Гл. 4 — «Исследование гипноза в России» - ↑
Гипноз и внушение в клинике внутренних болезней. П. И. Буль, 1958 - ↑
Раппорт — Энциклопедия социологии - ↑
Раппорт — Райкрофт Ч. «Критический словарь психоанализа». - ↑
«Гни свою линию. Приемы эффективной коммуникации.» Н.Непряхин (2007) - ↑
НЛП как психотерапевтический метод. — Энциклопедия «Кругосвет» - ↑
Chaper 8. Communicating to establish rapport — Patient practitioner interaction. Carol M. Davis, Helen L. Masin (англ.)
Примеры раппорта
Тесная взаимосвязь людей наблюдается в разнообразных сферах жизненной деятельности.
Чтобы осознать понятие раппорта, рассмотрим самые обыденные случаи:
- Преподаватель и учащиеся
. Последние, как правило, в большей степени доверяют тому наставнику, который с ними контактирует продолжительный период времени, с кем ранее образовалась тесная взаимосвязь и доверительные отношения. - Врач и пациент
. Установление раппорта способно улучшить результативность лечебной терапии, минимизировать безответственность, ускорить восстановление здоровья, а иногда и уменьшить дозы обезболивающих препаратов. - Мужчина и женщина
. Надежный постоянный раппорт может улучшить и наладить сложные отношения, а его недостаточность способна всецело уничтожить даже очень крепкую взаимосвязь.
Примеры раппорта можно наводить безгранично. Если понаблюдать за людьми, которые находятся в тесной взаимосвязи, то возможно заприметить: их движения, ритм дыхания, позы, а также другие характеристики совпадают. Не секрет, что в результате длительного совместного проживания жена и муж стают схожими один на другого.
Часть людей может легко создавать раппорт с совершенно случайными собеседниками. Но есть и такие, кому сложно контактировать с людьми. Существуют убеждение, что умение оперативно находить контакт – качество врожденное. Исходя из другого мнения, такой полезный навык возможно освоить и при необходимости применять в жизни.
Речь как средство коммуникации
Сонастроенность с партнёром
Как это работает? Речевое и эмоциональное взаимодействие состоит из следующего:
- один из участников контакта его инициирует на глубинном уровне;
- второй отвечает ему интуитивно, то есть подключается к взаимодействию;
- первый чувствует обратную связь и заводит диалог;
- второй включается в диалог.
То есть раппорт – это возвращение отправленного сигнала адресатом. Ниже рассмотрим, что одна и та же модель может иметь разные формы выражения.
Как создать раппорт
Чтобы понять, каким образом происходит налаживание взаимосвязи, нужно рассмотреть две ее главные фазы и желанный результат:
- Подстройка
. Учитывая, что установление раппорта возникает в результате синхронизации элементов у собеседников, не нужно выжидать, пока это произойдет само собой. Повлиять на процедуру можно при помощи подстройки: взять на себя главную роль, а собеседнику разрешить остаться самим собой, что значительно облегчит общение. Так начнется синхронизация с партнером – подстройка под его качества. Подобное поведение воспринимается как встречный шаг, и партнер бессознательно начинает доверять собеседнику не меньше, чем себе. - Ведение
. После синхронизации с партнером, а также объединения в одну систему, нужно соблюдать ее законы: в случае нарушения одного системного элемента, для сохранности механизма следует изменить и иные. По этой причине, если меняется поведение ведущего участника общения, то и партнер следует за лидером для сохранения синхронизации. В конечном счете собеседник последует в указанном ему направлении, а поступить ему таким образом будет чрезвычайно удобно. - Раппорт
. На этой стадии уже невозможно разобраться: кто –ведущий, кто – ведомый? Участники беседы взаимодействуют так слаженно, что их изменения происходят одновременно. По этой причине продолжительно работающие люди рассуждают одинаково.
Внимание!
Важно понимать механизм создания, а также поддержания раппорта: это происходит в результате сознательного увеличения общих интересов на эмоциональном и физическом уровнях общения с человеком.
Ограничения на подстройку
Грамотный раппорт – что это такое? В психологии важно работать не как простая машина, нельзя в точности следовать всем советам. С каждым человеком будет масса допущений, и их нельзя игнорировать. Иначе ты получишь обратный эффект, а тебя могут счесть вообще неадекватным или недостаточно уверенным в себе. Нет ничего хуже в построении раппорта, когда тебя поймают на этом занятии.
Каждый человек имеет несколько настолько индивидуальных черт, что их не встретишь ни у кого другого. Их важно замечать и даже не пытаться повторять. Имеет место частичная подстройка. Состояние раппорта вполне достижимо и без копирования каких-то особенных черт. Частичная подстройка встречается куда чаще, чем полная.
По крайней мере, на начальном этапе общения. И лучше выбрать именно ее, если:
- общение только начинается, и ты проводишь с собеседником первый час;
- собеседник чрезмерно эмоционален;
- язык физиологии совершенно уникален и необычен, повторять его не имеет смысла, чтобы не быть замеченным в попытке;
- раппорт уже установлен на достаточном уровне, и углублять его нет смысла;
- ты впервые пробуешь установить раппорт.
Нужно начинать с самых простых вещей. По нарастающей копируй человека, но не пытайся перенять у него все и сразу. В первые разы так не получится. Подстройка всегда должна быть постепенной, чтобы уровень комфорта постоянно нарастал.
Все эти правила хорошо работают в пикапе, пускай изначально придуманы они были не для этого. Раппорт станет для тебя прекрасным помощником и в делах. Когда ты хочешь заслужить расположение кого-либо, просто построй с ним раппорт и уже в течение нескольких часов ты завоюешь его Если хочешь узнать ещё больше секретов по соблазнению девушек подписывайся на мою страницу ВКонтакте.
Методы установления доверительных отношений
Раппорт в действии
Рассмотрим основные способы осуществления подстройки:
- Принятие
. Главная роль отведена выражению лица, манере разговора, расстоянию между людьми. Искренний и открытый взгляд должен показывать интерес к собеседнику и его проблемам. Тон голоса – мягкий, соответствующий доверительной беседе. Если между собеседниками сохраняется расстояние вытянутой руки, то это оптимальный вариант для дружеского взаимодействия; положение рук и жесты должны выражать желание помочь. - Позы и жесты
. Ученые сделали вывод: людям трудно спорить с теми, кто занимает такую же позу. Основываясь на этом заключение, разработан вид подстройки, когда копируется прямое или зеркальное положение партнера. В этом случае поведение должно быть естественным, чтобы собеседник ничего не заподозрил. - Дыхание
. Техника настройки на ритм дыхания партнера достаточно сложная и не применяется на первых этапах обучения. - Речь и мышление
. Метод относится у самых сложным, но показывает превосходные результаты. Установленный контакт остается стабильным на продолжительное время, теряется зависимость от расстояния. Требуется проанализировать мышление собеседника, определить стиль последнего. Дальнейшие действия направлены на адаптацию своей речи под склад ума партнера.
К менее важным относят настройки на ценности собеседника, убеждения, человеческие качества, социальную роль и другие. Помимо всех перечисленных, существуют разные смешанные модели. Последние эффективно и успешно применяются на практике.
Физиологическая подстройка
Это первый этап грамотного построения раппорта, он же – самый простой. От тебя потребуется только одно – внимательно наблюдать за тем, что делает девушка и просто копировать это. Такая ненавязчивая демонстрация того, что вы на одной волне, и тебе с ней комфортно.
Начать советую с наблюдения за другими людьми, особенно за старыми друзьями или подругами.
Ты заметишь, что их силуэты чуть ли не зеркально повторяют друг друга. То же самое касается манеры говорить и даже словарного набора, которым они оперируют в конкретном случае. Называется это – рапортовать. Перейдем к физиологической части.
- Поза. Самая простая и первая подстройка, которую тебе нужно совершить. Посмотри внимательно на своего собеседника. После этого постепенно искусственно начинай его копировать. Наклон корпуса, поворот головы, положение конечностей и т.д. у людей под каждые эмоции своя поза. Когда ты перенимаешь позу, ты перенимаешь и эмоциональный фон. Становится намного легче понять собеседника.
- Жестикуляция. Уже более тонкая подстройка, которую сложнее осуществить. Когда тебе что-то говорят, почти всегда помогают жестами. Стоит скопировать их мысленно, а когда настанет твой черед говорить, просто покажи то же самое.
- Мимика. Еще более сложная подстройка. Не все из нас умеют даже просто хмуриться. Пластичность лица у всех разная, поэтому для тебя подстройка под мимику может оказаться непосильной задачей. Для начала пригодится развитие пластичности лица. Затем ты без труда сможешь копировать мимику своего собеседника и намного быстрее устанавливать раппорт.
- Дыхание. Здесь просто только на бумаге. Нужно посмотреть на глубину и частоту дыхания собеседника и просто построиться в ритм. Сделать это не так просто, как ты думаешь. У всех людей разное дыхание, и тебе будет просто некомфортно в большинстве случаев. Из такой ситуации есть выход – можно почти незаметно двигать какой-нибудь частью тела в такт дыханию твоего собеседника.
- Вербальное общение. А во здесь все проще. Тебе будет достаточно перенять некоторые слова-паразиты, вопреки всем твоим принципам, и употреблять их в разговоре. А еще придется замедлить или ускорить темп речи так, как это делает собеседник.
Практические рекомендации
Чтобы установить раппорт в психологии, необходимо правильно выбрать определенный метод подстройки. Последний значительно зависит от начальной близости участников, ситуации и задач коммуникации. Немалую роль играют и задействованные в раппорте личности.
Каждый способ имеет свои недостатки и достоинства. Для достижения желанного результата иногда требуется применять несколько методов подстройки или их комбинации.
Интересно, насколько сложно обыкновенному человеку (без врожденных коммуникативных способностей) научиться устанавливать раппорт для достижения определенных целей. Поделитесь, пожалуйста, своим опытом!
Можаева Таисия · 29 ноя, 2019
Модальная подстройка
Раппорт – это еще и копирование способа мировосприятия.
Работает это прекрасно, если ты овладеешь этим способом подстройки. Расскажу подробнее про модальности.
Все мы по-разному воспринимаем мир. Зависит это от того, из какого источника мы привыкли получать информацию. Исходя из этого человек может иметь одну из следующих модальностей:
- аудиал;
- визуал;
- кинестетик.
Люди получают основной поток информации через слух зрение или ощущения. В зависимости от этого и ты должен подстроиться под своего собеседника, несмотря на то, какая конкретно у тебя модальность. Определить ее очень просто, достаточно внимательно слушать собеседника и делать свои выводы. Когда тебе будут рассказывать историю, обрати внимание на то, какими глаголами оперирует собеседник. Если он больше внимания обращает на цвета, говорит «увидел, посмотрел» и т.д. – перед тобой визуал. Если упор на звуки – аудиал. На ощущения – кинестетик.
По результатам нехитрого анализа ты и сам должен начинать рассказывать такие истории. Не в своей модальности рассказывать не так просто, но после нескольких тренировок у тебя наверняка получится. Для начала попробуй новые знания на своих друзьях. Пробуй самые разные позиции, миксы и т.д. помни о том, что бывают люди со смешением модальностей, под таких тоже нужно уметь подстраиваться.
Практика
Вы можете начать с членов семьи, копируя различные аспекты их поз, жестов, голоса и слов. Относитесь к этому как к забаве и следите за реакцией на ваши действия. На работе или при общении в других социальных группах начните с копирования одного специфического вида поведения; после того, как вы освоитесь в этим направлении, переходите к другому. Отмечайте, как часто вы естественным образом копируете позы, жесты, интонации или слова ваших друзей. Копирование происходит естественным образом; единственное, что вам нужно, это научиться подстраиваться под любого человека, после чего копирование становится автоматическим всякий раз, когда вы желаете укрепить раппорт с кем-нибудь.
Использованный источник: NLP Center
Поделиться публикацией:
Введение в Милтон-модель
Милтон Эриксон – это знаменитый американский психиатр и психотерапевт середины XX века. Он стал основоположником уникального подхода к гипнотерапии, который сегодня носит название эриксоновской гипнотерапии, и широко распространён по всему миру. Его модель исходит из того, что речь и поведение одного человека могут влиять на окружающих, вводя их в особое гипнотическое состояние, называемое трансом (смотри ниже). Но прежде чем перейти непосредственно к трансу, нужно сказать о бессознательном разуме человека.
Бессознательный разум
Сам термин «бессознательное» применяется в НЛП для обозначения процессов, не находящихся в данный момент времени в сознании. Т.е. бессознательное не является предметом, а является процессом, т.к. содержит в себе все процессы, которые протекают вне сознания. Бессознательный разум связан с основными функциями организма и мыслительными процессами. А сознательный разум, в свою очередь, отображает всё то, что происходит внутри.
Даже само мышление происходит осознанно в редких случаях, т.к. мысли, которые появляются в нашем сознательном уме – это результат бессознательного мышления. И осознаём мы лишь малую часть того, что есть в бессознательно разуме. И, как правило, это только то, что обладает наибольшей ценностью по сравнению с остальным.
В бессознательном разуме содержатся все мысли, страхи, опасения, мечты, ожидания и надежды человека. Там же находится весь его жизненный опыт, навыки и воспоминания. Бессознательный разум воспринимает не прямую коммуникацию, а косвенную: он рефлексирует на символы, образные выражения, метафоры и т.п., тем самым, выражая себя на более глубинном уровне.
Так как же человек может получить доступ к бессознательному разуму и его ресурсам? Именно здесь и начинается разговор о трансе.
Транс
Транс – это определённое состояние сознания человека, особенностью которого является направленность внимания внутрь себя. Чем сильнее человек сконцентрирован на своих внутренних переживаниях (мыслях, ощущениях и т.п.), тем меньше он занят внешним миром. И чем глубже это состояние, тем проще человеку воссоединиться со своим внутренним миром. В своей каждодневной жизни, исходя из обстоятельств, люди постоянно переключают внимание то на внутренний, то на внешний мир, а значит, то входят в состояние транса, то выходят из него.
Исходя из предпосылок НЛП, можно назвать несколько режимов функционирования человека:
1 | Даунтайм – человек сконцентрирован на внутреннем мире. |
2 | Аптайм – человек сконцентрирован на внешнем мире. |
3 | Сон – экстремальный вид даунтайма, когда перестаёт существовать внешний мир и остаётся только реальность внутреннего. |
В нормальном состоянии человек обычно находится где-то между даунтаймом и аптаймом. Но тут очень важно знать, что эти два состояния не являются ни хорошими, ни плохими, а оценку им можно придать, проанализировав свою текущую деятельность. Если вы переходите дорогу, плаваете, проводите семинар – это состояние аптайма. Если же вы о чём-то думаете, медитируете, что-то представляете, то это даунтайм. И нежелательно производить действия из категории аптайма в состоянии даунтайма, например, переходить дорогу в полуспящем состоянии, и медитировать, прыгая на одной ноге.
Отсюда следует ещё один вывод, что транс – это особое состояние даунтайма. И находясь в трансе, человек может казаться совершенно отрешённым от внешнего мира, но его личный опыт в это время является для него предельно реальным, т.к. человек, находящийся в трансе лучше осознаёт свои бессознательные процессы.
Признаки транса
Транс может проявлять себя посредством ряда физиологических особенностей, самыми распространёнными среди которых являются следующие:
- Мышечное расслабление. Человек в состоянии транса практически не двигается, а сами его движения замедляются и становятся более плавными. Нередко такой человек будет неподвижным на протяжении длительного периода времени.
- Пониженный тон голоса. Голос человека в трансе становится более низким из-за полного расслабления горловых мышц.
- Расслабленные лицевые мышцы. Благодаря расслаблению мышц лица у человека в трансе пропадают морщины на лбу и вокруг глаз.
- Замедленное дыхание и редкий пульс. Из-за максимального расслабления мышц тела снижается частота сердечных сокращений и замедляется процесс дыхания.
- Изменённое выражение глаз. Взгляд человека в трансе может стать отсутствующим, т.к. он погружён в свои внутренние переживания.
- Притупление рефлексов. Обычные рефлексы человека (моргание, сглатывание) прослеживаются значительно реже, если он находится в трансе. Также уменьшается реакция на внешние раздражители.
- Состояние умиротворённости. Человек в трансе всегда находится в расслабленном состоянии.
Ещё одним из показателей транса являются и определённые физические состояния, нехарактерные для человека в нормальном состоянии:
✔ | Амнезия – всё, происходившее с человеком во время транса, забывается. |
✔ | Анестезия – притупляются ощущения дискомфорта, боли. |
✔ | Галлюцинирование – человек может видеть то, чего нет и не видеть то, что есть. |
✔ | Каталепсия – человек очень долго находится в одном и том же положении, не испытывая никаких неприятных ощущений. |
✔ | Регрессия – человек может вернуться в своё прошлое и даже перенять манеру поведения ребёнка. |
✔ | Искривление – искажается пространственно-временное восприятие. |
Естественно, все эти состояния характеризуют состояние транса, но если вы будете внимательны к себе, то сможете увидеть, что довольно часто мы погружаемся в каждое из них в своей повседневной жизни.
Теперь же мы переходим непосредственно к Милтон-модели.
Милтон-модель
Милтон-модель представляет собой определённый комплекс языковых приёмов, которые используются для того чтобы ввести человека в транс или изменить его состояние с целью получения доступа к ресурсам бессознательного разума. Делается это для того, чтобы стало возможным произвести определённые перемены или разрешить сложные проблематичные ситуации. Модель Милтона была разработана основоположниками НЛП – Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером, а за основу взяты опыты самого Милтона Эриксона.
Стандарты Милтон-модели
Все языковые стандарты Милтон-модели основываются на предпосылках метамодели и применяются для введения в состояние транса и доступа к бессознательному:
- Удаления позволяют сделать так, чтобы человек усвоил то, что он хочет усвоить больше всего. ПРИМЕР. «Из этого урока по НЛП вы с лёгкостью усвоите….»
- Неопределённый индекс ссылки позволяют сделать так, чтобы человек придал нужное значение нужным людям или событиям. ПРИМЕР. «Скоро придёт человек, который окажется важной фигурой в вашей жизни и сможет многому вас научить…»
- Неконкретные глаголы нужны для того чтобы человек понял что-то именно так, как ему удобнее более всего. ПРИМЕР. «Ты дашь этому свою оценку…»
- Сравнения позволяет вызвать у человека нужные реакции. ПРИМЕР. «С каждой минутой ты расслабляешься всё больше и больше…»
- Суждения позволяют человеку вспомнить конкретные моменты из жизни. ПРИМЕР. «Тебе будет очень хорошо, если ты вспомнишь самые яркие и приятные моменты…»
- Искажения нужны для того, чтобы какое-то действие стало равноценным какому-то состоянию. ПРИМЕР. «Откинься на спинку кресла и тебе сразу же станет лучше…»
- Чтение мыслей позволяет настроить человека на пользу от выполнения какого-либо действия. ПРИМЕР. «Материал станет тебе намного понятней, если ты просто прочтёшь эту маленькую главу…»
- Номинализации способствуют тому, что какое-либо действие подталкивает человека к циклу последующих действий. ПРИМЕР. «По мере изучения материала вы всё больше начнёте чувствовать свою осведомлённость и способность к практике…»
- Причинно-следственные связи позволяют настроить человека на достижение определённого состояния через выполнение конкретного действия. ПРИМЕР. «Ты дышишь полной грудью, медленно вдыхая и выдыхая воздух. Постепенно ты расслабляешься и мысли приходят в порядок…»
- Предположения настраивают человека на выполнение конкретного действия. ПРИМЕР. «Не знаю, останешься ли ты прежним после прочтения этой книги…»
- Универсальности позволяют снимать сознательные блокировки. ПРИМЕР. «Решение этой проблемы уже известно тебе, т.к. его знает твоё подсознание…»
- Модальные операторы возможности повышают уверенность человека в себе и своих силах. ПРИМЕР. «Ты можешь сделать это! Я уверен, что у тебя получится…»
- Модальные операторы необходимости позволяют побудить человека к действию. ПРИМЕР. «Ты просто должен это попробовать! Если ты хочешь понять смысл, тебе нужно…»
А теперь мы поговорим о том, как применять Милтон-модель на практике, ведь чтобы научиться использовать полученные знания, мы должны владеть определённой структурой действий. Её мы и рассмотрим ниже.
Применение Милтон-модели
Применение Милтон-модели подразумевает три следующие фазы:
- Следование за опытом человека и введение его в состояние транса
- Устранение сознательного разума
- Доступ к ресурсам бессознательного разума
Поговорим о них в отдельности.
1
Следование за опытом человека и введение его в состояние транса
Наиболее простым способом следования является описание человеку того опыта, который он получает через слышание, видение или ощущение чего-либо. Во время общения нужно описать какой-либо процесс, не акцентируя внимание на деталях, но давая человеку возможность переключиться на свой внутренний мир, тем самым, переводя его в состояние транса, ведь человек погружается в себя. Говорить при этом нужно не громко, спокойно, чтобы человек не чувствовал дискомфорт. ПРИМЕР: «Представь, как было бы хорошо, если бы мы…»
2
Устранение сознательного разума
Этот этап берёт за основу несколько стандартов, направляющих внимание человека внутрь себя:
- Фонетическая неопределённость – применение слов, одинаковых по звучанию, но разных по значению. ПРИМЕР: «Подъём», «Край», «Знак» и т.п.
- Синтаксическая неопределённость – применение слов, которые не проясняют смысл контекста. В основном, это прилагательные и причастия. ПРИМЕР: «Обусловленный признак» (обусловлен вами или обуславливающий что-либо?), «Увлечённый человек» (увлечён вами или увлечён сам?), «Потерянный материал» (потерян вами или потерянный вообще?).
- Неопределённость охвата – использование предложений или фраз, в которых нельзя понять точный предмет разговора. ПРИМЕР: «Пожилые женщины и мужчины» (кто именно пожилой?), «Казнить нельзя помиловать» (что конкретно делать?), «Будет хорошо сделать так» (кому хорошо или хорошо, если сделать? Кому сделать?).
- Пунктуационная неопределённость – совмещение отдельных предложений в одно сложное, из которого нельзя понять, о чём идёт речь. ПРИМЕР: «Мы думаем, что новый материал оказывает на вас сильное воздействие, т.к. ваш день уже проходит иначе».
- Двойные связи – использование предложений, подразумевающих выбор без выбора. ПРИМЕР: «Ты можешь применить новые знания сейчас или позже, а можешь вообще их не применять» и т.п.
В качестве дополнительных приёмов в Милтон-модели для того, чтобы настроить на человека на погружение в состояние транса, можно применять любые основы метамодели, т.к. при умелом использовании они стимулируют его внимание к погружению в себя.
3
Доступ к ресурсам бессознательного разума
Приёмы Милтон-модели предполагают возможность получения доступа к бессознательному, не вызывая у человека никаких опасений и предположений на этот счёт:
- Разговорные постулаты – использование вопросов, подразумевающих односложные ответы, но выполняющих функцию команды. ПРИМЕР: «Ты бы мог представить, что…?», «Тебе известно, что можно читать мысли?» и т.п.
- Вопросы-ярлыки – специальные вопросы, которые вставляются в конце основного предложения для того, чтобы замотивировать человека согласиться с вами. Использование нескольких таких вопросов подряд настраивает человека на соглашение с вами вообще. ПРИМЕР: «Это же легко, верно?», «Ты и сам сможешь, да?», «Ведь это удобно, не так ли?» и т.п.
- Встроенные вопросы – непрямые вопросы, которые вставляются в процессе общения, но собеседник реагирует, как будто они задаются прямо. ПРИМЕР: «Как бы узнать, что именно тебя раздражает?», «Не мог бы ты помочь мне, немного пояснив суть своей проблемы?» и т.п.
- Встроенные приказы – непрямые указания к действиям, вставляемые в разговор в процессе общения. ПРИМЕР: «Неизвестно, сможешь ли ты применить новые знания на практике уже сегодня», «Люди с подобными проблемами всегда настроены решительно» и т.п.
- Цитаты – применяются для того, чтобы акцентировать внимание на информации, полученной из сторонних источников, и при этом не давать никаких гарантий. ПРИМЕР: «Один знакомый говорил мне, что НЛП очень эффективно в общении», «Мой друг сказал, что медитация помогает расслабляться» и т.п.
- Метафоры – притчи, аналогии, образные выражения являются одним из лучших способов доступа к ресурсам бессознательного разума. ПРИМЕР: «Поверьте – ваш потенциал способен раскрыться, словно цветок лотоса», «Вы только обратите внимание и увидите, как пролетают дни» и т.п.
В дополнение следует напомнить, что рассмотренные нами основы Милтон-модели не являются исчерпывающими и представляют лишь введение в данную тему. Если у вас появилось желание познакомиться с ней более предметно, вы можете обратиться к этой интересной книге.
А в заключение статьи хотелось бы сказать, что невербальные особенности в общении людей могут порой сказать о человеке гораздо больше, чем самое информативное общение, а навыки их распознавания и применения могут обеспечить существенно лучший результат, чем любой другой психологический подход. Важно только практиковаться и делать это систематически, ведь, насколько нам известно, только регулярные тренировки приносят желаемые плоды.
Контакт через эмпатию
Другая, менее распространённая и более сложная форма установления раппорта – достижение эмпатии с собеседником. Обычно она нарабатывается многолетним опытом и присуща специалистам высокого уровня:
- врачам, которые могут влиять на эмоции пациентов;
- учителям, способным заставить себя слушать;
- руководителям, мудро управляющим коллективом;
- политикам или учёным, чьи выступления запоминаются;
- артистам, игра которых проникает в душу.
Естественно, они владеют этим методом в пределах своей компетенции, но зачастую этот навык используется ими и в повседневной жизни. Такой навык приобретается путём проникновения в эмоциональное состояние человека. Собеседник оказывается перед ним беззащитным, поэтому некоторые учителя или врачи могут больно ранить, нанести тяжелейшую психическую травму. А политики и артисты – убедить своих зрителей в том, что «заказано» работодателями и ввести народ в заблуждение.
Эмпатия – это знание человеческих проблем, реагируя на которые, человек открывается и беспомощно ожидает их решения более сильным, мудрым, грамотным субъектом. Этот уровень более глубокий, чем доверие. И здесь может произойти всё что угодно.
Например, когда врач озвучивает диагноз больного, он способен приободрить его, вселить надежду или сформировать смирение. А иногда – лишить надежды и даже довести до суицида.
То же касается и учителей, которые имеют неограниченный доступ к сердцам и умам своих учеников. Учитель заведомо знает, что ученик желает получить отличную, хорошую или удовлетворительную отметку и избегает неудов. Знание этих элементарных вещей делает его практически всемогущим. Но если учеников не испугаешь отметками – механизм манипуляции прекращает своё действие.
Перечень примеров можно продолжать практически бесконечно. В него войдут и такие прецеденты, как цыганский гипноз, оккультное влияние и проклятие злобной старухи. Им же пользуются мошенники медицинского фронта, запугивая свои жертвы вымышленными последствиями вымышленных диагнозов. Эту же методику берут на вооружение «чёрные риэлторы» и иные недобросовестные лица.
То есть метод – всего лишь метод. Сам по себе он не плох и не хорош, главный вопрос в том, как им распорядились.
Голос, позы, телодвижения
В отличие от техники приятия, в основе которой лежит достижения состояния раппорта посредством сочувствия и симпатии собеседника, достичь устойчивого контакта можно и на физиологическом уровне. Голос, позы и телодвижения, то есть физиологические приемы, для установления раппорта часто применяют НЛП-специалисты, так как эти приемы, при определенной практике, способствуют достаточно быстрому достижению такой цели, как получения влияния на человека.
Однако время такого раппорта часто ограничено именно непосредственным контактом и быстро сходит на нет при его отсутствии. Для закрепления полученного результата, следует применить подстройки более высокого уровня, например к речевому стилю, убеждениям, образу мышления, моральным ценностям и личному опыту.
Для подтверждения этого приводились эксперименты, которые заключались в следующем: группу испытуемых делили на две части, участники одной из них должны были при обсуждении темы соглашаться друг с другом, участники второй — оспаривать мнение собеседника. Причем члены первой группы принимали совершенно отличные позы по отношению к собеседнику, а второй — точно такую же или зеркальную. Результаты неоднократно проведенного эксперимента стало следующее: тяжело соглашаться с человеком, который принимает иную позу, или спорить, если поза скопирована или отзеркалена.