Эмоциональная незрелость взрослого человека: причины, признаки и как исправить

  • 27 Декабря, 2020
  • Психология личности
  • Петр Лук

Физиология определяет эмоцию как изменение поведенческих реакций с целью увеличить или минимизировать активное возбуждение участков мозга, специализирующихся на закреплении положительных или отрицательных переживаний. Число их по содержанию исчисляется десятками. Все виды эмоций связаны с физиологическими реакциями организма на раздражители. Однако внешне их проявления вторичны по отношению к мозговой деятельности. То есть дрожь от страха появляется как результат испуга, а не наоборот, что доказано экспериментами по сознательному управлению эмоциями.

Особенности переживаний

Отличительная черта эмоций — это способность к возникновению их в виде идей о воображаемых событиях. Можно испортить настроение, только представив грядущую или воображаемую неприятность.

Другая особенность — коммуникативная, делает возможным обмен переживаниями между людьми, их группами и даже с животными. Эмоциональный опыт может накапливаться и передаваться в процессе наблюдения за произведениями искусства, прослушивания музыкальных произведений и сопереживания атлетам на спортивных соревнованиях.

Эмоции валентны, то есть со знаком плюс — положительные, со знаком минус — отрицательные. Полярность эта несимметричная, и обозначений для неприятных эмоций значительно больше, чем для хороших. Из четырех основных (радость, грусть/печаль, страх/ужас и гнев) — три с негативом.

Продолжительность их тоже неравномерна не в пользу положительных: по наблюдениям, продолжительность печали — рекордсмен.

Эмоции различаются по силе и, соответственно, по физиологической реакции организма. В зависимости от интенсивности их подразделяют на стенические (сильные — мобилизующие усилия на активные противодействия или созидающие поступки) и астенические (бессильные) — парализующие деятельность, деструктивные. Сила эмоций зависит не только от деятельности мозга. Функциональные дефекты вегетативной и центральной нервной системы могут влиять на этот показатель. Например, при повреждении шейных сегментов позвоночника зафиксировано тотальное понижение эмоционального фона.

Газлайтинг

«Не нужно так бурно реагировать, я просто пошутил». «Прекрати выдумывать, этого не было!» «Никто не будет тебя любить, кроме меня». Все эти слова произносятся людьми, которые хотят полностью контролировать своих партнеров, не гнушаясь никаких средств. Они могут запугивать, навязывать свое мнение, обесценивать чувства и желания близкого человека, ставить под сомнение его (ее) зрелость и адекватность. В таких отношениях физическое насилие заменяется психологическим, которое сложно увидеть или доказать. Нездоровый партнер рушит самооценку здоровому, вынуждает человека сомневаться в себе и своих эмоциях, внушает ему уйму страхов и комплексов, через которые им легко управлять.

Формула Смирнова

Взаимосвязь интенсивности переживаний и их полярности отражены в постулате о том, что эмоция – это разность между необходимым и полученным объемом обрабатываемой мозгом информации. Эта формула носит имя Смирнова и гласит, что эмоции становятся отрицательными при дефиците поступающей информации и положительными при ее избытке.

Убедительной иллюстрацией служит пример потребности удовлетворения голода. Человек, проголодавшись, разыскивает запасенный заранее провиант. При нахождении нетронутой порции переживания нейтральны, потоки информации равны. Если пища не обнаружена — эмоции отрицательны, их интенсивность пропорциональна доли утраченного, если внезапно еды стало больше — оценка происходящего меняется на положительную.

Вывод пригоден для управления эмоциями и формулируется следующим образом: положительные ощущения психики возникают при получении приятной информации и усиливаются при увеличении ее объема, отрицательные формируются при ее дефиците.

Причины

Источниками инфантильного поведения являются психологические травмы ранних периодов жизни и особенности отношений с родителями. В период взросления ребенок обращает внимание на удовлетворение потребностей, которые формируют опорные личностные права на жизнь, независимость, свободу выражать свое мнение, любовь и личную точку зрения. Если базовое чувство безопасности не обретено, то во взрослом состоянии психика будет проявлять эмоциональную незрелость, причины которой не были выявлены своевременно.

Паразитирование на окружающих

Еще одна неприятная черта незрелых людей – привычка использовать своих близких в качестве жизненного ресурса. А также требование, чтобы о них заботились, вели их дела, поддерживали морально и материально, обеспечивали их бытовые нужды. Все вокруг должны входить в их положение, беречь их психику, уступать в споре, принимать их слабости и прощать. Но к себе они подобных требований не выдвигают. В поведении инфантилов отчетливо прослеживается поиск родительской фигуры, на которую можно будет возложить ответственность за собственные проблемы и эмоциональную неустойчивость. Часто имеют любовников и любовниц на стороне в качестве «запасного варианта», если первый партнер устанет, выгорит, откажет в поддержке или сбежит.

Инфантилизм, имеющий органическое происхождение

Эмоциональная незрелость у подростка может быть вызвана травмирующими факторами на ранних стадиях развития организма, вплоть до внутриутробного. Эти состояния психики изучаются и корректируются врачами и относятся к патологиям, которые характеризуются нарушениями поведенческих реакций без признаков понижения умственных способностей. Эмоциональное взросление замедляется по темпу или останавливается в развитии на подростковом уровне.

Различают 4 вида аномалий:

  1. Заторможенное развитие в условиях отсутствия родительского воспитания или применения аномальной педагогики.
  2. Органические дефекты головного мозга, внешне проявляющиеся в видимых замедлениях мыслительных процессов, поверхностностью переживаний и заметной эмоционально-волевой незрелостью.
  3. Проявление патологий характера в виде эгоизма, лживости, конфликтности, любовь к эксцессам и провокационным поступкам.
  4. При нормальном уровне интеллекта отсутствует терпение при выполнении обучающих занятий, интересны только игры и развлечения, при необходимости адаптации возникают расстройства невротического типа.

Эмоциональная незрелость детей и подростков подобного сценария онтогенеза корректируется строго под наблюдением психологов соответствующей квалификации, так как прогнозы положительные, но требует усилий родителей и врачей.

С трудом усваивают новый материал


0
Источник:

Одним из признаков человека с низким IQ является трудность понимания новых или изменение знакомых концепций. Это проблема, особенно учитывая наше время, с его быстрым развитием технологий и меняющимся образом жизни. Этим людям не только трудно понять и принять более сложные системы и способы мышления, но даже простая абстракция принимается с внутренней борьбой. Они также с трудом справляются с числами и последовательностями. Они вынуждены преодолевать значительные препятствия, когда речь идет об аналитической обработке информации. Предполагают, что существуют определенные барьеры для людей с низким IQ в отношении работы разума и законов логики. Поскольку тесты IQ измеряют способность человека к абстрактному мышлению, видимо, сложности вызывает именно этот тип тестовых вопросов. Многие из них чувствуют досаду, это постоянный вызов для них, они быстро начинают сердиться и набрасываться на окружающих из-за своей неспособность понять абстрактные категории. Эмоционально развитые люди — более гибкие и умеют адаптироваться. Они выходят из зоны комфорта, потому что понимают, что страх нового парализует и преграждает дорогу к новым победам.

×

Физиологические механизмы

Мозг контролирует поведенческие моторные реакции организма, эмоциональную составляющую обеспечивает деятельность его участка под названием миндалевидное тело.

Выработка гормонов и медиаторов запрограммирована на уровне генов, волевое вмешательство крайне ограничено. Если запущены механизмы миндалевидного тела, то наступившая базовая реакция мозга доминирует в любой ситуации, даже при отсутствии угроз или поощрений, и режим успокоения наступает не скоро. Зная эти нюансы, можно воздействовать на указанные виды эмоций и выработать навыки управления их интенсивностью. Следовательно, методы воздействия должны подбираться заранее, с учетом существующих возможностей, тем более что большинство эмоциональных процессов необходимы для жизнедеятельности организма.

Отсутствие базовых социальных навыков


0
Источник:

Есть навыки, которые помогают нам жить изо дня в день, эффективно общаться, взаимодействовать с другими людьми, и быть в состоянии заботиться о наших основных жизненных потребностях. Люди с низким уровнем эмоционального и интеллектуального развития сочтут этот короткий список слишком сложным, им понадобится помощь с двумя или более пунктами этого списка, причем ежедневно. Они могут забыть помыться, или не знать, как разморозить полуфабрикат в микроволновой печи, не говоря уже о более сложных кулинарных задачах. Это не потому, что им физически сложно выполнить эти действия, а потому что они не обладают умственными способностями среднего человека. Им придется напоминать о самых простых вещах, если они не в состоянии помнить о их самостоятельно. Как правило, такие люди живут под чьим-то присмотром. Тут уместно напомнить о феномене современной Японии под названием «хикки» или «хикикомори» — буквально означающее «острую социальную самоизоляцию». Под этим термином понимают людей, отказывающихся от социальной жизни, не имеющих работы и живущих на иждивении родственников. Министерство здравоохранения Японии определяет хикикомори как лиц, отказывающихся покидать родительский дом, изолирующих себя от общества и семьи в отдельной комнате более шести месяцев и не имеющих какой-либо работы или заработка. Психолог Тамаки Саито, который и придумал сам термин, вначале предполагал, что число хикикомори в Японии составляет чуть более миллиона или около 1 % от численности населения страны. Но по данным отчёта правительства Японии, таких людей может быть гораздо больше. «Потерянное поколение» — вот как их называют Самоизоляция, демонстрируемая хикикомори, является частым симптомом у людей, страдающих от депрессии, обсессивно-компульсивных расстройств или расстройств аутистического спектра (сюда относятся в том числе и синдром Аспергера и «классический» аутизм).

Черты эмоциональной незрелости

Для высокоорганизованного общества характерно продление периода взросления граждан. Последний российский закон официально считает молодежью людей до 35 лет. Нередко биологический возраст не соответствует уровню проявляемой ответственности, и тогда встает проблема: как исправить эмоциональную незрелость взрослого человека и синхронизировать ее?

Для полноправного члена общества есть признаки поведения в социуме, отсутствие которых сигнализирует о том, что в теле взрослого живет дурно воспитанный ребенок. Эмоциональная незрелость проявляется, если:

  • Человек считает, что происходящие с ним неудачи зависят от злой воли обстоятельств или происков недоброжелателей. Личная ответственность за совершенные поступки полностью отрицается, собственные недоработки игнорируются.
  • Он испытывает бесконечную жалость к себе и холоден к чувствам других. Человек не способен к сопереживанию, не может поставить себя на место других и не чувствует обязательств перед остальными членами общества.

  • Переживания других для него малозначимы. Человек спокойно манипулируют окружающими для решения собственных задач без оглядки на эмоциональную реакцию ближних. К чувствам других он относится предельно равнодушно.
  • Еще один признак эмоциональной незрелости — любовь к крайностям. В работе он трудоголик, в любви — ревнивец, в религии — нетерпимый фанатик и мученик.
  • Человек с большим трудом идет на компромисс, искренне не понимая, что может быть неправ или существует другая точка зрения. Соглашаясь, он чувствует, что оказывает великое благодеяние или проявляет недопустимую слабость, поэтому делает это в исключительных случаях. Чаще он не принимает поражения и старается победить любым способом.
  • Свои желания и цели для него приоритетны. Для их выполнения он готов приложить непропорциональные результатам усилия, без пощады для себя, а тем более для вовлеченных лиц. Если ему уступают, то усилия наращиваются уже с целью демонстрации собственной значимости и превосходства во всем.
  • Человек обладает повышенной амбициозностью и стремится всегда и во всем быть первым. Реакцией на внезапное поражение может стать выходящая за пределы нормы истерика, сходная с валянием на полу двухлетнего ребенка. Лозунгом поведения становится «что хочу, то мое любой ценой».
  • Человек обладает повышенной неуверенностью в себе и компенсирует это агрессией. Одноразовый выигрыш требует постоянного подтверждения, и подобное поведение становится нормой, в ущерб окружающим.
  • Человек не может планировать долговременную деятельность для достижения поставленной цели. Он может быть мечтательными и деятельными короткое время, но длительные волевые усилия для него нехарактерны.
  • Для него обычной реакцией на жизненные сложности является стремление уйти от ответственности в виртуальный мир. Для них выходом часто служит алкоголизм, наркотики, азартные игры, уход в сектантские движения и прочие средства самооправдания.

Перечисленные признаки сложно встретить у одного человека в полном наборе, чаще они представлены комбинацией одной-двух и выражены не явно. Педагогические приемы коррекции поведения для взрослого человека малоэффективны, они работают в период становления личности, поэтому в этом возрасте работоспособны только самоанализ и самовоспитание.

Тест «Зрелая ли вы личность»

Чтобы понять, являетесь ли вы психологически зрелой личностью, честно ответьте на ряд вопросов:

  1. Готов ли я брать на себя ответственность за свою жизнь и жизнь своего партнера? Не боюсь ли я вступления в брак, устройства на работу и т.д.?
  2. Стремлюсь ли я быть в центре внимания? Испытываю ли я негативные эмоции, когда все внимание приковано к другому человеку?
  3. Страшат ли меня трудности? Заставляют ли они меня опустить руки и отказаться от того, что делаю?
  4. Как я воспринимаю критику в свой адрес? Не сильно ли я критичен к тем, кто меня окружает?
  5. Понимаю ли я, что большая часть проблем вызвана моими недостатками? Или обвиняю в них других людей?
  6. Люблю ли я мечтать и фантазировать настолько, что забываю о выполнении важных дел?
  7. Оправдываю ли я свои неудачи и промахи?
  8. Учусь ли я на своих ошибках? Или же вновь и вновь их повторяю?
  9. Готов ли я принять свои недостатки или отказываюсь это сделать?
  10. Жалуюсь ли я на жизнь большую часть свободного времени?
  11. Не пытаюсь ли я во всем соревноваться с окружающими?

Отвечайте максимально искренне. А после сравните свои ответы с указанными выше признаками незрелой личности.

Проявление эмоций

Есть несколько путей улучшения качества жизни в эмоциональной сфере, и они изложены ниже.

Но прежде следует понять, что проявление чувств и их сущность могут различаться. Различают вербальный способ их обозначения, невербальный и ситуативные действия или поступки. Применение их обусловлено врожденными особенностями характера, культурными традициями и гендерными различиями.

Например, мужчина выражает симпатию противоположному полу поступками, подарками, но может казаться черствым и сухим молчуном, для женщин важно именно словесное подтверждение чувств. Невербальное проявление эмоций сложно в реализации, оно более надежно и искренне, но требует расшифровки и понимания. Отмахнувшись от незначительного презентика, можно серьезно задеть чувства дарителя, для которого подарок может представлять огромную ценность.

Вербально проявлять эмоции проще и понятнее, но велика вероятность фальсификации. Частое устное заверение преданности девальвируется, существует пример, изложенный в восточной пословице: «Ты сказал — я поверил, ты повторил — я усомнился, ты еще раз произнес — я перестал верить».

Проявление чувств через поступки, как правило, относится к неконтролируемым, или к неосознанно провокативным. Оно носит картинный, демонстрационный характер. Если это искреннее выражение недовольства, то, как правило, оно непродуктивно, потому что адресат послания за внешним эффектом не в силах понять внутреннего содержания этого эмоционального взрыва.

В цивилизованном обществе принято использовать возможности вербального способа выражения чувств. Рекомендации предлагают начать с анализа собственных эмоций и причин, их вызывающих. Далее следует отметить реакцию окружающих на их проявления и научиться выражать чувства так, чтобы не обидеть других и не нанести ущерб собственной психике сдерживанием естественных реакций организма. Конфликты происходят из-за недопонимания собеседников, и продуктивнее всего решать их словами.

При выражении чувства действиями снимается собственное напряжение, но увеличивается тревожность партнера по диалогу. Невербальные способы применимы только в общении с близкими и дорогими людьми, с которыми налажена устойчивая эмоциональная связь. Для самоанализа применяются опробованные методы контроля за внутренним состоянием психики.

Тотальная безответственность

Незрелые люди обожают эту игру. Наобещать с три короба, договориться, взять в долг, а потом красиво сойти с дистанции, мол, «я не я, проблема не моя». Они никому ничего не должны, ни за что не несут ответственности, ловко уклоняются от чувства вины. Зато имеют массу претензий к миру. Такая себе философия Д’Артаньяна: «Я особенный и важный, а мир меня не понимает». Это окружающие виноваты в их неудачах, нереализованности, одиночестве, а не они. Поэтому у них так много претензий к партнерам, попыток их переделать, обвинить во всех грехах наравне с нежеланием начать с себя.

Как выражать свои эмоции правильно

Причины недовольства следует правильно формулировать, обращаясь к себе как к независимому арбитру, который подтверждает справедливость реакции психики на происходящее. Последовательность обращения к себе должна иметь закрепленную структуру: «я испытываю… (название эмоции: горечь, недоумение, отвращение и прочее)» ⇒ «повод — … (не премировали по итогам месяца)» ⇒ «аргументы несправедливости происходящего (я принес прибыль)». Происходит перенос акцента с бессилия на необходимость действия по улучшению ситуации, и острота переживаний снижается.

Никогда не прислушиваются к советам

С одной стороны, незрелая личность всегда готова пожаловаться на ту кучу проблем, которая у нее имеется, с другой — ей, по большому счету, неинтересно ваши мнение. Во-первых, она и сама знает, кто виноват (астрология, вселенский заговор, порча, сглаз, завистники), и что с этим делать.

Во-вторых, прислушиваться к чужому мнению, чему-то учиться и что-то менять в себе она никогда не будет по одной простой причине: меняться — значит, брать ответственность на себя, а она к этому не готова.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]