В статье мы расскажем:
- Понятие потребности человека
- Научные теории о потребностях человека
- Порядок формирования потребностей человека
- Отличия потребностей от желаний
- Специфика удовлетворения потребностей человека
Потребности человека разнообразны и с трудом поддаются классификации. Однако ученые предложили несколько методов их группирования и оценки. На этот счет есть несколько популярных теорий.
На первый взгляд может показаться, что потребности – естественная часть нашей жизни и мы сами лучше всего знаем свои нужды. Отчасти это так, но понимание того, как они формируются, какие существуют пути их удовлетворения и в чем разница между потребностями и «хотелками», поможет качественно улучшить жизнь.
В нашей статье мы расскажем, какова природа желаний человека, какими они бывают, а также как их можно закрывать.
Проявление потребности
Потребность проявляется в избирательном отношении индивидуума к существующим условиям внешнего мира и является динамической и циклической величиной. Первичные потребности относятся к биологическим нуждам, помимо этого, человек испытывает необходимость пребывания в социуме. Особенность потребности такова, что она является внутренним побуждением и стимулом для деятельности, но одновременно работа становится предметом необходимости.
В то же время занятие каким-либо делом формирует новые потребности, так как нужны определенные средства и затраты для воплощения задуманного в жизнь.
Какие альтернативы пирамиде Маслоу сегодня существуют
Перед тем, как заняться подробным изучением иерархии потребностей по пирамиде Маслоу, стоит сказать, что есть и другие подходы к оценке поведения человека и стимулов, заставляющих его проявлять активность. Вот лишь некоторые из них:
- Теория Альдерфера. Базируется на пирамиде Маслоу, но пытается сделать систему более обобщенной и простой, сводя все потребности человека к следующему: потребности существовать, потребности связей с другими, потребности постоянного роста;
- Теория МакКлелланда. Данный исследователь считал, что в иерархии потребностей человека важнейшими являются только высшие мотивы: стремление к власти, успеху, причастности к большим делам и свершениям;
- Теория Герцберга. Более прикладная теория, которая направлена на анализ работающих в каком-то бизнесе людей. Показывает, что мотивация сотрудников тем выше, чем более нестандартные задачи они решают, имеют ответственность за работу и имеют достойное вознаграждение. В противном случае мотивация резко ухудшается.
Есть и другие теории, но мы рассмотрим 5 ступеней пирамиды потребностей по Маслоу и попытаемся разобраться, работает ли все это сегодня или же нет.
Потребности в обществе
Общество, в котором не развивают и не воспроизводят потребности человека, обречено на деградацию. Нужды людей в разные эпохи соответствуют духу предпринимательства и развития, отражают недовольство и отчаяние, выражают коллективизм, общую веру в последующие дела, обобщают стремления людей, притязания, нуждающиеся в периодическом удовлетворении. Соотношение первичных и вторичных потребностей формируется не только в плане социального положения, но под действием принятого образа жизни, уровня духовного развития, разнообразия социальных и психологических групп в обществе.
Без удовлетворения насущных потребностей общество не может существовать, заниматься воспроизводством общественных ценностей на уровне исторических и культурных стандартов. Насущные потребности в перемещении, общении, владении информацией требуют от общества развития транспорта, средств общения, образовательных институтов. Люди заботятся о том, чтобы удовлетворить первичные и вторичные потребности.
Отличия потребностей от желаний
Потребности и желания — не одно и то же. Есть отличия.
Потребности | Желания |
1. Потребности всегда конструктивны. Потребности человека указывают на важность, первостепенность их удовлетворения, для возможности дальнейшего функционирования и жизни. 2. В основе потребности всегда лежит нечто важное и глубинное. 3. Благодаря удовлетворению потребностей человек обретает гармонию с самим собой. | 1. Носят деструктивный характер. Могут нанести вред развитию личности и жизни. Так, наркомания – это «хотелка», а не потребность. 2. Другие люди могут навязать «желания». 3. Желания могут быть поверхностными и не удовлетворять истинных потребностей человека. |
Попробуем разобраться на примере. Представьте, что вы живете в собственной квартире и мечтаете о даче. У вас нет достаточно денег на покупку дачи, поэтому вы злитесь. В этом случае дача — это желание. А вот если вам негде жить, то покупка любого жилья — это удовлетворение потребности.
Зачем нужно различать потребности и желания? Это необходимо для грамотного распределения энергии и ресурсов. Также это дает возможность лучше понимать себя и других. Ну и, кроме того, видя различия, человек сможет правильно расставлять приоритеты.
Чтобы облегчить задачу, достаточно честно ответить себе на следующие вопросы:
- Можно ли обойтись без этого? Модное платье — желание, но не потребность. Его можно отложить и купить тогда, когда возможностей для этого будет достаточно.
- Что я получу? Ответ на это вопрос поможет понять природу происхождения желаемого.
- Не ограничит ли меня данное приобретение? Желания не должны мешать удовлетворению потребностей. Всегда расставляйте приоритеты.
Виды потребностей
Человеческие потребности настолько разнообразны, что для их обобщения в различных категориях требуется классификация по нескольким критериям:
- по значимости разделяют первичные потребности и вторичные;
- по группировке субъектов выделяют коллективные, индивидуальные, общественные и групповые;
- по выбору направления их делят на этические, материальные, эстетические и духовные;
- по возможности исполнения существуют идеальные и реальные потребности;
- по сферам деятельности выделяют желание трудиться, физический отдых, общение и экономические направления;
- по способу удовлетворения нужды подразделяют на экономические, требующие ограниченных материальных ресурсов для производства и неэкономические (потребность в воздухе, солнце, воде).
Удовлетворенная потребность перестает мотивировать
Еще одно интересное явление – если потребность уже удовлетворена, то она часто перестает мотивировать человека. Это известно практически каждому из нас, но Маслоу почему-то не учел данного явления в своей теории. Ведь система потребностей является условной еще и в том смысле, что если человек добился желаемого – он этому не долго радуется, опять впадает в скуку, уныние, ищет новые опоры для дальнейшего роста.
Мы знаем из своей жизни, что достаточно что-то купить, изучить, построить – интерес к этому тут же исчезает, тем быстрее, чем более живой, активный и амбициозный человек. Но в той же пирамиде Маслоу это никак не отображено.
Первичные потребности
К этой категории относят врожденные физиологические потребности, без которых человек не может существовать физически. К ним относят желание есть и пить, необходимость дышать чистым воздухом, регулярный сон, удовлетворение сексуальных желаний.
Первичные нужды существуют на генетическом уровне, а вторичные возникают с увеличением жизненного опыта
Каков смысл пирамиды Маслоу
Если рассматривается пирамида Маслоу, потребности человека в ней изложены достаточно условно, размыто, теория порой далека от практики. Но в ней есть смысл и он достаточно простой – глядя на картинку пирамиды, мы должны понимать, что человек сложное существо и есть вещи, которые волнуют его в первую очередь, а есть то, что можно отложить на потом.
Понимания, что движет людьми, можно эффективно выстраивать с ними общение, рабочий процесс, находить правильные стимулы для совместной работы и повышения эффективности сотрудников.
Идеальные потребности
К этой группе относят стремления развиваться самостоятельно, проявляющиеся в желании получать новую информацию, исследовать ее и ориентироваться в социуме. Потребность изучать окружающую действительность приводит к осознанию места в современном мире, познание смысла жизни, ведет к пониманию своего предназначения и существования. Переплетаются с идеальными первичные потребности и духовные желания, которые представляют собой стремление к творческой деятельности и осознанию прекрасного.
Как появилось изображение пирамиды потребностей
Теорию потребностей разработал Абрахам Маслоу, но к созданию пирамиды он не причастен. В работах психолога не было ни единого графика.
Считается, что впервые графическое изображение иерархии потребностей опубликовано в 1975 году — в учебнике У. Стоппа. С тех пор схема употребляется неразрывно с теорией Маслоу. Её так и называют — пирамида Маслоу или пирамида потребностей.
Часто пирамиду изображают в форме треугольника. Самая нижняя широкая часть охватывает базовые потребности, далее к вершине отображаются следующие уровни:
- Физиология (голод, жажда и иные естественные потребности).
- Безопасность (чувство защищённости, отсутствие страхов).
- Принадлежность и любовь.
- Уважение и признание (слава, успех, престижный статус).
- Познание (получение знаний, умений и навыков).
- Эстетика (стремление к красоте, поиск идеалов).
- Самоактуализация (реализация способностей и желаний).
Схематичное изображение пирамиды Маслоу
В 2010 году группа учёных из США и Канады обновила пирамиду с учётом современных реалий. По их мнению, базовые потребности остались прежними. Точно также люди нуждаются в пище, безопасности, принадлежности и любви. А что по поводу верхних уровней, то на первый план выходят репродуктивные цели: сохранение отношений, поиск подходящего партнёра и воспитание детей. Самоактуализация объединена с признанием. При этом учёные отмечают, что потребности порой смещаются и взаимозаменяются.
Обновлённая пирамида потребностей
Впрочем, и сам Маслоу не исключал отклонений от иерархии. Некоторые люди могут остановиться на низшем уровне, другие — более нуждаются в самоактуализации, чем в безопасности или признании. Такие исключения Маслоу считал особенностями личности человека либо следствием неблагоприятных внешних обстоятельств.
Иерархия потребностей сохраняет свою популярность в психологии, в рамках социологии исследований, в обучении управленческих кадров. Однако нередко пирамиду Маслоу критикуют и называют устаревшей.
Духовные стремления
Духовные интересы развиваются у человека в связи с желанием сделать богаче жизненный опыт, расширить кругозор, развить творческие способности.
Рост личностного потенциала заставляет индивидуума не только интересоваться культурой человечества, но и заботиться о представлении ценностей собственной цивилизации. Духовные стремления предполагают рост психологического напряжения при эмоциональных переживаниях, осознание ценности выбранной идеологической цели.
Человек, обладающий духовными интересами, повышает мастерство, стремится к высоким результатам в области деятельности и творчества. Индивидуум относится к работе не только как средству обогащения, но познает собственную личность через труд. Духовные, биологические и социальные потребности тесно переплетаются между собой. В отличие от животного мира, в человеческом обществе первичной является потребность биологического существования, но она постепенно превращается в социальную.
Природа человеческой личности многогранна, отсюда возникает многообразие видов потребностей. Проявление стремлений в различных социальных и природных условиях делает трудной их классификацию и разделение на группы. Многие исследователи предлагают различные разграничения, ставя во главе угла мотивацию.
Сложность мотивации по потребностям
Важно отметить, что не все работники имеют высокую потребность в достижениях и независимости. Менеджер должен всегда помнить об элементе случайности. Не существует одного лучшего способа мотивации. То, что оказывается эффективным для мотивации одних людей, оказывается совершенно неважным для других. Более того, организации по своей природе затрудняют применение теорий мотивации, ориентированных на отдельных людей. Взаимозависимость работы, недостаток информации о результатах деятельности отдельных людей и частые изменения рабочих задач в связи с совершенствованием технологий затрудняют мотивацию.
Говоря о мотивации, слово вознаграждение имеет более широкое значение, чем просто деньги или удовольствие, с которыми это слово чаще всего ассоциируется. Вознаграждение — это все, что человек считает ценным для себя. Но восприятие ценности у людей специфическое, и поэтому оценка вознаграждений и их относительная ценность различны.
Менеджер имеет дело с двумя основными типами вознаграждений: внутренними и внешними.
Внутреннее вознаграждение возникает в результате самой работы. Например, это чувство достижения, осмысленность и значимость проделанной работы, а также чувство собственного достоинства. Дружеские отношения и взаимодействие, которые возникают в результате работы, также считаются внутренним вознаграждением. Самый простой способ добиться внутреннего вознаграждения — создать правильные условия труда и четко сформулировать задачу. Компания Volvo, например, ликвидировала несколько сборочных линий на одном из своих экспериментальных заводов и заменила их сборочными бригадами, чтобы повысить внутреннее вознаграждение работников.
Внешние вознаграждения — это те виды вознаграждений, которые чаще всего приходят на ум, когда вы слышите слово «вознаграждение». Внешние вознаграждения не исходят от самой работы, а даются организацией. Примеры внешнего вознаграждения включают заработную плату, продвижение по службе, символы статуса и престижа, похвалу и признание, а также дополнительные льготы (дополнительные отгулы, служебные автомобили, расходы и страхование).
Для того чтобы определить, как и в какой пропорции использовать внутреннее и внешнее вознаграждение в мотивационных целях, руководство должно определить, каковы потребности его сотрудников. В этом и заключается цель содержательных теорий мотивации.
Классификация потребностей другого порядка
Первичные потребности человека подразделяют на:
- физиологические, которые заключаются в существовании и воспроизводстве потомства, еде, дыхании, крове, сне и других нуждах тела;
- экзистенциальные потребности, являющие собой желание обеспечить комфорт и безопасность проживания, труд для получения благ, уверенность в дальнейшей жизни.
Вторичные потребности, приобретенные в ходе жизненного пути, подразделяют на:
- социальные стремления получить связи в обществе, иметь дружеские и личные привязанности, заботиться о сородичах, добиться к себе внимания, участвовать в совместных проектах и деятельности;
- престижные желания (уважать самого себя, получить признание других лиц, достичь успеха, высоких наград, продвинуться по карьерной лестнице);
- духовные — необходимость самовыражаться, реализовать свой творческий потенциал.
Теория и практика
Теоретически все выглядит достаточно интересно. Стройная теория Маслоу о потребностях очень логична, она действительно неплохо описывает реальность и природу большинству людей вокруг. Но со временем нашлось много критиков данной теории, так как на практике она начала все чаще расходиться с реальностью.
Теоретические выкладки А. Маслоу стали активно применяться на практике. Вот лишь некоторые сферы деятельности, где их взяли на вооружение:
- Психология и социология. Исследователи начали смотреть на социум и типичные потребности человека с большим пониманием и начали видеть во всем этом закономерности;
- Теория Маслоу применяется в системах управления персоналом с целью повышения мотивации сотрудников и повышения их трудоспособности и эффективности;
- Есть немало советов, как можно использовать пирамиду Маслоу в маркетинге, где она позволяет привлекать внимание, стимулировать людей совершать покупки и заказы.
Также теория продолжает интересовать исследователей-теоретиков, которые пытаются ее уточнять и дополнять и по сей день.
Классификация желаний по А. Маслоу
Если вы узнаете, что у человека есть нужда в крове, пище и здоровом образе жизни, то вы определите первичную потребность. Нужда заставляет индивидуума стремиться получить насущные блага или изменить нежелательное положение (неуважение, позор, одиночество, опасность). Потребность выражается в мотивации, которая в зависимости от уровня развития личности приобретает конкретную и определенную форму.
К первичным потребностям относятся физиологические нужды, например продолжение рода, желание пить воду, дышать и т. д. Человек хочет защищать себя и своих близких от врагов, помогать им в лечении болезней, уберечь от нищеты. Желание попасть в определенную социальную группу переправляет исследователя в другую категорию – социальных потребностей. Помимо этих стремлений, индивидуум испытывает желание нравиться окружающим и требует уважительного к себе отношения.
Потребности человека постоянно меняются, в процессе эволюции человека постепенно происходит пересмотр мотивации. Закон Э. Энгеля гласит, что спрос на низкокачественные продовольственные товары снижается по мере роста доходов. Одновременно увеличивается спрос на продовольственные товары, которые требуются повышенного качества при улучшении уровня человеческой жизни.
Спорные стороны пирамиды и критика
Психологи многих направлений активно критикую систему Маслоу, находя в ней множество расхождений с реальной жизнью и конкретными людьми. Вот основные заявления критиков по этому вопросу:
- История знает массу случаев, когда неудовлетворение базовых потребностей не сделало человека более приземленным, а наоборот, стимулировало действовать и творить, писать песни, развиваться, постигать природу и Бога;
- У каждого человека своя степень удовлетворенности вещами. Одному достаточно самого скудного обеда, другой страдает от невозможности питаться в наиболее дорогом ресторане в городе;
- Невозможность признать теорию Маслоу как на 100% рабочую связывают и с тем, что многие люди показывают неуемность в стремлениях и никак не могут удовлетворить самые базовые потребности, желая еще и еще.
Нередко гениальные люди были бедными, слабыми физически, несчастными и презираемыми обществом, но это не помешало им остаться в истории.
Мотив поведения
О существовании потребностей судят по делам человека и его поведению. Нужды и стремления относят к такой величине, которую непосредственно измерить и наблюдать нельзя. Исследователи в области психологии определили, что некоторые потребности побуждают индивидуума к действию. Ощущение потребности заставляет человека действовать для удовлетворения нужд.
Побуждение определяется как недостаток чего-либо, который превращается в определенное направление действия, и человек концентрируется на достижении результата. Результат в своем конечном проявлении означает средство для удовлетворения желания. Если вы достигаете определенной цели, то это может означать полное удовлетворение, частичное или неполное. Тогда определите соотношение первичных и вторичных потребностей и попытайтесь изменить направление поиска, мотивацию при этом оставив прежней.
Величина удовлетворения, полученного в результате деятельности, оставляет след в памяти и определяет поведение индивидуума в будущем в похожих обстоятельствах. Человек повторяет те поступки, которые вызвали удовлетворение первичных потребностей, и не совершает действий, ведущих к невыполнению задуманного. Этот закон называют законом результата.
Менеджеры в современном обществе моделируют ситуации, позволяющие людям ощущать удовлетворение посредством такого поведения, которое выгодно им. Например, человек в процессе производственной деятельности должен представлять завершение работы в виде содержательного результата. Если построить технологический процесс таким образом, что индивидуум не будет видеть конечного результата работы, это приведет к исчезновению интереса к деятельности, нарушению дисциплины и прогулам. Это правило требует от администрации так развивать производственную сферу, чтобы технология не вступала в конфликт с человеческими потребностями.
ПЕРВИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в пище, воде, потребности дышать, спать и сексуальные потребности. ВТОРИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ по природе своей психологические. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности кому или чему-либо. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные. [c.363]
Потребности — это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта. [c.384]
Национальная продовольственная безопасность является важным составным элементом национально-государственной безопасности и в этом качестве характеризует экономическую устойчивость и политическую независимость существующей системы, ее способность обеспечивать элементарные, первичные потребности своих граждан без ущерба национально-государственным интересам. Следовательно, понятие продовольственной безопасности имеет два аспекта. [c.87]
Кроме того, социальная защита уязвимых слоев населения рассматривается с точки зрения удовлетворения первичных потребностей (по А. Маслоу), а социальная защита вузовских работников — не только первичных, но и вторичных, более существенных потребностей. «Они работают не просто за зарплату, а во имя того, чтобы служить наивысшим национальным интересам. Деньги, престиж, комфорт для таких людей — не главное. И таких работников немало, что подтверждают данные исследований. Для многих служащих приоритетное значение имеют такие ценности как уважение людей (92,4 %), творческий характер труда и самореализация способностей (87,3 %), репутация (64,4 %)» [29]. [c.343]
На рис. 18 представлены гипотетические кривые потребности и спроса в определенном товаре. В первой части графика до точки (к потребность превышает спрос — срабатывает принцип первичности потребности. Это также объясняется и следующими факторами [c.132]
Первичные потребности часто удовлетворяются с помощью денег. Но деньги побуждают к действиям (по оценкам западных специалистов) лишь 30-50 % работ- [c.119]
Большое значение для работников, занятых научной деятельностью, имеет мотивация. В этой связи важную роль играет классификация и анализ факторов-мотиваторов, а также изучение поведения личности как функции его восприятий и ожиданий, связанных с данной ситуацией. При этом следует иметь в виду, что наряду с первичными потребностями, которые удовлетворяются с помощью денег, есть более возвышенные потребности — в знаниях, авторитете, творчестве. Нравственные идеалы, великие цели, моральные убеждения, привычки, традиции и т. д. часто имеют определяющее значение для ученых. [c.140]
Изучив рынок и остановившись на каких-либо конкретных поставщиках, отдел закупок обязан определить потребности предприятия или фирмы в конкретных поставках. Определение потребностей основывается на стратегии управления запасами, чему в учебнике посвящен специальный раздел. В настоящей главе обозначим лишь основные принципы определения потребностей. Прежде всего определение потребностей означает выявление товаров и услуг по их качеству, количеству в основном двумя методами путем определения потребностей на основе заказов и планомерного определения потребностей на основе расходов. Определение потребностей на основе заказов, например в машиностроении, происходит путем разложения спецификаций на отдельные комплектующие с учетом уже имеющихся складских запасов. Первичными потребностями здесь являются потребности в готовых изделиях, вторичными — в узлах, из которых комплектуются изделия, третичными — в деталях, из которых состоят узлы. Сроки удовлетворения последующих потребностей определяются на основе сроков закупки предыдущих. [c.95]
Потребности классифицируются в соответствии с определенными критериями. Так, различают первичные и вторичные потребности. Первичные потребности — это такие потребности, которые человек испытывает в любой ситуации, поскольку их удовлетворение жизненно важно (например, еда, вода, одежда и т.д.). Вторичные потребности — это те, которые возникают с развитием цивилизации (например, холодильники, телевизоры, автомобили). Кроме того, различают индивидуальные и социальные потребности. Индивидуальные — это такие потребности, которые человек испытывает как отдельная личность. Социальные потребности люди ощущают как члены общества. Например, еда и вода являются индивидуальными потребностями, а потребности в общественном порядке, справедливости и т.д. —- социальными. Обычно человек сам обеспечивает удовлетворение своих индивидуальных потребностей, покупая, например, еду и одежду у других людей. В то же время правительство или другие общественные организации (парламент, городской совет и т.д.) обеспечивают удовлетворение со- [c.52]
Американский исследователь А. Маслоу всю совокупность потребностей разделил на две группы первичные и вторичные потребности. В свою очередь, первичные потребности Маслоу подразделил на физиологические, потребность в безопасности и защищенности. [c.65]
Бывают также естественные (объективные) и искусственные (субъективные) конфликты. Естественные конфликты возникают в результате стихийного стечения обстоятельств, обострения отношений между группами людей по поводу удовлетворения их первичных потребностей искусственные конфликты создаются людьми для реализации определенных целей. [c.125]
Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Они включают потребности дышать, спать, есть, сексуальные потребности. [c.112]
В силу этого первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Потребности невозможно непосредственно наблюдать и измерить. Потребности служат лишь мотивом к действию. О них можно судить по поведению людей. Когда потребность ощущается человеком, она побуждает в нем состояние устремленности. [c.113]
Все эти потребности Маслоу расположил в виде строгой иерархической структуры (пирамиды). При этом потребности первого и второго уровней отнесены к первичным потребностям, а последующие (третий — пятый уровень) — ко вторичным потребностям. Иерархия потребностей по Маслоу приведена на рис. 4.9. [c.115]
Существуют также потребности первичные и производные. В классической школе первичные потребности именуются нуждами, а производные — потребностями. [c.32]
Первичные потребности являются по своей природе врожденными, они заложены генетически. Это потребности в пище, воде, потребности дышать, спать, потребности в общении. [c.211]
Ощущения — это форма представления потребителями своих стимулов поведения на рынке, форма осознания ими своих первичных потребностей. При этом важно отметить, что истинные ощущения людей (и многих организаций) от них самих не зависят и им не подконтрольны. Ощущения — во всех случаях нечто производное, вторичное от стимулов и определяются только ими. Например, человек в универсаме не может контролировать свою зрительную реакцию на выкладку товаров, их упаковку и т.п., поскольку общее зрительное восприятие предметов от человека (если он, конечно, не слепой) не зависит (он видит столько продуктов, сколько расположено поблизости). [c.209]
Запросы и предпочтения — это набор вариантов удовлетворения первичных потребностей, возникающих у потребителя под воздействием ощущений. Потребитель еще может сделать выбор, принять решение о [c.209]
Физиологические потребности состоят из основных, первичных потребностей человека в пище, одежде, жилище и др., т. е. тех потребностей, которые человек должен удовлетворять, чтобы поддерживать в организме физиологические процессы. Для управления людьми, считающими для себя необходимым в первую очередь удовлетворение этих потребностей, важно, чтобы минимум заработной платы обеспечивал выживание. [c.172]
В какой-то мере подобные структуры несут налет субъективности, хотя и помогают фирмам осознанно регулировать процесс продвижения товара. Так, считается, что реклама, опирающаяся на первичные потребности людей, оказывается более эффективной при продвижении товара к потребителю. [c.80]
Разделение потребностей на две группы достаточно условно. Дело в том, что первичные потребности не являются у человека исключительно физиологическими. Например, пища нужна человеку для того, чтобы поддерживать свое существование однако для значительной части людей не безразлично, что именно они едят покупка деликатесов или посещение дорогого ресторана не являются физиологическими потребностями, они социальны по своей природе. [c.176]
Потребности делят на первичные и вторичные. Первичные потребности, как правило, врожденные. К ним относятся физиологические потребности организма в пище, воде, сне, дыхании и т. д. [c.82]
В качестве критерия для определения сущности человека называют два вида страсти. Страсти первого вида — биологического происхождения и распространяются на всех людей. Это элементарные, первичные потребности человека в безопасности, жилье, пищи и т. д. Они имеют биологические корни. [c.405]
Аргументом в пользу равенства доходов является принцип максимизации полезности. Дело в том, что потребители тратят свои доходы в первую очередь на те товары, которые обладают наибольшей полезностью. После удовлетворения первичных потребностей оставшийся доход тратится на товары с меньшей предельной полезностью. Поэтому оптимальное распределение доходов означает распределение поровну, когда обеспечивается максимально возможная совокупная полезность в обществе. Кроме того, политика государства по выравниванию доходов является социально привлекательной. [c.185]
Потребности обычно подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда и др.), и вторичные, к которым относятся все остальные потребности (например, потребности досуга кино, театр, спорт и т.д.). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные — могут. Деление на первичные и вторичные потребности исторически условно, соотношение между ними с развитием общества изменяется. [c.14]
Потребности удовлетворяются в определенном порядке. Физиологические потребности и потребность в безопасности — это первичные потребности, которые должны быть удовлетворены прежде, чем потребности более высокого уровня смогут определять поведение. Например, усиление чувства голода ставит потребность в пище на центральное место в поведении человека, отодвигая в сторону другие (например, удовлетворяющие потребность в собственном развитии). По мнению Маслоу, если существует две одинаково сильные потребности, то доминирует потребность более низкого уровня. [c.264]
Первичные потребности закладываются на генном уровне и имеют физиологическую природу. [c.579]
ЗЕМЛЯ — важнейший фактор производства. Это обусловлено природной сущностью человека. Для того чтобы жить, человек должен удовлетворять свои первичные потребности в пище, одежде, жилье. Эти потребности можно удовлетворить, лишь используя в качестве фактора производства землю. При этом следует заметить, что термин «земля» употребляется в широком смысле слова. Он охватывает не только пашни, леса и т.п., но и полезные ископаемые, водные ресурсы и др. В этом смысле землю можно рассматривать как специфическое средство производства, т.е. одновременно и как предмет труда, и как средство (орудие) труда. [c.60]
Первичные потребности по своей природе физиологические и, как правило, врожденные. Это потребности в пище, воде, дышать, сдать, и т.д. Вторичные потребности по своей природе имеют психологический характер. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти, потребность в принадлежности кому или чему-либо. Первичные потребности заложены генетически, вторичные осознаются с жизненным опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей мере, чем первичные. [c.195]
Первичные потребности по своей природе являются физиологическими и, как правило, врожденными. Например, потребность в пище, воде, воздухе. Они заложены в организме генетически. А вторичные, например, потребность в успехе, в признании своей значимости, в общении — появляются с развитием высшей нервной деятельности человека и его сознания, с приобретением опыта и знаний. Таким образом, обобщая полярные точки зрения ученых и учитывая общепринятое деление потребностей на первичные и вторичные, а также, отдавая должное объективному закону возвышения потребностей, выделим основные группы потребностей по мере их формирования и закрепления в сознании человека [c.10]
Потребность человека проникать в неизвестное и непонятное не является сама собой. Она возникает под влиянием практической деятельности человека, в процессе его труда, активного участия в политической, общественной и творческой жизни. Даже потребность, например, в пище может вызвать процесс познания, если для ее удовлетворения человеку потребуется ставить и решать какие-то насущные задачи (например, где купить корень имбирь и копченый омуль, что приготовить на обед), т.е. первичная потребность становится познавательной. [c.15]
Дуглас МакГрегор предложил два противоположных стиля взаимоотношений руководителя с подчиненными, получивших названия теория X и теория У . Согласно теории X большинство людей ленивы, избегают ответственности, крепко привязаны к своим первичным потребностям, и потому управлять ими — удел избранных, которые строят свои взаимоотношения с подчиненными на основе угроз, контроля и принуждения. [c.46]
Как правило, первичные потребности удовлетворяются за счет экономических методов, поощрения (зарплата всех видов, льготы, субсидии и т.д.). Эффективность экономических методов зависит от того, соблюдаются ли следующие условия [c.171]
Все потребности работников можно представить в виде определенной структуры. Первичные — являются основанием для формирования вторичных потребностей высшего порядка, достижение которых позволяет в большей степени удовлетворять и расширять круг первичных потребностей. [c.118]
Ассоциируясь с внешней средой, обеспечивая удовлетворение собственных нужд и желаний, индивидуум закрепляет проявляющиеся инстинкты в виде первичных потребностей, непосредственно обусловливающих его активность (вектор 12, рис. 4.3.2). Именно эта активность окончательно формирует процесс организации, восприятия и реализации индивидуумом первичных потребностей через устойчивые мотивы (директория Г, рис. 4.3.2). [c.243]
Так, достаточно полно исследованные и широко представленные в научной литературе [39,51] модели обеспечения первичных потребностей индивидуума основываются на генетически наследуемых инстинктах, приобретаемых и закрепляемых каждым, функциях становления и осуществления жизнедеятельности. Их последовательное совершенствование и ассоциативное применение в иных целях и сферах приводит к формированию единой комплексной системы навыков самоорганизации индивидуума, реализуемых, прежде всего, в процессе изучения окружающего мира. Этим, в свою очередь, обеспечивается и начало стадии овладения необходимыми знаниями, содержание которой последовательно расширяется и специализируется на протяжении всего жизненного цикла индивидуума [79, 85]. [c.249]
БАЗИСНЫЕ (ОСНОВНЫЕ, ПЕРВИЧНЫЕ) ПОТРЕБНОСТИ (PRIMARY NEEDS) — обычно врожденные потребности, такие как потребность выжить. [c.682]
ПЕРВИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (PRIMARY NEEDS) — психологические, обычно врожденные потребности, такие, например, как потребность самосохранения. [c.690]
Многих заказчиков не устраивает патерналистское сознание рабочих, по которому рабочие все блага — от премий до квартиры — привыкли не зарабатывать, а получать от руководства, которое, в свою очередь, получало это от государства. Заработную плату заказчики предопределяют далеко не в тех размерах, в которых можно эти блага заработать. После длительной неудовлетворенности сложившимся состоянием дел становятся понятными обращения М.С. Горбачева, что необходимо учитывать «менталитет нашего народа, не жившего в рыночных условиях, знавшего только одну форму собственности, находящегося в стране, где государство решало все, где оно было своеобразным собесом, где вопросы личной, материальной заинтересованности были не ясны» [1]. Не предприняв соответствующих мер, государство бросило на произвол тех, кого многие годы приучали не думать, а делать только то, что предписано свыше. Ни руководство, ни тем более рабочие, не имеют экономического сознания. В сложившейся ситуации отсутствие экономического сознания и определило рыночную стоимость труда рабочих строительных специальностей. Стоимость труда рабочих была взята из сложившейся дореформенной заработной платы в строительстве с учетом индексации и без учета дополнительной мотивации. Заработная плата рабочих строителей обусловливается рыночной ситуацией и не может восполнить им их мотивационные потери. Многие рабочие осознают безысходность и продолжают свое дореформенное поведение. Неожиданностью для многих рабочих оказалась нестабильность в работе, отсутствие финансов для воспроизводства своей семьи и угасающая возможность что-либо самостоятельно сделать для улучшения своего положения и теперь уже многие из них осознают, что в сложившейся ситуации оказались попросту инструментом, который необходим на момент их использования. Многие рабочие снижают уровень своих потребностей, отказываются от выполнения работы, «люмпинизируют» и деградируют. Финансов для выживания рабочему при отсутствии работы необходимо значительно меньше. Время, при отсутствии работы либо при отказе от нее, рабочие направляют на возделывание садовых участков, на лесные собирательства. Выход на работу с их стороны возможен при отсутствии средств на первичные потребности, например, такие, как питание. Рабочий испытывает свою ущербность перед людьми, располагающими финансовыми ресурсами, те же, в свою очередь, относятся к такому индивиду как к «рабу», которого не надо покупать. «Раб» готов к выполнению [c.32]
В качестве первой следует отметить ориентацию производства на непосредственное потребление. Производство ориентировано в первую очередь на выживание и удовлетворение первичных потребностей — производить или зарабатывать сверх необходимого представляется бессмысленным и нерациональным. Как пищет известный немецкий социолог М. Вебер (1864—1920), человек просто хочет жить так, как он привык, и зарабатывать столько, сколько необходимо для такой жизни. Производство сверх этого вызывает отрицательную реакцию, поскольку размеры и формы потребления зависят от места человека в сложившейся иерархии и традиций. [c.40]
Применение пирамиды Маслоу
Наиболее успешно можно применять пирамиду Маслоу в отдельных сферах, таких как:
- маркетинг
- жизнь
- работа и бизнес
- при построении карьеры
- управляя компанией
Немного раскроем каждую тему для более широкого понимания.
Применение в маркетинге
Человеческие потребности Маслоу показывает в виде иерархии, поэтому маркетинговым компаниям и маркетологам можно опираться на эту теорию для того, чтобы понять, чем именно завлечь ту или иную категорию людей. Если надо мотивировать, скажем, работников, то здесь работают низшие стимулы типа повышения зарплаты или уменьшение продолжительности рабочего дня, сотрудников сферы управления уже волнуют другие вопросы: комфорт, условия для карьерного роста, уважение со стороны руководства.
Применение в жизни
Применение данной теоретической концепции в жизни достаточно ограничено, но оно может быть полезно для каждого человека. Мы должны не только смотреть, что находится на вершине пирамиды Маслоу, но и закрывать базовые потребности, если там есть проблемы. Это поможет снять стресс, напряжение, справиться с профессиональным выгоранием, открыть душевные силы для новых и больших свершений.
Пирамида Маслоу в работе и бизнесе
В этих сферах использование рассматриваемой теории сводится к тому, чтобы грамотно стимулировать своих работников, понимать, как правильно повлиять на их работоспособность, отношение к работе и трудовым обязанностям. Управляя в некоторой степени базовыми потребностями людей, клиентом, мы может делать себя привлекательнее в их глазах, предлагать решение конкретных насущных проблем. Ведь бизнес тем успешнее, чем эффективнее он решает проблему клиента.
В построении карьеры
В карьерных делах мы всегда должны помнить, что находится на вершине пирамиды Маслоу, но не пытаться скакнуть сразу туда, так как такой «маневр» доступен очень немногим гениям. В карьере пирамида поможет всегда помнить, что есть базовые вещи, на которые нельзя закрывать глаза, чтобы они не тащили нас вниз и не закрывали возможность дальнейшего роста. К примеру, если мы работаем в условиях низкой зарплаты и не может обеспечить семью, работаем без уважения со стороны коллег и начальства – это будет очень тормозить или вообще затормозит наш рост.
В практике управления предприятием
Можно использовать теорию Маслоу в управлении предприятием. Здесь также все просто: каждому подчиненному на его уровне и возможности удовлетворения потребностей надо подбирать оптимальные стимулы, закрывать эти базовые потребности или давать реальную надежду их закрыть. Если добавлять какие-то качества работе, закрывающие более высокие уровни, таким образом также можно снизить стресс от проблем на нижних уровнях. К примеру, работа, где начальник уважает и хорошо относится к подчиненным, будет более интересной множеству людей, чем высокая ЗП, но плохое отношение, которое может привести к причинам профессионального выгорания.