Эмоции управляют человеком сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Даже отсутствие эмоций – это эмоция, точнее целое состояние, которое характеризуется своими особенностями в поведении человека.
Эмоциональные состояния – психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения.
Почему так важно распознавать свое эмоциональное состояние и других? Все просто: от него зависит направление мыслей, возможности мышления, поведение, уровень агрессии, мотивации, общительности.
Если вы не понимаете своего эмоционального состояния, то не сможете повлиять на него, если оно станет разрушительным. Вы, вероятно, попытаетесь заглушить его при помощи внешних решений, таких как алкоголь, сигареты, шоппинг или еда – но все это в итоге не поможет и отразится как на здоровье, так и на психике.
Если же вы не умеете распознать эмоциональное состояние собеседника, это может привести к конфликтам. С каждым такое было: вроде разговариваешь с человеком как обычно, а встречаешь на агрессию. Поэтому мы разделим статью на две части. В первой вы получите советы, как распознать свое эмоциональное состояние, а в другой – как понять чужое.
Общая характеристика методов оценки эмоциональных состояний
Как правило, методами изучения эмоциональных реакций являются:
- Наблюдение
- Опросник
- Анкетирование
- Игровые методы (для детей)
- Методы арт-терапии (подходят как для детей, так и для взрослых. Арт-терапия является уникальной и довольно простой методикой. К тому же, ее результаты достаточно точны. Принцип ее действия заключается в проекции, то есть, по сути, испытуемые могут бессознательно изобразить ту или иную проблему, расшифровать которую поможет специалист).
Мгновенный тест, который определит ваше реальное эмоциональное состояние
Мгновенный тест, который определит ваше реальное эмоциональное состояние. Сегодня существует немало методик, которые используют опытные рекрутеры и менеджеры для определения типа личности своих сотрудников и налаживания эффективных коммуникативных связей. Еще несколько десятилетий назад они были сложны и трудоемки, однако позволяли хорошо разобраться в характере человека.
Интересной, быстрой и точной оказалась комбинация теста Люшера и системы психогеометрии Сьюзен Деллингер, а использовать ее можно и вне границ офиса. Первый является цветовым. Он дает представление о том, к чему человек тяготеет в данный момент в зависимости от настроения и самочувствия. Вторая предполагает анализ текущего психоэмоционального состояния на основании выбора предметов той или иной формы и определение ключевых черт характера.
Итак, мы предлагаем вам выбрать одно из этих аппетитных печений. Обратите внимание: смотрите на иллюстрацию не дольше 10 секунд. После этого можно переходить к интерпретации результатов.
Мгновенный тест, который определит ваше реальное эмоциональное состояние.
Круглое и коричневое
Круг обычно выбирают общительные и миролюбивые люди. Они с удовольствием принимают участие в решении личностных конфликтов других и готовы на все, лишь бы сделать каждого в окружении счастливым. Также они часто переступают грань между общественными и приватными интересами, хотя и делают это не со зла. Коричневый цвет показывает позитивное восприятие человеком собственного физического состояния. То есть выбравший это печенье человек вполне хорошо себя чувствует и не отвлекается на проблемы со здоровьем.
Оценка проявлений эмоций включает в себя три уровня:
- адаптивно-мобилизирующий (выявление изменения параметров состояния на физиологическом уровне),
- поведенческо-экспрессивный (отслеживание внешних выражений состояний в мимике, поведении, голосе),
- субъективно-оценочный (испытуемый в устной или письменной форме выражает субъективную оценку своих переживаний на основе собственного восприятия и анализа).
Диагностика эмоциональных проявлений обычно происходит в трех направлениях:
- Изучение осознаваемых компонентов эмоционального состояния, выражаемых в субъективных переживаниях.
- Изучение выразительных компонентов состояния, проявляющихся в поведении, речи, пантомимике, продуктах деятельности.
- Изучение неосознаваемых проявлений, отражающихся в вегетативных изменениях организма.
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Инструкция: Выберите в каждом из предложенных наборов суждений то, которое лучше всего описывает ваше состояние сейчас. Номер суждения, выбранного из каждого набора, обведите в кружок. Список утверждений по шкалам:
I. «Спокойствие — тревожность» 10. Совершенное и полное спокойствие. Непоколебимо уверен в себе. 9. Исключительно хладнокровен, на редкость уверен и не волнуюсь. 8. Ощущение полного благополучия. Уверен и чувствую себя непринужденно. 7. В целом уверен и свободен от беспокойства. 6. Ничто особенно не беспокоит меня. Чувствую себя более или менее непринужденно. 5. Несколько озабочен, чувствую себя скованно, немного встревожен. 4. Переживаю некоторую озабоченность, страх, беспокойство или неопределенность. Нервозен, волнуюсь, раздражен. 3. Значительная неуверенность. Весьма травмирован неопределенностью. Страшно. 2. Огромная тревожность, озабоченность. Изведен страхом. 1. Совершенно обезумел от страха. Потерял рассудок. Напуган неразрешимыми трудностями.
II. «Энергичность — усталость»10. Порыв, не знающий преград. Жизненная сила выплескивается через край. 9. Бьющая через край жизнеспособность, огромная энергия, сильное стремление к деятельности. 8. Много энергии, сильная потребность в действии. 7. Чувствую себя очень свежим, в запасе значительная энергия. 6. Чувствую себя довольно свежим, в меру бодрым. 5. Слегка устал. Леность. Энергии не хватает. 4. Довольно усталый. Апатичный (сонный). В запасе не очень много энергии. 3. Большая усталость. Вялый. Скудные ресурсы энергии. 2. Ужасно утомлен. Почти изнурен и практически не способен к действию. Почти не осталось запасов энергии. 1. Абсолютно выдохся. Не способен даже к самому незначительному усилию.
III.«Приподнятость — подавленность» 10. Сильный подъем, восторженное веселье. 9. Очень возбужден и в очень приподнятом состоянии. Восторженность. 8. Возбужден, в хорошем расположении духа. 7. Чувствую себя очень хорошо. Жизнерадостен. 6. Чувствую себя довольно хорошо, в порядке. 5. Чувствую себя чуть-чуть подавленно, так себе. 4. Настроение подавленное и несколько унылое. 3. Угнетен и чувствую себя очень подавленно. Настроение определенно унылое. 2. Очень угнетен. Чувствую себя просто ужасно. 1. Крайняя депрессия и уныние. Подавлен. Все черно и серо.
IV.«Чувство уверенности в себе — чувство беспомощности» 10. Для меня нет ничего невозможного. Смогу сделать все, что захочу. 9. Чувствую большую уверенность в себе. Уверен в своих свершениях. 8. Очень уверен в своих способностях. 7. Чувствую, что моих способностей достаточно и мои перспективы хороши. 6. Чувствую себя довольно компетентным. 5. Чувствую, что мои умения и способности несколько ограниченны. 4. Чувствую себя довольно неспособным. 3. Подавлен своей слабостью и недостатком способностей. 2. Чувствую себя жалким и несчастным. Устал от своей некомпетентности. 1. Давящее чувство слабости и тщетности усилий. У меня ничего не получается.
Обработка и интерпретация результатов Измерение в методике производится по 10-балльной (стеновой) системе. В целом, чем выше выбранный балл, тем ближе состояние испытуемого к позитивному полюсу каждой шкалы (и наоборот). Измеряются следующие показатели: П1 (показатель) — С (самооценка) «Спокойствие — тревожность» (индивидуальная самооценка — И1 — равняется номеру суждения, выбранного испытуемым из данной шкалы. Аналогично получаются индивидуальные значения по показателям П2, П3, П4); П2 — С «Энергичность — усталость»; П3 — С «Приподнятость — подавленность»; П4 — С «Чувство уверенности в себе — чувство беспомощности»; П5 — С — суммарная по четырем шкалам оценка состояния: И5 = И1 + И2 + И3 + И4, где И1, И2, И3, И4 — индивидуальные значения по соответствующим шкалам.
Введение
Актуальность работы может быть связана с тем, что в последнее время люди стали реже показывать свои эмоции, заменяя их на смайлы в социальных сетях. Анализ более 31 миллиона сообщений в Twitter показал, что смайлы являются обычной составляющей текста. Также был проведен эксперимент, участники которого должны были общаться онлайн. Было выявлено, что испытуемые считали экспертов, использующих при общении смайлики, более дружелюбными и компетентными. В связи с выше сказанным актуальность темы не вызывает сомнения.
Объектом курсовой работы стали эмоциональные состояния.
Предметом изучения выступают методики диагностики эмоциональных состояний.
Целью курсовой работы является сравнить методики исследования эмоциональных состояний.
Гипотеза исследования заключается в том, что предположительно актуальность эмоциональных состояний связана с распознаванием эмоций других людей.
Исходя из объекта, предмета, гипотезы и цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать теоретические основы изучения эмоциональных состояний.
2. Проанализировать психологические методики диагностики эмоциональных состояний.
Теоретической основой исследования выступают научные идеи и теоретические положения таких авторов, как Вильгельм Вундт, Уильям Джемс, Джон Уотсон, Кэрролл Изард, Рубинштейн Сергей Леонидович, Пётр Кузьмич Анохин, Павел Васильевич Симонов, Алексей Николаевич Леонтьев, Пол Экман, Изард Кэррол.
Методы исследования эмоциональных состояний: тест «Лица Экмана», Методика «Шкала дифференциальных эмоций», ранговая корреляции Спирмена, сравнение, анализ, синтез, обобщение.
Практическое значение проведенного исследования может заключаться в том, что полученная мною информация может быть использована практикующими психологами в своей научной практике.
Роль эмоций в человеческой жизни
Эмоциональные и волевые процессы — это психические явления, формирующие общее функциональное состояние психики человека и контролирующие происходящие в ней познавательные и другие процессы. Они включают в себя эмоции, чувства и волю человека. Каждый из них имеет самостоятельную физиологическую основу и по-своему влияет на психическую активность.
Эмоции действуют как внутренний язык, как система сигналов, через которую субъект узнает необходимый смысл происходящего. Особенность эмоций заключается в том, что они непосредственно отражают связь между мотивами и выполнением деятельности, соответствующей этим мотивам. В человеческой деятельности эмоции выполняют функцию оценки своего курса и результатов. Они организуют деятельность, стимулируют» и направляют ее.
Отмечается, что различные объекты и явления объективного мира по-разному влияют на сферу сознания человека — некоторые, пожалуйста, беспокоят, некоторые оставляют его равнодушным. Это результат сознательной реакции на них психики (эмоций и чувств). Следовательно, эмоции (латинское emoveo — шок, возбуждение) понимаются как интегральная субъективная реакция человеческой психики на действие внешних или внутренних стимулов, проявляющаяся в конкретных чувствах (удовольствие или неудовольствие, радость или печаль, уверенность или страх и т.д.). Они сопровождают практически каждое проявление жизнедеятельности организма, отражают смысл (смысл) явлений или ситуаций, служат одним из основных механизмов внутренней регуляции психической (особенно познавательной) деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных материальных или духовных потребностей человека.
Последовательное развитие эмоций в условиях общества определялось необходимостью их ориентации на новые социально значимые явления, что приводило к формированию высшей формы их проявления — чувств, которые представляли собой устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям объективной реальности, проявляющееся в психически обусловленных переживаниях.
Следовательно, чувства отвечают самым высоким социальным потребностям и выражают отношение человека к социальным явлениям, другим людям и самому себе и т.д. В то же время они характеризуются стабильностью, независимостью от состояния организма и визуально воспринимаемой ситуацией. В то же время, формируемые чувства становятся основными определяющими факторами эмоциональной жизни человека, от которых зависит появление и содержание ситуационных ощущений.
Самой простой формой проявления эмоций является эмоциональный фон, который представляет собой врожденные гедонистические (греческий hedone — удовольствие) переживания, связанные с определенными жизненными ощущениями (например, вкус, температура, боль и т.д.). Уже на этом уровне они разделены на два полярных типа (класса). Положительные (стенотические) эмоции возникают от осознания человеком полезности внешних или внутренних воздействий на организм и мотивируют его к их достижению или поддержанию. В то же время отрицательные (астенические) эмоции стимулируют активность, направленную на избежание нежелательных или опасных воздействий, но в то же время в некоторой степени консолидируют психическую функцию в целом.
Самой старой, простой и распространенной формой эмоциональных переживаний является удовольствие, которое возникает в результате удовлетворения органических потребностей, или дискомфорт, который связан с невозможностью сделать это, когда соответствующая потребность обостряется. О тесной взаимосвязи, которая существует между эмоциями и активностью организма, свидетельствует тот факт, что каждое эмоциональное состояние сопровождается многими физиологическими изменениями в организме. Неоднократно предпринимались попытки связать эти изменения с определенными эмоциями и доказать, что комплексы органических изменений, сопровождающих различные субъективно переживаемые эмоциональные состояния, различны. Однако никогда не удавалось однозначно установить, какие из предоставленных нам эмоциональных переживаний субъективно сопровождаются органическими изменениями.
Этот факт необходим для понимания важной роли эмоций. Это свидетельствует о том, что наш субъективный опыт не является прямым, непосредственным отражением собственных органических процессов. Вероятно, не столько сопутствующие органические изменения, связанные со спецификой эмоциональных состояний, которые мы переживаем, сколько ощущения, которые от них исходят. Тем не менее, существует определенная взаимозависимость между спецификой эмоциональных ощущений и органическими реакциями. Она выражается в форме следующей корреляции, которая была экспериментально подтверждена: Чем ближе к центральной нервной системе находится источник органических изменений, связанных с эмоциями, и чем меньше чувствительных нервных окончаний, тем слабее результат субъективного эмоционального переживания. Более того, искусственное снижение органической чувствительности приводит к ослаблению силы эмоциональных переживаний.