Место психологии в системе наук о человеке
Методологической основой психологии является философия и анатомия и физиология.
Основа психологии — общая психология.
Современная психология тесно связана со многими науками, занимая «промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными — с другой, социальными — с третьей.
Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах.
Согласно классификации наук академика А. Кедрова, психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.
Психология интегрирует все эти данные наук, и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Существует тесная связь психологии с литературой, поэзией, музыкой и другими видами искусств, выражающих сущность и особенности человеческой души и личности.
Основные категории психологии:психика, сознание, личность, деятельность, общение.
Основа психологии — общая психология. Современная психология тесно связана со многими науками, занимая… Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше…
Актуальные проблемы современной психологии: возрастной аспект и педагогика
Проблем, рассматриваемых современной психологией, достаточно много, но не все из них и не всегда занимают отдельно взятых людей. Только некоторые аспекты психологической науки всерьез затрагивают умы львиной доли жителей планеты. Один из них — воспитание нового поколения, прививание его представителям морально-этических и прочих норм без стирания ценных индивидуальных особенностей, личностных различий между отдельными людьми.
Возраст и кризисные явления
Если затрагивать проблемы возрастной психологии, здесь особую важность обретает специфика психического развития на каждом из этапов жизни, метаморфозы с приоритетами и жизненными установками, происходящие в это время. Психологи обычно поднимают тему кризисов определенного возраста, которые при создании благоприятных условий способны сыграть созидательную роль в личностном формировании. Подобное кризисное явление направлено на усвоение новых навыков или социальных ролей: определению границ свободы, понятию долга, умению критически мыслить, внедрению в социум, подведению итогов уже достигнутого.
Воспитательные меры и развитие
С предыдущими факторами, оказывающими влияние на становление личности, взаимосвязаны основные проблемы педагогической психологии. Психологи и педагоги осознают важность обучения юных членов общества новым знаниям с учетом особенностей психического развития. Подгадать применение определенных воспитательных и образовательных мер стремятся под сенситивные периоды, когда организм обретает особенную чувствительность к конкретным видам внешнего воздействия: визуального, слухового, кинестетического и др. В расчет специалистами принимается разная степень одаренности ребят, их готовности к обучению, включая школьное образование.
Назад Далее
Предмет психологии, её задачи
Психология – это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики, как складывающегося в мозгу образа объективной реальности, на основе которого происходит управление поведением и деятельностью человека, имеющим у него личный характер.
Предметисследования психологии — факты, закономерности, механизмы психики.
Задачипсихологии:
-научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
-научиться управлять ими;
-использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех
отраслей практики, на пересечении с которыми лежат оформившиеся
науки и отрасли;
-быть теоретической основой практики психологической службы.
Предметисследования психологии — факты, закономерности, механизмы психики. Задачипсихологии: -научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
4 стр., 1954 слов
Психология — наука о душе
… происхождения психики человека. Представление о возникновении психики в психологии Ответ на вопрос о моменте возникновения психики должен определять и представление о психике в целом: определение понятия «психика», критерии ее отличия от «не психики» и как …
Проблема человека в психологии: личностный аспект
Основной объект интереса представителей этой науки — проблема личности, в психологии изучаемая разными отраслями. Личностное рассматривается психологами преимущественно в социальном ракурсе, без учета биологической составляющей человеческой сущности. На формирование личности — многоуровневой системы психологических характеристик — оказывает влияние немало факторов, особенно исторический базис, окружение, существующие в социуме морально-этические установки. Что получится из конкретного человека, зависит от его собственных волевых качеств, способности противостоять или поддаваться обстоятельствам.
Многие актуальные проблемы психологии остаются неразрешенными из-за отсутствия единства мнений. Не пришли пока представители разных ответвлений психологической науки к согласию по ответам на следующие вопросы:
- какой возраст критичен для формирования личности;
- что превалирует в ее структуре — бессознательное или же сознательное (рациональное);
- насколько человек способен контролировать собственное поведение, обладает ли свободой воли;
- из чего и в каких пропорциях складывается личность — врожденных или обретенных качеств и свойств.
Особенности психологии как науки
1.Материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур
понимали душу человека как разновидность материи, как телесное
образование.
2.Платонпонимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от
тела.3. Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию
как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости
души и живого тела.
4. Основные этапы развития психологии:
I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX в.
Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
5. История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 г. в
основанной в Лейпциге немецким психологом Вильгельмом Вундтом первой в
мире экспериментальной психологической лаборатории.
В 1885 г., Бехтерев В. М. организовал подобную лабораторию в России.
6. Слово «психология» образовано из двух греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), оно впервые появилось в XVII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.
понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование. 2.Платонпонимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от
Зарубежные теории
1. Структурализм — В.Вундт, Э.Титченер (расчленение сознания на отдельные
элементы).
2. Функционализм — Ф. Гальтон, У.Джеймс, Д.Дьюи (функционирование психики)
3. Бихевиоризм — Э.Л.Торндайк, Дж.Уотсон (изучается поведение).
4. Психоанализ — З.Фрейд (роль бессознательного, сексуального).
5. Неофрейдизм — К.Хорни, Г.С.Салливен, К. Юнг (открыл экстравертов и
интровертов).
6. Гештальтпсихология — К.Коффка, К.Келер(психология свойства целого
определяют свойства его частей).
7. Генетическая психология — Ж.Пиаже (изучение психического развития
ребенка, его интеллекта).
8. Когнитивная психология -Дж. Брунер, Г. Саймон, Ф. Хайдер (знание, познание,
компьютерная техника, кибернетика).
9. Гуманистическая психология — К.Роджерс, А.Маслоу (творческие возможности
человека)
10. Ассоциативные теории (ассоциации – связи)
элементы).
2. Функционализм — Ф. Гальтон, У.Джеймс, Д.Дьюи (функционирование психики) 3. Бихевиоризм — Э.Л.Торндайк, Дж.Уотсон (изучается поведение).
Отечественные теории
1. Культурно-историческая теория — Л.С.Выготский.
2. Теория деятельности — А.Н.Леонтьев.
3. Теория ведущей деятельности — П.Я. Гальперин, А.Р.Лурия, Д.Б. Эльконин,
А.В. Запорожец.
4. Единство сознания и деятельности — С.Л.Рубинштейн
5. Психология индивидуальных различий – Б.М. Теплов, В.С. Мерлин.
6. Психология отношений – В.Н. Мясищев.
7. Человекознание – Б.Г. Ананьев.
Какие книги по психологии помогут новичку?
Для того чтобы самостоятельно изучить психологию человека, нужно прочитать книги подобной тематики. Психология человека изучается с азов. Прежде чем понять сложные научные выводы, нужно выучить основные термины и определения. Такую информацию можно найти в учебниках первого курса по психологии. После освоения терминологии можно перейти к изучению работ классиков — З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера, К. Хорни, Э. Фромма.
Самые известные авторские произведения по психологии: Экман Пол «Узнай лжеца по выражению лица», Н.В. Батурин «Как управлять эмоциями», Мартин Селигман «Путь к процветанию», Дэн Ариели «Вся правда о неправде», Элис Мьюир «Уверенность в себе». Кроме книг есть много интересных журналов: «Экспериментальная психология», «Российский психологический журнал», «Экзистенциальная и гуманистическая психология».
Психологию нужно изучать по книгам. Полученные знания рекомендуется закреплять на практике. Прежде чем советовать людям, психолог должен поработать над собой, изменить свой характер и поведение. Вначале следует изучить самого себя. Для того чтобы суметь помочь другим, будущему психологу нужно самостоятельно преодолеть свои фобии, избавиться от собственных комплексов и проблем.
Отечественная психология
Направления:
1.Филосовско-религиозное – Н. Грот (1852 – 1899), Л. Лопатин (1855 – 1920), Г. Челпанов (1862 – 1936).
2. Естественно-научное – И.М. Сеченов (1829 – 1905), В.М. Бехтерев (1857 – 1927), И.П. Павлов (1849 – 1936).
Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960), Лев Семенович Выготский (1896-1934), Александр Романович Лурия (1902-1977) и ряд других. Именно их работам мы в первую очередь обязаны тем, что в настоящее время психологам в нашей стране не приходится начинать с нуля.
А.Ф. Лазурский (1874 – 1917) – основатель естественного эксперимента, вопросы личности и характера человека.
М.Я. Басов (1892 – 1931) – метод наблюдения.
Алексей Николаевич Леонтьев, Борис Герасимович Ананьев (1907-1972), Александр Владимирович Запорожец (1905-1981), Даниил Борисович Эльконин (1904-1984), Петр ЯковлевичГальперин(1902-1988) и др.
1.Филосовско-религиозное – Н. Грот (1852 – 1899), Л. Лопатин (1855 – 1920), Г. Челпанов (1862 – 1936).
2. Естественно-научное – И.М. Сеченов (1829 – 1905), В.М. Бехтерев (1857 –… Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960), Лев Семенович Выготский (1896-1934), Александр Романович Лурия (1902-1977) и…
4 стр., 1867 слов
Диагностический подход на основе теории ж.Пиаже; теории развития …
… Кейз: 1) решение задачи, 2) исследовательская деятельность, 3) подражание, 4) контроль, 5) созревание. Диагностический подход на основе теории ж.Пиаже Теория развития мышления ребенка, предложенная Ж.Пиаже, … задач (р. Кейз). Наряду с внутренними операционными схемами, которые проецируются на психику, возникли теории развития, в которых операционные схемы стали проецироваться на внешнюю среду, т.е. …
Б.Г.Ананьев — изучение вопросов восприятия, психологии педагогической оценки, общих интегральных вопросов человекознания.
А.Н. Леонтьев – разработка проблем восприятия, памяти, сознания, личности и развития психики. Им была разработана теория психологической теории деятельности. А.В. Запорожец совместно с Д.Б. Элькониным заложил основы детской психологии.
Алекса́ндр Влади́мирович Запоро́жец (1905- 1981) — разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую теорию деятельности.
Д.Б. Эльконин — автор теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития. П.Я. Гальперин — теория планомерного (поэтапного) формирования умственных действий. А.Р.Лурия — исследования нейрофизиологических основ памяти и мышления человека.
Психофизиолог Е.Н. Соколов — создал теорию цветового зрения, теорию, объясняющую восприятие человеком формы предметов, нейрофизиологическую теорию памяти.
Требования, предъявляемые к методам психологического исследования
Для достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы психодиагностические методы отвечали ряду требований.1. Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие” — определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик.2. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей.Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:—путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми—путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике вразличных условиях.3.Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно итолько того свойства
, для оценки которого данная методика применяется.4.
Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента.
19 стр., 9287 слов
Структура психики человека. Сознание как высший уровень развития психики
… (и избирательности) к релизерам. Социальное поведение К социальному поведению относятся проявления психической деятельности, непосредственно связанные с взаимодействием между отдельными особями и их группировками. Выделяют два …
Тема 1.2. Психика и ее развитие
Понятие о психике, её структуре и функциях
Психика—это системное качество мозга
Психика — это сущность, где многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.
Психика — это «субъективный образ объективного мира».
Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика:
1) антропопсихизм (Декарт) — психика присуща только человеку;
2) панпсихизм (французские материалисты) — всеобщая одухотворенность природы, т. е. всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе);
3)биопсихизм — психика — это свойство живой природы (присуща и растениям);
4)нейропсихизм (Ч. Дарвин) — психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему;
5)мозгопсихизм (К. К. Платонов) — психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе у насекомых психики нет, так как у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга).
Человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.
Таким образом, психика человека включает в себя 3 составляющих: внешний мир (природа, ее отражение); полноценная деятельность мозга; взаимодействие с людьми(активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей).
1) антропопсихизм (Декарт) — психика присуща только человеку; 2) панпсихизм (французские материалисты) — всеобщая одухотворенность природы,… 3)биопсихизм — психика — это свойство живой природы (присуща и растениям);
Структура психики человека
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям.
Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:
1) психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые);
2) психические состояния;
3) психические свойства.
История и теории – кто ввел понятие интеллекта
Впервые термин «интеллект» прозвучал в 20 веке, ввел его немецкий психолог Уильям Стерн.
Тесты на определение уровня IQ создал Альфред Бене. Основная задача – выявить уровень интеллекта у школьников, свойства интеллекта учащихся, понять, кто из них отстает по программе, кому требуется дополнительная помощь. Тест стал использоваться очень широко, появились различные его варианты. Сегодня такое тестирование оспаривается учеными, не все признают его достоверность и эффективность.
А как вы относитесь к тестированию на проверку интеллекта? Хоть раз в жизни проходили подобные тесты? Поделитесь в комментариях своим мнением и опытом.
Существует много теорий интеллекта, но наибольшей популярностью и распространенностью пользуются лишь несколько.
Теории интеллекта. | В чем ее суть. |
Общая теория интеллекта. | Автор – Чарльз Спирмен. Считает, что интеллект имеет двухфазный характер. Состоит из общего интеллекта и g-фактора. Суть концепции в том, что между определенными видами интеллектуальной деятельности существует связь. Например, связаны между собой способности к математике и музыке. Если человек плох в музыке, то повышается вероятность, что и математические способности у него довольно посредственны. |
Основные умственные способности. | Предложил Луи Терстон. Он анализировал результаты различных тестов на умственные способности, выделил 7 основных: ассоциативная память, числовые способности, скорость восприятия, рассуждение, пространственная визуализация, вербальное восприятие, свободное владение словами. |
Теория интеллекта Пиаже. | Это поэтапная теория развития, освоения окружающего мира ребенком. Пиаже не согласен в тем, что интеллект – врожденная черта личности. Ученый считал, что его можно развивать в результате биологического созревания и контактов с окружающей средой. Согласно теории стадий Пиаже, каждый ребенок в интеллектуальном развитии проходит определенные этапы, всегда одинаковые (сенсомоторный интеллект, дооперациональные представления, период конкретных операций, период формальных операций). |
Теория множественного интеллекта. | Автор – Говард Гарнер. Предположил, что тестирование умственных способностей на основании IQ не отражает реальной картины происходящего. По его мнению, у человека существуют отдельные, множественные интеллекты, которые не зависят друг от друга. По Гарднеру, существует 7 типов интеллекта: телесно-кинестетический, межличностный, внутриличностный, логико-математический, музыкальный, натуралистический, вербально-лингвистический, визуально-пространственный. |
Триархическая теория интеллекта. | Создатель – Роберт Штенберг. Определяет интеллект как целенаправленную адаптацию и формирование тех качеств, которые имеют непосредственное отношение к жизни человека. Типы интеллекта, по его мнению, стоит рассматривать как индивидуальные таланты. Доказательство теории в том, что одни люди в чем-то талантливы, но в других вопросах не демонстрируют высоких способностей. По мнению Штенберга, существует «успешный интеллект». Он включает в себя аналитические, творческие, практические способности. |
Теория эмоционального интеллекта. | Разработчик – Питер Саловей Джон Майер. Эмоциональный интеллект – это способность контролировать свои эмоции, понимать чувства других людей, давать эмоциям соответствующие названия. Эмоциональный интеллект включает в себя эмпатию, самосознание, самоуправление, социальную осведомленность, навыки общения, навыки управления отношениями. |
Подвижный и кристаллизовавшийся интеллект. | Автор – Раймонд Кеттел. По его мнению, интеллект бывает подвижным и кристаллизовавшимся. Гибкий интеллект помогает решать проблемы, не обращаясь к предыдущим знаниям, задействовать абстрактное мышление. Гибкость интеллекта увеличивается по мере того как ребенок взрослеет. После 20 лет этот показатель идет на спад, это обусловлено психологией интеллекта и объемом жизненного опыта. Кристаллизовавшийся интеллект задействует уже имеющиеся знания и опыт (конкретные факты, знания, полученные в школе, мышечная память). |
Функции психики
1. Отражение окружающего мира
2. Регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.
Этапы развития психики (А.Н.Леонтьев)
1. Чувствительность (критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности).
2. Инстинктивное поведение (врождённая форма поведения)
12 стр., 5573 слов
Типы высшей нервной деятельности и темперамент
… определенную организацию, структуру, характеризующую 3 темперамента. Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, …
3. Навыки (приобретённая форма поведения)
4. Интеллектуальное поведение животных (зачатки мышления)
2. Регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания. Этапы развития психики (А.Н.Леонтьев) 1. Чувствительность (критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности).
Понятие отражения
Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира, оно сопряжено с поиском, выбором.
Психическое отражение – это активное отражение.
Понятие сознания. Функции, структура
Сознание— высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Свойства сознания: построение отношений, познание и переживание
Функции сознания:
1) отражательная,
2) порождающая (творчески-креативная),
3) регулятивно-оценочная,
4) рефлексивная — основная функция, характеризует сущность сознания.
Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко).
I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.
II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.
Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.
Свойства сознания: построение отношений, познание и переживание Функции сознания: 1) отражательная,
Способы психологического воздействия на людей
Общество — это люди, находящиеся в постоянном общении. Они воздействуют друг на друга, сознательно или бессознательно. Методы воздействия на окружающих имеют ряд вариантов:
- Заражение. Это передача эмоционального состояния между людьми. Паника, плачь одного человека портит настроение всем присутствующим. «Заразиться» можно как отрицательными, так и положительными эмоциями.
- Внушение. Побуждение к конкретному действию внушается посредством вербальной или невербальной речи. Каждая личность характеризуется различной степенью внушаемости. Неуверенные в себе люди, равно детям до 13 лет, более склонны к внушению, чем независимые люди.
- Убеждение. Действие со стороны человека вызывается путем логического размышления. Чем выше интеллект, тем менее склонность к убеждению.
- Подражание. Люди часто копируют манеры окружающих (сознательно, бессознательно). Частые примеры для подражания — успешные, состоятельные личности.
Манипуляция — это еще один способ воздействия. Манипулятор получает желаемое, оппонент остается с иллюзией самостоятельно принятого решения.
Психология человека — это занимательная наука. Понимание ее основ под силу каждому. Но не все способны практически применять полученные теоретические знания. Разобраться в тонкостях этой сложной дисциплины поможет психолог.
ВАЖНО! Статья информационного характера! Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.
Структура самосознания, самооценка
Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Образ «Я» – выделение самого себя из среды.
Самосознание – осознание себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств; высшая форма сознания.
Самосознание включает в себя самопознание и самоотношение.
Структура самосознания:
1) Осознание своих целей и мотивов.
2) Осознание: Я – реальна, Я – идеальна.
3) Познавательные представления
4) Эмоционально-чувственное самопознание и самоотношение.
Самооценка – оценивание человеком самого себя.
Самосознание – осознание себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств; высшая форма сознания. Самосознание включает в себя самопознание и самоотношение. Структура самосознания:
1 стр., 181 слов
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
… к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
Специфика бессознательного, его структура.
Тема 1.3. Деятельность как способ существования
Понятие деятельности
Деятельность— это активное взаимодействие человека со средой, в результате которого он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.
Теория деятельности в трудах А.Н. Леонтьева
А.Н. Леонтьевым была выдвинута концепция деятельности, являющаяся в настоящее время одним из признанных теоретических направлений современной психологии. Схема деятельности: (деятельность – действие – операция – психофизиологические функции), соотнесенная со структурой мотивационной сферы (мотив–цель–условие).
Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность.
Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравновесных уровней. Верхний уровень – это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним – уровень операций, и самый низкий – уровень психофизиологических функций. Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности.
Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность. Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из…
Психология человеческой памяти
Память играет важную роль в психологии человека. Сохранение в памяти информации способствует развитию, обучению, формированию личности. Фундаментальный камень памяти — изменение нервных клеток под влиянием раздражителей, длительное сохранение возбуждения. Это приводит к ряду биохимических изменений в нейронах. При восстановлении вещей в памяти нервные клетки возбуждаются, несмотря на отсутствие раздражителей.
Психология памяти ассоциируется с качествами воды. Это неудивительно, т. к. человеческое тело на 80% состоит из этой жидкости. Вода запоминает условия, в которых пребывала ранее. Это качество обусловлено поглотительной способностью, возможностью преобразовать, перераспределять энергию.
Структура деятельности
Потребности— источник активности личности, они заставляют человека активно действовать. Это осознание человеком нужды в чем-либо, что ему необходимо для поддержания организма и развития его личности.
Виды потребностей:
— естественные (природные) и социальные (духовные);
— осознанные и неосознанные.
Цель — то, на что непосредственно направлена деятельность.
Мотив — это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется деятельность.
Движение— это моторная функция живого организма, самая простая составная часть деятельности.
Виды движений:
— непроизвольные и произвольные,
— врожденные и приобретенные.
Действия представляют собой совокупность движений, которые имеют цель и направлены на определенный объект (предмет).
Действия всегда социальны, выполняются, как правило, осознанно.
Виды действий:
— предметные;
— умственные, волевые;
— действия, направленные на других людей, — поступок (или проступок).
Виды потребностей: — естественные (природные) и социальные (духовные); — осознанные и неосознанные.
Основные виды деятельности: общение, игра, труд, учение
Присутствуют в жизни каждого человека, в них происходит развитие психики и личности. Понятие о ведущей деятельности А.Н. Леонтьева.
Освоение деятельности: умения, навыки, привычки
Умение — это успешный способ выполнения деятельности.
4 стр., 1886 слов
Ученые разделяют возраст человека на такие виды: хронологический, …
… дайте понятие социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности, психических новообразований. Возрастная периодизация — периодизация развития человека от рождения и до смерти, определение … за возрастом полового созревания. П. П. Блонский указывает на неустойчивость нервной системы и неуравновешенное, немотивированное поведение детей в критические периоды. Л.С.Выготский …
Навыки — это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений.
Виды навыков: ходьба, бег, письмо, мыслительные, сенсорные, навыки поведения и др.
Привычка— это потребность произвести соответствующее действие.
Виды привычек: профессиональные, моральные, гигиенические, эстети-ческие, учебные, культурного поведения и др. Полезные и вредные привычки.
Тема 1.4. Человек как индивид
Понятия «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность».
Навыки — это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений. Виды навыков: ходьба, бег, письмо, мыслительные, сенсорные, навыки поведения и… Привычка- это потребность произвести соответствующее действие.
Темперамент как характеристика индивидных свойств человека
Темперамент — свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей.
Темперамент — это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения.
Термин «темперамент» в переводе с латинского означает «надлежащее соотношение частей».
Свойства темперамента:активность и эмоциональность.
Теории темперамента
Интересные факты в области психологии
Образованность в области человеческой психологии облегчает личностный рост, способствует налаживанию позитивных отношений с окружением, помогает достичь успеха в профессиональной деятельности. Научный прогресс в этой сфере открыл перед людьми новые, неизвестные ранее интересные факты о психологии человека, объяснил причины конкретных действий или их отсутствия.
Интересные факты в психологии, заставляющие взглянуть на душу человека с другой стороны:
- Счастье заключается в постоянной занятости мозга. Отсутствие новой информации, возможности переключения мышления между отдельными темами действует удручающе.
- Во время сна мозг сохраняет рабочую активность. В результате после пробуждения человек помнит только действительно важный факты.
- Серое мозговое вещество — это «датчик» возможной опасности. Но большинство людей часто игнорируют посылаемые ним сигналы, полагаясь на счастье.
- При начале новой деятельности человеку необходимо 2 месяца для привыкания. Спустя это время все инновации становятся автоматическими, не вызывают дискомфорта.
- Людям, страдающим ночными кошмарами, обычно во сне холодно.
- Лучший метод избавления от тревожности — книга. Чтение поможет переключить мышление быстрее и результативнее, чем музыка, спортивная деятельность, спиртное, просмотр телевизора.
- Слишком большие ожидания = болезненное поражение. Чем более приземленные планы, тем тише реакция на неудачу.
- Заметный факт интересной психологии: оказавшись в неизвестном месте, люди склонны придерживаться правой стороны. Поэтому очередь слева всегда короче очереди справа.
- Склонность к нарушению порядка проявляется при наличии проявлений царящей анархии.
- Мало кто желает спорить со спокойным человеком. Большинство людей отдают предпочтение эмоциональным оппонентам.
- Чем дольше сон, тем ниже риск психического расстройства.
- Для создания позитивных отношений важно назвать имя собеседника.
- Способ быстрого засыпания: в положении на спине закройте глаза, закатите вверх зрачки. Это положение способствует сну.
- Самый громкий оратор часто побеждает в дебатах. Хотя часто эмоционально выступающий человек оказывается неправ.
- Интересный психологический факт — отсутствие способности оценить последствий ошибочных действий является причиной, почему некомпетентные люди часто достигают высот. Для них характерно упрямство, самоуверенность, обусловленная непрофессионализмом.
- Внешняя красота реже встречается среди преступников. Красивые люди получают от жизни желаемое в любом случае: либо благодаря обаянию, либо за чужой счет.
- Люди, сосредоточенные на решении проблемы, часто не замечают происходящего рядом с ними.
- Несколько секундный взгляд характерен для обычных собеседников. Продолжительный взгляд указывает на физическое влечение или скрытую агрессию.
Гуморальная теория.
Еще в Древней Греции врач Гиппократ предложил концепцию темперамента. Темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма и того, какая из них преобладает: кровь (по-латински «сангве»), слизь (по-гречески «флегма»), красно-желтая желчь (по-гречески «холе»), черная желчь (по-гречески «мелайн холе»).
Смесь этих жидкостей, утверждал Гиппократ, и лежит в основе основных типов темпераментов: сангвинического, холерического, меланхолического и флегматического.
Дав, в общем, правильное описание основных темпераментов, Гиппократ не мог дать научного их обоснования.
Смесь этих жидкостей, утверждал Гиппократ, и лежит в основе основных типов темпераментов: сангвинического, холерического, меланхолического и… Дав, в общем, правильное описание основных темпераментов, Гиппократ не мог…
Конституционная теория.
Возникла в XX веке (Кречмер, Шелдон).
Главная идея — установление связи темперамента с телосложением человека.
Шелдон утверждал, что тип телосложения зависит от того, как протекало внутриутробное развитие человека.
Кречмер соотнёс с типами строения тела определённые типы личности.
Уровни психологического знания
Психологическое знание представлено несколькими уровнями. На первом из них находятся «житейские» представления людей о психике. Они возникают в их реальной жизненной практике и в различных ее сферах. Примером может быть материальная, производственная деятельность, бытовая область, процесс воспитания и обучения, искусство. В основе всего этого лежит непосредственное отражение соответствующих сторон бытия и философии «здравого смысла».
На следующем уровне находятся психологические знания, которые выделяются в рамках мифологии и религии в качестве исторически первых форм познания мира и человека. Они отражают канонические требования разных типов культурного творчества человечества.
Еще один уровень психологического знания включает психологические знания, которые были накоплены в рамках художественно-образного наблюдения за окружающим миром (например, работы художника, архитектора, писателя).
Последний уровень психологического научного знания — это психологические знания, которые возникли на определенной стадии развития общества. Это происходит по причине выделения нового способа реконструкции действительности в виде науки. Уровень представлен целенаправленным процессом сбора и анализа психологических фактов, включая логические формы их объяснения и доказательства, переход от описательных стратегий и методов исследования к объяснительным (самому научному знанию).
В свою очередь, научное психологическое знание, которое зарождается первоначально в период античности, само проходит долгий путь эволюции. Сначала оно существует в основе другого научного знания (например, философского, исторического, естественнонаучного). Потом оно выделяется и в дальнейшем развивается в рамках самостоятельной научной дисциплины. Для психологии это время наступает во второй половине XIX века.
Физиологическая теория.
И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий головного мозга, установил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей различных темпераментов изменяются типологические различия силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.
Различные соотношения указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности.
В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения И.П. Павлов выделил четыре типа нервной системы, которые соответствуют четырем темпераментам:
8 стр., 3956 слов
Типы темперамента человека
… факторами, в том числе и типом темперамента людей. Темпераментом называются индивидуальные психологические особенности, характеризующие личность человека со стороны динамики его психических … и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки. Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение …
1. Сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный.
2. Флегматик — сильный, уравновешенный, малоподвижный
3. Холерик — сильный, неуравновешенный.
4. Меланхолик — слабые процессы возбуждения и торможения.
Различные соотношения указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов… 1. Сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный.
Психологическая характеристика людей разных типов темперамента
Сангвиник — быстрый, подвижный, откликается эмоционально на все впечатления; чувства ярки, но неустойчивы и легко сменяются противоположными чувствами. Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он почти всегда — инициатор в общении, немедленно откликается на желание общаться со стороны другого человека, но его отношение к людям может быть изменчивым и непостоянным. Он как рыба в воде чувствует себя в большой компании незнакомых людей, а новая, необычная обстановка его только возбуждает
Флегматик— медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне. В отношениях с другими людьми они спокойны, устойчивы в своих эмоциях. Но в определенных условиях может развиться безразличие к труду, к окружающей жизни, безволие. Социальные контакты флегматик устанавливает медленно, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повод вступить с ним в знакомство. Зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку. Он любит находиться в узком кругу старых знакомых, в привычной обстановке.
Холерик— быстрый, порывистый, с сильными, загорающимися чувствами, которые ярко отражаются в выразительной мимике, жестах, речи. Он часто склонен к бурным эмоциональным вспышкам. У холериков наблюдаются быстрая смена настроений, неуравновешенность. С увлечением начиная дело, холерик быстро остывает, интерес к работе пропадает, и он без воодушевления продолжает, а иногда и бросает ее. В общении люди холерического темперамента бывают трудны.
Меланхолик — эмоционально откликается далеко не на все. У него небольшое разнообразие эмоциональных переживаний, но эти переживания отличаются значительной глубиной, силой и длительностью. Он откликается не на все, но уж когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает вовне свои чувства. В привычной, спокойной обстановке люди этого типа работают очень продуктивно, отличаются глубиной, содержательностью своего эмоционально-нравственного поведения и отношения к окружающим людям. Меланхолики очень обидчивы, тяжело переносят неудачи, обиды. Они расположены к замкнутости, одиночеству, чувствуют себя неловко в новой, непривычной обстановке, часто смущаются.
В большинстве случаев — сочетание особенностей одного темперамента с чертами другого. Тип темперамента не может быть «хорошим» и «плохим».
Флегматик- медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не… Холерик- быстрый, порывистый, с сильными, загорающимися чувствами, которые… Меланхолик — эмоционально откликается далеко не на все. У него небольшое разнообразие эмоциональных переживаний, но…
Роль психологии в человеческой жизни
Формирование человеческой личности происходит уже в детстве путем поглощения информации, поступающей из окружения. Под воздействием этих познаний строится характер. В соответствии с доминирующими чертами характера, наличием желания, человек может справиться с проблемами или поддаться им.
Самоконтроль — важный фактор в решении всех проблемных ситуаций. Человека, способного держать под контролем эмоции, сложно вывести из равновесия. Он осведомлен о надлежащем поведении в социуме, умеет найти подход к людям, необходимый для достижения целевого результата.
Психология человека в этом отношении поставлена на ряде правил. Их соблюдение — гарантия успеха:
- понимание людей;
- положительные взаимоотношения с окружающими, независимо от их социального статуса;
- уважение интересов окружающих;
- принятия трудностей, их преодоление;
- отстаивание своих интересов, независимо от ситуации;
- оставление в прошлом ошибок, неудач после обучения на них;
- постоянные действия, нацеленные на достижение успеха;
- отсутствие страха перед новыми делами, ответственностью.
Все люди иногда оказываются в ситуациях, требующих определенных, ранее не предпринимаемых, действий. Одни сразу начинают действовать. Другие отчаиваются. Третьи выжидают «удобного» момента. Отличная реакция на аналогичную ситуацию обусловлена индивидуальными личностными характеристиками, нравственными принципами, образованием, воспитанием.
Морально нестабильный человек пасует перед опасностью, т. к. не знает, как себя вести. Вместо действия (напр., побега), он теряет ясность мышления, вследствие чего становится уязвимым.
Успешное решение проблем, встречающихся в жизни, требует подготовки к ним, закалки воли, психики. Осведомленность в области психологии поможет решить большинство таких задач. Психологическая готовность к трудным ситуациям минимизирует страх, поддерживает адекватную реакцию на нестандартную ситуацию, правильность действий.
Диагностика темперамента
Первая группа включает методики, основанные на естественной зависимости между свойствами нервной системы человека и его темпераментом. С их помощью на основе изучения отдельных свойств нервной системы человека судят о тех или иных врождённых особенностях его темперамента, тесно связанных именно с данными свойствами нервной системы.
Вторую группу представляют опросники, которые позволяют судить о свойствах темперамента по его практическим действиям и реакциям человека на различные жизненные ситуации.
К третьей группе методик относятся разного рода тесты — опросники, проективные и др., позволяющие детально исследовать те или иные черты характера человека, давая им развёрнутую содержательную (качественную) характеристику и количественную оценку степени их развитости.
Наконец, четвёртая группа включает в себя тесты, в основу которых положено то или иное теоретическое представление о структуре личности. Они обычно содержат в себе множество подшкал, позволяющих одновременно оценивать различные личностные качества, входящие в соответствующую структуру.
Для изучения темперамента применяется и эксперимент. Экспериментальная методика, разработанная Ю.А. Самариным «Перенос кубиков»
Вторую группу представляют опросники, которые позволяют судить о свойствах темперамента по его практическим действиям и реакциям человека на… К третьей группе методик относятся разного рода тесты — опросники, проективные… Наконец, четвёртая группа включает в себя тесты, в основу которых положено то или иное теоретическое представление о…
Зачем нужны уроки психологии?
Психологические знания важны в любой области человеческой жизнедеятельности. Иногда люди не знают, как поступать в той или иной ситуации. Им на помощь придут уроки социальной психологии. Они пригодятся каждому, кто хочет добиться взаимопонимания с окружающими, понять причины происходящих событий, мотивы поведения других людей. Знания по психологии помогают разрешить собственные проблемы и стойко отражать любые неприятности, встречающиеся на жизненном пути. Психологическую науку можно изучать самостоятельно по книгам или с помощью рекомендаций специалистов.
Уроки по психологии заключают в себе знания из множества теоретических материалов. Они созданы опытными психологами, которые не только стремятся донести различные научные выводы до умов своих учеников, но и адаптируют их под практическое применение. В каждом уроке даются полезные советы и различные рекомендации.
Обучение начинается с изучения человека как личности. Прежде чем понять поведение людей, нужно исследовать причины, влияющие на их психику. Психологические знания можно применять на практике, благодаря специальным методам психологии. Зная все основы психологии нужно научиться воздействовать на окружающих и выстраивать с людьми дружеские отношения.
Почему уроки психологии от специалиста лучше самостоятельного чтения? Учебный курс специально рассчитан на людей, которые ничего не понимают в данной науке, но хотят быстро научиться разбираться в людях. Опытный психолог даёт возможность изучить теорию и тут же рассказывает, как полученные знания применить на практике. Без подобных подсказок можно годами изучать книги по психологии, но так и не знать, как повести себя в конфликтной ситуации.
Помимо книг и учебников, специалист на своих уроках использует психологические игры, упражнения. Они помогают людям закрепить выученный материал и лучше понять себя и окружающих. На уроках ученики могут принять участие в психологических экспериментах, изучить психологические эффекты, пройти тесты, посмотреть видеоматериалы.
Желающие изучить психологию могут обратиться за помощью к психологу-гипнологу Никите Валерьевичу Батурину, или пройти у него онлайн-обучение.
Методика «Наконечник» разработанная В.А. Горбачёвым.
Эксперимент «Перенос кубиков» проводится в форме игры. Смысл заключается в том, что испытуемые дошкольники получают небольшую лопатку, на которую один на другой ставятся кубики (3, 4, 5 и т.д. кубиков).
Ребёнок должен пронести эти кубики, держа лопатку в правой руке, от одного стола до другого на расстоянии 3 метра, затем он должен повернуться на 180° (продолжая держать лопатку в руке), принести кубики обратно, поставить лопатку с кубиками на стол, не уронив ни одного кубика.
Экспериментальная игра «Наконечник» имеет несколько вариантов. В первом — педагог в присутствии детей прячет в правой или левой руке наконечник от авторучки. Дети должны разжать кулак, чтобы найти его. После 30-45 секунд «сопротивления» воспитатель-экспериментатор расслабляет руку и дети овладевают наконечником.
Второй вариант — проводится для изучения подвижности нервной системы. Наконечника в руке экспериментатора нет. Пока дети обследуют кулак, он опускает наконечник в карман кого-то из ребят. Когда дети обнаруживают, что наконечника в руке воспитателя нет, можно предложить им угадать, у кого он. Владелец наконечника должен постараться не выдать себя, а дети по выражению лица и по поведению должны определить, у кого наконечник.
Экспериментальная игра «Наконечник» имеет несколько вариантов. В первом — педагог в присутствии детей прячет в правой или левой руке… Второй вариант — проводится для изучения подвижности нервной системы.…
Опросник Айзенка по определению темперамента
Опросник Русаловой , Стреляу.
Леонгард- Шмишек (у детей).
Наблюдение за детьми 1-3 лет Лаврентьевой и Титаренко.
Примеры похожих учебных работ
Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность.
… ним. Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность. Психика – совокупность психических процессов, … Компоненты: Темперамент, Характер, Способности, Мотивация Индивид — отдельно взятый человек, представитель …
Психика. Сознание и бессознательное
… и деятельности, типичный для данного человека (это качества личности, индивидуальности) Темперамент Характер Способности Социальные установки Потребности Мотивы Цели Ценности и др. Все эти основные формы проявления психики взаимодействуют …
Категории психологии. (образ, мотив, отражение, психика, сознание, деятельность, …
… его практическую деятельность; как высшая форма отражения действительности, использующая системы понятий, категорий. Психология изучает происхождение, структуру, функционирование и развитие сознания индивида. Сознание характеризуется: активностью; …
проблема человека и его психики
… сознание. Актуальность психологического исследования проблемы человека и его психики связана с тем, что человек является субъектом всего многообразия видов деятельности, … – 400 с. 15. Панферов, В. Н. Психология человека: учебное пособие [текст] / В. Н. …
Мышление, сознание определяются реальным бытием, жизнью людей и существуют только …
… индивидуальной психики – это анализ деятельности индивидов в данных общественных условиях и конкретных обстоятельствах, которые выпадают на долю каждого их них. 2. Теория сознания. Сознание неизменно выступало в психологии …
Психология памяти человека
И еще хотелось бы остановиться на таком объекте изучения психологии как память. Почему именно она?
Память – самая интригующая способность человека. Она делает личность личностью. Если откажет функционал любого из органа чувств, человек все равно останется самим собой. Но без памяти он утратит свое «Я».
Память – всеобъемлюща: любой психический процесс обязательно станет памятью.
Кто-то подсчитал, что человеческий мозг может хранить 1 млн гигабайт информации. Для сравнения, оперативная память компьютера 4-8 гигабайт, крохи по сравнению с мозгом.
Но как работает память – загадка, над которой ломают голову армии ученых. Распространена теория (и на ней построен психоанализ), что человек не забывает ничего, в его мозгу закодировано все его прошлое. И если найти код, то можно воскресить мельчайшие детали прошлого. Подтверждают эту теорию гипноз и феноменальные примеры абсолютной памяти – они есть.
Нейробиологи говорят, что процесс запоминания – это результат запечатления в десятках миллиардов клеток мозга человека. Но как именно работают связи в этой смеси молекул, ионов, белков и липидов? До разгадки этой тайны еще далеко. Основной парадокс в том, что каждая молекула тела в течение жизни несколько раз перерождается, связи между ними образуются и разрушаются миллионы раз, а память при этом сохраняется.
Какая от психологии памяти практическая польза? Память можно развивать.
Например, ты слышала о методе запоминания Цицерона, который еще называют системой римской комнаты? Это интересно. Известный римский политик был мастером ораторского искусства и выступал без записей. А запоминал он свою речь перед выступлением следующим образом. Ходил по дому и мысленно размещал основные тезисы в разных местах. Попробуй и ты расставлять мысли в определенном порядке, представляя какое-нибудь знакомое помещение и как бы обходя его по определенному маршруту.
Но это частность. Если обобщить, то самые популярные способы развития памяти – это:
- ассоциативные ряды,
- словесные игры,
- механическое заучивание наизусть,
- чтение вслух,
- логические задачи, решение уравнений и примеров в уме,
- некоторые компьютерные игры и онлайн-тренажеры.
Тренируй память! Она отражает прошлое, но служит будущему. То есть то, что было, закрепляется в памяти постольку, поскольку оно необходимо тому, что будет. Сложно? Но захватывающе!