Существует довольно расплывчатое представление о том, кто же такие маргиналы. Кто-то считает, что это люди, отделившиеся от общества по собственному желанию, а кто-то убеждён, что само общество оставило их за бортом социума. И всё-таки хотелось бы иметь более конкретное понимание об этом термине.
Каждый человек, начиная от самого рождения и на протяжении всей своей жизни взаимодействует с социумом. Сначала ребёнок начинает ходить в детский сад, за тем школа, где у него появляются его первые друзья. Дальше начинаются студенческие годы и прирост новых знакомых и друзей. Потом работа и так далее. У человека есть своя семья и его близкое окружение, друзья. Но выпав из этого привычного человеку социума, он автоматические становится маргиналом в той социальной среде, где он оказался. Но это совершенно не говорит о том, что этот человек «потерян» для общества или что он опустился на дно.
Кто такие маргиналы
Маргинал — это некий асоциальный объект, находящийся на грани социальной, политической, экономической или иных групп людей.
Считается, что первыми так стали называть рабов, получивших свободу от своих хозяев. Но так сложилось, что общество не смогло принять этих людей и тогда они стали объединяться в собственные сообщества, субкультуры и касты.
В 20-е годы ХХ века это слово широко использовалось для определения эмигрантов в Америке не сумевших перестроиться и социализироваться в другом обществе. То есть это человек, оставивший привычный уклад своей жизни, свою страну, прежнюю работу и семью для того, что бы полностью изменить свою жизнь (предположительно к лучшему), но в итоге в новой для него стране и обществе у него ничего не вышло. Их реадаптация к сложившемуся в Штатах социальному поведению, назвали маргинализацией.
Получается, что маргинал — это человек, который по своей воле или не воле оказался за чертой того привычного социума в котором он находится.Иными словами это «изгой».
Маргиналы живут в довольно стрессовой для себя ситуации, часто испытывая эмоциональное напряжение и повышенную чувствительность ко внешнему миру. Многие из маргиналов испытывают неопределённость и даже запутанность в самосознании из-за оторванности от социума и не понимания, как же себя идентифицировать. А кто-то при взаимодействии с другими людьми проявляет враждебные настроения.
Причины возникновения маргинальных слоёв
Третий тип поведения в период «культурного разрыва» ориентирован на конструктивное совладание с новым и неосвоенным, его можно условно назвать адаптивным. Такая ситуация дает им уникальную возможность внедрять культурные инновации и формировать будущие культурные нормы и образцы. Мобильность и быстрая адаптация являются характеристиками третьего, конструктивного типа реагирования на стрессовую культурную ситуацию. Маргиналы могут перейти в состояние консолидации с доминирующей культурой, могут изменить свой прежний статус и вновь обрести его. В настоящее время в российской ситуации существует множество групп «новых маргиналов»: люди первого традиционного типа, потерявшие социальную поддержку (безработные, мигранты, беженцы). Есть и другой вариант — группы, которые чувствуют себя маргиналами от доминирующей культуры, агрессивно-деструктивные и пытаются утвердить свою культуру или субкультуру (национальная культура, сексуальные меньшинства, рок-культура) как стабильную и с приоритетными ценностями и нормами. Это еще одна тенденция культурной маргинальности в современности.
Новаторские, игривые маргиналы рубежа 20-го и 21-го веков очень отличаются от маргиналов 1970-х и 1980-х годов, таких как диссиденты. Новая литература привлекла читателей утратой этических критериев как доминирующего качества художественного сознания. Этика в постмодернизме ситуативна, и человек ведет себя ситуативно. Для игривой, стилистически активной версии постмодернизма все предыдущие культуры и культурные стили являются лишь материалом для его «собственного языка». Эта тенденция, на наш взгляд, является, пожалуй, самой опасной, поскольку за разрушением духовных ценностей, которые были сакральны для российского менталитета, последовало разрушение социальных структур. Однако некоторые исследователи современного маргинализма о в России подходит к концу. Даже если признаки этого «нового периода» не очевидны или не проявляются, мы считаем, что он неизбежно должен наступить, потому что он находится в логике развития культуры, которая существует по своим законам, имеет свои механизмы и своих «культурных героев».
2.3 Взаимосвязь качественных характеристик населения и процессов социальной маргинализации современного общества: положительные и отрицательные черты
Возведение социальных барьеров и демаркаций, ограничивающих доступ к другой группе или ограничивающих группу самой собой, называется социальными оговорками. Многочисленные исследования показывают, что социальная мобильность происходит с особой интенсивностью в переходных обществах, которые быстро развиваются. Стабилизация социальной жизни приводит к снижению социальной мобильности. Чем выше социальный класс, тем сложнее в него проникнуть. Тенденция к социальной закрытости присуща всем обществам. Социальные движения индивидов имеют объективные показатели: занятие новой должности, увеличение дохода, приобретение имущества и т.д. Но изменение объективных показателей в жизни индивида не означает автоматического изменения его социального положения. Чтобы полностью изменить свой социальный статус, индивиды часто сталкиваются с проблемой вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также с сопутствующей проблемой взаимодействия и общения с представителями новой социальной среды. Чтобы преодолеть культурный барьер и барьер взаимодействия и общения, необходимо изменить прежний образ жизни, сформировать для себя новые модели типичного статусного поведения, изменить социальное окружение и т.д.
Кого можно отнести к маргинальным слоям населения
Маргинальный — означает нестандартный. Маргиналами так же иногда называют представителей сексуальных или национальных меньшинств.
И всё-таки все эти определения весьма расплывчаты и не дают никакой конкретики. Тогда как определить, относится человек к маргиналам или нет?
Получается, что маргинальный образ жизни может вести, как отдельный человек, так и целая группа людей. В случае с целой группой людей, возникает целая маргинальная среда внутри уже сформированного социума (такие, как религиозные секты, национальные диаспоры и этнические меньшинства).
Одним из ярких примеров маргиналом в нашей стране, являются эмигранты из средней Азии (бывших республик Советского Союза). Семьи, в которых мужчина вынужден работать, совершенствовать свои знания языка и взаимодействовать с новым социумом, дети этой семьи ходят в местные школы, где у них происходит социализация, взаимодействие с людьми другой культуры и изучение другого языка. А мать этой семьи, например, может даже не знать русского языка и никак не взаимодействовать с местным населением, но это никак не помешает ей жить в абсолютно другом, не привычном для неё социуме, гулять по улицам и совершать покупки в магазинах. Получается, что мать семьи уже оторвана от своего общества, но ещё не социализировалась в обществе новом.
От сюда мы можем сделать вывод, что человек может стать маргиналом как добровольно (ярким примером чему являются представители контркультур, ряд молодёжных субкультур или отдельные личности с отличающимся от общепринятого восприятия мира), так и в результате политических, экономических или иных обстоятельств, которые мы более подробно рассмотрим чуть ниже.
Понятие «Маргинальность»
Иная ситуация складывается, когда процесс реструктуризации в обществе затягивается, и маргинализация становится чрезмерно массовым и долгосрочным социальным явлением. В этом случае маргиналы приобретают черты социальной стабильности, они «висят» на разломах социальных структур. Обычно это происходит в результате политики искусственной маргинализации, то есть перевода сотен тысяч или даже миллионов людей в периферийное, дискриминационное или ограничительное положение. Таким образом, даже в дореволюционном обществе существовала целенаправленная политика исключения политических противников режима (революционеров), а также людей, подвергавшихся дискриминации и ограничениям по национальному или религиозному признаку. Однако в послереволюционном обществе искусственная маргинализация затронула целые категории и группы. Общество разделилось на противников и сторонников режима. Группы, которых раньше не существовало, были искусственно раскручены режимом. Таким образом, спецселенец не имел аналога в дореволюционном обществе, но существовал в сталинском обществе с 1930 по 1955 год, то есть четверть века. Никогда ранее не существовало такой силы, как Ополчение глубинки — дети «бесправных», достигшие призывного возраста и призванные не в регулярные части Красной Армии, а в Ополчение глубинки — аналог более позднего Строительного батальона. Группа существовала с 1930 по 1937 г. Таким образом, искусственное исключение в сталинском обществе приобрело огромные, катастрофические масштабы и стало органическим сопутствием репрессий и средством для политических и даже экономических решений (создание системы принудительного труда). К сожалению, тема «маргинальности и маргинальных групп» недостаточно разработана применительно к российской истории ХХ века. Прежде всего, необходимо выделить работы социологов, занимающихся проблемами теории и, в некоторой степени, истории маргиналов в первой половине двадцатого века. Наиболее полная и квалифицированная теория предмета, вместе с экскурсами в нашу историю, представлена в публикациях Е. Старикова. Ему принадлежит приоритет в постановке этой проблемы как исследовательской и наиболее важной для понимания изменений в социальной структуре российского общества в текущем столетии. Он также поднял вопрос о глубине и масштабах процессов рефеодализации послереволюционного общества. Так, Е. Стариков сформулировал гипотезу о том, что при разрушении традиционного общества, если новые структуры быстро не консолидируются, обломки традиционного общества будут переструктурированы раньше и вновь образованная социальная система будет на порядок ниже разрушенной, т.е. более архаичной. И это относится ко всем элементам структуры. Он также первым из российских социологов выдвинул гипотезу о восстановлении классовой модели общества в России после революций 1917 года, хотя и в новом, советском обличье. Аналогичным образом о возникновении и развитии номенклатуры как особой страты написаны работы М. Восленского. Восленский прямо утверждает, что номенклатура — это продукт деклассированного общества и что сама номенклатура, по сути, является маргинальной группой. Ряд российских исследователей (Н. Иванова, В. Шир омская и др.), анализируя социальную структуру начала века и послереволюционных лет, также приходят к выводу, что при описании картины структурных изменений и сдвигов невозможно понять суть изменений в социальной структуре без учета процессов маргинализации масс.
Маргиналы и люмпены
Многие считают понятие маргиналы и люмпены синонимами, но это ошибочное мнение.
Люмпен — это человек, осознанно ведущий асоциальный образ жизни, не стремящийся его улучшать. Это морально опустившиеся, деградировавшие и постоянно опускающиеся всё ниже и ниже люди. Этот человек отказывается работать и ведёт порочный образ жизни.
Люмпенами принято считать:
- Лица без определенного места жительства;
- Наркоманов;
- Алкоголики;
- Осознанных иждивенцев;
- Рабочий класс с доходом ниже прожиточного минимума;
- Преступники, как в местах лишения свободы, так и вернувшихся из заключения.
Все люмпены, как правило, лишены мотивации к действию. У них отсутствуют цели или желание изменить своё материальное положение или улучшить свой социальный статус. Обычно люмпены общаются только с себе подобными, не воспринимая других людей, что часто бывает взаимным.
В некоторых случаях маргиналы могут быть люмпенами. Но всё-таки маргиналы — это люди, которые не смогли вписаться в сформировавшийся социум, имеющие свою философию и ведущий нестандартный и, возможно, непонятный обществу образ жизни.
Люмпенам свойственно попрошайничество денег, что бы обеспечить себя алкоголем или хоть какой-то едой.
Но нужно понимать, что маргинальность не является синонимом таким словам, как «оборванец», «бродяга», «бомж», «алкоголик» или «наркоман». И к определению этих понятий больше подойдёт слово люмпены.
Когда синонимами маргинала могут быть «неформал», «фрик», «изгой», «нигилист» или «деклассированный элемент».
Из этого мы можем сделать вывод, что у маргиналов и люмпенов нет ничего общего.
Маргинальность и бедность
Карл Маркс, например, относил к маргинальной категории людей бродяг, нищих, опустившихся людей и бандитов. Но в современном обществе это определение не является верным. Более того, маргинальность человека далеко не всегда соседствует с бедностью.
Как мы уже выяснили ранее, маргиналом может стать и очень состоятельный человек, который отличается от большей массы населения или, к примеру, принявший решение уехать из большого города в деревню.
Есть так же такое понятие, как дауншифтер — это человек, принявший решение ограничить или максимально сократить какое-либо общение с людьми вне своей семьи. Это маргиналы, которых устраивает их нахождение в пограничном состоянии, в котором они, по их ощущениям, испытывают свободу. Обычно дауншифтеры связывают свою жизнь с искусством: пишут книги, картины, музыку. Их творчество всегда востребовано и пользуется спросом, так как автор обладает нестандартным видением мира и мощнейшей энергетикой.
Маргинал — это хорошо или плохо
Термин маргинал является социологическим, обозначавший лишь промежуточность между разными группами общества. Поэтому считать этот термин негативным будет не совсем верным.
За все времена существования человечества, были люди, отстранённые от общества. Из всеми известных можно выделить таких, как писатели Сахаров и Толстой или Степан Разин и Емельян Пугачеве. А самым ярким примером маргинальности, пожалуй, будет Иисус Христос (на половину Бог, на половину человека в христианской культуре). С момента своего рождения, начиная с нестандартного места появления на свет (в хлеву) и на протяжении всей своей жизни Иисус живёт как бы в своём мире и вовсе не пытается «влиться» в общество, в котором он оказался. Напротив, проповедуя, он словно способствует разрушению того общества в которое он пришёл. И при этом он стал известен и почитаем не только в Христианской культуре, но так же и в исламе (пророк Иса), а так же в светской культуре.
А Льву Толстому, например, по душе была жизнь в деревне и он отрицал большую часть привилегий дворянского сословия. Создавал на бумаге революционные издания. А несмотря на то, что Толстой так же толковал христианские понятия — православная церковь его изгнала.
Тем не менее далеко не всегда маргинальный человек готов смиряться со своим неопределенным статусом и прилагает максимум усилили для того, что бы стать частью нового общества. Кстати, по итогам наблюдений специалистов социологов было замечено, что именно в связи с этим фактором некоторые эмигранты или приезжие достигают больших высот в бизнесе и науке.
Но как и любую жизненную ситуацию, мы можем рассмотреть понятие «маргинал», как с положительной, так и с отрицательной стороны.
Из положительных можно выделить:
- Индивидуальность. Эти люди отличаются от социума и по своим внутренним понятиям и убеждениям идут вне стадного инстинкта. Часто такие люди становятся известными учеными или деятелями искусств.
- Не стандартный взгляд на привычные вещи так же помогает им в создании чего-то нового, например нового бизнеса, до идеи которого никто другой не додумывался.
- Маргиналы очень гибкие, что помогает им в достижении их целей им и легко переезжают в другой город или страну ради работы, например.
Из отрицательных, пожалуй:
- Часто маргиналу бывает трудно закрыть свои базовые потребности самостоятельно.
- Во многих случаях маргинальность возникает из-за неблагоприятных условий жизни, революций или воин в стране.
- У большинства в итоге появляется тяга к противозаконным мероприятиям, и тогда уже маргиналы становятся опасными для общества.
Понятие маргинальность. Маргинальные слои и группы населения
Маргинальность —социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами и статусами, что накладывает определённый отпечаток на его психику.
Маргинальная группа людей — группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.
[править]Индивидуальная и групповая маргинальность
Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом», разделяющим жизнь и традиции двух и более различных групп.
Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.
51. Теория социальной мобильности. Виды социальной мобильности. Миграция.
Социальная мобильность – изменение индивидами или группами своего положения, места, социального статуса в структуре общества. ввел П.А. Сорокин, который рассматривал социальную мобильность не просто как переход одной социальной группы в другую, а как любые изменения социального положения. социальная мобильность подразделяется на два типа: Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты в другую. В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем) и нисходящая мобильность (движение вниз). Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной страты в другую, расположенную на одном и том же уровне (из православной в католическую религиозную группу). Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном положении. Социальная мобильность измеряется показателями: — дистанция мобильности (количество ступеней или уровней, на которые удалось подняться или опустится социальным объектам); — объем мобильности (число объектов, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный период времени). Степень социальной мобильности является показателем уровня развития общества: чем выше этот уровень, тем больше социальных ступеней и позиций представляет общество социальным объектам для их перемещений. + след вопрос!!! Миграция рабочей силы — перемещение трудоспособного населения. Основными критериями классификации миграций являются: · направление миграций; · степень организации миграций; · временной признак; · причины миграции. По направлению миграционных потоков миграцию подразделяют на два вида: а) внешнюю; б) внутреннюю. Внешняя миграция — это выезд населения за границу (эмиграция) или въезд из-за границы в данное государство (иммиграция). Внутренняя миграция объединяет миграционные процессы внутри страны. С точки зрения административного деления, миграции подразделяются на внутриобластные, межобластные и межрайонные. В зависимости от назначения и статуса населенных пунктов различают потоки: село-город, село-село, город-город, город-село. По степени организации различают два вида миграций: организованную и неорганизованную. Основными видами организованной миграции являются: общественные призывы, сельскохозяйственные переселения, организованный набор рабочей силы, переводы по службе в другие районы, распределение выпускников ПТУ, техникумов и вузов. Неорганизованная, или индивидуальная, миграция — это территориальные перемещения населения, вызванные такими причинами, как стремление на новом месте улучшить свое материальное положение, создать семью, получить образование и т.д. Классифицируя миграционное движение по причинам, следует выделить экономические, социальные, культурные, политические, этнические (национальные), религиозные, расовые, военные, демографические (объединение семей, брачная миграция) и др. По времени перемещения все виды миграций населения подразделяются на: безвозвратную, навсегда, и временную миграцию. 52. Социальная мобильность и тип общества. Механизм социальной инфильтрации. Существуют два основных вида социальной мобильности — межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных ее типа — вертикальная и горизонтальная. Они в свою очередь распадаются на подвиды и подтипы , которые тесно связаны друг с другом. Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции или опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид в отличие от отца на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе такая мобильность называется социальной карьерой . Первый вид мобильности относится к долговременным, а второй — к кратковременным процессам. В первом случае социологов больше интересует межклассовая мобильность, а во втором -перемещение из сферы физического труда в сферу умственного. Механизм инфильтрации в вертикальной мобильности. Для того чтобы понять, как происходит процесс восхождения, важно изучить, каким образом отдельный индивид может преодолеть барьеры и границы между группами и подниматься вверх, т.е. повышать свой социальный, профессиональный, экономический и политический статус. Это стремление достичь более высокого статуса обусловлено мотивом достижения, который в той или иной степени имеется у каждого индивида и связано его потребностью добиваться успехов и избегать неудач в социальном аспекте. Актуализация этого мотива порождает в конечном счете силу, с которой индивид стремится к достижению высшей социальной позиция или к тому, чтобы удержаться на имеющейся и не скатиться вниз. Реализация силы достижения зависит от многих причин. Схема инфильтрации индивида в слой с более высоким статусом ситуации, складывающейся в обществе. Типология общества Маркс выделял 5 типов общества: первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое (или социалистическое). Согласно марксисткой традиции, тип общества определяется способом производства, т.е. тем как используются и контролируются экон. ресурсы. Классификация обществ может быть составлена и на основе господствующих в них религий (например, мусульманское общество) или языка (например, франкоязычное общество). Существует классификация по способу добывания средств к существованию: общество охотников и собирателей, садоводческое, аграрное и промышленное (Г. Ленски, Дж. Ленски). Теннис классифицирует общества на традиционное (подразумевавшее крестьянскую общину) и промышленное (индустриально-городское общество). 53. понятие социальных изменений. Виды социальных изменений Социальные изменения преобразования происходящие с течением времени в организации, структуре общества, образцах мышления, культуре и социальном поведении. Это переход социального объекта из одного состояния в другое, существенная трансформация социальных институтов, множественность и многообразие социальных форм. Виды: 1. по оценке изменений ( прогресс, регресс) 2. по времени ( красткосрочные, среднесрочные, долгосрочные) 3. по уровню (индивидуальные, групповые, общественные и т.д) Формы соц. Изменений 1. функциональные – носят адаптивный характер, помогая приспособится к изменениям природной и социальной среды и внутренним потребностям социальной системы. 2. социальная модернизация – прогрессивные социальные изменения в результате которых социальная система улучшает параметры своего фукционирования. 3. трансформация – преобразования в обществе в результате определенного социального изменения как целенапрвленных так и хаотичных 4. социальный кризис – переходное состояние социальной системы предполагающее радикальные изменения для решения возникших проблем. 54. социальные процессы. Понятие, виды Социальные процессы Социальный процесс — последовательная смена состояний, стадий развития социальных систем и явлений; совокупность последовательных действий для достижения какого либо результата. Классификация социальных процессов Направленные — необратимые социальные процессы, в которая каждая последующая стадия отличается от предыдущей и включает ее результат, а более ранняя стадия подготавливает условия для более поздней. Ненаправленные — изменения которые носят либо чисто случайный, хаотический характер, не опирающийся на какой-либо образец, либо подчиняются определенным повторяющимся или, по крайней мере, сходим моделям, причем каждая последующая стадия идентична или качественно напоминает предыдущие виды. Обратимые – процессы которые приводят систему к изменениям, но затем система возвращается к прежнему состоянию. НеобратимыеЛинейные – постепенное непрерывное восходящее или нисходящее изменения в системе Ступенчатые – постепенное наращивание количественного потенциала изменений, которые в определенный момент приводят к качественному скачку или прорыву Циклические – периодическое повторение определенных фаз развития системы Спиралевидные – восходящие или нисходящие циклические движения Культурные процессы Аккультурация — процессы взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры др. народа, обычно более развитого. Ассимиляция — это потеря одной частью социума (или целым этносом) своих отличительных черт и замена заимствованными у другой части (другого этноса). В целом, это этнокультурный сдвиг в самосознании определённой социальной группы, ранее представлявшей иную общность в плане языка, религии или культуры. Амальгамизация — биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Элементы социального процесса 1. субъкт 2. объект 3. социальная среда 4. результат 55. реформы и революции. Отличительные признаки Революция – резкие и глубокие изменения во всей общественной жизни в результате которых общество переходит из одного качественного состояния в другое; совокупность большого числа или комплекса реформ проводимых одновременно с целью изменить основы социального строя Признаки: 1. грубое насилие 2. гибель людей 3. массовые бедствия населения 4. беззаконие 5. беспорядки в обществе Реформа – изменения, не приводящие к массовому насилию, быстрой смене политических элит, быстрым и радикальным изменениям в социальной структуре и ценностных ориентациях. Реформы предполагают постепенное преобразование тех или иных социальных институтов или сфер жизнедеятельности. Кроме революционных экспериментов существуют и другие способы улучшения и реконструкции социальной организации. Таковыми принципиальными канонами являются: 1. Реформы не должны попирать человеческую природу и противоречить ее базовым инстинктам. Русский революционный эксперимент, как, впрочем, и многие другие революции дают нам примеры обратного. 2. Тщательное научное исследование конкретных социальных условий должно предшествовать любой практической реализации их реформирования. Большинство революционных реконструкций не следовало этому правилу. 3. Каждый реконструктивный эксперимент вначале следует тестировать на малом социальном масштабе. И лишь если он продемонстрирует позитивные результаты, масштабы реформ могут быть увеличены. Революция игнорирует этот канон. 4. Реформы должны проводиться в жизнь правовыми и конституционными средствами. Революции же презирают эти ограничения. |
К чему может привести статус маргинала
Никто и никогда не сможет сказать, как именно будет протекать адаптация человека в абсолютно новой для него социальной среде, так как это зависит от большого количества внешних и внутренних факторов. Но если рассмотреть самый неблагоприятный сценарий, то вероятнее всего возникновение конфликтной ситуации разнонаправленного характера:
* Внешняя — агрессивный настрой маргинала по отношению к нападкам социума; * Внутренний — маргинала разрывают противоречия из-за того, что он не может найти своё место в новом социуме.
Но при проявлении своей гибкости, умении и желании подстроиться под новый социум, у маргинала есть все шансы в кратчайшие сроки покинуть этот статус, став частью нового общества.
Маргиналы в социуме
Из-за того, что мировоззрение и образ жизни маргиналов очень сильно отличаются от большинства представителей других социальных групп, которые имеют традиционные культурно-ценностные ориентации, они представляют своего рода проблему для общества в целом, так как их социально-действенные проявления иногда порождают конфликтные ситуации.
Как правило, именно поэтому люди с маргинальным образом жизни не могут (или не желают) в полной мере соотносить себя с разными социальными группами и идентифицироваться как их члены. В результате этого большинство людей в обществе отвергают такого индивида, что приводит к ситуации социального отчуждения и одиночества. Представителям маргиналов жить, как правило, очень непросто.
Связано это с тем, что они или не в состоянии своими усилиями добиться высокого ранга в обществе, и тогда общество хотя бы частично компенсирует их бессилие (например, это может выражаться в денежных пособиях инвалидам, малаимущим, пенсионерам, безработным), либо в своем поведении игнорируют общепринятые нормы взаимодействия, что способно только усиливать отчуждение от общества.
В социологии термином «маргинал» обозначаются личности и группы, которые находятся на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций.
Типичным примером маргинальной личности может служить мигрант из села в город. Приехав на постоянное место жительства в город, он с трудом привыкает к новому для него ритму жизни, новым порядкам и правилам, стереотипам поведения. Он уже не сельский житель, так как постоянно живет в городе, но и еще не горожанин, так как еще не адаптировался к городской культурной среде, в его поступках постоянно просматриваются усвоенные ранее нормы образа жизни.
Поведение маргинала отличается сплошными крайностями: он может быть чрезмерно пассивным, или, наоборот, очень агрессивным, легко может преступать нравственные и правовые нормы и способен на совершенно непредсказуемые поступки.
Такой человек живет одновременно в двух мирах, не будучи адаптирован ни к одному из них. Сознание раздваивается, он легко теряет ориентиры, становится удобным объектом для политического манипулирования, легко впадает в агрессию или в социальную апатию.
Оторванный от своих социальных корней такой человек испытывает чувство постоянной неудовлетворенности, не без основания видя основную и главную причину в общественных переменах.
Маргинальные группы возникают при массовой миграции (беженцы) или в условиях «выталкивания» определенного числа населения за пределы социально значимых структур (потеря работы, жилища, лишение гражданских и политических прав и др.). Угроза, исходящая от этого слоя связана с тем, что представители его теряют свои функциональные (профессиональные, производственные и другие), а затем и многие другие связи с обществом, оказываются вне сети социального контроля.
Факторы маргинальности
Выделяют шесть основных типов маргинальной личности:
- Политическими маргиналами называются тех, кто вынужденные покинуть свою страну из-за непринятия новой политики в стране.
- Этническими маргиналами могут быть дети рождённые в смешенных браках. В наше время этот пункт постепенно теряет свою актуальность благодаря толерантности общества, но ещё несколько лет назад в той же Америке, дети, рождённые от белых эмигрантов или коренного населения африканских рабов — долгое время были изгоями в обществе.
- Религиозные маргиналы — это те, кто не смог определить себя ни к одной из пяти основных мировых религиозных конфессий. Если же человек создал какую-то свою «церковь», религиозное течение — он так же считается религиозным маргиналом.
- Социальными маргиналами обычно становятся люди, ставшие жертвами катаклизмов и природных катастроф, политических переворотов и воин, в результате чего теряют свой социальный статус и у них не получается адаптироваться в новых условиях, который им предлагает социум.
- Экономическими маргиналами обычно называют безработных и оказавшихся за чертой бедности людей. Это люди, способные работать и обеспечивать себя всем необходимым, но по собственному желанию или принудительно теряют свою работу и, соответственно, возможность обеспечивать себя. Вместо того, что бы исправить и наладить свою ситуацию, они садятся на социальные пособия и помощь посторонних людей (прошение милостыни).*Сверхбогатых людей так же в некоторых случаях считают маргиналами, аргументируя это их оторванностью от общества.
- Биологические маргиналы — это люди с ограниченными возможностями по состоянию здоровья. К этому типу относят инвалидов, людей пожилого возраста, людей с синдромом Дауна, ВИЧ инфицированных и так далее.
- Финансовый фактор маргинальности может быть связан с потерей работы, проблемами с поиском новой работы или утраты имущества, денег или вынужденной траты больших денежных средств на лечение. Социологи отмечают прирост экономических маргиналов в периоды экономических кризисов.
Причины и виды маргинальности
Маргиналы – личности, у которых восприятие мира, принципы мышления, образ жизни и жизненные ценности кардинально отличны от норм, принятых в конкретном обществе. Наглядным примером маргиналов являются молодежные субкультуры.
Маргинал это человек, который не видит смысла в подчинении общим правилам и нормам.
Нестандартный взгляд на жизнь, странная, в общепринятом понятии, внешность, специфические интересы приводят к тому, что маргиналы изгоняются из общества, становясь изгоями. Став изгоем сначала маргиналы начинают вести своего рода «войну», с отвергшим их обществом. Она может проявляться в эпатажном стиле одежды, выставление на показ нетрадиционной ориентации, неповиновение законам, вызывающем поведении.
Крайней степенью показа изгоем обществу, что он не хуже, становятся преступления.
Современные социальные науки разделяют маргиналов на категории. В качестве критерия принято использовать причину возникновения статуса отчужденности.
Таким образом, выделяют следующие виды маргиналов:
- Этнические маргиналы
Причиной, как правило, становится миграция. Особенно остро дезадаптация к новой среде проявляется в ситуации вынужденного переселения у беженцев. Языковой барьер, внешние и культурные различия препятствуют интеграции индивидуума на новой территории.Наглядный пример этнических маргиналов — беженцы. Оказавшись в чужой стране люди, не могут приспособиться к ее законам, порядкам, вероисповеданию, менталитету.
Особенностью данного типа маргиналов является то, что отстраненность их от общего строя и уклада жизни, чаще всего, провоцируют коренные жители страны, отказываясь воспринимать беженцев равными себе.
- Экономические маргиналы
К данному типу можно отнести людей либо с очень большим, либо с очень маленьким доходом.В первом случае, человек считает себя намного лучше всех тех, у кого денег меньше. Во втором – человек, наоборот, считает себя намного хуже других, так как не может зарабатывать столько, сколько получают остальные.
Основной характеристикой и первого и второго случая является показное негативное отношение к окружающим, импульсивность, постоянные попытки наглядно показать, что они лучше остального общества.
К статусу экономического маргинала приводит потеря источников дохода, собственности; невозможность восстановить их. Пик роста подобной категории граждан приходится на финансовые кризисы.
- Политические маргиналы
Данный тип маргиналов характеризуется открытым активным противостоянием существующей в стране власти. У людей данного типа отсутствует гражданская ответственность, они нетерпимо относятся к любой правящей партии.В случае прихода к власти группы, которую поддерживал человек, он начинает противопоставлять себя и ей. Они не признают законов страны и, периодически, для самовыражения, нарушают их.
Крах режима государства, смена правящих партий, обесценивание и потеря доверия политическими лидерами, все это приводит к нарушению причастности личности к устоявшейся группе. Человек «зависает» между двумя мирами.
- Социальные маргиналы
К данной группе можно отнести личностей, у которых резко изменилось социальное положение в лучшую или худшую сторону, либо которые эмоционально разочаровались во всех людях.В обоих случаях человек становится замкнутым, самостоятельно отрешается от общества, эмоционален, с вызывающим поведением. Маргиналы данной группы воспринимают общество как ресурс для достижения определенной цели.
В силу различных жизненных обстоятельств может происходить переход из одной социальной группы в другую как в восходящем, так и в нисходящем направлении. Например, удачный брак или наоборот, потеря успешного партнера. Другие привычки, ценности, образ жизни становятся причиной дистанции с новым окружением.
- Биологические маргиналы
К данному типу маргиналов можно отнести трансгендеров, инвалидов, людей с психическими отклонениями.Биологические маргиналы не могут существовать в обществе на равных правах со всеми только по причине отторжения их обществом.
Среди большинства населения, существует ошибочное мнение, что маргиналы находятся на социальном дне общества. В действительности же среди них много преуспевающих и успешных людей, которые во внерабочее время живут той жизнью, которая им больше всего нравится.
Приобретение статуса маргинала может стать как сознательным выбором самого человека, так и иметь вынужденный характер. Несмотря на разные источники появления, существуют общие закономерности в чертах личности и моделях поведения маргиналов, реакциях со стороны общества.
Отношение общества
Период «маргинальности» человека может быть временным явлением. Это напрямую зависит от благоприятных событий и обстоятельств в его жизни. Например, приехав в страну с абсолютно другой культурой, языком и национально-расовыми признаками, на первое время вы будите для этого общества маргиналом, если у вас будут проблемы с языком и адаптацией в новой культуре.
Но стоит адаптироваться в новом обществе, избавиться от языкового барьера и устроиться на работу, как вы тут же перестаёте быть для этого общества маргиналом, даже если при этом вы являетесь представителем другой культуры и религиозной конфессии.
Исключением обычно становятся люди, ставшие маргиналами вынужденно, то есть беженцы или те, кто осознанно выбрали такой образ жизни для себя (к этим категориям можно отнести радикалов, экстремистов, революционеров и бродяг).
Получается, маргиналом может стать любой, кто выбрал свои жизненные ценности и убеждения.
Как маргиналы влияют на общество
Кстати, многие учёные из сферы социологии и психологии отмечают, что маргиналы привносят отдельный вклад в рост культуры, подкидывая обществу новые взгляды на привычные вещи, идеи и задавая новые тенденции.
Разновидности маргинальности
Для индивидуальной маргинальности характерно частичное вхождение индивида в группу, не принимающую его полностью и отчуждением от группы происхождения, отторгающей его как отступника. Индивид при этом оказывается «культурным гибридом», включенным в жизнь и традиции двух (или нескольких) групп.
Групповая маргинальность возникает вследствие изменений в социальной структуре общества, создания новых функциональных групп в политике и экономике, которые вытесняют старые группы и дестабилизируют их социальное положение.
Современная социология маргинальности включает три раздела:
- Структурная маргинальность. Социально-экономические исследование эксклюзии, безработицы, изучение негативной коннотации маргинальности, «продвинутой городской бедноты», когда маргиналы больших мегаполисов рассматриваются как результат продвинутости, диверсификации города.
- Культурная маргинальность. Междисциплинарная область изучения культурной маргинальности, включающая антропологию, психологию, исследующая вопросы происхождения ксенофобии, национализма, рассматривающая космополитизм как форму социально-культурного общения.
- Социология идентичности. Исследуются противоречивые личности. Когда границы идентичности подвижны, используют понятия «амбивалентная идентичность», «неоднозначный», «лабильная идентичность».
Основной социальный фактор, образующий маргинальный слой – граница в движении.
Маргинал может выступать как существо более цивилизованное, предрасположенное и восприимчивое к изменениям, ко всему новому. Или как консерватор, защищающий прежние, бывшие границы от которых зависит его идентичность. Он не желает включаться в новые границы, идентифицировать себя с новыми образованиями.
Выделяют различные группы маргинальности:
- этномаргинальность – группы лиц, объединенные в результате миграций или выросшие вследствие смешанных браков, принадлежность к национальному меньшинству;
- социомаргинальность – группы, находящиеся в процессе незавершенного социального перемещения, потеря общественного престижа, стигматизация, деклассирование маргинальных групп;
- политическая маргинальность – объединяет группы, противостоящие легитимным правилам общественно-политической жизни и легальным возможностям, лишение права выбора, уход от участия в политической деятельности, от доступа к политическому влиянию;
- экономическая маргинальность – отстранение от деятельности и потребления, включает безработных и «новых бедных»;
- биомаргинальность – включает группы людей и отдельные индивиды, чье здоровье безразлично обществу (инвалиды, тяжело больные, старики);
- возрастная маргинальность – объединяет группы, образующиеся при разрыве связей между поколениями;
- религиозная маргинальность – группы, находящиеся вне конфессий;
- криминальная маргинальность – включает преступные элементы.
Признаки маргинальной личности
- Полный разрыв связей, которые были у человека до рокового события — это могут быть духовные, материальные или социальные;
- Кочевнический образ жизни, отсутствие привязанности к чему-либо, отсутствие постоянного места жительства;
- Потеря связи с близкими, друзьями, родственниками;
- Частая смена места жительства;
- Агрессивный настрой по отношению к окружающему его миру;
- Физическая слабость и болезни из-за их образа жизни.
- Формирование и наличие собственных ценностей и правил, отличающихся от общепринятых социумом;
- В некоторых случаях проблемы с психикой или появление отклонений, что не мудрено при затянувшемся маргинальном образе жизни (постоянно находясь в сложном, стрессовом и неблагоприятном жизненном положении), поведение в стиле «не от мира сего»;
- Пренебрежение моральными установками;
- Двойные стандарты для себя и окружающих людей.
Важно понимать, что маргинальный образ жизни подразумевает неопределённость (которую маргиналы путают со свободой), неуверенность в завтрашнем дне в связи с чем вызвано напряжение и постоянный стресс.
Понятие классовой маргинальности
Понятие маргинальности служит для обозначения пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к каким либо социальным общностям (национальным, классовым, культурным). Маргинал, просто говоря, «промежуточный» человек. Классическая, так сказать, эталонная фигура маргинала человек, пришедший из села в город в поисках работы: уже не крестьянин, еще не рабочий; нормы деревенской субкультуры уже подорваны, городская субкультура еще не усвоена. Главный признак маргинализации разрыв социальных связей, причем в «классическом» случае последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи. При включении маргинала в новую социальную общность эти связи в той же последовательности и устанавливаются, причем установление социальных и духовных связей как, правило, сильно отстает от установления связей экономических. Тот же самый мигрант, став рабочим и приспособившись к новым условиям, еще длительное время не может слиться с новой средой.
Основу классической концепции маргинальности заложило изучение особенностей личности, находящейся на границе различных культур. Исследования проводились Чикагской социологической школой. В 1928 г. ее глава Р. Парк впервые употребил понятие «маргинальный человек». В. Парк связывал концепцию маргинального человека не с личностным типом, а с социальным процессом. Маргинальность выступает результатом интенсивных процессов социальной мобильности. При этом переход из одной социальной позиции в другую представляется индивиду как кризис. Отсюда ассоциация маргинальности с состоянием «промежуточности», «окрайности», «пограничности». Р. Парк отмечал, что период перехода и кризиса в жизни большинства людей сравним с теми, которые переживает иммигрант, когда он покидает родину, чтобы искать счастье в чужой стране. Правда, в отличие от миграционных переживаний маргинальных кризис является хроническим и непрерывным, в результате он имеет тенденцию превращаться в тип личности.
Сегодня одно из основных направлений исследования маргинального положения личности или группы – неопределенность самоиндефикации личности при попытке самоотнесения к общепринятым социальным группам. Именно в этом направлении проведено исследование З.Т. Голенковой, Е.Д. Игитханян и И.В. Казаринова на промышленных предприятиях. Среди работающих выделены слои маргиналов и определен их удельный вес.
Причинами возникновения маргинальных групп, по мнению российских социологов, являются: переход общества от одной социально-экономической системы к другой, неуправляемые перемещения больших масс людей в связи с разрушением устойчивой социальной структуры, ухудшение материального уровня жизни населения, девальвация традиционных норм и ценностей
Источником пополнения рядов новых маргиналов, для которых характерны высокая образованность, развитые потребности, большие социальные ожидания и политическая активность, выступает нисходящее социальное перемещение групп, еще не отторгнутых от общества, но постепенно теряющих прежние социальные позиции, статус, престиж и условия жизни. Среди них социальные группы, потерявшие прежний социальный статус и не сумевшие приобрести адекватный новый
Изучая новых маргиналов, И.П. Попова определила их социальную топологию, т.е. выделила зона маргинальности – те сферы общества, отрасли народного хозяйства, сегменты рынка труда, а также социальные группы, где наблюдается максимально высокий уровень социально-профессиональной маргинальности:
— легкая и пищевая промышленность, машиностроение;
— бюджетные организации науки, культуры, образования; предприятия ВПК; армия;
— малое предпринимательство;
— трудоизбыточные и депрессивные регионы;
— люди среднего и пожилого возраста; выпускники школ, вузов; неполные и многодетные семьи.
Состав новых маргинальных групп весьма разнороден. В нем можно выделить по крайней мере три категории. Первую и самую многочисленную составляют так называемые «постспециалисты» — лица с высоким уровнем образования, чаще всего инженеры, получившие подготовку в советских вузах, а затем прошедших практику на советских предприятиях. Их знания в новых рыночных условиях оказались невостребованными, во многом устаревшими. К ним относятся работники неперспективных отраслей промышленности.
Вторая группа новых маргиналов названа «новыми агентами». К ним относятся представители малого бизнеса и самозанятое население. Предприниматели как агенты формирующихся рыночных отношений находятся в пограничной ситуации между легальным и нелегальным бизнесом.
К третьей группе относятся «мигранты» — беженцы и вынужденные переселенцы из других регионов России и из стран «ближнего зарубежья».
При сравнительном измерении степени маргинальности в социально-профессиональных перемещениях социологи выделяют две группы показателей: объективные –вынужденность внешними обстоятельствами, продолжительность, неизменность ситуации, ее «фатальность»; субъективные –возможности и мера адаптированности, самооценка вынужденности или добровольности, социальной дистанции в изменении социального положения, повышения или понижения своего социально-профессионального статуса, преобладания пессимизма или оптимизма или оптимизма в оценке перспектив.
У маргинальности конструктивные или деструктивные последствия, например суицид и повышение творческой активности.