Советы психолога для людей с завышенной самооценкой

Уверенность в себе — важное условие на пути к счастливой жизни. Такой человек не боится брать ответственность на себя, рискует и часто достигает невероятных результатов, тогда как другие отсиживаются на скамейке запасных. В личной жизни люди, знающие себе цену, тоже успешнее: примеров, когда вполне себе заурядные девушки находят семейное счастье с обеспеченными красавцами, предостаточно. Внутренняя гармония видна на расстоянии, и с ее обладателем общаться проще и приятнее. Как же обрести баланс, осознать собственную уникальность и начать жить по‑новому? Правильный ответ: работать над самооценкой. Стать лучшей версией себя помогут советы психолога Анны Добрук.

Симптомы низкой самооценки

Как правило, людей, неуверенных в себе, легко распознать по внешним признакам. Обычно у них проявляются следующие качества.

  • Постоянная нерешительность, которая связана с боязнью допустить ошибку.
  • Страстное желание угождать, чтобы влиться в коллектив и ощущать принадлежность к группе.
  • В то же время проявляется враждебность по отношению к окружающим и зависть к чужим успехам.
  • Патологическая ревность. Причем деструктивные чувства могут возникать не только по отношению к партнеру, но и к друзьям.

Также низкую самооценку выдает манера речи. Как это проявляется?

  • В разговоре могут проскальзывать нотки негативного мировоззрения и пессимизма.
  • Чрезмерная самокритика. Человек постоянно упоминает о своих недостатках и о том, что не удовлетворен собой.
  • Люди с заниженной самооценкой в разговоре занимают оборонительную позицию и всегда ищут оправдания своим действиям даже без явных причин. Обычно это выглядит как оправдание перед самим собой.
  • Прослеживается зависимость от мнения окружающих и негативное отношение к критике в свой адрес. Причем даже любая фраза собеседника может интерпретироваться как претензия или оскорбление.

Отвержение в детстве

Противоположность родительской гиперопеки – наплевательское отношение к ребенку. Сравнение ребенка с другими детьми, причем не в его пользу, постоянные упреки, придирки родителей формируют у него низкую самооценку.

Замкнутого, неуверенного ребенка в коллективе сверстники зачастую унижают, обижают физически, издеваются над его чувствами, что усугубляет его положение. Все эти факторы снижают детскую самооценку.

Из детей с низкой самооценкой вырастают «трудные» подростки. Защитная реакция некоторых из них – открытая агрессия, направленная на одноклассников, учителей, родителей. Она выражается в словесных оскорблениях, неподчинении, неуважительном отношении, в крайних случаях, в физическом насилии. Это отличная мотивация для занятий по корректировке самооценки ребенка еще в раннем детстве.

Как поднять самооценку ребенку, подробно объяснит психолог – для этого разработаны специальные методы. Главное, чтобы маленький человечек поверил в безусловную любовь мамы и папы, в свои силы и способности.

Роль самооценки в нашей жизни

Самооценка отображает ваше представление о собственных достоинствах и недостатках, играет ведущую роль в отношениях с окружающими. У уверенного в себе человека круг общения всегда шире, так как он излучает особую положительную энергетику. Таким людям легче преодолевать жизненные трудности и достигать поставленных целей.

Отношения в семье, на работе, в обществе напрямую зависят от вашего ощущения себя. Идя на поводу и своей боязни, нерешительности и неуверенности, вы программируете себя на неудачи. Заведомо лишаете себя побед, перспектив и достижений.

  • Правильная самооценка дает человеку возможность принимать решения, опираясь на собственные убеждения и желания. Не зависеть от мнения окружающих. Быть уверенным в собственном выборе. Не останавливаться на достигнутом и стремиться к успеху.
  • Общество оказывает большое влияние на самооценку каждого человека. Воспитание в семье, общение со сверстниками, друзьями и коллегами либо понижает, либо повышает наше мнение о себе.
  • Реальная самооценка должна выстраиваться на собственных способностях и умениях. Нужно уметь принимать свои недостатки и приумножать достоинства.


Самооценка должна быть реальной

  • Раскрывайте обществу свои лучшие стороны, получайте похвалу за достигнутые успехи. Любой нормальный человек стремится выбирать друзей и собеседников среди самодостаточных людей.
  • Недооценивание своих возможностей мешает людям полноценно жить. Завышенные амбиции часто приводят к множественным ошибкам. В обоих случаях человек отказывается воспринимать свое настоящее «я».
  • Заниженная самооценка может стремительно переходить в завышенную и наоборот.

В современном обществе заниженная самооценка стала часто встречающейся проблемой. Рассмотрим несколько эффективных рекомендаций, соблюдение которых поможет пересмотреть отношение к себе и улучшить качество жизни.

Воспитание (пример родителей)

Дети с рождения чутко реагируют на эмоциональное состояние родителей. Если мама расстроена, плачет, то ей долго не удастся усыпить на руках свою трехмесячную дочь – та тоже будет плакать.

Взрослые воспитывают малышей, защищая их от всевозможных опасностей. Они не дают ребенку свободы, личного пространства, чрезмерно опекают их. Это нагнетает обстановку в доме, развивает страх ребенка перед окружающим миром.

«Не бери – уколешься!», «Не ходи – упадешь!», «Не пей – обожжешься!» и так далее до бесконечности. Ребенок чувствует свою беспомощность, никчемность, неумелость. Он понимает, что полностью зависим от мамы и папы. Его самостоятельность блокируется родителями еще в зародыше. В раннем возрасте нарушается восприятие ребенком своих возможностей, умаление его способностей.

Заниженная самооценка родителей – негативный пример для ребенка. Если он видит, что мама позволяет оскорблять себя или папа не может заступиться за него перед дворовой шпаной, он со временем поймет, что родители не уважали себя. Позже он спроецирует их поведение на свою жизнь. Но уже в детстве появляются первые тревожные звоночки пониженной самооценки у детей.

Выявить признаки комплекса неполноценности у ребенка помогут тесты на самооценку. Выполнение несложных заданий не вызовет трудностей у малыша. Диагностика позволит исправить самооценку в раннем возрасте.

Психология завышенной самооценки: признаки, последствия

Самооценка — это мера восприятия человеком собственных личностных качеств, сил и возможностей, внешних и внутренних данных. От самооценки напрямую зависит эффективность его существования в современном обществе, психология человека, его реализация в материальном плане, взаимодействие с другими людьми. Что же может случиться, если само восприятие создает картинку для подсознания намного лучше, чем она есть в реальной жизни? Психология поведает, чем это чревато.

Искаженное восприятие собственных возможностей может сделать человека грубым, высокомерным, надменным. Неспособность определить собственный потенциал приводит к краху в начинаниях, неудачам и разочарованиям. Результатом трудов человека с завышенной самооценкой часто становится отсутствие общественного признания, и как результат, депрессивное состояние.

Для того чтобы разобраться в последствиях и масштабах проблематичности завышенной самооценки человека, нужно понять причины ее появления.

Причинами таких нарушений психологии могут послужить детские страхи и психологические травмы, комплекс неполноценности, частое потакание родителей всем желаниям ребенка, излишняя опека, социальные условия, в которых отсутствует чувство здоровой конкуренции (например, если вы одна девушка в коллективе среди мужчин), широкая популярность.

Завышенная самооценка, в народе именуемая как нарциссизм, выступает чрезмерной самоуверенностью, психология человека не дает ему признавать вероятности правоты оппонента, заведомо пустым стремлением достичь недостижимой вершины, человек не признает критики, не терпит высказываний, не совпадающих с его точкой зрения. Такие люди редко принимают помощь извне, ошибки и неудачи человек старается скрыть от постороннего глаза, принимает поражения с отчаянной болезненностью.

Неудачи в бизнесе

Владелец бизнеса, с целью анализа причин снижения прибыльности, может провести самооценку работы организации.

Самооценка деятельности предприятия – это всестороннее оценивание, результатом которого является мнение о результативности и эффективности его работы. Самооценка деятельности инициируется руководством компании.

Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.

Модели самооценки предприятия дифференцируют в зависимости от сферы распространения и целей проведения.

Классификация моделей самооценки:

  • международные;
  • национальные;
  • региональные;
  • отраслевые;
  • организационные.

В зависимости от целей проведения, различают конкурсные и диагностические модели самооценки.

Коэффициент адекватности менеджмента свидетельствует об уровне управления на данном предприятии. Получив отчет о проведенном анализе, бизнесмен может прийти к выводу о нецелесообразности дальнейшей работы.

Постоянные неудачи в работе, срыв подписания договоров, кадровый голод могут привести бизнесмена к мысли о его несостоятельности, как руководителя. Крах деятельности предприятия негативно сказывается на руководителе компании, его работоспособность резко падает. Финансовые проблемы усугубляют ситуацию. Как результат – снижение самооценки бизнесмена.

Признаки низкой самооценки

Низкое самовосприятие имеет вполне конкретные симптомы:

  • постоянная самокритика;
  • неудовлетворенность собой;
  • излишняя чувствительность к мнению и критике других людей;
  • чувство тревожности, страх принять неправильное решение;
  • зависть к успехам других людей;
  • оправдание собственных поступков;
  • пессимизм и отрицательное отношение к окружающему миру.

Если вы чувствуете, что ваши постоянные жизненные спутники – проблемы и неудачи, если вам кажется, что принимаемые решения неправильные, углубитесь в изучение темы – как поверить в себя и повысить самооценку. В противном случае возможны эмоциональные расстройства и депрессия.

Одиночество

Каждый четвертый человек на Земле чувствует себя одиноким большую часть своей жизни. Чувство одиночества вызывают разные ситуации: у одного человека нет друзей или супруга; у другого умер любимый щенок. Третий ощущает себя покинутым с приближением старости. Некоторые люди без телефонных звонков или сообщений уже испытывают одиночество.

Пониженная самооценка и одиночество взаимосвязаны. Не уверенный в своих силах человек считает себя неполноценным, некрасивым, неэрудированным, а потому ограничивает круг общения до минимума. Постоянные спутники одиночества – пессимизм и беспомощность.

«Одинокими мы делаем себя сами» (Морис Бланшо)

Потребность в общении относится к основным потребностям человека, наряду с пищей, водой, сном или движением. Низкая самооценка возводит непреодолимые барьеры для формирования нормальных взаимоотношений, подвергая носителя такой оценки риску одиночества.

Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья.

По результатам социологических опросов, для 75% респондентов неимение социальных связей означает личную трагедию для индивида. По мнению девяти из десяти опрошенных, обособленно проживающие люди – это равнодушные, недоброжелательные личности, обладающие непривлекательной внешностью.

В обществе недостаток дружеских или семейных связей воспринимается как социальная неудача, которая влияет на самооценивание людей. Недостаток социальных возможностей одинокого человека не дает ему установить и сохранить контакты с подходящим партнером. Это занижает самооценку.

Завышенная самооценка

Недавно на бензозаправке наблюдал такую картину. Подъехала новенькая, тонированная Ауди. Из нее вылез паренек лет восемнадцати. Очень такой модный, в солнцезащитных очках. И начал с барским видом давать указания сотрудникам заправки. Что им нужно делать, где нужно протереть. После того, как его заправили. Он небрежным жестом кинул девушке, которая его обслуживала пятьдесят рублей на чай и укатил.

По парню было видно, что его просто распирает от чувства собственной значимости, которую он стремится показать всегда и везде. И со стороны создается впечатление уверенного, крутого парня. Про таких говорят, «поймал звездную болезнь» или говорят, что у человека завышенная самооценка. Он действительно производит впечатление сверхуверенного человека, который очень высокого мнения о себе.

Но это только впечатление. В реальности, я считаю, что нет людей с завышенной самооценкой. На мой взгляд, это вариант нестабильной самооценки. Просто человек, создавая свою внутреннюю классификацию людей, несколько неправильно определил свое место.

Очень часто завышенная самооценка бывает у молодых людей, которые проецируют на себя успехи родителей. То есть деньги, связи, социальный статус родителей, это мой статус. Так как человек считает успехи родителей своими успехами, то он и находит семе место в классификации, на одном уровне с родителями. Соответственно он и ведет себя так, как будто он достиг таких высот. В тоже время остальные люди видят картину более объективно. И ставят его ниже, чем он сам себя оценивает.

Поэтому возникает определенный дисбаланс, между тем как человек оценивает сам себя, и тем как его оценивают окружающие. И у окружающих возникает впечатление, что человек оценивает себя неадекватно высоко. Поэтому и появилось выражение завышенная самооценка. Хотя далеко не все люди это понимают. Обычно возле человека с завышенной самооценкой, всегда крутятся люди, которым льстит такое крутое знакомство.

Будучи на ролях фактически шестерок, они с помощью этой связи компенсируют свою неуверенность. Ну и звезде хорошо, всегда есть кто-то, кто тобой восторгается, кем можно управлять и почувствовать себя еще более значимым.

Происходят мелкоамплитудные колебания, выше уровня реальности. Пики уверенности с фантазиями могут быть, а могут и не быть. Некоторые люди с завышенной самооценкой настолько вне себя от себя, что у них даже нет фантазий. А зачем фантазии, если я уже живу как в сказке.

А вот пики неуверенности для них нехарактерны. Потому что, столкнувшись с неудачей, они начинают искать причины неудач. И обычно находят их либо в других людях, либо во внешних обстоятельствах. И такое объяснение помогает сохранять самооценку. На графике есть один зубец падения самооценки. Такое может случиться, если человек столкнулся с серьезной проблемой и потерпел неудачу, либо получил осуждение от кого-то из того небольшого количества людей, которых он ставит выше себя.

Но эта яма в самооценке, как правило, не продолжительная. Человек снова быстро уносится вверх. Так как мы определились, что завышенная самооценка это вариант самооценки нестабильной, то и поведение по отношению к другим людям будет такое же, как мы описывали выше. Только оно может быть в еще более утрированной форме. Если в жизни случается ситуация, при которой происходит изменение своего места в классификации, то в результате происходит изменение графика самооценки.

Часто самооценка становится типичной для человека с нестабильной самооценкой. То есть появляются пики неуверенности, сопровождающие склонностями к депрессии. Во время которых человек может злоупотреблять спиртным.

Крайняя мера[править]

Победный конец.

  • Увольтесь с работы. И немедленно, никаких предупреждений за 2 месяца. В графе «Причина» напишите: «потому что я тут всех ненавижу».
  • Подайте на развод.
  • Внесите всех знакомых в чёрный список. На письма и звонки отвечайте: «Вы мне все надоели! Прощайте!»
  • Перестаньте кормить попугая.
  • Продайте личные вещи и напейтесь.
  • Гуляйте пьяный в ночи под окнами у соседей и кричите им всё, что Вы думаете об этом хреновом мире.
  • Милиционерам тоже выскажите всё это.
  • И сокамерникам.

Ну вот. Теперь всё ясно. Вы никто. Вы хуже, чем никто. Вы ничто. Жизнь Ваша полностью лишена смысла. Вы пьёте по-чёрному. Вы 15 суток отсидели. Ваша жена ушла от Вас. Друзья бросили. В интернете забанили. Ваш попугай с Вами не разговаривает. Вам ничего не осталось, как захватить мир или покончить с собой.

Как бороться с завышенной самооценкой

Чтобы избавиться от завышенной самооценки, необходимо поделать колоссальную работа над собой, иметь твердое желание измениться в лучшую сторону. В этом может помочь профессиональный психолог.

Однако есть несложные методы самопомощи:

Научиться учитывать

Во время беседы нужно выслушивать собеседника и уважать его точку зрения. Спокойное относиться к критике, делать выводы. Если что-то происходит не так, как хотелось, брать ответственность на себя, а не обвинять кого-то другого в неудаче. Важно научиться определять истинное отношение человека, отличать искреннюю похвалу от лести. Прежде чем приступать к рискованному проекту, необходимо оценить все возможные варианты завершения начатого дела. Не стоит начинать что-то новое, если нет уверенности в успешной реализации задуманного. После успешного воплощения в жизнь начатого дела нужно провести анализ и подумать, как можно было добиться еще лучших результатов. Чтобы совершенствоваться, нужно относиться к самому себе с определенной долей самокритики

Без этого невозможно понизить самооценку и сделать ее адекватной.

Завышенная самооценка у детей

Адекватная самооценка начинает формироваться еще в раннем детском возрасте, если в этот период родители чересчур часто хвалят ребенка за все, что он делает, не перестают восхищаться им.

Подобное отношение приводит к тому, что малышу тяжело найти общий язык со сверстниками, пройти этап социализации в обществе.

Когда он попадает в коллектив (детский сад, школа), то ему трудно смириться с тем, что «он один из всех», а не «самый лучший». Такие дети конфликтны, эмоциональны. Подобная ситуация может стать причиной психологической травмы и развития заниженной самооценки.

Хвалить детей можно и нужно, однако важно делать это правильно. Нельзя ребенка хвалить в следующих случаях:

Нельзя ребенка хвалить в следующих случаях:

  • за его внешние данные: это то, что дано природой, а не сотворено ребенком;
  • если малыш достиг чего-то, не прикладывая своего труда;
  • за игрушки, книги, одежду – ему их купили или подарили, его заслуг в этом нет.

Завышенная самооценка у подростков

Причина подростковой завышенной самооценки в том, что ребенок хочет показаться лучше, чем он есть, добиться признания знакомых и друзей.

Еще одной основой формирования неправильной оценки является нарциссизм, безнаказанность, когда родители продолжают потакать уже взрослому ребенку, преувеличивают масштаб его достижений.

Для формирования здоровой самооценки у подростка психологи советуют придерживаться следующих рекомендаций:

  • Дать ребенку чувство защищенности, поддержки, не стесняться демонстрировать свою любовь, при этом перестать жестко контролировать, залюбливать.
  • Учить ставить перед собой реальные цели и шаг за шагом добиваться их.
  • Не решать все проблемы за подростка, дать возможность прочувствовать ответственность за свои поступки и действия.
  • Учить ребенка дисциплине.
  • Хвалить за реальные достижения.
  • Дать понять, что ошибки – это нормально: совершенные единожды, они дадут необходимый опыт и помогут избавиться от ошибок в будущем.

Неуверенность в себе

Состояние индивида, при котором он сомневается в своих силах, чрезмерно зависим от мнения и оценки окружающих, называют неуверенностью в себе. Ей подвержены лица независимо от половой принадлежности, возраста, финансового состояния и социального статуса.

«Способность действовать зачастую опережает готовность к поступку» (Андрей Липкин)

За неуверенностью скрываются недостаток знаний и умений, недовольство своим внешним видом или нежелание отвечать за свои поступки.

Признаки, характеризующие неуверенного человека:

  • избегает общения с людьми, боится оказаться в центре внимания;
  • постоянно напряжен, опасается совершить ошибку;
  • нуждается в одобрении и похвалах;
  • боится первым подойти, познакомиться, начать разговор;
  • сравнивает себя с другими, испытывая ущербность, неполноценность;
  • старается держаться в тени.

Неуверенность в своих силах мешает человеку выделиться из толпы, подчеркнуть индивидуальность, отстаивать свою точку зрения.

Что такое завышенная самооценка

Что такое завышенная самооценка? Под ней понимается переоценивание собственного потенциала индивидом. Другими словами, человек думает о себе лучше, чем он есть на самом деле. Вот почему говорят о том, что люди с завышенной самооценкой часто оторваны от реальности. Они необъективно оценивают себя, чаще всего замечают в окружающих недостатки, нежели достоинства. В некоторой степени это можно связать с нежеланием индивида видеть в других хорошее, на фоне чего они заметят собственные недостатки.

Завышенная самооценка – значит видеть за собой только достоинства, игнорируя недостатки. При этом другие люди кажутся слабыми, глупыми, недоразвитыми. То есть человек видит исключительно чужие недостатки, не обращая внимания на имеющиеся достоинства.

Однако не все так однозначно с завышенной самооценкой. Ее привлекательность заключается в том, что человек с такой самооценкой испытывает абсолютную уверенность в себе. Он в себе не сомневается, не унижает, не подавляет. Он уверен в собственных силах – это положительная сторона завышенной самооценки.

Отрицательной стороной могут выступать:

  1. Пренебрежение чужим мнением и интересами окружающих.
  2. Эгоизм.
  3. Переоценка собственных сил.

Отмечается, что завышенная самооценка, как и заниженная, может ввергать человека в депрессивное состояние. Это происходит при возникновении многочисленных неудач. А депрессивное состояние можно описать как «Я-, Вы-», то есть человек видит плохое в себе и в окружающих.

Объективный взгляд на Ваши возможности[править]

Из предудыщей главы стало ясно, что память о Вас не останется в веках. От Вас останется тире между двумя датами. Потому что Вы ничего не можете.

Таким Вы представляете себя в мечтах.

Проверьте это. Попробуйте хоть что-нибудь совершить: купить Эфиопию, стать президентом США, или хотя бы немного заработать в интернете. Будьте упорнее, не оставляйте попыток. И ни в коем случае не отступайте от инструкции, чтобы Вам не в чем было себя упрекнуть. Где-то после 50-й попытки и Коту станет ясно, что дело не в невезении, а в Вашей неспособности сделать что-либо путное.

Что с Вас взять! Вы даже забить болт в бетонную стену не способны!

Вы всё ещё надеетесь, что в Вас есть что-то положительное? Тогда продолжим.

Факторы, влияющие на формирование самооценки

Неадекватная самооценка – это всегда плохо, она создает дискомфорт и проблемы и самому человеку, и его окружению. Но можно ли винить индивида в неправильном представлении о себе? Под влиянием чего формируется самооценка?

Социальные факторы

Основы самооценки закладываются в детстве, с того момента, когда малыш осознает свое «Я» и начинает сравнивать себя с другими детьми и взрослыми. Но в дошкольном, да и в младшем школьном возрасте дети еще не могут адекватно анализировать свои качества и свое поведение, поэтому оценочная сфера формируется полностью под влиянием взрослых. Помните, как у В. Маяковского: «Кроха сын пришел к отцу, и спросила кроха: — Что такое хорошо? И что такое плохо?»

Поэтому именно неправильные действия взрослых дают толчок формированию неадекватной самооценки. Вот некоторые из них:

  • несправедливые или чрезмерные наказания;
  • необоснованная и слишком частая похвала;
  • постоянное сравнение ребенка с другими детьми, чтобы показать его слабости, неумения, непослушание;
  • положение «царька» в семье или любимчика в школе;
  • подчеркивание и акцентирование внимания ребенка на его неудачах и промахах.

Детские психологи считают, что в целом похвала и поощрение приносят больше пользы, а постоянные выговоры и наказания – вреда. Дело в том, что отрицательные эмоции мы переживаем более сильно, чем положительные. И неприятные ощущения дольше хранятся в памяти и сильнее влияют на наше поведение. Так сложилось в процессе эволюции.

Мнение окружающих людей оказывает большое влияние на формирование самооценки и взрослого человека, особенно если речь идет о социально значимых людях, мнение которых для нас важно

Личностные факторы

На формирование самооценки влияют и индивидуальные особенности человека, своеобразие эмоций, темперамента, характера.

Люди с чувствительной психикой в большей степени переживают из-за своих неудач и из-за оценок окружающих, чем менее эмоциональные.

  • Человек, у которого преобладают черты меланхолика, склонен расстраиваться даже из-за незначительного случайного замечания и помнить его долго.
  • Флегматик, возможно, даже не обратит внимания на замечание.
  • Замкнутые, нелюдимые интроверты из-за оценок окружающих переживают меньше, чем общительные экстраверты. С другой стороны, экстраверты из-за их склонности к демонстративному поведению часто страдают от завышенной самооценки. Но и избегающие людей, предпочитающие одиночество люди нередко считают себя выше других, презирают окружающих, недостойных общения с ними.

То есть индивидуальные особенности личности, безусловно, влияют на формирование самооценки, но вектор ее задает прежде всего социальная среда. Есть и еще один важный фактор, связанный с оценкой человеком собственного «Я».

Уровень притязаний

Мы все стремимся к чему-то в жизни, ставим перед собой цели. И цели эти разные: кто-то хочет заработать на новую квартиру, кто-то создать собственную процветающую фирму, а для кого-то поездка к морю – предел мечтаний. Степень сложности, трудности цели или задачи, которую определяет для себя человек, и есть уровень его притязаний.

Так же как и самооценка, уровень притязаний может быть адекватным или неадекватным. Адекватным является такой, где цели соответствуют возможностям человека. Если выпускник школы со слабенькими знаниями и низкими оценками по ЕГЭ решит подавать документы в престижный столичный вуз, то у него явно неадекватный, завышенный уровень притязаний. А когда хороший ученик отказывается поступать в высшее учебное заведение, потому что боится провалиться, то уровень притязаний у него слишком низкий. И то, и другое плохо.

Формируется уровень притязаний под влиянием успехов и неудач, которые сопровождают человека на жизненном пути, и, в свою очередь, влияет на формирование самооценки. Ведь спортсмен, постоянно ставя себе планку, через которую он не сможет перепрыгнуть, очень быстро разочаруется в своих силах и в возможности добиться успеха. Да и заниженный уровень притязаний не способствует развитию самоуважения и веры в себя.

Но психологи все же считают, что низкий уровень хуже высокого и плохо влияет на формирование личности и ее положение в обществе. Он делает человека социально пассивным неудачником, не стремящимся к успеху.

Объективный взгляд на Ваши достижения[править]

Как сказано древними, всё познаётся в сравнении. Сравните свои достижения с достижениями окружающих.

Такое будущее Вам предсказывала мама.

  • Например, Билл Гейтс создал Некрософт, а Вы — нет.
  • Альберт Эйнштейн создал Теорию Относительности, а Вы — нет.
  • Бетховен написал 32 фортепианных сонаты, а Вы — даже «собачий вальс» не сыграете.
  • Хомский построил дерево, а Вам такое и в голову не пришло.
  • Маслоу нарисовал пирамиду, а Вы и на это не способны.

… всё впереди, говорите?

  • Галуа в 19 лет создал теорию групп, Лермонтов погиб в 26 знаменитым поэтом, Яша Хейфец и Женя Кисин ещё детьми прославились как великие музыканты — а сколько лет Вам? И что? Только и можете, что спеть «Раскинулось поле по модулю пять…», да и то фальшиво.

… Да Вы не с великими, Вы с простыми себя сравните.

  • Н. Н. в 20 лет стал генеральным директором ТОО «Рога и Копыта». А Вы?
  • У Л. 12 детей. И все рыжие в папу и веснушчатые в маму. А Вы не рыжий, не веснушчатый, а сколько у Вас детей?

Ничего-то Вы не сделали!

Виды и уровни самооценки

В психологии выделяется два вида самооценки: адекватная и неадекватная. Иногда еще говорят об оптимальной и неоптимальной самооценке, тем самым подчеркивая, что многим людям свойственно оценивать себя чуть выше среднего, и это скорее норма, чем отклонение. Другое дело, насколько высоко мы оцениваем себя.

Адекватная самооценка

Адекватная самооценка в той или иной степени правильно отражает способности и качества личности, то есть это представление человека о себе самом, которое соответствует реальному положению вещей. Подобные представления могут быть как со знаком +, так и со знаком −, ведь люди не идеальны. Например, когда человек говорит, что ему медведь на ухо наступил, это может быть не принижение собственных способностей в музыке, а их адекватная оценка.

Самооценка влияет на все поведение человека и на его отношение к себе и к другим людям. Так, при адекватной самооценке индивид:

  • правильно оценивает соотношение своих желаний и способностей;
  • ставит перед собой реалистичные цели, которые в состоянии достичь;
  • способен критически посмотреть на себя со стороны;
  • старается предвидеть результаты своих поступков.

Вообще для человека с адекватной самооценкой важны окружающие его люди. Но их мнение он тоже оценивает адекватно, больше ориентируясь на собственные представления о пользе или вреде своих действий.

Неадекватная самооценка

Неадекватная самооценка бывает двух видов: заниженная и завышенная. Степень неадекватности бывает разных уровней. Самооценки уровня чуть выше или чуть ниже среднего – довольно распространенное явление, и они почти не проявляются в поведении индивида, не мешают ему жить и взаимодействовать с окружающими. Определить отклонение в этом случае можно только с помощью специальных психологических тестов. А самооценка чуть выше среднего даже в коррекции не нуждается, так как человек вполне заслуженно может уважать и ценить себя, а самоуважение еще никому не мешало.

Но случается (и нередко), что самооценка далека от оптимальной и значительно выше или ниже среднего уровня. В этом случае она оказывает серьезное влияние на поступки человека и может приводить к неадекватному поведению и конфликтам с окружающими.

Индивидуальные особенности людей с завышенной самооценкой

Людей с чрезмерно завышенной самооценкой можно быстро заметить в любом коллективе – они стремятся быть на виду, всем советовать, всеми руководить и доминировать везде. Для таких людей характерны следующие особенности:

  • они слишком высоко оценивают свои возможности и свою значимость;
  • не воспринимают критику, и их раздражает чужое мнение, не совпадающее с их собственным;
  • часто имеют комплекс превосходства, считая себя во всем правыми;
  • подчеркнуто независимы и даже высокомерны;
  • отвергают помощь и поддержку окружающих;
  • в своих неудачах и проблемах обвиняют других людей или обстоятельства;
  • не замечают свои слабые стороны или выдают их за сильные, например, упрямство за упорство, а наглость за решительность;
  • часто отличаются демонстративным типом поведения, любят совершать поступки напоказ;
  • имеют склонность к эгоизму и пренебрежительно относятся к окружающим.

Встречается такое мнение, что лучше иметь завышенную самооценку, чем заниженную. Но тут все зависит от уровня – люди, слишком высоко ценящие себя, могут быть очень неприятны.

Заниженная самооценка

Людей с уровнем самооценки значительно ниже среднего не всегда можно сразу заметить, особенно в коллективе. Они не стремятся быть на виду и кажутся просто скромными. Но в процессе общения с ними открываются их далеко не самые приятные качества:

нерешительность и чрезмерная осторожность; зависимость от мнения других людей и постоянная потребность в их поддержке; стремление переложить ответственность в том числе и за свои поступки на плечи окружающих; комплекс неполноценности и, как следствие его, чрезмерная ранимость, обидчивость, неуживчивость; чрезмерная требовательность к себе и окружающим, перфекционизм; мелочность, мстительность и завистливость; страдая от низкой самооценки, они тем не менее стараются всем доказать свою «крутизну» и совершают неадекватные поступки.

Заниженная самооценка тоже делает людей эгоистами, только это эгоизм другого рода. Они настолько погружены в свои неудачи и одержимы жалостью к себе, что не замечают проблем своих близких. Очень часто те, у кого слишком низкий уровень самооценки, не умеют ни уважать, ни любить.

Общение это. Общение

Основой межличностных отношений является общение – потребность человека как социального, разумного существа, как носителя сознания.

Общение – это процесс межличностного взаимодействия , порождаемый потребностями взаимодействующих субъектов и направленный на удовлетворение этих потребностей. Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают, поскольку с увеличением объема информации более интенсивными становятся процессы обмена этой информацией, увеличивается число технических средств для такого обмена. Кроме этого, возрастает число людей, профессиональная деятельность которых связана с общением, т. е. имеющих профессии типа «человек – человек».

В психологии выделяют важные аспекты общения: содержание, цель и средства. Содержание общения – это информация, которая во время общения передается от одного живого существа к другому. У человека содержание общения гораздо шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, делятся своим опытом, умениями и навыками. Человеческое общение многопредметно и разнообразно по содержанию.

Цель общения – это то, ради чего у живого существа возникает данный вид активности. У животных это может быть, например, предупреждение об опасности. У человека целей общения гораздо больше. И если у животных цели общения обычно связаны с удовлетворением биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста и нравственного развития и др.

Средства общения – это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Информация может быть передана с помощью прямого телесного контакта, например тактильного контакта руками; ее можно передавать и воспринимать на расстоянии через органы чувств, например наблюдая за движениями другого человека или слушая производимые им звуковые сигналы. Кроме этих всех данных от природы способов передачи информации, у человека есть и другие, изобретенные им самим, – это язык, письменность (тексты, чертежи, схемы и т. д.), а также всевозможные технические средства записи, передачи и хранения информации.

Общение людей бывает вербальным и невербальным .

Невербальное – это общение без использования языковых средств, т. е. с помощью мимики и жестов; его результат – это тактильные, зрительные, слуховые и обонятельные образы, получаемые от другого индивида.

Вербальное общение происходит с помощью какого-либо языка.

Большинство невербальных форм общения у человека является врожденным; с помощью них человек добивается взаимодействия на эмоциональном уровне, причем не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многие из высших животных (например, обезьяны, собаки, дельфины) так же, как и человек, обладают способностью невербального общения с себе подобными. Вербальное общение присуще только человеку. Оно располагает гораздо более широкими возможностями, чем невербальное.

Функциями общения , по классификации Л. Карпенко, являются следующие: контактная – установление контакта между партнерами по общению, готовности к приему и передаче информации; информационная – получение новой информации; побудительная – стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий; координационная – взаимное ориентирование и согласование действий по организации совместной деятельности; достижение взаимопонимания – адекватное восприятие смысла сообщения, понимание партнерами друг друга; обмен эмоциями – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний; установление отношений – осознание своего места в системе ролевых, статусных, деловых и прочих связей общества; оказание влияния – изменение состояния партнера по общению – его поведения, замыслов, мнений, решений и прочего.

В структуре общения выделяют три взаимосвязанные стороны: 1) коммуникативная – обмен информацией между общающимися индивидами; 2) интерактивная – взаимодействие между общающимися индивидами; 3) перцептивная – взаимное восприятие партнеров по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Когда говорят о коммуникации в общении , то, прежде всего, имеют в виду, что в процессе общения люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, чувствами и пр. Однако в коммуникативном процессе происходит не просто движение информации, как в кибернетическом устройстве, а активный обмен ею. Главная особенность заключается в том, что люди в процессе обмена информацией могут влиять друг на друга.

Коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, и обмен знаниями, идеями, чувствами и т. д. предполагает, что такая деятельность организованна. В психологии выделяют два вида взаимодействия: кооперация (сотрудничество) и конкуренция (конфликт).

Итак, общение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения . Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В процессе межличностного общения люди сознательно или неосознанно влияют на психическое состояние, чувства, мысли и поступки друг друга. Функции общения весьма разнообразны, оно является решающим условием становления каждого человека как личности, осуществления личных целей и удовлетворения ряда потребностей. Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей и является важнейшим источником информации для человека.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]